Фильмы Тима Бертона с Джонни Деппом: 8 работ великого дуэта
Идеальный союз.
Тим Бертон и Джонни Депп – один из самых плодотворных и известных дуэтов мирового кинематографа. Их творческое партнерство, начавшееся в 1990-м с «Эдварда руки-ножницы», за несколько десятилетий превратилось в полноценную художественную вселенную со своим визуальным кодом, тональностью и типажами. Вместе они создали галерею образов, которые стали частью современной поп-культуры: от неуклюжего Эдварда и неистового Суини Тодда до меланхоличного Барнабаса Коллинза и эксцентричного Вилли Вонки. О них и поговорим сегодня.
🎬 Подпишись на наш канал про игры и кино: новости, инсайды и розыгрыши уже ждут
Эдвард Руки-ножницы

Год: 1990
Жанр: фэнтези, драма
Режиссер: Тим Бертон
Актеры: Джонни Депп, Вайнона Райдер, Энтони Майкл Холл, Дайан Уист, Кэти Бейкер, Алан Аркин и другие.
Рейтинг: IMDb: 7.8, Кинопоиск 8.0
Первой совместной работой Джонни Деппа и Тима Бертона стал фильм «Эдвард руки ножницы», идея которого появилась у режиссера, когда он еще был подростком. У юного Тима не получалось наладить отношения с окружающими, он чувствовал постоянное одиночество. Выражением этого стали рисунки худого, серьезного человека с длинными, острыми лезвиями вместо пальцев. «У меня было такое чувство, что люди просто не хотят со мной общаться», – вспоминал режиссер. Сценарий «Эдварда руки ножницы» написала молодая писательница Кэролайн Томпсон. Бертон нанял ее еще во время подготовки к съемкам «Битлджуса». Но запустить производство «Эдварда» получилось только после успеха «Бэтмена», который сделал режиссера звездой.
Визуальный стиль картины был создан на основе детских рисунков и воспоминаний Бертона. Ровные пастельные дома субурбии, аккуратные газоны, атмосфера всеобщего благоденствия и порядка.
Депп сыграл в картине главную роль – искусственно созданного человека, у которого вместо рук ножницы. Эдвард не чудовище, а робкий, чувствительный юноша, который живет в особняке таинственного изобретателя. История начинается после смерти создателя, когда продавщица косметики Пэг Боггс находит героя на полуразрушенной усадьбе и привозит в свой дом. Вначале Эдвард – удивительная диковинка, к которой все проявляют интерес и даже заботу, но вскоре его инаковость становится проблемой.
Ключевая идея фильма раскрывается через контраст подчеркнуто яркой и упорядоченной жизни субурбии с ее ритуалами, коллективным конформизмом, стремлением к «правильности» – и готическим, чуждым образом Эдварда. Он – аллюзия на чудовище Франкенштейна: чистое, честное и живое существо, противопоставленное искусственности, порочности и жестокости мира американской мечты, скрытой за красивыми одинаковыми фасадами.
Самые популярные персонажи Тима Бертона
Эд Вуд

Год: 1994
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Тим Бертон
Актеры: Джонни Депп, Мартин Ландау, Сара Джессика Паркер, Билл Мюррей, Патриша Аркетт, Джеффри Джонс и другие.
Рейтинг: IMDb: 7.8, Кинопоиск 7.6
Биографическая драма о «худшем режиссере всех времен» Эде Вуде. О постановщике, который снял в 50–60-е годы множество низкобюджетных трешовых картин в Голливуде, ходили легенды, часть из которых, несмотря на абсурдность, была абсолютно правдой. Например, Вуд снимал по 20–30 сцен в день, один из его фильмов спонсировал директор скотобойни, другую картину сняли на деньги баптистской церкви, и всей съемочной группе пришлось пройти в ней обряд крещения. А для одного из эпизодов фильма «Невеста монстра» Вуду понадобился осьминог, но из-за отсутствия средств он попросту украл резиновую куклу.
Бертона же в Вуде привлек образ эксцентричного романтика, влюбленного в собственное творчество: «Он писал о своих фильмах так, будто снимал «Гражданина Кейна», понимаете? В то время как другие воспринимали их как худшие фильмы на свете». Именно такого Эда Вуда и воплотил на экране Джонни Депп – яркого, харизматичного, эксцентричного и неуклюжего творца, который снимает кино так, как умеет.
«Эд Вуд» выстроен как сочетание биографической драмы, комедии и ностальгического послания старому Голливуду. Для лучшей передачи духа и атмосферы эпохи фильм был снят на черно-белую пленку. Бертон избегает жестких акцентов и явной сатиры, вместо этого он демонстрирует импровизационную энергию подпольного кинопроизводства 1950-х, где страсть к съемкам часто важнее результата.
Сонная Лощина

Год: 1999
Жанр: фэнтези
Режиссер: Тим Бертон
Актеры: Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Кристофер Уокен, Каспар Ван Дин, Кристофер Ли, Майкл Гэмбон и другие.
Рейтинг: IMDb: 7.3, Кинопоиск 7.9
В конце тысячелетия Бертон обратился к классике американской готики – он экранизировал рассказ Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине». Образ главного героя, констебля Икабода Крейна, изначально создавался именно для Джонни Деппа, хотя студия Paramount на раннем этапе настаивала на рассмотрении кандидатур Брэда Питта, Лиама Нисона и Дэниела Дэй-Льюиса.
В фильме рассказывается история нью-йоркского констебля, который отправляется в деревню Сонная Лощина, чтобы расследовать загадочную серию убийств, совершенных мистическим Всадником без головы. Икабод Крейн – наивный и подверженный приступам паники юноша. Он убежден в необходимости разоблачить преступника, кем бы тот ни оказался. Его научные методы расследования противопоставляются суевериям обитателей маленькой деревни. Холодная, приглушенная цветовая палитра, плотный туман и подчеркнуто театральная архитектура деревни формируют уникальное пастельное готическое пространство, которое стало узнаваемым визуальным кодом творчества Бертона. Помимо Деппа, в проекте участвовали давние актеры «бертонианской труппы», включая Тимоти Сполла и Кристофера Ли.
Бертон называл «Сонную Лощину» своим первым фильмом ужасов – жанром, в котором он давно хотел поработать: «Я никогда не делал ничего, что было бы больше похоже на фильм ужасов. И это забавно, потому что именно такие фильмы мне нравятся, пожалуй, больше всего».
Кино и сериалы, похожие на фильм «Сонная лощина»
Чарли и шоколадная фабрика

Год: 2005
Жанр: фэнтези, мюзикл
Режиссер: Тим Бертон
Актеры: Джонни Депп, Фредди Хаймор, Хелена Бонем Картер, Ноа Тейлор, Дип Рой, Дэвид Келли, Аннасофия Робб, Кристофер Ли и другие.
Рейтинг: IMDb: 6.7, Кинопоиск 7.6
Экранизация 1971 года не устроила Роальда Даля: писатель считал фильм чрезмерно мягким, слишком далеким от его сатиричного тона и с неверными акцентами. Поэтому, когда Warner Bros. в конце 1990-х попыталась получить права на новую адаптацию, семья Даля дала согласие лишь при условии полного творческого контроля с правом финального утверждения сценария, режиссера и актеров. Проект долго переходил от одного постановщика к другому, отчего какое-то время к картине был приписан даже Мартин Скорсезе, но он предпочел заняться «Авиатором».
Джонни Депп был единственным актером, которого Бертон рассматривал на роль Вилли Вонки, и эта идея появилась у него задолго до утверждения сценария. Однако режиссер держал в запасе альтернативу – Дуэйна Джонсона на случай, если Депп откажется. Музыку к картине написал давний соавтор Бертона Дэнни Эльфман, который создал одну из самых причудливых и многослойных партитур в своей карьере. Сценарий подготовил Джон Август, который работал с режиссером над «Крупной рыбой». Август стремился приблизить тон фильма к оригинальной книге, где фабрика Вонки – не просто фантастическое пространство, а моральный механизм, обнаруживающий слабости каждого ребенка.
Несмотря на широкое использование зеленого экрана, множество декораций создавались вручную. Наиболее впечатляющим построенным объектом стала «Комната шоколада» – ключевая локация фабрики с настоящими водопадами, рекой и ландшафтами.
По сюжету Чарли Бакет, бедный, но добрый мальчик, находит один из пяти «золотых билетов» и получает шанс посетить загадочную фабрику Вонки. Чарли отправляется на экскурсию вместе с четырьмя другими детьми, каждый из которых воплощает один из человеческих пороков.
Труп невесты

Год: 2005
Жанр: мультфильм, фэнтези, мюзикл
Режиссеры: Тим Бертон и Майк Джонсон
Актеры: Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Эмили Уотсон, Трейси Ульман, Пол Уайтхаус, Джоанна Ламли и другие.
Рейтинг: IMDb: 7.4, Кинопоиск 7.9
«Труп невесты» стал для Тима Бертона возвращением к покадровой анимации, к которой он не обращался со времен «Кошмара перед Рождеством». Производство фильма пришлось на один из самых интенсивных периодов в карьере. Работа над мультфильмом шла параллельно со съемками «Крупной рыбы» и последующей постановкой картины «Чарли и шоколадная фабрика». Этим объясняется и характерная для проекта творческая «семейственность»: режиссер собрал команду давних соавторов, включая Джонни Деппа и Хелену Бонэм Картер (они озвучили Виктора и Эмили), Дэнни Эльфмана, который отвечал не только за музыку, но и за вокальные партии, а также группу ключевых художников, которые работали над ранними проектами Бертона.
Интересным производственным моментом стало использование усовершенствованных кукольных механизмов. Впервые в бертоновской анимации применялись миниатюрные винтовые конструкции внутри голов персонажей, что позволило аниматорам создавать точные микровыражения лиц. Благодаря этому мимика Виктора и Эмили стала более пластичной, а эмоциональные сцены выразительнее. Кроме того, Бертон отказался от привычной для него темной палитры в пользу двухслойного визуального решения: мир людей изображен приглушенно и почти стерильно, тогда как подземный мир буквально сверкает красками и выглядит более оживленным.
Сюжет вращается вокруг Виктора Ван Дорта, скромного музыканта, который по нелепой случайности оказывается обручен с трупом невесты Эмили, когда репетирует свадебные клятвы в лесу. Подземный мир, вопреки ожиданиям, оказывается куда более дружелюбным и ярким, чем тусклый мир живых, но Виктор все же вынужден искать путь домой.
В чем суть мультфильма «Труп невесты»
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит

Год: 2007
Жанр: триллер, мюзикл
Режиссер: Тим Бертон
Актеры: Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Алан Рикман, Тимоти Сполл, Саша Барон Коэн, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Лора Мишель Келли, Эд Сандерс и другие.
Рейтинг: IMDb: 7.3, Кинопоиск 7.7
Экранизация бродвейского мюзикла Стивена Сондхейма и Хью Уиллера ознаменовала возвращение Тима Бертона к мрачной викторианской эстетике с холодной палитрой, сумрачными интерьерами Лондона и гротескной атмосферой, перекликающейся с «Сонной Лощиной». Для Бертона этот материал стал идеальным сочетанием мюзикла, трагедии и черной комедии. Режиссер перенес на экран историю мести и безумия, сохранив структуру театрального первоисточника, но сделал ее визуально более жесткой. Интересно, что Бертон практически отказался от танцевальных номеров – акцент сместился на драматические монологи и сцены убийств, которые выстроены как арии.
Работа над проектом сопровождалась несколькими важными творческими решениями. Во-первых, Бертон настоял на том, чтобы пели именно актеры. Во-вторых, команда художников создала стилизованный Лондон, напоминающий одновременно и декорации старинного театра, и реальные индустриальные трущобы. Мрачные улицы, паровые машины и скошенные перспективы должны были передавать внутреннее состояние героев.
В центре сюжета – Бенджамин Баркер (Джонни Депп), бывший лондонский парикмахер, который после пятнадцати лет каторги возвращается домой под именем Суини Тодд. Когда он узнает, что судья Турпин (Алан Рикман) разрушил его семью (изнасиловал и довел до самоубийства жену Люси, а их дочь Джоанну увез и держит взаперти), то решает отомстить. Он объединяется с миссис Ловетт (Хелена Бонэм Картер), владелицей лавки мясных пирогов, которая предлагает чудовищный план: убивать клиентов парикмахера и печь из их мяса пироги.
Бертон сознательно подчеркивает резкость и шокирующую яркость сцен убийств за счет комиксного подхода: струи ярко-алой крови контрастируют с поблекшей визуальной гаммой Лондона, что создает характерный «театральный» эффект.
Картина принесла Бертону «Золотой глобус» за «Лучшую комедию или мюзикл», а Джонни Деппу награду за лучшую мужскую роль. Эксперимент со стилем, сочетание мюзикла и готического триллера, а также изобретательная визуальная подача сделали «Суини Тодда» одной из самых мрачных, но при этом наиболее выразительных работ в карьере режиссера.
Каким вышел новый «Битлджус»? Возвращение того самого Тима Бертона
Алиса в Стране чудес

Год: 2010
Жанр: фэнтези
Режиссер: Тим Бертон
Актеры: Миа Васиковска, Джонни Депп, Хелена Бонем Картер, Энн Хэтэуэй, Криспин Гловер, Стивен Фрай, Майкл Шин, Алан Рикман и другие.
Рейтинг: IMDb: 6.4, Кинопоиск 7.1
Тима Бертона всегда привлекала гибкость литературного материала, и его «Алиса в Стране Чудес» стала именно тем случаем, когда классика превращается не в пересказ, а в самостоятельную историю. Бертон намеренно ушел в сторону от первоисточника: ему хотелось показать Алису в момент взросления, в состоянии выбора и сомнений. Поэтому действие перенесено в тот момент, когда героине 19 лет и ее принуждают к браку. Побег за Белым Кроликом превращается не только в возвращение в мир Чудес, но и в попытку избежать предопределенного пути.
Почти весь фильм снят на зеленом экране: художники выстраивали Страну Чудес как место с нестабильной географией, нарушенной перспективой и «живой» архитектурой, что соответствовало стремлению Бертона показать мир, который меняется под воздействием внутреннего состояния Алисы. Интересно, что режиссер настоял на том, чтобы актеры снимались среди хоть какой-то физической среды: многие предметы, реквизит и элементы костюмов гигантских существ делались вручную, чтобы артистам было проще играть в цифровой вселенной.
На роль Алисы искали актрису 17–18 лет юную, но способную выдержать драматическую нагрузку. Миа Васиковска стала настоящей находкой: актриса сочетала внешнюю робость и чистоту с широким драматическим диапазоном. Джонни Депп, который сыграл Шляпника, получил не типичную гротескную роль, а персонажа с выразительной эмоциональной аркой. Энн Хэтэуэй в образе Белой Королевы играла с намеренной манерностью – ее персонаж задумывался как пародийное отражение идеализированной королевской невинности.
Сюжет строится вокруг возвращения повзрослевшей Алисы в изменившуюся Страну Чудес, где она узнает о пророчестве: именно ей предстоит победить Бармаглота – чудовищного дракона под властью Красной Королевы.
Мрачные тени

Год: 2012
Жанр: фэнтези
Режиссер: Тим Бертон
Актеры: Джонни Депп, Ева Грин, Мишель Пфайффер, Хелена Бонем Картер, Хлоя Грейс Морец и другие.
Рейтинг: IMDb: 6.2, Кинопоиск 6.6
Последняя на данный момент совместная работа Деппа и Бертона. В ремейке культового готического телесериала «Мрачные тени» (1966–1971) режиссер объединил винтажную эстетику классического хоррора с фирменной экспрессивностью. Сценарий написал Сет Грэм-Смит, а инициатором проекта выступил Джонни Депп, который с юности обожал оригинальный сериал и мечтал сыграть Барнабаса Коллинза.
Для создания образа героя Депп черпал вдохновение из раннего кинематографа: прежде всего из облика Макса Шрека в «Носферату» и европейских немых хорроров. Он использовал жесткую пластику движений, неподвижный взгляд и манеру держаться, характерную для актеров 1920-х годов. Бертон поддержал эту идею и настоял на резко контрастном гриме – бледная кожа, густые тени, удлиненные пальцы, чтобы Барнабас выглядел как «человек вне времени», выброшенный из XVIII века прямо в 1970-ые.
В фильме рассказывается история Барнабаса Коллинза, богатого лорда XVIII века, который отвергает любовь ведьмы Анжелики. В отместку она убивает его невесту Жозетту, превращает Барнабаса в вампира и приказывает похоронить его заживо. Спустя два столетия, в 1972 году, Барнабаса случайно освобождают строители. Вернувшись в родовое поместье Коллинвуд, он обнаруживает своих потомков: хозяйку дома Элизабет, ее дочь Кэролин, брата Роджера и маленького Дэвида. Барнабас признается Элизабет в своей истинной природе, но остается в доме под видом дальнего родственника.
«Мрачные тены» выдержаны в полукомедийном ключе: Бертон сознательно играет на контрасте между готической трагедией персонажа и глянцевой поп-культурой 1970-х. В фильм вплетены саундтреки эпохи (от The Moody Blues до Alice Cooper, который появляется в камео), яркие костюмы и стилизация под американский суббарокко. Все это превращает картину в гибрид готического фарса и семейной саги, историю о возрождении рода, смешанную с историей вечного проклятия.
***
Что не так с «Очень странными делами»: первые впечатления от финального сезона
Лучшие экранизации «Франкенштейна»: есть фильмы с Де Ниро и Рэдклиффом



























