23 мин.

От «Жмурок» до «Крестного отца»: 20 лучших гангстерских фильмов в истории

Загудаев выбрал лучшие фильмы про мафию.

Гангстеры и мафия – вечные герои криминального кинематографа. Даже пресловутый цензорный Кодекс Хейса, который действовал в Голливуде с середины 1930-х годов до почти конца 1960-х, лишь уменьшил поток фильмов про бандитов, но не приостановил его. И это во время, когда много чего криминального нельзя было показывать на экране, а картины даже про самых отрицательных персонажей следовало заканчивать морализаторским хэппи-эндом.

Сегодня я составил двадцатку самых великих, на мой взгляд, фильмов про гангстеров в истории кино. Но у этого топа есть несколько правил, которые необходимо проговорить вначале:

– Я старался выбирать фильмы непосредственно про мафию и с гангстерами в главной роли. Именно поэтому у меня, например, есть в списке «Бешеные псы», но нет «Криминального чтива», в котором тоже немало отрицательных персонажей, но есть и положительные.

– Не хотелось выпендриваться. То есть я бы мог вспомнить какие-то небольшие жемчужины жанра. Например, мой любимый фильм про бандитов из 1970-х «Друзья Эдди Койла», но все-таки хотелось собрать в топе самые сливки и безоговорочные шедевры.

– Несмотря на то, что большинство картин в топе голливудские, мне хотелось, чтобы в списке были фильмы из разных стран. Поэтому в нем оказались прекрасные картины из Италии, Франции, Великобритании и даже России.

Ну и самое важное: хороших гангстерских фильмов за всю историю кино было так много, что этот список можно было бы легко расширить в несколько раз, но не хотелось сильно растягивать статью. Это я к тому, что если вашего любимого фильма про мафию тут нет, ничего страшного – напишите о нем в комментариях.

А теперь приступаем.

20. «Жмурки» (2005)

У русского режиссера Алексея Балабанова были в карьере фильмы сильнее («Про уродов и людей», «Груз 200»), куда более любимые народом (дилогия «Брат») и наряднее («Морфий»). Но «Жмурки» – его безоговорочный комедийный хит, история про провинциальных российских бандитов, которая сразу полюбилась самой широкой аудитории.

В подчеркнуто гротескных «Жмурках» персонажи, как в хороших советских комедиях, разговаривают цитатами, обаятельно кривляются и разыгрывают криминальную историю, словно списанную с газетной хроники 1990-х. Но кайф этого на первый взгляд довольно поверхностного фильма Балабанова – в гармонии. Режиссер выдерживает в нем баланс смешного и пугающего, в одну минуту веселя зрителя очередной хохмой, в другую – с головой погружая его в провинциальную российскую хтонь. И кажется, что это сочетание идеально описывает криминальную Россию 1990-х, без которой в этом топе было бы пустовато.

19. «Донни Браско» (1997)

В карьере Джонни Деппа и тем более Аль Пачино есть немало гангстерских фильмов. О некоторых мы даже еще поговорим в этой статье дальше. Но «Донни Браско» выделяется на фоне более классических и монументальных картин. Пожалуй, это самый камерный фильм в нашем топе – история мнимой дружбы и предательства в одном флаконе.

История посвящена агенту ФБР Джо Пистону, которому начальство поручает внедрится в одну из итало-американских преступных группировок. Делает он это через стареющего «Левшу» Руджеро, втеревшись к нему в доверие. Далее перед нами разворачивается классический сюжет об агенте под прикрытием и его ни о чем не подразумевающем менторе, быте мафии и криминальном Нью-Йорке. Но Аль Пачино и Джонни Депп в своем прайме настолько искусно разыгрывают эту довольно предсказуемую историю, что она разворачивается в сторону личных взаимоотношений и становится щемяще трогательным рассказом о приятельстве двух бандитов на фоне их криминальной карьеры.

18. «Двойная рокировка» (2002)

В этом топе из Азии могли появиться самые разные фильмы – от боевиков Джона Ву до сложных картин Джонни То. Но я все-таки выбрал «Двойную рокировку» – изумительную криминальную драму о двойных агентах, которую многие узнали только после выхода скорсезевских «Отступников», которые в свою очередь являются ремейком этого азиатского фильма.

События оригинала разворачиваются в Гонконге. Боссы местной мафии внедряют своих агентов, будучи еще юношами, в местные правоохранительные органы. И вот однажды один из них узнает, что в уже в самой мафии завелся «крот».

«Двойная рокировка» – криминальный фильм большой эмоциональной глубины, который работает на нескольких уровнях. Это и захватывающая история о мафии и полиции, и сюжет о дуализме в природе и обществе. Есть и те, кто подмечают в нем критику и проблемы пост-колониального Гонконга, а также идеи буддизма. Но в первую очередь это мастерская картина о противостоянии добра и зла, снятая с узнаваемым азиатским колоритом. Мартин Скорсезе не раз признавал, что несмотря на весь успех «Отступников», ему не удалось переплюнуть оригинал.

17. «Пророк» (2009)

«Пророк» Жака Одиара – единственный фильм в списке, события которого почти целиком происходят внутри тюрьмы. Главный герой – 19-летний арабский юноша Малик, который волею судьбы оказывается в местах заключения. И картина – история его становления внутри корсиканской мафии: от «шестерки» до одного из главных авторитетов.

«Пророк» – французский фильм, но снятый как будто в Голливуде. Это жесткое, бескомпромиссное и местами даже пугающее кино, но при этом абсолютно жанровое. По сути история Малика – еще одна вариация сюжета про американскую мечту, но разыгранная в стенах французской тюрьмы.

В 2009 году фильм получил 9 премий «Сезар» (до рекорда не хватило одной статуэтки), выиграл Гран-при в Каннах и претендовал на «Оскар» в иностранной номинации. Но главное: «Пророк» – главное доказательство того, что снимать мощное и захватывающее зрительское кино про мафию умеют не только в Голливуде.

16. «Гоморра» (2008)

Фильм Маттео Гарроне вышел в 2008 году и, в отличие от «Пророка», понравился аудитории не голливудской наигранностью, а наоборот – почти документальной честностью. Картина Гарроне основана на нашумевшей книге Роберто Савиано – по сути журналистском расследовании, в котором он во всех красках описывает зверства и преступления неаполитанской мафии Каморры. После выхода книги бандиты заочно приговорили Савиано к смерти, из-за чего ему пришлось несколько лет жить с полицейской охраной 24 часа в сутки. 

В «Гоморре» рассказывается о десятках героев, которые так или иначе были связаны с Каморрой в разные годы своей жизни. Большой акцент и в фильме, и в книге делается на молодежи, заметная часть которой вербуется криминальной группировкой еще в подростковом возрасте.

«Гоморра» снята ручной камерой, прекрасно имитирующей эффект присутствия при всех злодействах, которые показаны на экране, и не уступает в натурализме книге. Такая откровенность пугает и шокирует, но одновременно и завораживает. Но лучше особо впечатлительным этот фильм все-таки обходить стороной – он сильно далек от лощеных голливудских гангстерских лент.

15. «Порок на экспорт» (2007)

Мастер боди-хоррора Дэвид Кроненберг в середине нулевых неожиданно переключился на жанр криминального триллера. Сначала он снял «Оправданную жестокость» про провинциального семьянина, который дает отпор мафиози, а затем – проникновенный и стильный «Порок на экспорт» про русскую мафию в Лондоне. Сыгравший в обоих картинах Вигго Мортенсен даже погрузился в изучение русской тюремной культуры, чтобы выглядеть в «Пороке» максимально убедительно.

«Порок на экспорт» пленяет с первых кадров своей холодной жестокостью и таким же холодным визуальным стилем, добавляющим в картину нуарную эстетику. Фильм Кроненберга – еще одно сочинение на тему бессмертия мафии, которая здесь показана не как ячейка общества, а как почти природное явление.

Ну и, конечно, «Порок на экспорт» будет намного ближе и понятнее  российскому зрителю, чем любому другому. Тюремный жаргон, татуировки, мат, ломаная русская речь с «приколами» и все остальное – не очароваться этой нетипичной для Кроненберга, но блестящей картиной, просто невозможно.

14. Лицо со шрамом (1932)

Вышеупомянутый Кодекс Хейса вступил в силу в Голливуде в начале 1930-х годов. На большом экране сразу запретили и сильно ограничили показ всего, как бы сказали сегодня, взрослого контента – жестокость, криминал и секс. Но до принятия кодекса в Голливуде успели снять три гангстерских фильма по старым правилам. И в этот топ я выбрал самый знаменитый из них – оригинальное «Лицо со шрамом» Говарда Хоукса.

В фильме рассказывается история становления Тони Камонте как лидера одной из чикагских мафиозных группировок времен Сухого закона. Камонте – один из первых хрестоматийных гангстеров в истории кино. Сверхжестокий, не признающий авторитетов, голодный до власти до такой степени, что в какой-то момент это становится его главной уязвимостью.

Впоследствии на фундаменте той самой тройки гангстерских фильмов (остальные два – «Маленький Цезарь» и «Враг общества») вырастет целый жанр. И сегодня фильм Хоукса интересен не только тем, что это классное кино про мафию, но и своей исторической ролью и значением. 

13. «Подозрительные лица» (1995)

Сегодня если кто и знает Кристофера Маккуорри, то в первую очередь как постановщика последних частей шпионского сериала «Миссия невыполнима». Но его карьера 30 лет назад триумфально началась со сценария к камерному триллеру «Подозрительные лица» – одному из самых запутанных и неожиданных фильмов 1990-х. Главные герои – пятеро преступников, которые в разное время перешли дорогу легендарному и полумифическому персонажу, турецкому мафиози Кайзеру Созе. И теперь им нужно погасить долг перед ним.

«Подозрительные лица» вошли в историю, конечно, своей непредсказуемой развязкой, но если хорошо присмотреться, то в первую очередь это первоклассный детектив, прекрасно написанный и сыгранный пятеркой превосходных артистов. Бенисио Дель Торо, Стивен Болдуин, Кевин Поллак и особенно Гэбриэль Бирн с Кевином Спейси тут разыгрывают почти театральную пьесу – путанную, многослойную и с большим налетом фатализма. А финальный твист возводит «Подозрительные лица» в высшую лигу. Если еще не видели этот великий фильм, совет: остерегайтесь спойлеров.

12. «Французский связной» (1971)

По одной из самых знаменитых голливудских баек «Французский связной» появился благодаря Ховарду Хоуксу, да, тому самому режиссеру «Лица со шрамом», о котором я писал выше. Создатель будущего фильма Уильям Фридкин тогда жил с дочерью великого кинематографиста и на одном из семейных вечеров Хоукс честно признался, что все фильмы его возможного будущего родственника «паршивые». Он посоветовал снять ему фильм, где действие бы превалировало над всем остальным, а также – обязательно включить в него классную погоню. И Фридкин снял.

«Французский связной» – эталонный боевик времен Нового Голливуда. Напряженный, выверенный, при этом сделанный крепкой авторской рукой. Название картины отсылает к потоку наркотрафика, который был налажен из послевоенной Европы в США. В фильме рассказывается о двух нью-йоркских полицейских, которые работают в отделе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и сталкиваются с проблемой практически ежедневно.

«Французский связной» и сегодня – классика эпохи и жанра. Великая роль Джина Хэкмена, возможно, самый главный фильм в карьере Фридкина. 5 премий «Оскар» и культовый статус навсегда. К этому сложно что-то добавить, разве что погоня тут действительно отменная.

11. «Перекресток Миллера» (1990)

В конце 1980-х молодые тогда еще братья Коэн только искали свой собственный почерк, который окончательно сформируется в 1990-х. И, пожалуй, первой большой картиной в их карьере, которая окончательно подтвердила талант постановщиков, стала гангстерская лента «Перекресток Миллера». Фильм, в котором рассказывается о войне разных мафиозных кланов в США времен Сухого закона.

Стиль – первое, что приходит на ум при просмотре «Перекрестка Миллера». Молчаливые мужчины в фетровых шляпах, автоматы Томпсона, оправданная и неоправданная жестокость, атмосфера тотального беззакония и отчаяния США Великой депрессии. Прекрасные артисты на своих местах – Гэбриэль Бирн, Джон Туртурро, Альберт Финни, Стив Бушеми и другие.

Коэны признавались, что хотели снять фильм-оммаж романам Дэшила Хэммита, который прекрасно на страницах своих книг передавал дух Америки 1920-1930-х. Но, мне кажется, что они превзошли первоисточник. «Перекресток Миллера» – не просто фильм про гангстеров и Сухой закон, но и тонкая криминальная драма о новых порядках, которые неожиданно заставляют людей попрощаться с прошлой жизнью и впопыхах начать новую.

10. «Лицо со шрамом» (1983)

После оригинального «Лица со шрамом» Говарда Хоукса миновало почти 50 лет. Кодекс Хейса уже давно забылся, оттрубил и Новый Голливуд. И в начале 1980-х прекрасный режиссер Брайан Де Пальма снимает новую версию картины – жесткую и куда более современную (для того времени). Фильм о незаконных мигрантах, которые через Кубу отправляются в южные штаты США, чтобы построить там свою криминальную карьеру. 

«Лицо со шрамом» – бенефис Аль Пачино. Этот великий артист в нашем топе появится несколько раз, но кажется, что именно в фильме Де Пальмы он выдал свой лучший артистический перфоманс в карьере. Одна сцена с допросом из начала фильма чего стоит – в ней Аль Пачино превращается в натурального демона, сверкающего глазами и заигрывающего с таможенниками.

В остальном «Лицо со шрамом» – хрестоматийное выдающееся гангстерское кино. С огромным количеством персонажей, криминальной историей о силе и уязвимости власти, о блеске криминальных денег, которые обычно рано или поздно приводят к забвению.

9. «Убийство» (1956)

На заре собственной режиссерской карьеры и за десятилетия до своих главных фильмов Стэнли Кубрик выпускает картину «Убийство» – камерный криминальный фильм-ограбление. Это рассказ о нескольких преступниках и простых людях, жизни которых пересекаются в одной точке – они вместе задумывают обчистить кассу ипподрома сразу после скачек. На кону астрономические по тем временам деньги – 2 млн долларов.

Сегодня «Убийство» принято несколько отстраненно хвалить за рваное и нелинейное повествование – якобы именно Кубрик впервые в американском кино решился рассказывать историю таким образом. Этот прием станет, например, основой раннего Тарантино. Но вообще главное, что «Убийство» – просто чертовски классное кино.

Блестящий нуар на излюбленную жанровую тему – о том, как простые люди заигрывают с судьбой и пытаются одним днем изменить свою жизнь. К тому же «Убийство» – пожалуй, единственный выдающийся фильм в карьере Кубрика, который не утомляет зрителя многослойными смысловыми конструкциями. Это просто кино о том, как несколько мужчин пытаются ограбить ипподром. Но оторваться невозможно.

8. «Долгая страстная пятница» (1980)

Британский гангстер старой школы Гарольд Шенд за свою «карьеру» купил и поубивал десятки людей. Но в начале 1980-х он неожиданно решает стать легальным бизнесменом и намеревается перестроить один из лондонских районов для проведения будущей Олимпиады. В процессе выполнения своего плана он потихоньку начинает понимать, что привычный для него мир вокруг начинает рушиться – бывших подельников убивают, на него совершаются покушения, а где-то на фоне все больше недовольны инвесторы. 

«Долгая страстная пятница» – культовая британская лента, которая не только запустила карьеры Боба Хоскинса и Хелен Миррен, но и во многом сформировала принципы современного (на тот момент) английского кино про бандитов. Чуть позже в него добавит щепотку постмодернистского юмора Гай Ричи и построит на этом карьеру. Но «Пятница» – не про шутки или комичных гангстеров, это фильм про падение героя. Главный персонаж картины, чем дальше он пытается легализоваться, тем отчетливее осознает, что в новом статусе он по большому счету никому не нужен. Великая картина о крушении мечт, которое возможно даже в мире сурового криминала.

7. «Схватка» (1995)

Монументальная картина Майкла Манна о мужчинах на работе. История противостояния гениального полицейского (Аль Пачино) и такого же гениального преступника (Роберт Де Ниро), а также их свиты, которые ведут свою войну хоть на улицах города, хоть за столиком уютного кафе. Первое совместное появление двух великих артистов в одном фильме лицом к лицу (Коппола во втором «Крестном отце» сознательно развел их по временных эпохам).

Про «Схватку» Манна можно говорить много, но лучше просто включить ее и погрузиться в сложный мужской мир, в котором работа порой замещает всю остальную жизнь. Трагедия героев Пачино и Де Ниро не в том, что они встретились друг с другом, а в том, что в своем деле они не могут остановиться. Первый пока не поймает всех бандитов, второй – пока не украдет на безбедную жизнь. Именно в этом, а не в эталонных перестрелках, которые до сих пор никто, впрочем, не переплюнул, и кроется главный нерв этой невероятной со всех сторон картины.

6. «Казино» (1995)

«Казино» – трехчасовое художественное погружение Мартина Скорсезе в криминальную жизнь Лас-Вегаса. Главный герой картины – Сэм Ротштейн, ушлый менеджер казино «Танжер», который поднялся до этой должности с самых низов. За его спиной – мафия, которая, с одной стороны, поддерживает перспективного управляющего, с другой – требует с него все большей прибыли каждый года. Рядом – истеричка-жена, съехавший с катушек друг, а также полиция, которая десятилетиями копала под игорный бизнес в Лас-Вегас, управляемый криминальными группировками.

«Казино» – классика Скорсезе. Огромный (три часа) фильм с почти бесконечным количеством персонажей, подробно описывающий мир игорного бизнеса в США второй половины 20 века.

Когда «Казино» вышло в 1995 году, его все начали предсказуемо сравнивать со «Славными парнями», с которыми у картины действительно много общего. Но я предпочитаю воспринимать их как части выдуманной (мной) скорсезевской дилогии о мафии, которую он снял в начале и середине 1990-х. И тогда их схожие черты становятся не проблемой, а достоинством. Это, как часто у Скорсезе, величественное полотно не только о бандитах, но и о времени. И совершенно невероятная роль Роберта Де Ниро – одного из главных героев этого топа. 

5. «Однажды в Америке» (1984)

Еще одна великая масштабная картина, еще одна великая роль Роберта Де Ниро. Над «Однажды в Америке» итальянский режиссер Серджо Леоне, известный своим перфекционизмом, работал около 20 лет. И в процессе даже отказался от предложения экранизировать «Крестного отца», о чем жалел до конца жизни. Но он не хотел в своем творчестве ничего мифологизировать, и «Однажды в Америке» – фильм, который несколько деконструирует классическое гангстерское кино, а не только подчеркивает его известные всем достоинства.

В центре сюжета картины – истории пяти друзей еврейского происхождения, которые в начале ХХ века и во времена Сухого закона через криминальную карьеру движутся в сторону так называемой американской мечты. Но в отличие от того же Копполы Леоне в своем фильме не так однозначен в выводах и чуть более поэтичен.

Флешбеки, вальяжные опиумные вставки, вечная музыка Морриконе – конечно, все это выбивает «Однажды в Америке» из жанрового ряда фильмов про мафию, но не делает фильм изгоем. Наоборот, сегодня «Однажды в Америке» – неоспоримая база кино про мафию и один из самых узнаваемых фильмов жанра. 

4. «Город Бога» (2002)

Про итальянскую, еврейскую, ирландскую, американскую и даже русскую мафию снято немало картин в истории. Чего не скажешь про про криминал в Бразилии: до определенного момента если подобное кино и снимались, то ни одна из работ точно не получала мирового признания. Изменил все вышедший в 2002 году совершенно изумительный «Город Бога» Фернанду Мейреллиша. Страшный, жесткий фильм о том, как в южноамериканских фавелах зарождается бразильская мафия.

«Город Бога» обезоруживает своей честной жестокостью и чем-то отдаленно похож на уже упомянутую выше «Гоморру». Но если итальянский фильм был по духу ближе к документальному репортажу, картина Мейреллиша же – дитя криминального кино 1990-х. Тут есть что-то от Тарантино, что-то от зрелого Скорсезе плюс собственный колорит и узнаваемые уникальные декорации трущоб Южной Америки.

«Город Бога» – с одной стороны, еще одна узнаваемая история о том, как бедные люди через уголовку пытаются выбиться в люди – традиционный сюжет для бандитского кино. С другой – фильм о целом континенте, регионе, который как будто живет по своим правилами. Но главное: это очень живое, яркое кино, которое запоминается на всю жизнь.

3. «Славные парни» (1990)

Возможно, вершина гангстерского кино Мартина Скорсезе. В фильме, поставленном по роману Николаса Пиледжи «Умник», рассказывается история американского гангстера, а позже осведомителя ФБР Генри Хилла. Причем изнутри его профессиональной деятельности. То есть вместе со Скорсезе и Хиллом мы проходим все стадии его становления в мафиозных кругах – от роли «шестерки» в школе до одного из самых важных гангстеров в Нью-Йорке.

«Славные парни» – одна из вершин гангстерского кино. Обстоятельный, длинный, как всегда у Скорсезе, фильм как будто поделен на несколько важных секторов. В одном мы наблюдаем за карьерой Хилла, во втором – за другими героями, с которыми он взаимодействует, на третьем – за бытом и изнанкой италоамериканской мафии.

Скорезе, конечно, как никто другой в истории кино, умеет упиваться деталями и подробностями сюжета и эпохи, на которую положил глаз. Но в «Славных парнях» он делает это с особым блеском – от сцены в «Копакабане» и великой фразы Хилда о том, что он всегда хотел быть гангстером, до невероятной игры Джо Пеши и безупречно подобранной музыки – все в этом фильме идеально.

2. «Бешеные псы» (1992)

Конечно, в этот топ легко бы залетели сразу несколько картин Квентина Тарантино. Великое «Криминальное чтиво» или непонятная многими «Джеки Браун». Наверное, и «Убить Билла» бы не смотрелась лишней. Но все же именно «Бешеные псы» – невероятный дебют Тарантино, исключительно по моему мнению, заслуживает места в этом топе чуть больше, чем другие эффектные картины классика постмодерна.

Даже сегодня пересматривая «Бешеные псы», сложно поверить, что его снял по сути дебютант-самоучка. Шикарная открывающая сцена, такие рубленные, но яркие характеры, очень смелый формат повествования и, конечно, фирменные тарантиновские диалоги с россыпью фраз, ставшими крылатыми. В свете недавней кончины Майкла Мэдсена вспоминается еще и его танец – квинтэссенция Тарантино, его режиссерской жестокости и иронии.

«Бешеные псы» – великое кино про бандитов, в котором мы даже не видим преступления, еще один ход, за который хочется воспеть этот фильм. Это кино характеров, архетипов и опять же – мужчин за работой. А там, как известно, может произойти все что угодно.

1. «Крестный отец 1-2» (1972, 1974)

Две картины Фрэнсиса Форда Копполы обычно любят разделять в подобных топах. Но пересмотрев фильмы недавно, я в очередной раз пришел к мысли, что это не две картины, а две части одного монументального полотна об италоамериканской мафии. Фильмы сюжетно являются частями одного целого, но главное – они абсолютно схожи по атмосфере, темпу, языку. И самое важное: именно в связке они очень здорово раскрывают и основную историю, и характеры большинства персонажей целиком – причем не только основных.

Про «Крестного отца» так много написано, сказано и снято, что не хочется повторяться. Для меня это величайший фильм про мафию, про семью, про судьбу, про власть и про все, что с этим связано. Это кино о том, как трудно убежать от своей участи, о том, как семейные узы, не всегда являются спасением и жизненной броней, а наоборот – выступают причиной превращения человека в монстра. Это фильм о том, как иногда честь и ритуалы важнее родственных связей и даже любви. И о том, как сложно, взвалив на себя определенную власть, потом оставаться просто хорошим человеком. «Крестный отец» – лучший гангстерский фильм в истории, по моему скромному мнению.