«Источник вечной молодости»: новое бесцветное кино от Гая Ричи
У Андрея Загудаева много вопросов.
Люк (Джон Красински) и Шарлотта (Натали Портман) – дети прославленного археолога и ученого Харрисона Пердью. В детстве они частенько отправлялись с отцом на археологические раскопки, проникаясь романтикой поисков древних ценностей. После его смерти их судьбы сложились по-разному: Люк продолжает дело отца, впрочем, часто переступая черту закона, а вот Шарлотта стала скучным куратором большого лондонского музея, завела семью и даже уже готовится к разводу.
Однажды их жизни вновь пересекаются: брат ворует из музея сестры картину Рембрандта, и та пускается в погоню. Но чуть позже Шарлотта узнает, что Люк на деньги стильного и смертельно больного миллиардера (Донал Глисон) ищет источник вечной молодости, чтобы спасти ему жизнь. Путь к источнику якобы зашифрован в шести шедеврах мировой живописи, и Шарлотта – идеальный кандидат, чтобы помочь им разобраться. Брат приглашает ее присоединиться и бросить скучную кураторскую жизнь, Шарлотта недолго сопротивляется.
Главное о фильме «Источник вечной молодости»:
Дата выхода: 23 мая 2025 года.
Жанр: приключенческий блокбастер
Режиссер: Гай Ричи («Карты, деньги, два ствола», «Большой куш», «Джентльмены»).
Актеры: Джон Красински («Тихое место», сериал «Офис»), Натали Портман («Леон», «Черный лебедь»), Донал Глисон («Звездные войны. Скайуокер. Восход», «Бойфренд из будущего»), Эйса Гонсалес («Министерство неджентльменских дел», «Малыш на драйве») и другие.
Где смотреть: Apple TV+
О чем фильм: команда археологов ищет источник вечной молодости по всему свету.
От редакции: вы в блоге Андрея Загудаева – автора телеграм-канала «Кроненберг Нефильтрованное» и одноименного канала на YouTube. Подпишитесь, чтобы не пропустить свежие обзоры на Кибере.
Прославленный (и очень любимый в нашей стране) британский режиссер Гай Ричи в последние годы набрал крейсерскую производственную скорость. Он снимает по несколько проектов в год и как будто не собирается останавливаться. Например, недавно стартовал сериал «Гангстерленд», где он выступил приглашенным режиссером стартовых эпизодов, сейчас вышел «Источник вечной молодости», а впереди у Ричи как минимум пять анонсированных проектов – от боевика «В серой зоне» с Генри Кавиллом до сериала про молодого Шерлока Холмса. Как Ричи все успевает – не очень понятно. Иногда кажется, что у него есть маховик из вселенной другого британца Гарри Поттера.
Но на такой скорости без потери качества не может работать ни один режиссер, даже Такаси Миике в лучшие годы. Очевидно, что иногда надо ждать осечки, а то и провалы. Увы, «Источник вечной молодости» – как раз такой случай.

Фильм начинается по-богатому. За первые 15 минут Ричи сваливает на зрителя две шумные погони и одну экшн-сцену, как будто задавая тон всему фильму и декларируя зрителю: перед вами большое приключенческое кино, пристегнитесь. Далее Ричи и сценарист Джеймс Вандербильт («Зодиак») потихоньку выстраивают каркас фильма, выписывают героев, их характеры и мотивации и вообще прокладывают сюжетные ниточки. И чем дальше, тем все становится хуже.
Актерам приходится играть по чудовищно написанному сценарию, который состоит либо из околесиц вроде «Вы ребенок, запускающий воздушного змея во время грозы, и гроза куда сильнее, чем вы думаете!», либо из шаблонов вроде «Вы выбрали комфорт и предсказуемый быт, но жизнь – это приключение!», либо из несмешных шуток, за которые в основном отвечает Джон Красински. Проблема в том, что у неплохого артиста напрочь отсутствует нужная харизма для приключенческого кино. Главные герои в жанре – храбрые ботаники (Кейдж в «Сокровищах нации», Хэнкс в «Коде Да Винчи) или обаятельные хулиганы (Форд в «Индиане Джонсе»). Красински предсказуемо хочет быть похож на последнего, но текст и персональная пластика ему сильно мешают. Из-за этого его Люк в фильме больше похож на бесстрашного идиота, чем на доблестного археолога. И к тому же довольно противного – его шутки и кривляния начинают бесить уже на исходе первого получаса картины.
Его пытается балансировать героиня Натали Портман. Тут тоже катастрофически плохо написанная роль, но, в отличие от Красински, в Портман есть недюжинный юмористический талант. Она здесь откривлялась на 10 фильмов вперед – можно снова окунаться в фестивальное и премиальное кино.
У остальных актеров не столько роли, сколько функции: Кармен Эджого и Лас Алонсо довольно скучно играют мозговой центр группы, Эйса Гонсалес и Ариан Моайед – хмурятся и позерничают перед камерой, но тоже получается скорее неловко, чем эффектно.

Вторая большая проблема фильма – контурно прописанные люди и обстоятельства. Во время просмотра вопросов к мотивации, координации, мыслям и идеями персонажей накапливается так много, что в какой-то момент тебе хочется просто нажать на «Стоп». «Источник вечной молодости» идет два часа, но Ричи, который действует впопыхах, будто всегда не хватает времени. Он прыгает от одной сцены к другой, чуть-чуть, словно для проформы, схематично очерчивает детали истории, но по-настоящему уделяет более-менее внимания только экшн-сценам. Однако как только шум от пуль и апперкотов тихнет, а герои начинают разговаривать, – сразу видно, как авторам неинтересно. Неинтересна история, собственные герои, неинтересен зритель.
На весь фильм лишь один (!) симпатичный эпизод, который выбивается из общего сюжета и хоть как-то раскрашивает его – сцена со Стэнли Туччи. Но чтобы здесь улыбнуться, надо обязательно смотреть фильм «Конклав».
Да, события фильма развиваются в разных уголках земного шара: Таиланд, Лондон, Египет и так далее. Да, это все похоже на старших коллег по жанру: загадки, история, неймдроппинг (на сей раз авторы сильно прошлись по живописи). Но фильму категорически не хватает главного – вдохновения и какой-то самозабвенной авторской веры в собственные придуманные приключения, без которых вся эта дорогая машинерия просто отказывается работать.
«Источник вечной молодости» перестает удивлять минуте к 20-й, к исходу первого часа тебе становится скучно, а в финале ты уже досматриваешь это в режиме «на износ». Фильм Ричи – это поверхностный пересказ всего приключенческого кино, но собранный совершенно без задора и увлеченности. Это набор клише (но это полбеды), абсолютно лишенный юмора (а вот это уже беда) и сюрпризов. Создается впечатление, что Гай Ричи снял «Источник вечно молодости» на ход ноги и отправился к следующему проекту.

И вот тут надо сказать главное: несмотря на всю мою желчь, «Источник вечной молодости» – это кино, которое идеально вписывается в современную стриминговую стратегию – не столько развлекать, сколько заполнять собой свободное время. Это не кино, а контент, который кому-то даже поможет скрасить пару часов перед телевизором. Но получите ли вы от него хоть какое-то удовольствие – очень вряд ли. Сегодня такое кино все чаще называют «фильмы с рейтингом N», подразумевая Netflix. Это профессиональная продукция, сделанная с минимальной авторской эмпатией, чтобы кино сильно не заругали и чтобы оно хорошо смотрелось на виртуальных полках стриминга.
Гая Ричи очень часто обвиняли в том, что он техничный режиссер без воображения, особенно за пределами сюжетов про британских гопников и мафию. К сожалению, его современная карьера (после «Джентльменов») это только доказывает.
Ближе к финалу «Источника вечной молодости» его герои все чаще начинают произносить одну и ту же мантру – что некоторые сокровища не должны быть открыты и найдены. Не буду столь категоричен, но уверен, что если и вы не «откроете» для себя новый фильм Гая Ричи, ваша жизнь никак не изменится.
* * *
Больше обзоров от Андрея Загудаева на Кибере:
«Грешники»: обзор стильного хоррора про вампиров от режиссера «Черной пантеры»
«Рейс навылет»: веселый одноразовый боевик в духе «Джона Уика»
































