«Мадам Паутина» провалилась. По тем же причинам, что и «Женщина-Халк» 2 года назад
Цифры и алгоритмы.
Релиз «Мадам Паутины» обернулся ожидаемым, но оттого не менее оглушительным провалом. За первые три недели проката картина заработала всего $91 млн и получила 3.7 балла на IMDb. Получилось настолько плохо, что некоторые зрители пересмотрели свое отношение к «Морбиусу». Теперь фильм с Джаредом Лето кажется просто посредственным блокбастером, к тому же не лишенным мемного обаяния.
Ярче всех о фиаско «Мадам Паутины» высказалась исполнительница главной роли Дакота Джонсон. По ее словам, сейчас в супергеройских фильмах нет места творчеству, а студии руководствуются исключительно «алгоритмами и цифрами».
«Зрители всегда распознают дерьмо». Дакота Джонсон выдала базу о современном Голливуде
«Так трудно снимать фильмы, а эти большие проекты – и маленькие в последнее время, что меня особенно пугает, – делаются целыми комитетами. Искусство плохо себя показывает, когда за него отвечает комитет. Фильмы создаются режиссерами и командой артистов, которые их окружают. Вы не можете создавать искусство, опираясь на цифры и алгоритмы».
Дакота Джонсон
Самое удивительное, что два года назад проблему, озвученную Джонсон, уже высмеяли в сериале «Женщина-Халк: Адвокат». Там фактически перечислили причины будущего провала «Мадам Паутины».
Как это показали в «Женщина-Халк: Адвокат»
Весь первый сезон «Женщины-Халка» – это необычный супергеройский сериал с постоянным ломанием четвертой стены и заигрыванием с аудиторией в стиле Дэдпула, странноватым юмором и повседневными проблемами женщины в теле зеленого гиганта. Однако в финале все сводится к стандартной решающей драке четырех «халков»: Беннера, Мерзости, Дженнифер Уолтерс и Тодда Фелпса (КорольХалк), формально антагониста шоу.
Главная героиня по всем канонам постмодернизма решает разобраться, почему так, и отправляется к сценаристам. На ее претензию, что шаблонная финальная битва не соответствует духу и сюжету сериала, сценаристы оправдываются, что так захотел «сам Кевин» и его решения не обсуждаются. На просьбу устроить с ним встречу ей отвечают, что «никому нельзя разговаривать с Кевином».
Женщину-Халка это не останавливает. Расправившись с охранниками Disney, она попадает в кабинет главного человека в Marvel Studios и узнает, что Кевин – это не Файги, а искусственный интеллект, утверждающий сюжеты всех проектов кинематографической вселенной. К.Е.В.И.Н., руководствуясь опросами аудитории и математическими моделями, уверен: зрители хотят в финале масштабную битву всех со всеми. Дженнифер просит отбросить алгоритмы и дать ей решать, каким будет финал. В итоге К.Е.В.И.Н. неохотно соглашается и переписывает кульминацию эпизода.
Фактически в последней серии создатели «Женщины-Халк» иносказательно заявили, что главными при создании фильмов и сериалов должны быть режиссеры, сценаристы, актеры, а не студии, которые руководствуются бизнес-решениями и маркетинговыми исследованиями.
Это отлично перекликается с претензиями Дакоты Джонсон к «Мадам Паутине».
«Женщина-Халк: Адвокат» – иллюстрация проблем современной супергероики
Именно релиз «Женщины-Халк: Адвокат» можно считать началом падения Marvel: слабые рейтинги, оценка 5.3 на IMDb (самая низкая среди всех шоу студии), «позорный» CGI и возмущения фанатов по поводу «повесточки», отголоски которого слышны до сих пор. Дженнифер Уолтерс невзлюбили так же сильно, как Капитана Марвел. Все это при бюджете шоу около $225 млн.
Сериал, безусловно, спорный, вторичный, с очень слабым центральным сюжетом. Однако здесь есть яркие, интересные и неформатные персонажи, крутые камео, неплохой юмор и отличные второстепенные арки. Шоу дает свежий и ироничный взгляд на жанр супергероики, подшучивая над всем – от фан-сервиса до ожиданий аудитории и самой Marvel.
«Женщина-Халк» – прикольный сериал, но этого никто не понял
Главная проблема «Женщины-Халка» в том, что это изначально странный проект, непонятно для кого снятый. Его не ждали фанаты, в его основе нет творческого замысла, он не двигает глобальный сюжет MCU вперед, как «Локи». Рождение шоу – результат бизнес-стратегии, основанной на маркетинговых исследованиях и желании заполучить новую аудиторию.
Сеттинг и основные темы «Женщины-Халка» намекают, что в Marvel хотели комедийный сериал о женщине в большом городе. В центре сюжета – независимая, сильная, но немного странная героиня, которая кое-как справляется с повседневными проблемами (работа, свидания, дружба, мода и отношения с семьей). Плюс много шуток про массовую культуру, бытовой сексизм и патриархальный уклад.
На языке корпораций все звучит великолепно: давайте сделаем супергеройский вариант популярного у женской аудитории сериала «Дрянь», а дальше расширим охват, повысим лояльность, максимизируем прибыль – в общем, профит.
В «Женщине-Халке» от шоу Фиби Уоллер-Бридж больше, чем от всей супергероики, вместе взятой. Чтобы вышел актуальный женский сериал, шоураннером позвали Джессику Гао, талантливую сценаристку (например, она написала эпизод «Огурчик Рик»), но без опыта руководства масштабными и дорогими проектами. На роль «Фиби Уоллер-Бридж с суперспособностями» взяли прекрасную комедийную актрису Татьяну Маслани (первая канадка, удостоенная «Эмми» в основной актерской категории).
Громкое интервью Тайки Вайтити о работе в Marvel: «Тор и супергероика мне были неинтересны»
Только у аудитории, в которую вроде бы целится шоу, уже есть «Дрянь», «Девчонки» и другие подобные сериалы. Гораздо более талантливые, оригинальные, смелые и откровенные, а не со стандартным для Disney возрастным рейтингом «14+». И они рассказывают о реальных проблемах современных женщин, а не зеленой гигантши.
Для аудитории кинокомиксов все еще хуже. В шоу мало экшена, зато много шуток над фанатами и заигрываний с поп-культурой. Ну а главным красным флагом, из-за которого фанаты Marvel бросили просмотр после пилота, стала актуальная «повесточка». С одной стороны, учитывая тему, героиню и общую концепцию, ее там столько и должно быть. С другой стороны, странно обвинять фанатов, которые хотели супергеройского приключения, а получили супергеройский «Секс в большом городе».
Спасти такой проект мог талант создателей и абсолютная творческая свобода, но Marvel показала себя классической корпорацией. Например, уже на постпродакшене сценарий был серьезно изменен. Изначально зрители узнавали, как Дженифер стала Халком, только в финальных эпизодах, а не в первой серии.
В результате «идеальное» бизнес-решение привело к сериалу, который никому не нужен. В следующие два года алгоритмы не сработали еще много раз, но провал «Мадам Паутины» доказывает, что голливудские студии и не думают останавливаться. Такими темпами скоро «Морбиус» станет классикой супергеройского кино.
Вот в корне не согласен. Это - момент, когда то что они летят вниз стало уже максимально очевидно. Но фундаментальные проблемы, которые являются причинами падения, были заложены задолго до этого. Выскажу даже смелое утверждение, что всё ещё началось до конца "Саги Бесконечности", просто разогнанный поезд хайпа было невозможно этим остановить. А вот после "Финала", когда надо было давать зрителям новые причины продолжать смотреть киновселеную - вот тогда то эти проблемы и всплыли.
Я выскажусь даже смелее – проблемы Марвел заложены в самой модели кинокомиксов – индустриальное воспроизводство искусства всегда заканчивается кризисом. А Марвел это в первую очередь завод. Тут конечно нужен не мой уровень "экспертизы", но мне все эти графики релизов, доминирование совета директоров в Марвел оч напоминают плановую экономику. Надеюсь, что появится какое-нибудь исследование на эту тему