24 мин.

Типы «дэрэ»: полный гид по архетипам персонажей в аниме и манге

А какой «дэрэ» сегодня ты?

В японской поп-культуре персонажи часто делятся на типы по манере поведения, особенно в аниме. Слова вроде «цундэрэ» и «яндэрэ» давно стали частью фанатского словаря и к 2025 году вышли далеко за пределы Японии. Ими описывают героев игр, западных мультфильмов и даже людей в реальной жизни. Чтобы вы не запутались в бесконечном множестве «дэрэ», мы подготовили понятный гайд по самым известным типажам. Сохраняйте в закладки, пригодится.

📌 Как Воронеж снова стал аниме-столицей: 4 дня на старейшем аниме-фестивале России

Так что же такое «дэрэ»?

Слово «дэрэ» (デレ) происходит от японского «дэрэдэрэ» (デレデレ). Так в Японии называют поведение влюбленного человека: румянец на щеках, застенчивую улыбку и желание быть рядом с объектом симпатии. По сути это означает «быть милым и теплым из-за привязанности к кому-то».

К базовому «дэрэ» добавляют разные префиксы, которые описывают, как персонаж ведет себя внешне. Получается формула из двух частей: каким героя видят окружающие и какие чувства он скрывает внутри. Например, персонаж может грубить и огрызаться (внешнее поведение), но делать это из-за того, что стесняется показать симпатию (скрытые чувства).

Все типы дэрэ подходят персонажам любого пола. Хотя термины изначально появились для описания женских героинь, хватает и мужских версий.

Главная пятерка

Цундэрэ (ツンデレ)

Король всех архетипов. Снаружи колючий, мягкий внутри.

Этот тип умер бы раньше, чем честно признался в чувствах. Грубость, сарказм и показное равнодушие прикрывают его симпатию. Такой персонаж делает что-то хорошее для объекта привязанности, но сразу же яростно отрицает любую заинтересованность. Слова расходятся с поступками: например, он может идеально приготовить комплексный обед и при этом буркнуть что-то вроде «просто продукты оставались, не думай лишнего». Позже он, разумеется, покраснеет от комплимента и крикнет: «Бака» (с японского: идиот). Объясняется такое поведение обычно страхом отказа, гордостью или неумением быть слабым. Грубость защищает от боли, ведь непризнанные чувства не отвергнут.

Условно можно разделить на жестоких (враждебные сначала, смягчаются со временем) и мягких (дружелюбные изначально, грубеют при намеках на романтику).

Примеры: Инуяша (Инуяша), Тайга Айсака (Торадора), Асука (Евангелион), Нацуки (Доки Доки Литературный Клуб).

Яндэрэ (ヤンデレ)

Психически нестабильный и одержимый.

Для них объект привязанности – единственный смысл существования. Готовы на все ради сохранения связи: убить конкурентов, похитить возлюбленного, навредить ему самому, лишь бы «быть вместе вечно». Причины разные: детская травма, склонность к насилию от природы, параноидальный страх потерять человека.

Распознать яндэрэ сложно, потому что наедине с объектом обожания они ведут себя идеально. Проблемы начинаются, когда в их жизни появляется кто-то третий, даже если это просто родственник или старый друг. Тогда яндэрэ показывают истинное лицо: «Если я не могу быть с тобой, то никто не сможет!».

Примеры: Тома (Амнезия), Юно Гасай (Дневник будущего), Сато Мацудзака (Счастливая сахарная жизнь), Канато Сакамаки (Дьявольские возлюбленные)

Кудэрэ (クーデレ)

Айсберг. Разговаривает монотонно, лицо почти не меняется, на шутки не реагирует. Окружающие думают, что это робот. На самом деле эмоции есть, просто спрятаны глубоко. Кудэрэ чувствует, но показывать не умеет или не хочет.

С объектом привязанности, впрочем, проявляет жесты внимания. То зонт в дождь принесет, то поделится обедом или отдаст куртку. Влюбленный кудэрэ может даже улыбнуться, правда, это случается раз в сезон и длится три секунды.

Примеры: Фрирен (Провожающая в последний путь Фрирен), Тоширо Хицугая (Блич), Цукисима Кей (Волейбол!!), Хомура Акеми (Девочка-волшебница Мадока).

Дэрэдэрэ (デレデレ)

Самые теплые ребята, которые открыто выражают эмоции.

Прямо говорят о чувствах, улыбаются, обнимаются, раздают комплименты. Не боятся выглядеть уязвимыми или навязчивыми.

Главное отличие от других открытых типов – спокойно относятся к тому, что объект симпатии общается с другими. Для них важнее всего счастье любимого человека, даже если он выберет кого-то другого.

Примеры: Ориxимэ Иноуэ (Блич), Наруто Узумаки (Наруто), Изуку Мидория (Моя геройская академия), Юи Хирасава (Кей-он!).

Дандэрэ (ダンデレ)

Почти всегда молчит и кажется холодным, но наедине с любимым становится ласковым, милым и заботливым. Редко говорит и с трудом показывает эмоции.

В отличие от кудэрэ, сильно переживает и нервничает внутри, не может заставить себя говорить. В комфортной обстановке понемногу раскрывается, однако процесс идет так медленно, что можно состариться в ожидании первого полноценного предложения.

Примеры: Коми (Коми не может общаться), Мику Накано (Пять невест), Хината Хюга (Наруто), Маширо Шиина (Кошечка из Сакурасо)

📌 «Сенэн», «седзе», «сэйнэн и дзесэй»: что скрывают жанры аниме?

Расширенные типы

Химэдэрэ (姫デレ) и Оудзидэрэ (王子デレ)

Хотят, чтобы с ними обращались как с королевской особой.

Капризные, командуют всеми, считают себя выше остальных. Химэдэрэ обычно означают женских персонажей, оудэрэ – мужских. Могут быть настоящими принцами или просто так себя вести из-за характера. Обожают указывать пальцем и говорить «принеси мне то», «сделай это», «а почему ты еще здесь стоишь».

Примеры: Сена Кашивазаки (У меня мало друзей), Тамаки Суо (Клуб свиданий старшей школы Оран).

Камидэрэ (神デレ)

Считает себя богом среди смертных, требует соответствующего отношения. Благодарите его за саму возможность находиться рядом.

Предельно высокомерный, жаждет поклонения. Смотрит на людей так, как нормальный человек смотрит на муравьев. Поэтому, когда влюбляется, впадает в кризис: как можно любить муравья? Это же бред. Но гормоны сильнее, из-за чего камидэрэ и страдает от противоречий. Впрочем, даже влюбившись, не перестает ощущать себя выше всех.

Примеры: Лайт Ягами (Тетрадь смерти), Лелуш Ви Британия (Код Гиасс).

Канэдэрэ (金デレ)

Классический золотоискатель, который интересуется только деньгами и статусом.

Игнорирует тех, от кого нет явной выгоды. Может измениться, встретив настоящую любовь, но для этого нужны время и серьезные причины.

Примеры: Нами (Ван Пис), Ами Кавасима (Торадора).

Бакадэрэ (バカデレ)

Глупый, неуклюжий и очень наивный.

Не хватает здравого смысла, поэтому персонаж постоянно попадает в глупые ситуации. Ведет себя по-детски, часто страдает от пранков, потому что верит абсолютно всему: «Если прыгнуть с крыши, вырастут крылья». 

Бакадэрэ может перепутать соль с сахаром, налить апельсиновый сок в кофе вместо молока и не понимать, почему получилось невкусно. Зато у них золотое сердце и способность радоваться самым простым вещам.

Примеры: Ацуко Кагари (Академия ведьмочек), Нацу Драгнил (Хвост феи).

Аходэрэ (アホデレ)

Совершенно не понимает намеков и чувств других людей.

До него не дойдет, даже если прямо сказать о симпатии. При этом романтичные жесты им не чужды, просто в моменте Аходэрэ и сами не понимают, что себя так ведут. Потом, впрочем, тоже не понимают. Иногда не осознают даже собственную влюбленность. «Ой, почему это я горю? Неужели температура?». 

Примеры: Аста (Черный клевер), Юкико Амаги (Persona 4).

Дарудэрэ (ダルデレ)

Ленивый, апатичный, постоянно жалуется.

Игнорирует всех, не хочет ничего делать, предпочитает сидеть дома. Для близких может заставить себя пошевелиться, но будет ныть весь процесс. «Зачем встречаться? Давай по телефону поговорим. Или вообще в переписке».

Примеры: Хотаро Орэки (Хьока), Томоко Куроки (Не моя вина, что я не популярна!).

📌 Откуда взялись дорамы и почему это не только мелодрамы?

Нэмуидэрэ (眠デレ)

Спит в любой непонятной ситуации. На уроке, в автобусе, во время разговора, на чужом плече, на полу, на столе. Можно начать с ними беседу, они ответят пару раз и засопят. Идеальный объект привязанности – подушка.

Когда активны, могут переделать кучу дел, в отличие от Дарудэрэ.

Примеры: Дороти Ансворт (Черный клевер), Кумин Цуюри (Чудачество любви не помеха).

Усодэрэ (嘘デレ)

Так часто врет, что сам забывает, где правда.

Манипулирует окружающими ради симпатии или контроля. Иногда и без злого умысла, просто иначе не умеет. После раскрытия вернуть доверие крайне сложно: когда усодэрэ пытается быть честным, ему уже никто не верит.

Примеры: Аи Хошино (Звездное дитя), Кагуя Синомия (Кагуя: В любви как на войне).

Дородэрэ (ドロデレ)

Милый снаружи, испорченный внутри.

Показывает только хорошие качества, пока им это выгодно. Потом переобувается. Может ненавидеть объект привязанности или испытывать противоречивые чувства, если вдруг ненароком влюбился.

Примеры: Саэко Бусудзима (Школа мертвецов), Дазай Осаму (Великий из бродячих псов).

Эродэрэ (エロデレ)

Открыто заигрывает со всеми, кто попадается под руку.

Часто бросает двусмысленные фразы и ведет себя соблазнительно. При этом внутри может оставаться романтичным и способным на искренние чувства. С тем, кого действительно любит, становится мягче и спокойнее.

Примеры: Лиза (Геншин Импакт), Алиса Лендротт (Смертоносный герцог и его черная горничная).

Хиякасудэрэ (ひやかすデレ)

Постоянно дразнит объект симпатии, но беззлобно. Флиртует шутками и легкими намеками. Внутри остается романтичным; иногда дразнит, чтобы скрыть настоящие чувства. Смущение другого для него в удовольствие.

Примеры: Холо (Волчица и пряности), Такаги (Искусный дразнила Такаги).

Садодэрэ (サドデレ)

Кайфует от унижения объекта привязанности.

Истинный садист, любит издеваться и манипулировать. В отличие от яндэрэ, делает это не из-за гиперопеки или страха потери.

Примеры: Куруми Токисаки (Свидание с жизнью), Хаясэ Нагаторо (Не дразни меня, Нагаторо-сан).

Мазодэрэ (マゾデレ)

Хочет, чтобы его обижали и унижали.

Мазохист, находит радость в собственных страданиях. Идеальная пара для садодэрэ.

Примеры: Даркнесс (Да благословят боги этот прекрасный мир), Кеко Хори (Хоримия).

Гудэрэ (豪デレ)

Относится к объекту привязанности как слуга к хозяину.

Готов на все без раздумий. Смесь цундэрэ (грубый характер) и яндэрэ (готовность на любые действия). Парадоксально, но эта чрезмерная преданность часто создает больше проблем, чем пользы. Гудэрэ может решить, что лучше знает, что нужно объекту привязанности, и начать действовать без спроса. Отказаться от такой любви сложно, потому что гудэрэ воспринимает это как личное оскорбление и удваивает усилия.

Примеры: Тору (Дракон-горничная), Икарос (Потерянное небо).

Ундэрэ (ウンデレ)

Персонаж, который во всем слушается объекта своей симпатии и соглашается почти со всем, чтобы не расстроить любимого. Говорит «ага», «угу» или «да-да» на любые просьбы или предложения, даже если это неудобно, лишь бы сохранить теплые отношения и избежать ссоры.

Примеры: Котори Минами (Лав Лайв! Школьный идол проект),  Майка Сакураномия (Бленд С).

Мэгадэрэ (メガデレ)

Изначально холодный и пугающий, но влюбившись, полностью меняется. Для объекта любви становится милым, ласковым и заботливым, никогда не причиняет ему вреда и использует свои силы только для защиты или радости любимого.

Примеры:  Анджелис «Анж» Икаруга Мисуруги (Кросс Энж: Рондо ангела и дракона), Аяко Такасу (Благословение богини для Мамору-куна).

Бокодэрэ (ボコデレ)

Сочетает застенчивость дандэрэ с агрессией цундэрэ. Легко смущается, особенно рядом с объектом симпатии.

От переполняющего смущения начинает бить того, кто его смутил, так как не способен справиться с эмоциями иначе.

Примеры: Читогэ Кирисаки (Притворная любовь), Махиру Инами (Вагнария).

Хадзидэрэ (恥デレ)

Сильно нервничает рядом с объектом симпатии, краснеет, теряет способность нормально говорить и может даже потерять сознание. Изо всех сил пытается скрыть смущение, но получается не всегда.

Примеры: Нана Эбина (Химото! Умару-чан), Харуна Сайрэндзи (Любовные неприятности).

Сюндэрэ (シュンデレ)

Почти всегда выглядит грустным без видимых причин. Есть два подтипа: реально депрессивные и те, кто прячет грусть за фальшивой улыбкой. Объект привязанности иногда может помочь раскрыться и почувствовать себя лучше.

Примеры: Мэй Мисаки (Иная), Рэй Кирияма (Мартовский лев).

Уцудэрэ (鬱デレ)

Похож на сюндэрэ, но грусть проявляется эпизодами, а не постоянно. Триггером обычно служит что-то, напоминающее о травматичном опыте.

Примеры: Чисэ Хатори (Невеста Чародея), Миранда Лотто (Ди.грей-мен).

Китидэрэ (キチデレ)

Опасен для всех, кроме объекта привязанности.

С любимым человеком ведет себя нормально и не пытается скрыть безумную сторону, потому что это его натура. Не переживает, что это помешает отношениям.

Примеры: Аки Цукино (Котоура-сан), Хитаги Сэндзегахара (Истории монстров).

Маядэрэ (マヤデレ)

Злодей, который переходит на светлую сторону после влюбленности в героя.

Изначально стремится навредить протагонисту или убить его. После перехода меняется к лучшему, хотя некоторые черты характера сохраняются.

Примеры: Тока Ятогами (Рандеву с жизнью), Леди Эсдес (Убийца Акамэ).

Специфические типы

Йоттадэрэ (酔ッタデレ)

Обожает алкоголь, редко бывает трезвым.

Личность может кардинально меняться в пьяном виде: тихоня становится громким, агрессивный превращается в плаксивого, холодный раскрывает чувства. С появлением объекта любви склонность к выпивке обычно ослабевает, но не исчезает полностью.

Примеры: Ясуко Такасу (Торадора), Кана Альберона (Хвост феи).

Бекидэрэ (病気デレ)

Страдает от смертельной или тяжелой хронической болезни, выглядит хрупким и обреченным.

Обычно очень добрый и милый, ценит каждый момент жизни. Истории с бекидэрэ часто заканчиваются трагически.

Примеры: Каори Миядзоно (Твоя апрельская ложь), Нагиса Фурукава (Кланнад).

Кеккондэрэ (結婚デレ)

Верит в любовь с первого взгляда и сразу хочет жениться, потому что не понимает концепцию свиданий. Зачем тратить время? 

Отношения поначалу неловкие, потому что партнеры почти не знают друг друга. Со временем могут развиться в крепкую связь.

Примеры: Юдзаки Наса и Цукиеми (Унеси меня на Луну), Джувия Локсер (Хвост феи).

Нянндэрэ (ニャンデレ)

Ведет себя как кошка, добавляет «ня» в речь.

Может быть некомими (получеловек-полукошка) или просто подражать кошачьим повадкам. У такого героя появляются ушки и хвост, когда он выражает эмоции, особенно сильные. Царапается, если злится, мурлычет, если доволен, требует почесать за ушком.

Примеры: Блэр (Пожиратель Душ), Ичиго Момомия (Токио Мяу Мяу).

Инудэрэ (犬デレ)

Энергичный, преданный, часто голодный и всегда рад видеть. Иными словами – пес.

Может быть инумими (получеловек-полусобака). Очень предан объекту привязанности, которого воспринимает почти как хозяина. Защищает близких от любой угрозы, реальной или воображаемой. Виляет хвостом (если есть), когда счастлив.

Примеры: Дэндзи (Человек-бензопила), Сигурэ Сома (Корзинка фруктов).

Одзедэрэ (お嬢デレ)

Почти идеальный кандидат в партнеры: нежный, добрый, воспитанный, как из сказки.

Ведет себя как принцесса из классической истории, но без высокомерия химэдэрэ. Улучшенная и облагороженная версия дэрэдэрэ. Говорит вежливо, двигается грациозно, заботится об окружающих. Настолько хорош, что кажется нереальным.

Примеры: Надэсико Фудзисаки (Характеры-хранители), Томое Дайдодзи (Сакура, собирательница карт).

Онидэрэ (オニデレ)

Считает себя демоном и ведет себя соответствующе.

Решительный, часто с признаками мегаломании и психопатии. Считается опаснее камидэрэ из-за непредсказуемости. Может быть настоящим демоном или просто верить в это.

Примеры: Римуру (О моем перерождении в слизь), Велтол (Повелитель демонов 2099).

Бочандэрэ (坊ちゃんデレ)

Богатый отпрыск, порой связан с криминалом (якудза, мафия). В таком случае занимает высокое положение в преступной иерархии. Может измениться ради человека, которого считает достойным защиты.

Примеры: Сиэль Фантомхайв (Темный Дворецкий), Дамиан Десмонд (Семья шпионов).

Хинэдэрэ (ひねデレ)

Циничный, пессимистичный, холодный и расчетливый. Тем не менее, способен на мягкость и заботу. Когда влюбляется, пытается рационализировать чувства и терпит неудачу, потому что любовь не подчиняется логике.

Примеры: Юу Отосака (Шарлотта), Хатиман Хикигая (Как и ожидалось, моя школьная романтическая жизнь не удалась).

Типы «гирэ»

Суффикс «гирэ» заменяет «дэрэ» и образуется от глагола «кирэру» – сорваться, взорваться от злости. Персонажи с этим суффиксом не обязательно связаны с романтикой, они просто склонны к агрессии и жестокости.

Цунгирэ (ツンギレ)

Цундэрэ без «дэрэ». Неприступный, опасный, взрывается от любого раздражителя. Вы не хотите быть его соседом.

Янгирэ (ワンギレ)

Яндэрэ без любви. Не верит в людей и хочет видеть, как мир горит. Не нужен романтический интерес, чтобы решиться на геноцид.

Почему дэрэ работают

Архетипы универсальны. В литературе и кино всех стран есть образы одержимого любовника, холодной красавицы или застенчивого тихони. Поэтому Дэрэ-язык удобен для описания персонажей – это проще, чем перечислять долгий список черт. Кроме того, если автор хочет поиграться с ожиданиями аудитории, он может сломать шаблон и создать действительно запоминающегося героя.

А какой «дэрэ» сегодня вы?

* * *

«Манга», «манхва», «маньхуа» – в чем разница азиатских комиксов?