Миньоны – денежная машина Голливуда. Выясняем, почему они так понравились зрителю
Разбираемся в феномене.
1 июля 2022 года в мировой прокат вышло продолжение анимационного фильма «Миньоны» c подзаголовком «Грювитация». Лента собрала за выходные $219 млн и вошла в топ-10 самых кассовых фильмов года. Но второй части все еще далеко до успеха оригинальной картины, которая в итоге собрала во всем мире 1,59 миллиарда долларов.
После колоссального успеха в 2016 году миньоны официально стали талисманом Universal Studios, – их локомотивом в индустрии развлечений и денежной машиной для Голливуда. В честь миньонов строят парки аттракционов и выпускают игрушки; изображения с ними лепят на любую продаваемую поверхность, а в интернете – делают мемы. Короче говоря, люди, в особенности дети, сходят по ним с ума.
Так что же особенного в этих желтых бочонках, и почему они всем так нравятся?
Кто такие миньоны и откуда они появились?
Миньоны – маленькие желтые существа, одетые в джинсовые рабочие комбинезоны и защитные очки. Впервые они появились на больших экранах в анимационной комедии 2010 года «Гадкий я» – в роли приспешников злого Грю, которого озвучивает Стив Карелл. Удивительно, но желтые головастики затмили великого комедианта Карелла, и с тех пор завоевывают популярную культуру. На их счету 5 полнометражных фильмов, а 2 из них – самостоятельные спин-оффы.
Как мы узнали из первого фильма, миньоны существуют не менее 60 млн лет с единственной целью – угождать злому хозяину. Они служили тиранозавру, первобытному человеку, египетским фараонам и даже Наполеону. Но вот незадача: боссы погибают по вине своих же приспешников, поскольку миньоны – самые неуклюжие и рассеянные существа. Я вспоминаю сцену из второй части «Людей в черном», в которой маленькие мохнатые чудовища кричат агенту Джею: «Славься, Джей! Славься, Джей!». Но продюсеры почему-то не догадались сделать с ними спин-офф.
К слову, с французского «миньон» переводится как малыш или крошка. В XVI веке во Франции так называли любимчиков высокопоставленных особ, которых баловали подарками за особую услужливость.
Уникальность миньонов
Строго говоря, миньоны – пустышки. В отличие от других культовых анимационных персонажей, миньоны не несут в себе какую-либо смысловую или нравственную нагрузку. Они не учат молодых зрителей дружеской преданности, благородной любви или семейной заботе. Короче говоря, всем тем постулатам, на которых детские мультфильмы строят сюжетообразующий посыл. Главная особенность миньонов – это неумелое (читай: смешное) подчинение антигероям. Фильмы с их участием, это чистый развлекательный аттракцион.
Миньоны еще и абстрактны. Вот как определить их идентичность? Один западный критик справедливо заметил, что хоть все они и обладают мужскими именами (Стюарт, Боб и Кэвин), их поведение выходит за рамки традиционной мужественности. Так же критик обеспокоился вопросом их полового органа – есть ли у них что-то под комбинезоном, помимо больших ягодиц?
На мой взгляд, важнее обратить внимание на то, что миньоны не привязаны к конкретной эмоции. Ведь в классических мультфильмах мы примерно понимаем, как будет себя вести персонаж: Спанч Боб отыгрывает наивность, а Планктон – алчность и корысть. А кто такие миньоны – понять сложно. Они испытывают дикий микс из эмоций, словно их психологический портрет списан с реального поведения детей. В одну секунду они льют слезы, а в следующую – испытывают эйфорию от какой-то ерунды. В случае миньонов – от так называемой бананзы.
Дети любят миньонов за смешное поведение и язык
Спин-офф «Миньоны» посвящен именно приключениям желтых озорников. В нем практически нет человеческих персонажей.
Зритель наслаждается тарабарщиной желтых существ и приколами, происходящими с ними. Очевидно, что продюсеры пользуются достижениями главного комедийного жанра в немом кино – слэпстика. Фильм Чарли Чаплина и Бастера Китона – основные ориентиры. В них телесный юмор и невербальные фарсовые розыгрыши играют ключевую роль в построении сюжета. То же самое и у «Миньонов». Только одними танцами и активными изгибами овального тела малыши смешат детскую публику.
Но главное их оружие в борьбе за детские умы, это язык, – который фанаты часто называют «банановым» языком. Тарабарщина миньонов сочетает в себе французские, английские, испанские, японские, русские и итальянские слова. «Bababaanana potatoooo, tokati, potato, bachata, bababananna, bababanana…»
Режиссер «Гадкого Я» Пьер Соффин так объяснил выбор слов для миньонского диалекта: «Я просто выбирал очередное слово, которое совершенно не подходило по смыслу, но звучало очень мелодично и соответствовало ситуации».
Но такая солянка из слов обусловлена не только ритмом и музыкальностью. Ключевое здесь – желание угодить интернациональному зрителю. Создатели проекта продают приятное ощущение зрителю, что миньоны говорят и на его языке тоже. Это вполне осознанная коммерческая стратегия. Детям приятно, когда в череде бессмысленной и веселой абракадабры они вдруг улавливают знакомые слова.
А кто был до миньонов?
До миньонов самым узнаваемым персонажем в поп-культуре была Hello Kitty. Это антропоморфная белая кошечка, которую придумали во времена экономического бума в Японии в 1970-х годах. А в 2015 году стоимость бренда оценивалась более чем в 7 млрд долларов. У Hello Kitty нет полнометражного фильма, но 2019 года Warner Bros. New Line Cinema приобрела права на экранизацию. Вероятно, кошечки сразятся с миньонами за мировую популярность.
Изображение Hello Kitty – милая, инфантильная и простая эстетика. Японская культура кавайи пришлась по душе западным детям и взрослым. Неудивительно, что миньоны во многом заимствуют эту эстетику – и успешно перепродают на азиатском рынке.
* * *
Миньоны – это глобалистский проект Голливуда. Кто еще способен сделать из таких бессмысленных, неуклюжих и забавных существ один из самых продаваемых брендов? Всем по bananas.
11 режиссеров, которые ненавидят фильмы Marvel. Ругают кино за глупость и отсутствие секса