Роман Волынский
Блог

«Темные очки» Ардженто – это эротический триллер? Разбираемся и советуем 4 лучших джалло

21 июля в российский прокат вышел новый фильм Дарио Ардженто «Темные очки». И на первый взгляд мэтр итальянского хоррора вернулся к излюбленному жанру 70-х годов – джалло. Роман Волынский разбирается, насколько новая лента пропитана духом старого кино и советует классические джалло-фильмы.

  

«Темные очки» рассказывают о римском маньяке-душителе, который охотится на эскортниц. Главная жертва – Диана (Иления Пасторелли) – слепнет в результате автопогони. Она прячется от вездесущего маньяка, буквально держась за руку китайского мальчика.

Строго говоря, новый Ардженто лишь опосредованно относится к джалло. Да, маньяк в фильме типичный джалло-убийца. С кожаными перчатками, черным одеянием, холодным оружием в руках и чулками на голове. Да, Ардженто все так же смакует акт хладнокровного убийства – и делает это без компьютерных технологий. Правда, смотрится это неоднозначно: то ли дешево, то ли классно.  

На этом пересечения заканчиваются. Сюжет в «Темных очках» больше похож на слэшер в духе «Хэллоуина» Карпентера. В классическом джалло главный герой жаждет самостоятельно выйти на маньяка и сорвать с него маску. А здесь зритель узнает личность маньяка в середине фильма. Вероятно, Ардженто подумал, что  прятать его ни к чему – ведь главная героиня ничего не видит.  

Но самое важное: новому фильму катастрофически не хватает стиля и эстетики классического периода. У ленты совсем не примечательная цветокоррекция, а камера и монтажные переходы потеряли молниеносность и рубящую эффектность. Однако в работе с саундтреком заметна эволюция: если в старых картинах о приближении убийцы говорила тяжеловесная синтезаторная музыка, то в «Темных очках» Ардженто использует современные техно-биты. Удачное решение, под них повествование играет новыми красками. 

«Темные очки» пропитаны нежной интонацией автора. Можно сказать, Ардженто впервые так переживает за одиноких героев – мальчика и женщину (которая стала ему матерью). Думаю, это прощальный реверанс в сторону итальянского кровавого триллера. Картина не берет новых вершин, но все же достойно смотрится на фоне шедевров. 

Что посмотреть из классического джалло? 

«Девушка, которая слишком много знала», 1963 

Режиссер Марио Бава – первопроходец в жанре. Сюжет «Девушки» стал ориентиром для большинства джалло-фильмов. Американская туристка случайно становится свидетелем жестокого убийства, которое совершил серийный маньяк. Находясь под сильным впечатлением, она берет на себя роль сыщика-любителя, чтобы выследить преступника. Хотя риск нарваться на смертельный удар высок. 

Эта картина − доказательство, что джалло-режиссеры умеют выстраивать детективную линию – и под конец удивить зрителя развязкой. 

«Птица с хрустальным оперением», 1970

Дебютная картина Дарио Ардженто. Американский литератор гуляет по ночному Риму. И вдруг видит, как за стеклом художественной галереи черная фигура убивает женщину. Шокирующая сцена не выходит из головы – и провидение заставляет литератора взяться за расследование.  

Здесь режиссер раскрывает эстетический и формальный потенциал джалло – c передовыми приемами саспенса и стильными убийствами. В фильме много перверсивных эпизодов, которые удивляют и по сей день. Пожалуй, мой любимый фильм Ардженто. 

«Кроваво-красное», 1975 

У «Кроваво-красного» типичная фабула для джалло-фильма. Судите сами: джазовый пианист попадает в сложную сеть заговоров после того, как на его глазах убивают девушку-экстрасенса. Звучит банально, зато как все поставлено! 

Эта картина – художественная вершина джалло в исполнении Ардженто. Здесь есть все самые будоражащие компоненты жанра: детективная линия, эротика и паранормальная мистика с жуткими куклами. Главную роль сыграл Дэвид Хеммингс, фотограф из «Фотоувеличения» Антониони.   

«Ящерица в женской коже», 1971

Дочери британского политика приснилась сцена насилия, в которой она убивает соседку-гедонистку. На следующей день героиню обвиняют в реальном преступлении. Запутанная история, в которой смешиваются сон и реальность.

Картина Лучио Фульчи экстравагантно блестит на фоне классического джалло. Серию эффектных убийств заменяют разговоры с психоаналитиком, вместо легкой эротики – оргии, а сюрреалистические сновидения задвигают классический саспенс на задний план. Короче говоря, удивительный суповой набор. Удивляющий, к тому же, твистом. 

* * *

5 крутых пасхалок в 4-м сезоне «Очень странных дел». Некоторые детали очень смелые

Как Джордан Пил стал королем хорроров 

 

1 комментарий
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Категорически не желаю признавать, что такие фильмы устарели и, что этот фильм вышел неудачным. Обязательно схожу в кинотеатр и посмотрю. Но больше всего бесит, что Ардженто обвиняют в сексуализации, в том, что он не смог порвать с прошлым. Нет, давайте будет снимать и смотреть фильмы про то, как каннибализм сходится с сексизмом. Это я про Свежатинку.
+1
0
+1
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий