Почему «Рипли» - талантливое кино? Нет, дело не только в Эндрю Скотте
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Данный текст можно назвать обзором или рецензией, можно мыслями на тему или личными впечатлениями. Я посмотрел «Рипли» - мини-сериал Стивена Заилляна, не так давно выпущенный под крылом Netflix. Теперь хочу рассказать, почему же я готов назвать эту работу по-настоящему талантливой.
Пара важных примечаний:
- сюжет я разбирать не планирую, но риск нарваться на минорные спойлеры имеется;
- я не был знаком ни с романом, ни с прошлыми экранизациями до просмотра «Рипли». Ниже чистейшее первое впечатление.
Что из себя представляет «Рипли»?

В художественной литературе существует такой любопытный повествовательный приём, основная суть которого заключается в том, что автор произведения бросает читателя в гущу событий без какой-либо предварительной подготовки. А дальше, прибегая к помощи различного ненавязчивого инструментария, даёт ему возможность самостоятельно познать и понять построенную вселенную: через какие-то отвлечённые диалоги, через множество маленьких деталей вокруг, полупрозрачные намёки. Думаю, это самое точное и лаконичное описание того, что из себя представляет мини-сериал «Рипли». Только в данном случае речь идёт о кино, поэтому применяемый инструментарий несколько отличается от литературного.
«Рипли» - кино для созерцателей

И это настолько же просто, насколько великолепно. Ведь какое главное преимущество кино перед той же книгой? Созерцание! И использовать данное преимущество внезапно можно не только для демонстрации сочной картинки, зрелищных взрывов и CGI-графики. Но и для передачи зрителю самого главного - истории. Не через слова или флэшбеки, не злоупотребляя диалогами.
Режиссёр «Рипли» Стивен Заиллян пользуется преимуществом своего жанра мастерски. Его работу нужно именно созерцать. И смотреть за происходящим на экране следует с предельным вниманием, жадно цепляясь взглядом за каждое движение в кадре. Потому что режиссёр, подобно автору хорошей книги, играет с нами в честную игру. Он уважает своего зрителя. Здесь любая - даже самая крошечная - деталь имеет значение. Нам не рассказывают историю Томаса Рипли, нам её показывают. В самом буквальном смысле.
Но почему ч/б плёнка?.. Я осмелюсь предположить, что, помимо очевидного «это стильно» и «нуар же», чёрно-белый формат был выбран по вышеназванной причине - важности созерцания. Яркие краски в кадре отводили бы внимание от самого главного, а в данной работе это совсем ни к чему.
Дьявол кроется в деталях

Томас Рипли не говорит о своих планах ни зрителю, ни другим персонажам картины. Здесь нет никакого закадрового голоса. Нам никто не разжёвывает, кто такой этот Том Рипли, чем он занимается и что замышляет. Нас просто забрасывают в середину одного из его будничных дней и предлагают понаблюдать за тем, куда завернёт дорога его жизни дальше.
Информация подаётся строго дозированно и натурально, через едва осязаемые детали: секундная яркая эмоция на лице, встревоженный взгляд, одно взволнованное движение или короткий разговор вне контекста. Более того, на протяжении достаточно длительной части общего хронометража в кадре не будет проронено вообще ни единого слова, - только Эндрю Скотт в действии.
Не знаю, как вы, но лично я от такого без ума. Крайне близкий моему сердцу подход. Я искренне считаю подобный подход признаком хорошего тона в литературе, не менее органично он ложится и на кино.
Эндрю Скотт - чистый талант

Представительницы прекрасного пола наверняка были рады появлению влюбившего в себя минимум половину планеты ролью Мориарти в «Шерлоке» мужчины в очередном проекте. Я же представитель непрекрасного пола, но тоже отнёсся с интересом, ведь Скотт не только красавец-мужчина, но и превосходный актёр. Здесь он это в очередной раз доказывает, ведь по сути своей «Рипли» - фильм одного актёра. Театральная сцена, предоставленная в личное распоряжение Эндрю Скотту. Творит он на этой сцене под стать стилистике всей картины: никаких надрывов, только точечные эмоции с большим вниманием к мелочам. И в данном случае дубляж, к сожалению, всю силу актёра не передаст, потому что часть тех самых мелочей кроется в его голосе.
Знаете, в английском языке часто используют выражение «to kill a role», оценивая сильную игру актёров. Что в дословном переводе будет звучать так - «убить роль»; а в литературном переводе примерно так - «убийственно хорошо сыграно». Я бы сказал, что здесь оно как нельзя кстати.

«Рипли» полон таких маленьких на первый взгляд, но очень и очень крутых при внимательном рассмотрении деталей. Это талантливая работа режиссёра, талантливая работа актёра и просто очень талантливое кино. Может быть, кино не для всех, но творческой ценности его этот факт нисколько не умаляет.
А вы уже смотрели «Рипли»? Я слышал противоречивые мнения, делитесь своим!
P.S. Кстати, подписывайтесь на этот блог, если он вам вдруг по каким-то причинам показался любопытным. Тут об играх и кино без ограничений говорим. Позже, возможно, создам телегу, где сможем пообщаться лично!)