Меня совсем не радует сериал «Одни из нас» – и это нормально
Топ-5 личных претензий.
Утром 14 апреля стартует второй сезон «Одни из нас», и у меня к сериалу очень противоречивое отношение. Я огромный фанат оригинальных игр, считаю Нила Дракмана гением, восхищаюсь «Чернобылем» (предыдущим проектом Крэйга Мейзина), мне нравятся Педро Паскаль и Белла Рамзи, но «Одни из нас» не приносит никакого удовольствия. Без сомнений, это качественное шоу, но как будто совсем не для меня. Я решил разобраться, почему, и составил список личных претензий к сериалу.

The Last of Us не нужна экранизация

Потому что в игре есть все, что должно быть в идеальном сериале. Структура сюжета – эпизодическая, сценарий лучше, чем в «28 дней спустя» (это слова самого Алекса Гарленда). Как в качественном кино, основной акцент — на внутренних изменениях глубоких и многогранных героев, которые к тому же сыграны прекрасными актерами, если и уступающими сериальным аналогам, то только в уровне раскрученности. Великолепная режиссура – как кат-сцен, так и геймплейных эпизодов, а после всех ремастеров визуально игра чуть ли не реалистичнее и уж точно сочнее и кинематографичнее, чем шоу.
📌 Депрессия, мизогиния, кровь и Bloodborne. Главное из документалки о создании The Last of Us Part II
Сколько бы вы ни сравнивали – нет ничего, в чем сериал HBO лучше оригинала. Впрочем, главный дьявол в том, что эта конкретная история лучше работает именно в формате видеоигры. Ей нужна агентность и интерактивность, чтобы мы были эмоционально вовлечены в сюжет, ассоциировали себя с главным героем, ощущали опасность во время сражений с зомби, чувствовали ответственность за принятые Джоэлом решения, сами спасали Элли. Поэтому, к примеру, многим было так тяжело выстрелить в доктора в финале первой части. Дракманн часто вспоминает письмо одного игрока: тот, дойдя до этого момента, на несколько месяцев отложил игру, чтобы осмыслить все произошедшее и смириться с поступком Джоэла.
Да, идеальным сериалом The Last of Us делает тот факт, что это видеоигра. Без агентности, эмоциональной связи с персонажем сюжет слишком скуп и лаконичен. Ему не хватает персонажей, событийности, а вся драматургия ограничена динамикой отношений двух главных героев. Точнее, событий там предостаточно, но однотипных – Элли и Джоэл попали в новую локацию, в которой куча зомби и рейдеров. Насыщенной и динамичной эту во многом однообразную историю делает геймплей, он же заставляет ярче ощущать каждый диалог и изменение в отношениях персонажей.
📌 The Last of Us – великая игра. А ведь ей уже стукнуло 10 лет!
Сериалу не хватает экшена, моментами его попросту скучно смотреть

Об этом у меня выходил отдельный текст, поэтому пройдусь по основным тезисам.
В сериале «Одни из нас» есть большая проблема. Нам продают экшен без экшена
Стандартная серия «Одни из нас» – это смесь документального фильма National Geographic и театральной постановки. Да, актеры великолепны, пейзажи прекрасны, музыка фантастическая, но можно хоть немного динамики, саспенса или элементов хоррора?
В «Одни из нас» удалось решить проблему лудо-нарративного диссонанса – теперь Джоэл, с трудом перелезающий метровый забор, не выкашивает толпы врагов в стиле киборга-убийы. Правда, цена оказалась слишком высока: все стало напоминать симулятор ходьбы в постапокалипсисе.
За восемь серий первого сезона показали три перестрелки, три столкновения с зомби и ни одного «вау-момента», не связанного с актерской игрой. Обе части The Last of Us переполнены запоминающимися, яркими и, главное, максимально кинематографичными экшен-сценами. И они нужны не только для веселья, экшен – отличный способ показать изменения отношений между персонажами, добавить происходящему драматичности и эмоциональности.
Сериал постоянно пытается убедить, что главные герои в опасности, что они на волосок от гибели – при этом саму опасность практически не показывают, лишь говорят: «Там полно зомби», «Там рейдеры», «Мы злая секта каннибалов».

Лишняя перестрелка или изобретательно снятая сцена погони не разрушит образ Джоэла как сломленного старика, не превратит сериал в попкорн-развлечение. Напротив, добавит атмосферности, эмоциональности и заставит зрителей сопереживать героям.
Сериал почти ничего не рассказывает о мире и не развивает вселенную The Last of Us
Одно из самых сильных сторон дилогии TLoU было то, каким реалистичным, цельным, живым и трагичным ощущался мир игры. Все это достигалось благодаря запискам и повествованию через потрясающе детализированное и проработанное окружение. Вообще, записки, как нарративный инструмент, принято ругать, но сценаристы и дизайнеры Naughty Dog добились, чтобы каждый заброшенный дом, здание, постеры на улицах, разговоры бандитов – все рассказывало истории о гибели этого мира.
Для меня чуть ли не самым эмоциональным моментом первой части была канализация под Питтсбургом. Ты шел по давно заброшенным помещениям – несколько записок, детские рисунки на стенах, едва заметные детали быта – здесь люди ели, тут спали, а вот так проводили вечера. Сложив все воедино, ты проживал трагичную историю о том, как вначале люди создали райское место внутри апокалипсиса, а потом погибли один за другим.

И вот этого мне очень не хватает в сериале, потому что он практически ничего не рассказывает об окружающем мире, не нагружает повествование интересными деталями, делающими окружение живым и реалистичным. На память приходит разве что «музыка из 80-х» как сигнал опасности в конце второй серии. Сеттинг в шоу Дракманна и Мейзина – лишь фон для сюжетного путешествия Джоэла и Элли.
📌 The Last of Us 3 не нужна. Дракманн, оставь Элли в покое!
Я ждал, что шоу через флэшбеки прошлого Джоэла, ведь в нем столько кровавого, жестокого и неоднозначного, покажет, как мир скатывался в пропасть. Или параллельно с основным сюжетом расскажет историю матери Элли. Выделив на это не одну сцену, а полноценную арку, параллельно раскрыв подробности о борьбе «Цикад» с Федрой. Опять же, сложная, интригующая история, которая добавила бы финалу объема и значимости.
Сериал заигрался в серую мораль
Кажется, Мейзина с Дракманном покусали продюсеры «Малефисенты» – иначе как объяснить это навязчивое стремление всюду впихнуть серую мораль и сыграть в «не все так однозначно»?
Да, эпизод с Биллом и Фрэнком вышел трогательным, смешным и трагичным. Это чуть ли не лучший момент шоу – ломает ожидания, рассказывает интересную историю, погружает в сеттинг. И на этом стоило бы остановиться.

Потом показали даму, словно из рекламы стирального порошка (Мелани Лински крутанская актриса), в роли лидера рейдеров Канзас-Сити. И вроде мысль понятна – в постапокалипсисе чудовищем может стать каждый, и у каждого на это есть причина. Только идея эта не то чтобы нова, да и реализация все-таки не слишком реалистичная.
Ближе к финалу сезона «Одни из нас» стали объяснять, что каннибалы до поедания людей дошли тоже не от хорошей жизни. И тут стало понятно, что требовать от зрителей сопереживать – ключевой и чуть ли не единственный прием раскрытия второстепенных персонажей в сериале. Кажется, появись в «Одни из нас» Гитлер, нам бы рассказали, как сильно он любил собак и первым в мире принял закон о защите животных.
Зачем каждый раз навязчиво повторять, что все неоднозначно, что мораль серая? Зрители не тупые, они понимают, что, борясь за выживание, люди способны на самые отвратительные и противоестественные поступки. Почему каннибалов не использовать, как в игре – для саспиенса, ощущения первобытного ужаса от рациональности и логичности человеческого безумия?
И ладно бы история про несчастных каннибалов развивалась постепенно – маленькими вставками на протяжении всего сезона, чтобы мы действительно успели проникнуться, понять, поверить. А тут все в пределах одного эпизода. Не удивляет и не трогает, только вызывает недоумение.

При этом в сериале практически не делается акцент на неоднозначности Джоэла, который, вообще-то, 20 лет грабил, убивал и совершил, по его же словам, множество ужасных поступков.
Педро Паскаль плохой Джоэл
Я искренне не понимаю, почему все прицепились к внешности Беллы Рамзи – она отличная Элли. Откуда вообще взялся миф, что в игре она красивая, милая девчушка, которой все слали стикер с совой Duolingo?
Тем более все возмущаются по поводу Элли, когда рядом с ней «так себе» Джоэл.
Проблема не в актерской игре или внешности Паскаля, причина в его имидже. Педро – один из самых успешных, популярных и, чуть ли не самый любимый актер современного Голливуда.
Глядя на Джоэла в сериале, я не вижу жестокого, сломленного контрабандиста, которого Элли вытаскивает из преисподни. Педро слишком успешный, слишком любимый, слишком sugar daddy, герой мемов, надежда Marvel и обладатель миллионных гонораров. И сериал совсем не стремится разрушить этот героический образ, потому что Паскаль – лицо шоу, и популярность «Одни из нас» отчасти держится на его славе.
📌 Лучшие мемы про Педро Паскаля: с Николасом Кейджем и Грогу
Хотя, именно неодназначность решения Джоэла в финале превращает сюжет «Одни из нас» в что-то по-настоящему великое. Главный герой меняется, становится лучше – и все равно совершает «плохой» поступок. Из-за собственного эгоизма он обрекает человечество на вымирание, спасая одну-единственную девочку.
Финал этой истории работает и вызывает искренние эмоции только, если мы видим в поступке Джоэла не только любовь и жертвенность, но эгоизм, страх потери и предательство Элли.
Педро Паскаля слишком любят зрители — и это отношение автоматически переносится на персонажа, делая его поступки автоматически правильными и единственно верными. Причем Мейзин с Дракманном постоянно культивируют эту мысль: «Думаю, Джоэл был прав. Если бы я был на его месте, надеюсь, я смог бы поступить как он, чтобы спасти свою дочь».
Ох, какой неожиданный поворот готовит второй сезон для фанатов Педро…
* * *
Меня тревожит второй сезон «Одних из нас». Но не из-за того, о чем вы подумали

































в сериале же ситуация обратная - за счет того, что в течение всего сезона не было столь масштабных перестрелок от Джоэла, в концовке у тебя появляются ровно противоположные эмоции и этот персонаж вызывает у тебя неприязнь в разы сильнее, чем это было во время прохождения игры
в остальном же да, сериал действительно слабее работает, чем игра, это правда, но за счет переноса сюжета в другую плоскость, резко играют другие акценты, что для меня еще больше раскрывает итоговый выбор Джоэла и делает историю глубже
Но тут сложно измерить для вас – вот вполне нормально. Мне же не хватило не хватило скорее ощущения, что сериал полон историй погибшего мира. Кстати в первой серии нового сезона они прям в ответ на мою претензию много Джексона показали, а в эпизоде с зараженными был стенд с "Лучшим работником месяца". Ну и прочих деталей разбросали по повествованию.
2. После первой серии нового сезона я готов снять часть претензий с Джоэлла. Мне все равно, кажется, что это плохой для сериала выбор. Но вот ранимость, потерянность нового Джоэла оч круто Педро сыграл.
3. И да пожалуй я соглашусь что Элли пока совсем не по характеру не внешне не изменилась и эта проблема. В игре чувствовалось что это более взрослый, осознанный персонаж.
Правда и Эбби пока совсем не убеждает. Она слишком нежная, ранимая, слабая и даже привлекательная.
Я даже начинаю думать, что на фоне такого отношения к Рамзи и ее персонажу, может получится, так что большая часть аудитории будет с самого начала на стороне Эбби. И это конечно критично для этой истории.
Я финал сериала на автомате смотрел, у меня уже никаких эмоций он не вызывал.