«Лазарь» – стиль, драйв и апокалипсис. Новый аниме-сериал от создателя «Ковбоя Бибопа»
Настолько хорошо, что лучше смотреть запоем.
Вышла первая серия «Лазаря» — аниме-сериала от Синъитиро Ватанабэ, автора культового «Ковбоя Бибопа». Рассказываю, каким получилось вступление к одному из самых ожидаемых анимационных проектов года.
Главное о сериале «Лазарь»
Дата выхода: 6 апреля 2025.
Жанр: фантастика.
Режиссер: Синъитиро Ватанабэ.
Актеры: Мамору Мияно, Макото Фурукава, Маая Утида, Юма Утида, Манака Ивами, Мэгуми Хаясибара и другие.
Где смотреть: Adult Swim.
О чем фильм: недалекое будущее. Ученый, создавший идеальное обезболивающее без побочных эффектов, объявляет, что каждый, кто его принимал вскоре умрет. Спасти человечество поручено специальной оперативной группе под названием «Лазарь».
В «Лазаре» полно вайбов «Ковбоя Бибопа», но это не самоповторы
Ватанабэ – один из самых влиятельных аниме-режиссеров в истории, правда, в первую очередь благодаря «Ковбою Бибопу», выпущенному в 1998 году. Космический вестерн под джазовый саундтрек Еко Канно, помимо популярности и культового статуса среди фанатов аниме, считается примером подлинного искусства даже теми, кто принципиально не интересуется японскими мультиками.
Добившись оглушительного успеха в самом начале карьеры, следующие 30 лет Ватанабэ создавал проекты, максимально далекие от «Бибопа». Его фильмография – синоним жанровой и тематической эклектики: самурайский боевик с хип-хоп вайбами, драма о школьниках, влюбленных в джаз, сюрреалистическая комедия о помешанном на женских прелестях охотнике на пришельцев.

Да, в начале нулевых постановщик также выпустил полнометражный анимационный фильм «Ковбой Бибоп», но это был всего лишь спин-офф, действие которого разворачивалось между эпизодами сериала. А сделал его Ватанабэ, чтобы помочь друзьям, недавно открывшим студию.
Японец, известный любовью к солнцезащитным очкам, ни в коем случае не отмахивался от наследия, но до «Лазаря» у него не было проекта, хоть сколько-нибудь перекликающегося с «Бибопом». Эти два проекта действительно очень схожи:
● постеры – явная отсылка к тому самому опенингу;
● сеттинг, в котором научно-фантастическое будущее смешано с модой, дизайном и антуражем Америки 90-х;
● обилие отсылок к поп-культуре.
А еще – новый протагонист, Аксель Жилберто, и вовсе похож на младшего брата Спайка Шпигеля: тот же циничный юмор, вызывающие манеры, кошачья грация, беспечная улыбка и небрежная элегантность.

Впрочем, несмотря на все параллели, «Лазарь» ощущается как полноценное и самостоятельное произведение с более светлой атмосферой, отсутствием нуара (пока!), явным акцентом на сквозной сюжет, а также паркуром и босановой, которые пришли на смену восточным единоборствам и джазу.
Единственная претензия к первой серии – она слишком быстро заканчивается
«Лазарь» – очередная вариация истории про бесславных ублюдков/отряд самоубийц. Команда сомнительных антигероев, несмотря на прошлые проступки, должна спасти человечество. Однако раскручивает этот архетипичный сюжет Ватанабэ нестандартным, почти противоестественным образом. Никаких профайлов с презентацией особых умений членов команды, обозначения ключевого конфликта, намеков на скрытые мотивы или клише про «искупить вину перед обществом».

Сначала – краткое сюжетное введение на пару минут о мире, подсевшем на чудодейственное обезболивающее, и ученом, который решил наказать человечество, погрязшее в гедонизме, насилии и загрязнении природы. Затем спецагент Хирш (местная Аманда Уоллер) прибывает в тюрьму, чтобы завербовать в «Лазарь» протагониста, осуждённого на 888 лет. После недолгого диалога Аксель сбегает, а дальше, вплоть до финала, только драки и погони. Серия пролетает со сверхзвуковой скоростью: только сделал первый глоток свежезаваренного чая — а уже финальные титры.
Все с идеально выверенным темпом, драйвовым экшеном, качающим саундтреком, сочной картинкой и раскрывающимися на фоне персонажами. «Лазарь» попросту – стильное, красивое и захватывающее аниме.

Качественная рисовка с атмосферными фонами, проработанными текстурами и чуть небрежными персонажами создают ощущение живого, реалистичного мира. Камера радует кинематографичными, красиво выстроенными кадрами, визуальными цитатами и отсылками к поп-культуре. Экшен – изобретательный, насыщенный и динамичный. Герой дерется с толпами врагов, совершает невероятные акробатические кульбиты, паркурит между высотками. Но самое главное – каждое действие ему дается с удивительной легкостью.
Персонажи, в которых, кажется, не получится не влюбиться
Чуть ли не главный талант Ватанабэ — умение рассказывать истории и раскрывать персонажей через действия, движения и едва заметные детали. У имени Аксель Жилберто явно бразильские корни, а культура латиноамериканской страны ассоциируется с праздником, карнавалом, развлечениями и весельем. Поэтому хореография движений протагониста вдохновлена капоэйра — боевым искусством, сочетающим акробатику и танцы под народную бразильскую музыку.
Аксель не наносит ни одного акцентированного удара, не проявляет жестокости — и через это Ватанабэ демонстрирует его расслабленность, доброту и жизнерадостность. А то, что он находится в постоянном движении, символизирует стремление к свободе и желание убежать от призраков прошлого.

Второстепенных персонажей зрителю представляют так же – без скучного профайлинга и объяснений. Для узнаваемости они напоминают стереотипных членов любой аниме-команды, но у каждого есть своя фишка, уникальная деталь. Ватанабэ мастерски превращает архетипичных и, казалось бы, предсказуемых героев в многогранные, живые образы. И команда «Лазаря» вполне может пополнить список его лучших творений.
Сексапильная блондинка Кристин — классическая роковая женщина. В первой серии она не только соблазняет, но еще стреляет, умиляется котику, шутит и гоняет на чертовски крутом байке. И это ли не претендент на вайфу года?

Вот девочка-отаку — хакер команды «Лазаря». Никто не рассказывает, что она в десять лет взломала сайт Пентагона или страдала от непонимания сверстников. Сначала мы просто видим, как легко она проникает на правительственный сайт, а затем наблюдаем, как девушка не умеет общаться с людьми. Характер персонажа раскрывается в лобовую через экспозицию, зрителю дают возможность все понять самому.
Стратег Дуг не только холоден, спокоен, просчитывает все на несколько ходов вперед, но и носит что-то наподобие камзола колониальной эпохи. Зачем? А вот вам и интрига!
У сериала большой потенциал
Все это сделано как бы между экшеном, даже без намека на настоящую драму и психологизм, которые обязательно появятся в сериале в будущем. Вообще Ватанабэ мастерски ломает ожидания. Его проекты – всегда эмоциональные горки, благодаря чему комедийные и трагические эпизоды ощущаются ярче и выразительнее.
Первая серия «Лазаря» стартует с фразы: «Вот так начинается апокалипсис». Библейские отсылки, мрачный тон, предзнаменования скорой гибели человечества. На контрасте с этим весь последующий эпизод – веселая, беззаботная, головокружительная погоня с шутками и комедийными вставками. А после идут мрачные, многозначительные и даже пугающие титры.

Конечно, делать выводы после единственной серии рано, но у «Лазаря» есть все шансы вырасти в по-настоящему яркое и эмоциональное приключение. У сериала интригующий сюжет, стиль, сочетающий узнаваемость с изобретательностью, отлично поставленные экшен-сцены и колоритные персонажи.
Единственное пока у шоу нет какой-то узнаваемой фишки, изюминки, мгновенно всплывающей в голове при упоминании названия. Наподобие культового опенинга «Ковбоя Бибопа» или противопоставления Дзина и Мугена в «Самурае Чамплу». Но впереди еще целый сезон. Дайте «Лазарю» время, чтобы затем провалиться и насладиться культовыми моментами, которые, как и обычно, будет в избытке.
***
Аниме по Devil May Cry не хватает стиля. Лучше бы я перепрошел игру
«Киностудия» – идеальный сериал для влюбленных в кино
«Minecraft в кино» – каноничная экранизация? Мы сравнили с игрой и удивились














