5 мин.

«Фантастическая четверка» – проходное кино. Marvel снова слила потенциал

Несмертный Джо сказал бы: «Посредственность!»

Я рос во времена, когда Кевин Файги только начинал карьеру и еще не управлял киновселенной. Тогда все смотрели другую супергероику: «Спауна», «Людей Икс», «Блэйда», «Человека-паука» с Магуайром. Я по многу раз запускал те фильмы и до сих пор настойчиво поглощаю новинки. За десятки лет я не устал от супергероики, но пресытился посредственным кино, где нет талантливой идеи или филигранной реализации.

Увы, «Фантастическая четверка» – как раз из таких. И мне жаль: у Marvel были все козыри, чтобы снять нечто грандиозное!

Главное о фильме «Фантастическая четверка»:

  • Дата выхода: 25 июля 2025 года.

  • Жанр: фантастика, экшен.

  • Режиссер: Мэтт Шекман («Фарго»).

  • Актеры: Педро Паскаль («Одни из нас»), Ванесса Кирби («Корона»), Джозеф Куинн («Очень странные дела»).

  • О чем фильм: «Фантастическая четверка» успешно спасает мир, но вскоре встречает невиданную угрозу.

Сюжет разворачивается на альтернативной Земле, где нет «Мстителей» и злобных фиолетовых титанов. С полета «Фантастической четверки» в космос прошло уже четыре года. Режиссер быстро рассказывает, что тогда случилось, и ставит перед фактом: все обожают команду, она уже не раз спасала мир.

У самих героев все отлично: у Рида и Сью вот-вот родится сын, Факел дружелюбен и весел, а Существо вместо привычных страданий становится душой любой компании. Проблема в том, что нечто всесильное уже подбирается к планете и скоро всех уничтожит.

Враг опасен, но фильм вообще не о нем. «Ф4» – история о людях, их страхах и сделках с совестью. Это достоинство, ведь режиссер умело показывает, как обыватели в заботе о собственной шкуре отворачиваются от вчерашних любимцев. Как вынужденное, но все-таки зло разъедает душу. Как капля добра порой спасает мир.

Кино идет почти два часа, но экшен-сцены встречаются всего пару раз. В остальное время зрителя погружают в сложные взаимоотношения и ставят перед моральными дилеммами.

Темп при этом не страдает благодаря шуткам, жарким спорам и сложным выборам. В итоге ставка не на CGI-баталии, а на человечность работает. Проблема в том, что работает в лучшем случае приемлемо.

Приведу пример. В фильме есть сцена, где героиня Ванессы Кирби выходит к недовольной толпе и толкает речь. Она говорит о материнстве, связи всех людей, необходимости объединиться перед лицом общей угрозы – и растапливает даже каменные сердца. Посыл адекватный, снято прилично, но не покидает ощущение, что эпизод просто нормальный. Не думаю, что найдется зритель, который после речи расплачется или покроется мурашками

А знаете, где еще есть похожая сцена? Во второй «Дюне», где Пол вышел к толпе фрименов. Там каждое его слово впечатывало в кресло, бешеная энергия сочилась сквозь экран. В финале хотелось выбежать из зала и присоединиться к фрименам в их священной войне.

Вы, возможно, скажете: «Сравнивать «Дюну» и Marvel неразумно!» А я отвечу: а почему бы и нет? У фильмов идентичный бюджет (около $200 млн) и вполне равный каст по уровню звезд. Вот только один фильм – искусство, а другой – одноразовый летний блокбастер. Там, где Вильнев выжимал из каждой сцены максимум, Marvel будто успокаивается, когда дубль выходит сносным.

📌Я плачу по мрачной DC Снайдера. На ее фоне «Супермен» – посредственность

Нереализованный потенциал виден во всей «Четверке». Взять Джулию Гарнер, которая играет Серебряного Серфера. Это одна из самых талантливых молодых актрис в Голливуде. Если смотрели «Озарк», знаете: нет задачи, с которой бы она ни справилась. Девушка бывает нежной и яростной, хладнокровной и психованной, удивительно умной и очаровательно простой. У актрисы безграничный талант, но как его используют? Минимально. Замените Гарнер на любую старлетку, и зритель ничего не заметит. Это странный подход: Marvel словно купила гоночный болид, но поехала не на трассу, а по раздолбанным деревенским дорогам.

С другими актерами похожая история. Все знают, что Джозефу Куинну достаточно пары минут, чтобы очаровать зрителя. Вспомните, как его героя презентовали в «Очень странных делах». Вызывающие речи, танцы в школьной столовой, тотальный эпатаж. Тогда парень не сделал ничего сюжетно важного, но уже обрел персональных фанатов. Тем временем его Факел в «Ф4» слишком обычный: он пару раз хорошо шутит, красиво летает по небу и имеет собственную арку. Но у Факела нет истинного звездного часа, который хочется вспоминать.

Своего великого звездного момента нет ни у Рида, ни у Существа, ни у кого-либо еще. Герои дерутся, ругаются, рискуют собой – и ни разу не делают чего-то грандиозного, чтобы зритель пустил слезу или восторженно заохал. Перед нами просто нормальные герои, которые совершают нормальные подвиги. Так и создают абсолютно нормальный фильм.

Даже от обыденности можно получить удовольствие. Особенно, если посмотреть перед сеансом ужасных «Капитана Марвел 2» и «Квантоманию». Увы, от фильма с такими бюджетом и кастом ждешь большего: пронзительной истории, грандиозных актерских работ, запоминающихся эпизодов. Всего этого в «Ф4» нет. И мне обидно!

Стоит смотреть?

Если отделить супергероику от остального кинематографа, «Фантастическая четверка» покажется хорошим фильмом. Но, мне кажется, жанру пора выйти из категории одноразовых развлечений и наконец стать искусством. Для этого есть все необходимое: солидные бюджеты, большие звезды на главных ролях. Так почему не дать этим звездам раскрыться и разорвать зрителю душу? Ответа, увы, нет.

* * *