«Носферату» – главный хоррор 2024-го. Два часа дрожал от мрака и восхищался кастом
Главный шедевр Роберта Эггерса.
Если вручить Роберту Эггерсу самый жизнерадостный сюжет, он гарантированно наполнит его такими мраком и отчаянием, что зритель съежится и впадет в депрессию. Чего говорить об изначально жутком «Носферату», снять который режиссер мечтал со старта карьеры. Но сначала Эггерс набивал руку, делал имя, собирал фанатскую базу и лишь к 2024 году дорос до, пожалуй, главного фильма в карьере.
«Носферату» понравится не всем. Кто-то сочтет хоррор банальным и чересчур медлительным. Но если фильм попадет в настроение, покажется чуть ли не главным хитом минувшего года.


Главное о фильме «Носферату»
Премьера: 25 декабря.
Жанр: ужасы.
Режиссер: Роберт Эггерс («Маяк», «Варяг»).
Актеры: Лили-Роуз Депп («Кумир») Николас Холт («Безумный Макс: Дорога ярости»), Билл Скарсгард («Оно»).
Где смотреть: 21 января фильм вышел в цифре.
О чем фильм: герой Николаса Холта едет в Трансильванию, чтобы подписать договор, но попадает в ловушку.
Новый «Носферату» – ремейк одноименного хоррора 1922 года. Тогда экспрессионист Фридрих Мурнау экранизировал «Дракулу» Брема Стокера, но прав на роман не имел. В итоге Лондон поменял на вымышленный Висборг, а графа Дракулу – на графа Орлока. Это не помешало семье Стокера подать в суд и уничтожить практически все копии фильма. Но парочка чудом сохранилась – и сделала «Носферату» шедевром кинематографа.
Историю Эггерс пересказывает почти дословно. Прекрасная Эллен видит жуткие кошмары и твердит о возвращении великого ужаса, с которым как-то связана. Чтобы заработать и помочь девушке, ее муж берет подозрительный заказ – съездить в Трансильванию и подписать бумаги у эксцентричного графа Орлока. Вот только заказчик оказывается не человеком, а воплощением зла.

Дальше будут побеги из психбольницы, хаос в Висбурге и ровно такая же концовка, как в фильме 1922 года. Эггерс не пытается удивить, ему достаточно истории, которую все и так знают. Потому что секрет не в том, что рассказывает режиссер. Важно, как он это делает.
Над командой точно витала некая готическая муза, ведь каждый кадр в новом «Носферату» – безоговорочный шедевр. Взять освещение: густонаселенный город и при свете дня кажется обреченным, танцующие свечи в замке Орлока порождают странные тени и нагоняют жути, бушующий огонь наполняет сцены агрессией и безумием. И даже кромешная тьма, разгоняемая слабым фонарем, как будто самая обволакивающая на свете.
📌«Разделение» феерично вернулось. Это все такой же таинственный и безупречно снятый сериал

В плане визуала фильм совершенен. Постановка кадра, костюмы, утварь в немецких особняках, обшарпанные стены замка, безжизненные горы Трансильвании – все это, словно воронка, затягивает в пугающий мир и на два часа стирает реальность.
Я бы не назвал фильм традиционно страшным, однако внимание к декорациям, деталям и атмосфере вызывает некий глубинный сковывающий ужас. Взять Орлока, который не делает ничего невероятного. Пугает, убивает и приходит в кошмарах, но все это мы уже видели. Вот только граф все равно ощущается воплощением отчаяния. Что бы ни делали герои, подобное зло им не остановить – оно величественно подкрадывается и неизбежно раздавит.

Еще сильнее впечатляет актерская игра. Видели бы вы глаза Николаса Холта во время странствия по Трансильвании. Как он обеспокоенно подмечает первые странности, с каким ужасом встречает зловещую карету до замка. И как его взгляд переполняет чувство невыносимой обреченности, когда Орлок ведет светские беседы. Я видел много фильмов с Холтом, но такой феерии раньше не встречал.
Вампира играет Билл Скарсгард, он же Пеннивайз из «Оно». Если перед просмотром не заглянете на страницу фильма, вряд ли узнаете актера. Обескураживающий грим, сиплый голос, звериные повадки. Орлок может стоять в тени и не произносить ни слова, и все равно сведет с ума.
Хотя главная звезда – Эллен в исполнении Лили-Роуз Депп. Дочка Джонни Деппа выдает столь безупречный перформанс, что я бы без раздумий номинировал ее на «Оскар». Во время припадков ее тело неестественно изгибается, очаровательное лицо становится одержимым, каждая мышца пугающе трясется, глаза то и дело переполняет вселенская боль. Девушка одновременно божественная и демоническая. Только ради нее «Носферату» стоит смотреть.

Стоит смотреть?
Если любите хорроры, даже не задавайтесь таким вопросом. «Носферату» только вышел, но уже должен считаться классикой жанра. Потому что такие визуал и актерские работы – большая редкость.
* * *
































Лично мне понравился очень мрачный тон повествования, которым здесь пропитано все. Сама фигура Дракулы/Орлока лишена всякой человечности, это воплощение чистого зла - первобытного и грубого, лишенного какого бы то ни было налета романтизма, какой был, например, у Дракулы в исполнении Гэри Олдмана в классике 1992 года. Граф Орлок лишен человеческой индивидуальности, это черная материя, которая грубо сминает реальность, подчиняя ее своей потусторонней воле. Такой прямой, без ужимок и жеманничанья, взгляд на зло встречается в мейнстримном кино довольно редко.
Актерская игра на уровне. До Оскара тут далеко, но все отыграли свои роли очень прилично. Особо отмечу Уиллема Дефо, о котором в статье нет ни слова - если кого-то и выделять, то, на мой взгляд, именно его - матерый актерище, что тут скажешь.
Фильм, конечно же, стоит просмотра, это очень бережное и вдумчивое воссоздание классики, которая заиграла новыми красками.
Роберт Эггерс успел отметиться великолепной ’Ведьмой’ и сюрреалистичным ’Маяком’, и я подумала: вот он, возможно, единственный человек, который сможет поднять потопленный жанр готического хоррора со дна морского. Но нет, не случилось.
Я смотрела оригинального ’Носферату’. ’Носферату’ с Кински и Аджани. ’Дракулу’ Копполы. В общем, с бэкграундом великого графа более, чем знакома. И первая половина фильма идеально вторит краткому пересказу Стокера. Красивые локации, аутентичные православные церквушки, интересно сделанный злодей. Это потом я понимаю, что сценаристы забыли прописать ему хоть какую-то мотивацию, сделав из многообещающего образа картонного злодея. В 2025 году от сценаристов ждешь хотя бы хорошо прописанных персонажей.
По актёрам. Это главное разочарование фильма вообще. Лили-Роуз Депп играть не умеет вообще. Я не знаю, почему вдруг Эггерс отдал ей эту роль. Роль одержимой сложная; Изабель Аджани смогла ее вытянуть, Депп - нет. Кроме кривляний, судорог в одной части фильма, которые вызывали лишь испанский стыд и смех, и постного лица кирпичом в другой, не было ничего. Такие роли играют обычно женщины определенного склада характера, та же Аджани и по жизни экзальтированная дама. Ева Грин могла бы сыграть такое, потому что у нее опыт в этом (’Ужасы по дешевке’). Остальные - Николас Холт, Аарон-Тейлор Джонсон играли максимально незаинтересованно. Дефо сначала вывозил харизмой, потом плюнул на всё и скатился в клоунаду.
Кто единственный старался, так это Скаарсгард. Персонаж получился жуткий, и если бы сценаристы потрудились хоть как-то прописать персонажа, то и вообще получился бы интересный злодей. Ну а так - увы, концепт классный, на деле пшик.
В сценарии куча тупых сюжетных дыр, можно использовать вместо снастей для рыбалки. Фактически все вопросы повисают в воздухе. Зато виды красивые. И у аналога Ван Хелсинга есть котики.