6 мин.

«Дом динамита»: политический триллер о последних минутах перед ядерным апокалипсисом

Кэтрин Бигелоу пугает мировой войной.

По версии титулованной Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», «На гребне волны»), последний акт перед ядерной войной будет выглядеть примерно так. 

В какой-то момент со стороны Тихого океана в сторону США вылетает ядерная ракета. Дорогостоящие радары то ли по ошибке, то ли по личному недосмотру пропускают момент взлета, поэтому почти невозможно понять, кто, откуда и почему направил оружие в сторону Америки. У военных остается примерно 20 минут, чтобы точно узнать, куда летит снаряд и попытаться сбить боеголовку. Но время тянется, к видеоконференции, где идет обсуждение нападения, по очереди подключаются все более и более высокопоставленные чиновники, вплоть до президента США. И все они вместе должны за несколько минут четко выработать план действий, понимая, что целью ракет станет город Чикаго.

«Лермонтов»: тихая драма о последних днях великого поэта

Главное о фильме «Дом динамита»:

  • Дата выхода: 24 октября 2025 года 

  • Жанр: политический триллер

  • Режиссер: Кэтрин Бигелоу («Повелитель бури», «На гребне волны»)

  • Актеры: Ребекка Фергюсон («Дюна», «Величайший шоумен»), Идрис Эльба («Большая игра», «Прослушка»), Гэбриел Бассо («Предчувствие», «Ночной агент»), Джаред Харрис («Шерлок Холмс: Игра теней», «Загадочная история Бенджамина Баттона»), Грета Ли («Трон: Арес», «Прошлые жизни») и другие.

  • Где смотреть: на Netflix

  • О чем фильм: последние 20 минут перед ядерным апокалипсисом.

Последние семь лет после выхода драмы «Детройт» сложились для Кэтрин Бигелоу непросто. В информационном пространстве то и дело появлялись слухи о новых проектах оскароносной постановщицы. Например, Бигелоу должна была снимать триллер о наркотрафике в Латинской Америке «Тройная граница» (проект ушел в другие руки), затем – «Аврору» по одноименному роману голливудского сценариста Дэвида Кеппа, драму про глобальное отключение электричества в США. Этот проект так и не реализовался.

И только в середине прошлого года голливудские инсайдеры начали писать, что Бигелоу наконец договорилась с руководством Netflix о следующей совместной работе – как раз о съемках «Дома динамита». В западном интернете ходит горькая шутка, что начальство стриминга в этот раз не смогло отказать Бигелоу, потому что представленный сценарий уж слишком напоминал современные геополитические игры.

И действительно, сложно придумать более подходящее время для релиза «Дома динамита», чем 2025 год. Бигелоу вместе со сценаристом с почти говорящей «ядерной» фамилией Ноем Оппенгеймом попытались пофантазировать в самом страшном смысле этого слова, какими будут последние «мирные» минуты существования современного мира.

В первые полчаса фильма сложно не то что отвести взгляд от происходящего, а даже перевести дыхание. Бигелоу – большой мастер саспенса и политических триллеров, она сразу берет зрителя за грудки и не ослабляет хватку. Список ее режиссерских инструментов для разгона саспенса и панического зрительского страха таков: псевдодокументальная съемка, дающая сумасшедший эффект присутствия, пилящая ушные перепонки струнная музыка композитора Фолькера Бертельмана, сухая чеканная речь основных героев и аккуратно выстроенное повествование. Первый акт «Дома динамита» можно вносить в учебники кинотриллера.

Но дальше начинает происходить неладное. По истечении первой трети фильма Бигелоу делает важный ход: пускает историю по новой, меняя зрительский ракурс и главных героев, как в «Расемоне» Акиры Куросавы. И спектакль запускается сначала: снова ручная съемка, но теперь в новых декорациях (от сверхсекретной базы на Аляске и Пентагона до овального кабинета), и снова пульсирующий саспенс, струнные, паника и страхи.

А еще через сорок минут Бигелоу проделывает этот трюк еще раз. В финальном акте к апокалипсису зритель будет готовиться в компании президента США и его свиты. В этой части «Дом Динамита» должен был набрать максимальную скорость и окончательно огорошить зрителя, но, увы, фильм перестает работать намного раньше.

«Трон: Арес»: Джаред Лето 2 часа пытается превратиться в человека

Но что могло пойти не так? На бумаге кажется, что эта циклическая структура картины должна волнами накрывать зрителя, который вместе с новыми и новыми персонажами будет все плотнее погружаться в события возможного ядерного апокалипсиса. На деле это полноценно работает только в первом акте, когда ты вместе с героями впервые узнаешь о катастрофе и ее подробностях. Потому что Бигелоу как будто игнорирует заветы Куросавы и его фильма 70-летней давности. В «Расемоне» каждая новая история героя добавляла деталей в основной сюжет, часто путая зрителя. До финала фильма было не до конца понятно, кто из персонажей лжет, а кто говорит правду.

В «Доме динамита» смена ракурса не добавляет ничего. Да, меняются действующие лица, места событий, мы в лицо узнаем все больше высокопоставленных чиновников и их родных. У кого-то болеет сын, другой наконец должен сделать любимой девушке предложение, третий просто звонит маме и говорит, что любит. Но все эти мини-сюжеты играют в фильме сугубо декоративную роль, никак или почти никак не влияя на центральную историю. А их главный посыл в том, что, как утверждает Бигелоу, в последние минуты существования все люди думают только о самых близких (что, скорее всего, красивое слезливое преувеличение).

Основная история тоже не развивается. Американские начальники начинают судорожно звонить коллегам в Россию и Китай, подозревать Северную Корею и легко спорить друг с другом о том, как им лучше действовать в сложившейся ситуации. Военные, разумеется, тянут одеяло в сторону лобового столкновения, чиновники же либо мнутся, либо просят президента не пороть горячку и подождать. Но все это тоже шум, попытка растянуть происходящее. И это Бигелоу, надо сказать, тоже удается мастерски. Последние 20 минут в истории человечества в ее руках превращаются в двухчасовой фильм по щелчку режиссерских пальцев.

Но чем дальше фильм развивается, тем становится все отчетливее понятно, что Бигелоу и история топчутся на месте. Декорации и герои меняются, но не меняется суть повествования: мы просто вновь и вновь наблюдаем, как разные люди начинают паниковать перед возможной ядерной угрозой. И если первые 30 минут это работает безотказно, то дальше лишь раздражает. Но главное: от такого бессмысленного бега по кругу начинает постепенно спадать и внутреннее напряжение картины. 

Более того, ближе к финалу, когда в сценарии появляются уж совсем голливудские сцены и обстоятельства и еще больше кинозвезд, дымка реализма – последнее, на чем строится львиная доля обаяния «Дома динамита», – окончательно рассеивается. Но тут не будем сильно придираться. Кино – коммерческий продукт, и снять его совсем без звезд, особенно такой титулованной постановщице как Бигелоу, в Netflix, думаю, просто бы не позволили. 

В «Доме динамита», конечно, есть и гуманистическая нотка. Бигелоу, устами экранного президента, очень аккуратно и впроброс пытается сказать, что надо жить мирно и дружно. Но эта, как и все достойные идеи, тонЕт в напряженном, но чудовищно однообразном спектакле паники и страха. И в Итоге для фильма-предостережения здесь слишком много суеты и повторов, а для голливудского блокбастера – маловато дури и фантазии.

«Дом динамита» вызывает противоречивые чувства. Возможно, в формате полноценной часовой серии какого-нибудь большого политического сериала фильм бы работал отлично, но для полного метра здесь слишком много повторов и мало свежих идей.

«Крушащая машина»: безыдейный фильм про MMA