«28 лет спустя»: как снятый на айфон хоррор затмил летние блокбастеры
Андрей Загудаев ставит «лайк» Дэнни Бойлу.
Спустя 25 лет с момента, как яростный вирус выбрался наружу, Великобритания все еще остается карантинной зоной. Военные патрулируют территорию с воды, а остатки выживших сбились в маленькие поселения по всей стране. Чуть больше повезло 12-летнему Спайку (Элфи Уильямс) и его семье. Их община проживает на острове, связанным с «большой землей» лишь каменным перешейком, который невозможно преодолеть во время прилива. Мать Спайка (Джоди Комер) тяжело больна, поэтому хозяйством и обучением мальчика стрельбе из лука занимается его отец (Аарон Тейлор-Джонсон).
Однажды он берет Спайка на боевое крещение – на охоту на материке. Во время вылазки они, разумеется, сталкиваются с разными видами зараженных, но главное – ближе к ночи мальчишка замечает высокий костер на горизонте. Вернувшись домой, он узнает от одного из местных, что там предположительно может жить врач (Рэйф Файнс), который гипотетически способен вылечить его мать.
Главное о фильме «28 лет спустя»:
Дата выхода: 20 июня 2025 года.
Жанр: хоррор
Режиссер: Дэнни Бойл («Миллионер из трущоб», «На игле», «Пляж»)
Актеры: Элфи Уильямс («Темные начала»), Джоди Комер («Главный герой», «Последняя дуэль»), Аарон Тейлор-Джонсон («Быстрее пули», «Довод»), Рэйф Файнс («Конклав», фильмы про Гарри Поттера) и другие.
Где смотреть: в кинопрокате.
О чем фильм: роман взросления, упакованный в обертку стремительного хоррора про зараженных
«28 лет спустя», как неуклонно подмечается в каждой второй рецензии на фильм, – название-обманка, чтобы сохранить стилистическую и смысловую цепочку имен картин внутри франшизы. Оригинальный фильм Дэнни Бойла с Киллианом Мерфи вышел в 2002 году, а это лишь 23 года назад. Но кто мы такие, чтобы придираться по мелочам.
Важно другое: первый фильм Бойла был нишевым прорывом, который вдохнул новую жизнь в жанр хорроров про зомби. Это был минималистичный, страшный фильм, где каждый элемент находился на своем месте и почти в идеальных пропорциях. Подобное сочетание и сделало «28 дней спустя» предметом культа у поклонников жанра. Фильм сняли на модную цифровую камеру начала нулевых, которая добавляла картинке зернистости и как будто натуральности, а почти все экшен-сцены (по меркам зомби-хорроров) поставили на ультразвуковых скоростях.
📌 «Балерина»: шумный, но бессмысленный спин-офф «Джона Уика»

Спустя 25 лет, конечно, удивить фанатов франшизы и вообще ужастиков намного сложнее. И новый фильм, с одной стороны, пытается это сделать: картина снята на несколько десятков айфонов титулованным оператором Энтони Дод Мантлом. Благодаря ему сверхчеткая, чуть пластиковая картинка «28 лет» гипнотизирует и пугает еще сильнее, чем «зерно» в оригинала. Особенно это проявляется в экшен-сценах, где использовались специальные приспособления с телефонами, расположенными по цепочке, для эффектных круговых съемок, которые добавляли в самые яркие эпизоды атмосферу видеоигр.
Но выбор «айфонов» в качестве основных камер – не только модный ход, но и небольшой технический эксперимент. Сам Дэнни Бойл перед выходом фильма рассказывал, как миниатюрные по современным киношным меркам камеры дали возможность авторам снимать там, где было бы сложно расположиться с большими устройствами. Насколько это притянуто за уши, решать вам, но в фильме действительно немало сцен, которые разворачиваются в замкнутом или довольно тесном пространстве.

Впрочем, фильм хорош не только в моментах с убийствами зараженных, но и между ними. Природа в «28 лет спустя» играет важную роль. Бойл и сценарист Алекс Гарленд как будто сознательно избегают человеческих построек, почти любого стекла и бетона, чтобы как можно больше сцен снять на открытом воздухе. И это тоже не просто стилистический штрих. Природа во франшизе – возможно, главный бенефициар пандемии, а ее очищение от влияния людей (по крайней мере, в зараженной Великобритании) – простейшая, но все еще действенная метафора недальновидности человечества.
Если отвлечься от визуала, то в центре фильма Дэнни Бойла легко распознать очередную историю взросления, рассказанную к тому же довольно грубыми и широкими мазками. Первое боевое крещение Спайка, размолвка с отцом, «уход» из семьи и «большое приключение», в котором он станет не мальчиком, а мужчиной. Если убрать из пересказа имена и обстоятельства, то эта сюжетная последовательность описывает подавляющее большинство подобных историй. Но эти сюжеты, простые и даже предсказуемые, продолжают работать.
📌 «Миссия невыполнима: Финальная расплата»: эффектный финал великой франшизы

Историю, заветренную литературой, кино и сериалами, Бойл с Гарлендом как могут освежают схватками с зараженными, видами британской природы, а также довольно мрачной психоделической концовкой, которая отсылает больше всего к «Апокалипсису сегодня». В ней появляется облитый йодом герой Рэйфа Файнса, а сюжет из романа взросления превращается в обезоруживающий монолог (или диалог со зрителем – это с какой стороны посмотреть) о смерти. И в момент, когда можно заговориться, навернуть многозначительности и пафоса, авторская группа стоит по струнке и бьет себя по рукам. Всей развязке Бойл уделяет всего несколько минут, и их оказывается достаточно, чтобы дотянуться до аудитории и не утомить ее.
Если поставить себе цель придраться к новой картине, то сделать это будет не очень сложно. Например, тут может искренне раздражить логика поведения некоторых героев. Некоторым, уверен, будет недостаточно экшена, другим – сюрпризов и какой-то исключительности, которая бы могла сделать «28 лет спустя», как и когда-то оригинальный фильм, картиной-событием.
📌 «Грешники»: обзор стильного хоррора про вампиров от режиссера «Черной пантеры»

Ну и важно понимать еще одно: «28 лет спустя» – старт трилогии (или дилогии, если два фильма соберут мало денег в прокате). И его, скажем так, открытый финал – мостик ко второй картине, которая уже снят другим режиссером, а не жирная точка в истории. Поэтому, возможно, фильм Бойла еще сильнее заиграет в связке с продолжением, которое, по слухам, будет снято несколько в ином стиле.
Но «28 лет спустя», даже держа в голове все претензии, – сверхтехничный, напряженный хоррор и в какой-то степени отличный летний блокбастер для всех, кого не пугают сверхреалистичные сцены с убийствами и расчленкой. Фильм Бойла идет почти два часа, но кажется, что минут 40. Такого стремительного темпа я не видел в большом коммерческом кино уже давно.



























