Лучшие фильмы в истории кинематографа – топ 30
Лучшее кино.
Не знаете, что посмотреть сегодня вечером? Мы вас выручим. В этой подборке собраны лучшие фильмы всех времен по версии IMDb. Только проверенные временем шедевры, которыми восхищаются миллионы зрителей по всему миру. Выбирите любой из топа и отличный вечер гарантирован.
35 лучших фильмов, основанных на реальных событиях

Год: 1994
Жанр: драма
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
Актеры: Тим Роббинс, Морган Фриман, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун, Гил Беллоуз, Марк Ролстон и другие.
IMDb: 9.3
Бессменный лидер рейтинга IMDb и одна из самых вдохновляющих историй, когда-либо рассказанных в кино. «Побег из Шоушенка» – не только сложная и захватывающая тюремная драма, но и медитативное размышление о свободе, надежде и человеческом достоинстве.
Сценарий фильма основан на повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Главный герой – Энди Дюфрейн (великолепный Тим Роббинс), банковский служащий, которого приговорили к пожизненному заключению за убийство жены и её любовника, которое он не совершал. Оказавшись в тюрьме Шоушенк, Энди сталкивается с жестокостью, насилием, произволом охраны и полным равнодушием к человеческой жизни. Но он не ломается. Благодаря уму, выдержке и внутреннему стержню он шаг за шагом идет к искуплению и свободе.
Картина Дарабонта нетороплива, почти медитативна, но каждый кадр в ней – кирпич в стене, из которой в итоге прорывается свет. Финал, хоть и известен многим, каждый раз работает безотказно... «Побег из Шоушенка» – это фильм о том, что надежда – опасная… но самая сильная вещь на свете. Настоящая классика, обязательная к просмотру.

Год: 1972
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Актеры: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл, Ричард С. Кастеллано, Дайан Китон, Талия Шайр и другие.
IMDb: 9.2
Один из самых влиятельных фильмов в истории кино и бесспорная вершина криминального жанра. Эпическая притча о власти, семье, долге и цене, которую за всё это приходится платить.
Экранизация одноименного романа Марио Пьюзо (который участвовал в написании сценария) рассказывает историю мафиозной династии Корлеоне, правящей теневым миром Нью-Йорка в послевоенной Америке. В центре сюжета патриарх семьи, Вито Корлеоне (Марлон Брандо), человек чести, дипломатии и старых правил. Но все начинает рушиться, когда другие семьи и власти бросают вызов сложившемуся порядку. Младший сын дона – Майкл (Аль Пачино), ветеран войны, никогда не мечтавший стать частью криминального мира, вынужден возглавить семью Корлеоне.
Что делает «Крёстного отца» великим? В первую очередь – глубина проработки персонажей, идеальный темп повествования и атмосфера, полная саспенса. Здесь животная жестокость и шекспировская драма идут рука об руку, а разговоры за обеденным столом порой страшнее выстрелов в переулке. Музыка Нино Роты, сдержанная визуальная эстетика, безупречная актерская игра и режиссерская точность Копполы сделали этот фильм бессмертной классикой. И хотя в его центре преступный мир, на деле это фильм о том, как власть и ответственность ломают человека изнутри.
«Крестный отец» – это культурное явление. Лента, которую цитируют, анализируют и пересматривают десятилетиями. Если вы по каким-то причинам еще его не видели у вас впереди великое кино. А если видели, знаете, что к этому фильму возвращаются снова и снова.
3. Темный рыцарь

Год: 2008
Жанр: супергероика
Режиссер: Кристофер Нолан
Актеры: Кристиан Бэйл, Хит Леджер, Аарон Экхарт, Мэгги Джилленхол, Гари Олдман, Майкл Кейн, Морган Фриман и другие.
IMDb: 9.1
Супергеройское кино, которое вышло за рамки жанра, превратившись в серьезную криминальную драму о хаосе, морали и цене, которую приходится платить. Несмотря на впечатляющий коммерческий успех – более миллиарда долларов. куда важнее, что «Темный рыцарь» изменил правила игры для всех последующих адаптаций комиксов.
Кристофер Нолан превратил Готэм в почти реальный мегаполис, где страх, коррупция и преступность правят улицами. Брюс Уэйн (Кристиан Бейл) здесь не герой, а человек, мучимый дилеммой: как бороться с безумием и не стать его частью? Его антипод, Джокер в исполнении Хита Леджера, стал одним из самых пугающих и запоминающихся злодеев в истории кино. Без гротеска, без комиксных клише, только чистый, разрушительный хаос и безумие. Посмертный «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана показал, что Леджер сделал невозможное – стал первым актером, получившим престижную награду за роль в фильме о супергероях.
«Темный рыцарь» – напряженный, умный и стильный фильм, кино, которое держит за горло, не отпуская до финальных титров.
4. Крестный отец 2

Год: 1974
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
Актеры: Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Дайан Китон, Роберт Дювалл, Джон Казале, Ли Страсберг, Майкл В. Гаццо, Талия Шайр и другие.
IMDb: 9.0
Продолжение великой саги, которое, по мнению многих, не только не уступает оригиналу, но даже превосходит его. «Крестный отец 2» – вечный шедевр: одиннадцать номинаций на «Оскар», шесть побед, включая лучший фильм года.
Фрэнсис Форд Коппола сделал смелый шаг. Он не просто продолжил историю, а расщепил ее на две параллельные сюжетные линии. Первая – предыстория дона Корлеоне. Мы видим юного Вито Андолини (великолепный Роберт Де Ниро), мальчика, сбежавшего из Сицилии. Он проходит путь от бедного эмигранта до патриарха мафии.
Вторая – история Майкла (Аль Пачино), который занял место отца. Он в центре власти, но вокруг все рушится: семья, доверие и мораль. Теперь он – не тот Майкл, который когда-то мечтал жить обычной жизнью. Это глава мафии – холодный, расчетливый, беспощадный не только к врагам, но и к близким. Почти греческая трагедия: он на вершине и при этом абсолютно один.
«Крестный отец 2» – это вторая глава великой трагедии. Более мрачная, более сложная, более жестокая. Но именно в этой тьме заключена неподдельная мощь картины. Это кино, в котором прошлое и настоящее сталкиваются, чтобы показать: любая империя рано или поздно пожирает саму себя.

Год: 1957
Жанр: драма
Режиссер: Сидни Люмет
Актеры: Генри Фонда, Мартин Болсам, Ли Дж. Кобб, Джозеф Суини, Эд Бегли, Джордж Восковец и другие.
IMDb: 9.0
Фильм, в котором нет ни погонь, ни выстрелов, ни смены декораций, но напряжение выше, чем в большинстве триллеров. Режиссерский дебют Сидни Люмета, и сразу выдающееся кино о правосудии и человеческой ответственности.
«12 разгневанных мужчин» основан на одноименной пьесе Реджинальда Роуза, а действие фильма разворачивается в одной комнате. Там собрались двенадцать присяжных, чтобы вынести вердикт по делу молодого парня, обвиненного в убийстве отца. Все улики, на первый взгляд, неопровержимы, и приговор – простая формальность. Одиннадцать голосов «виновен», и всего один несогласный.
Этот один, присяжный №8 в исполнении Генри Фонды, не утверждает, что мальчик невиновен. Он всего лишь говорит: «Давайте поговорим». И с этой фразы начинается то, что делает фильм великим – медленный, психологически точный разбор не только доказательств, но и самих людей, которые пытаются вынести приговор.
Сидни Люмет виртуозно использует камерное пространство, чтобы создать ощущение напряжения. Зритель будто сам становится тринадцатым присяжным, втянутым в этот жаркий, душный и предельно честный спор.
«12 разгневанных мужчин» – кино о сомнении как гражданской доблести. О том, как важно, даже если ты один, не бояться сказать: «Я не уверен». Это фильм, в котором человечность оказывается сильнее давления большинства.
6. Властелин колец: Возвращение короля

Год: 2003
Жанр: фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
Актеры: Элайджа Вуд, Вигго Мортенсен, Шон Эстин, Иэн Маккеллен, Орландо Блум, Доминик Монахэн, Билли Бойд, Энди Серкис и другие.
IMDb: 9.0
Финал великой трилогии, который не просто оправдал, а превзошел все ожидания. Одиннадцать номинаций на премию «Оскар» и одиннадцать побед, и совершенно заслуженно.
Снятый по роману Дж. Р. Р. Толкина, фильм доводит до кульминации все события предыдущих частей. Мир на грани падения. Саурон готов нанести решающий удар. Последняя битва за Средиземье уже не метафора, а буквальная осада, в которой участвуют армии людей, эльфов, орков и чудовищ. Но за всем эпическим масштабом история двух маленьких хоббитов, которые, несмотря на страх, боль и предательство, продолжают свой путь в самое сердце Мордора.
«Возвращение короля» – кино о надежде, о жертве, о том, как маленькие люди могут совершать великие дела. Это кульминация, где каждое слово и каждый кадр наполнены весом пройденного пути. Питер Джексон снял не просто красивое фэнтези, он создал мир, в который хочется верить.
Это не просто конец трилогии. Это завершение легенды.
7. Список Шиндлера

Год: 1993
Жанр: историческая драма
Режиссер: Стивен Спилберг
Актеры: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл, Эмбет Дэвидц, Йонатан Сэгаль, Малгоша Гебель и другие.
IMDb: 9.0
Одна из самых пронзительных и сложных картин в истории кино. «Список Шиндлера» – экранизация романа Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», где за сухими строками исторических документов скрыта как подлинная трагедия, так и свет надежды, пробивающийся сквозь абсолютную тьму.
Главный герой – Оскар Шиндлер (Лиам Нисон), харизматичный немецкий бизнесмен и член НСДАП, который поначалу просто хочет нажиться на войне. Он открывает фабрику в оккупированной Польше и нанимает на работу евреев потому, что это дешево. Но на фоне чудовищных событий: гетто, массовых казней, лагерей, абсолютной бесчеловечности, разгорается его внутренняя борьба. Фабрика постепенно превращается в убежище. Шиндлер начинает платить нацистам, рисковать, лгать, подкупать чтобы спасать людей.
Фильм Спилберга черно-белый, не для эстетства, а потому, что так каждая сцена выглядит еще тяжелее и правдивее. И когда на экране появляется девочка в красном пальто, единственное цветоное пятно во всем фильме, зритель видит не символ невинности, гибнущей в хаосе.
«Список Шиндлера» получил семь «Оскаров», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. Но его значение выходит далеко за рамки наград. Это напоминание о том, что в самые темные времена одно доброе сердце может спасти мир или хотя бы его часть.

Год: 1994
Жанр: криминал, драма
Режиссер: Квентин Тарантино
Актеры: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл, Эмбет Дэвидц, Йонатан Сэгаль, Малгоша Гебель и другие.
IMDb: 8.8
Своим вторым полнометражным фильмом Квентин Тарантино ворвался в Голливуд с наглой, дерзкой, ироничной манерой, соединив черный юмор, жестокость, философию и трехактную структуру... которую он тут же разложил на части и собрал в абсолютно нестандартном порядке.
На первый взгляд – это просто несколько криминальных историй. Гангстеры, киллеры, боксеры, наркоторговцы, официантки и неудачные ограбления. Но «Криминальное чтиво» не столько о преступлении, сколько о диалогах между выстрелами, о странной логике судьбы и об удовольствии, которое режиссер получает от игры с жанрами.
Структура фильма нелинейна: события не развиваются в хронологическом порядке, а складываются в мозаику. В одной истории Джон Траволта и Сэмюэл Л. Джексон играют парочку философствующих гангстеров, спорящих о бургерах. В другой – Бутч в исполнении Брюса Уиллиса пытается сбежать от мафии. А где-то между – Ума Турман танцует босиком в ресторане.
Тарантино делает ставку на диалоги – витиеватые, будничные, смешные и жуткие. Актерский ансамбль работает на пределе: Джон Траволта переживает второе рождение, Сэмюэл Л. Джексон читает Библию с таким напором, что цитаты из его монологов стали частью поп-культуры, а Ума Турман воплощает стиль и опасность одновременно.
Фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и семь номинаций на «Оскар» (включая «Лучший фильм»), но главное его достижение – культурное влияние. После «Криминального чтива» кино уже не было прежним: это фильм, который цитируют, пародируют, изучают. Фильм, который одновременно и про насилие, и про банальность зла, и просто про то, как интересно слушать, как двое вооруженных мужчин спорят о названиях гамбургеров в Европе.
9. Властелин колец: Братство кольца

Год: 2001
Жанр: фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
Актеры: Элайджа Вуд, Иэн Маккеллен, Шон Эстин, Вигго Мортенсен, Билли Бойд, Доминик Монахэн, Джон Рис-Дэвис, Орландо Блум, Шон Бин, Иэн Холм и другие.
IMDb: 8.8
Именно с этого фильма началась одна из самых грандиозных и любимых киновселенных всех времен. «Братство кольца» – это первая часть трилогии Питера Джексона, которая не просто перенесла на экран книгу Дж. Р. Р. Толкина, а возродила фэнтези-жанр, подняв его на невиданную ранее высоту. Четыре «Оскара», восторженные отзывы критиков и зрителей — и целый мир, в который хотелось погрузиться с головой. Фильм сразу погружает зрителя в мифологию Средиземья: Эльфы, гномы, хоббиты, темные земли Мордора и главное зло — Саурон, Темный Властелин, создавший Кольцо Всевластия, чтобы подчинить себе все живые народы. Однако кольцо теряется… и спустя века оказывается в самом мирном уголке – Шире, среди хоббитов. Главный герой, юный хоббит Фродо Бэггинс (Элайджа Вуд), узнает от волшебника Гэндальфа Серого (Иэн Маккеллен), что ему выпала ужасная и великая судьба: уничтожить Кольцо, пока Саурон не вернул его и не обрушил свою тьму на весь мир. Так начинается путешествие, которое станет легендой. Вместе с Фродо отправляются его преданный друг Сэм, а также хоббиты Мэри и Пиппин. Позже к ним присоединяются ещё пятеро: эльф Леголас, гном Гимли, человек Боромир, воин и наследник древнего рода Арагорн и сам Гэндальф. Вместе они образуют Братство кольца. Путь героев полон опасностей: нападения Чкрных всадников-назгулов, предательства, магия, древние руины и Мория. Но, пожалуй, главное испытание для всех – само Кольцо, которое медленно разъедает душу каждого, кто к нему приближается. Даже самые благородные не в силах устоять. Питер Джексон создал живой мир, в котором каждая деталь, от языка до архитектуры, дышит историей. Эпические пейзажи Новой Зеландии, невероятные практические эффекты, блестящий кастинг, музыка Говарда Шора — все это сделало «Братство кольца» вечной классикой.

Год: 1966
Жанр: вестерн
Режиссер: Серджо Леоне
Актеры: Клинт Иствуд, Ли Ван Клиф, Илай Уоллак, Альдо Джуффре, Луиджи Пистилли, Рада Рассимов, Энцо Петито и другие.
IMDb: 8.8
Фильм, который изначально был принят скептически – слишком «низкий», «итальянский» и «грязный». Но время расставило все на свои места, сегодня «Хороший, плохой, злой» один из самых известных и успешных вестернов в истории.
Режиссер Серджо Леоне снял фильм в Испании с итальянской командой и голливудскими актерами, полностью переосмыслив законы вестерна. Вместо благородных шерифов – трое авантюристов: Хороший (Клинт Иствуд), лаконичный стрелок с собственным кодексом чести; Плохой (Ли Ван Клиф), наемник без угрызений совести; и Злой (Илай Уоллак), харизматичный, вспыльчивый мошенник по прозвищу Туко. У каждого свои цели, методы и отношение к жизни, но объединяет их одно: все трое узнали о спрятанном золоте конфедератов и теперь соревнуются, предают, объединяются и снова предают – в долгом, пыльном и смертельно опасном пути к заветному кладу.
Фильм прославился своей необычной для жанра ритмикой: Леоне делает ставку не на экшен, а на напряжение, на паузы, крупные планы глаз, тишину перед выстрелом. Его стиль – это опера с револьверами, где музыка не просто сопровождает действие, а управляет им. Композитор Эннио Морриконе написал, пожалуй, самую узнаваемую тему в истории кино.
«Хороший, плохой, злой» вдохновил многих: от Тарантино до Стивена Кинга. Его цитируют, пересматривают, пародируют и всерье+з разбирают в киношколах.
11. Форрест Гамп

Год: 1994
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Роберт Земекис
Актеры: Том Хэнкс, Робин Райт, Салли Филд, Гэри Синиз, Майкелти Уильямсон, Майкл Коннер Хэмпфри и другие.
IMDb: 8.8
Еще один народный хит в подборке. Роберт Земекис создал картину, в которой история Америки второй половины XX века проходит перед глазами человека, который вроде бы ничего не понимает...
Форрест Гамп (Том Хэнкс) – умственно отсталый парень из маленького городка в Алабаме. Он не задает лишних вопросов, не критикует, не философствует. Он просто идет по жизни с открытым сердцем, добротой и каким-то врожденным внутренним компасом, который всегда указывает правильное направление. И, что удивительно, именно такой человек оказывается в центре всех главных событий эпохи: от Вьетнамской войны до Уотергейта, от убийства Кеннеди до взлета поп-культуры.
«Форрест Гамп» мастерски сочетает архивные кадры с художественным повествованием: Форрест встречает президентов, становится звездой настольного тенниса, миллиардером и даже невольным героем множества американских мемов. Но при всей масштабности происходящего, это все равно очень личная история о доброте, любви, потере и упорстве.
Том Хэнкс получил за роль Форреста второго подряд «Оскара», и это была победа не только актера, но и самого Форреста – тихого героя, который доказывает: чтобы быть великим, не обязательно быть умным. Главное – быть настоящим.
12. Властелин колец: Две крепости

Год: 2002
Жанр: фэнтези
Режиссер: Питер Джексон
Актеры: Элайджа Вуд, Иэн Маккеллен, Вигго Мортенсен, Лив Тайлер, Шон Эстин, Кейт Бланшетт, Джон Рис-Дэвис и другие.
IMDb: 8.8
Вторая часть эпической трилогии Питера Джексона, в которой мир Средиземья, мрачнеет и становится еще более масштабным и опасным. Недаром фильм занимает одно из лидирующих мест в рейтинге IMDb.
История продолжается сразу после распада Братства. Хоббиты Фродо и Сэм все ближе к землям Мордора, где должны уничтожить Кольцо Всевластия. На их пути появляется Голлум, существо, некогда владевшее кольцом и навсегда искалеченное им. Его раздвоенная натура, одновременно жалкая и коварная, становится одной из центральных тем фильма.
Тем временем, Аргорн, Гимли и Леголас бросаются на поиски похищенных орками Мерри и Пиппина. Главным событием фильма становится осада Хельмовой Пади – одно из самых масштабных и напряженных сражений в истории кино.
И всё это сопровождается легендарной музыкой Говарда Шора, невероятными визуальными эффектами и богатой эмоциональной палитрой. «Две крепости» – это фильм о разделении и сопротивлении, о том, как герои держатся на краю гибели, надеясь лишь друг на друга. Это кино, где между ревом битвы и скрипом цепей звучат самые важные слова: о верности, страхе, выборе и цене свободы.
13. Бойцовский клуб

Год: 1999
Жанр: триллер
Режиссер: Дэвид Финчер
Актеры: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф, Зэк Гренье, Холт Маккэллани, Джаред Лето и другие.
IMDb: 8.8
На момент выхода «Бойцовский клуб» казался слишком жестким, мрачным и претенциозным – даже для конца 1990-х. Фильм встретили прохладно: ни кассового успеха, ни оваций, ни обожания критиков. Только годы спустя стало ясно: Финчер снял один из самых важных фильмов своего времени.
Главный герой – безымянный «белый воротничок» (Эдвард Нортон), застрявший в бесконечном круге офисной рутины, бессонницы и внутренней пустоты. У него есть все, но ему ничего не нужно. Пока однажды он не встречает Тайлера Дердена (Брэд Питт), харизматичного анархиста и философа хаоса. Вместе они создают бойцовский клуб – подпольное братство мужчин, которые колечат друг друга и лечат душевные раны.
Клуб становится культом, а культ – идеологией. Фильм постепенно превращается из социальной сатиры в психологический триллер, где границы между реальностью и бредом стираются. Чем дальше заходит история, тем отчетливее становится: это фильм о потере идентичности в мире потребления, о кризисе мужественности, о том, как легко человек распадается, если ему не во что верить – даже в самого себя.
Нортон и Питт создают идеальный дуэт. Один – сдержанный, невротичный, вечно уставший. Второй – дикий, свободный, разрушительный и обаятельный. Вместе они – две стороны одной личности, двух эпох, двух взглядов на жизнь. Особое место занимает визуальный стиль Финчера: холодный, грязный, без глянца, но при этом эстетически выверенный до кадра. И всё это – под ироничную, резкую, почти циничную тональность со слоганами вроде «Ты – не твоя работа» и «Вещи, которыми ты владеешь, в итоге начинают владеть тобой».
Да, в момент выхода «Бойцовский клуб» провалился. Но сегодня это – настоящая икона. И это было неизбежно.
Первое правило бойцовского клуба...
14. Начало

Год: 2010
Жанр: фантастика
Режиссер: Кристофер Нолан
Актеры: Леонардо ДиКаприо, Джозеф Гордон-Левитт, Эллиот Пейдж, Том Харди, Кэн Ватанаб, Дилип Рао, Киллиан Мерфи, Том Беренджер, Марион Котийяр и другие.
IMDb: 8.8
«Начало» – один из самых ярких и сложных проектов Кристофера Нолана, триллер, который соединил зрелищность блокбастера с философией сна и реальности, превратив погоню за идеей в масштабное киноисследование разума.
Главный герой – Доминик Кобб (Леонардо ДиКаприо), талантливый «экстрактор», специалист по извлечению информации из снов. Вместе с командой он проникает в подсознание жертв через тщательно выстроенные сновидения, где все, от архитектуры до времени, подчинено законам сна. Но однажды им предлагают не украсть, а внедрить мысль, что считается невозможным. Чтобы достичь цели, его команде предстоит погрузиться в сон во сне и еще глубже.
Нолан превращает экран в пространство разума: где заканчивается сон и начинается настоящее? Кто создает мир: ты или кто-то другой? Нарастающая тревога, выраженная не только визуально, но и музыкой Ханса Циммера, которая буквально диктует ритм повествования.
Но за всеми технологиями и зрелищем – история боли, вины и любви. Кобб – человек, потерявший жену и пытающийся вернуться к детям, вырваться из собственного подсознания, где живет ее образ. И именно эта линия придает фильму ту самую эмоциональную глубину, благодаря которой он работает не только как головоломка, но и как драма. «Начало» стало мировым хитом, получив 4 «Оскара» и десятки наград, и прочно закрепилось в списках лучших фильмов XXI века. .
15. Звездные войны. Эпизод 5: Империя наносит ответный удар

Год: 1980
Жанр: фантастика
Режиссер: Ирвин Кершнер
Актеры: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Билли Ди Уильямс, Энтони Дэниелс, Дэвид Праус, Питер Мейхью и другие.
IMDb: 8.7
Лучший фильм величайшей космооперы в истории кино. События «Империи» разворачиваются на фоне продолжающейся Галактической гражданской войны. После того как Империя захватила базу повстанцев на ледяной планете Хот, ее армия под командованием Дарта Вейдера начинает масштабную охоту на Люка Скайуокера и его союзников. Повстанцы отступают, распадаются на отдельные группы, а напряжение нарастает с каждой минутой.
Музыка Джона Уильямса, культовые визуальные образы, сложные характеры героев, внутренние конфликты – все это делает «Империю» не просто частью «Звездных войн», а самостоятельным шедевром. Это фильм, где надежда проходит испытание, где добро терпит поражение, но не сдается. Где герои совершают ошибки и из-за них растут.
«Империя наносит ответный удар» – это кино, где сказка взрослеет. Это момент, когда «далекая-далекая галактика» становится ближе, чем кажется.
16. Матрица

Год: 1999
Жанр: фантастика
Режиссер: Лана Вачовски, Лилли Вачовски
Актеры: Киану Ривз, Лоренс Фишберн, Кэрри-Энн Мосс, Хьюго Уивинг, Глория Фостер, Джо Пантольяно, Маркус Чонг и другие.
IMDb: 8.7
На рубеже тысячелетий кино изменилось и все благодаря «Матрице». Первый фильм трилогии сестер Вачовски стал настоящим культурным взрывом, соединив научную фантастику, боевик, философию и визуальную революцию в одно целое, которое до сих пор влияет на кино, моду, игры и даже научные дебаты.
На поверхности – эффектный киберпанковский триллер. Томас Андерсон, он же Нео (Киану Ривз), офисный клерк днем и хакер по ночам. Он живет обычной жизнью... пока не узнает, что вся его реальность – иллюзия. На самом деле Землёй правят Искусственные Интеллекты, а люди – лишь источники энергии, живущие в симуляции под названием Матрица. Так начинается путь героя от сомневающегося новичка до потенциального избранного, способного изменить ход всей цифровой войны.
Но «Матрица» – это не только экшен. Это фильм, наполненный философскими отсылками: к Платону, буддизму, христианству, к идее свободы воли и природы сознания. Что есть реальность? Кто мы на самом деле? Насколько наша жизнь зависит от выбора,и существует ли он вообще? Эти вопросы здесь звучат не лекцией, а через сюжет, образы и метафоры.
Фильм также стал технологическим прорывом. Сцены боев, поставленные под влиянием восточных единоборств и аниме, задали новую планку хореографии в кино. А черные плащи, очки, зеленый цифровой дождь и монологи агента Смита стали символами поколения.
17. Славные парни

Год: 1990
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Мартин Скорсезе
Актеры: Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта, Джо Пеши, Лоррейн Бракко, Пол Сорвино, Фрэнк Сиверо, Тони Дарроу и другие.
IMDb: 8.7
Самый стильный и красивый фильм про мафию. Картина основана на реальных событиях и книге Николаса Пиледжи. В центре сюжета – Генри Хилл (Рэй Лиотта), мальчишка из неблагополучного квартала, который с детства мечтал не о работе или славе, а о том, чтобы быть гангстером. Потому что в его мире мафиози – это не преступники, а короли. Им открыты двери, их уважают, их боятся, они живут по своим законам.
Генри быстро попадает в семью мафии и растет рядом с двумя колоритными персонажами: обаятельным Джимми Конвеем (Роберт Де Ниро) и непредсказуемым, вспыльчивым и кровавым Томми Девито (Джо Пеши). И если Джимми – хищник в дорогом костюме, то Томми – шашка динамита, и именно эта роль принесла Пеши «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана.
«Славные парни» вышли почти одновременно с «Крестным отцом 3» и моментально затмили его. Это было новое поколение гангстерского кино – жесткое, ироничное, дерзкое и пугающе правдивое. Здесь мафия – это не кодекс, это система зависимости.
18. Интерстеллар

Год: 2014
Жанр: фантастика
Режиссер: Кристофер Нолан
Актеры: Мэттью Макконахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн, Дэвид Джеси, Уэс Бентли, Кейси Аффлек, Джон Литгоу, Мэтт Дэймон и другие.
IMDb: 8.7
Эмоциональный эпос о человечестве, времени, родительской любви и границах познания, завернутый в зрелищную оболочку космической одиссеи. Кристофер Нолан вновь доказывает, что сложные идеи можно доносить через большое кино – умное, трогательное и визуально ошеломляющее.
Сюжет переносит зрителя в мрачное будущее, где Земля умирает. Все указывает, что человечество скоро погибнет. В это время бывший пилот НАСА Купер (Мэттью Макконахи) отправляется в отчаянную миссию: найти новый дом для человечества за пределами нашей галактики, пройдя через червоточину, ведущую в неизвестное.
Но эта история не только о спасении вида. Это, прежде всего, история отца и дочери. Маленькая Мерф остается на Земле, не зная, вернется ли отец. А Купер, летит к звездам, сталкивается с парадоксами времени, гравитации, пространства и с тем, как любовь становится навигатором в абсолютной пустоте.
Фильм погружает зрителя в настоящую научную фантастику. Нолан консультировался с физиком Кипом Торном, чтобы все, что показано на экране, имело под собой реальную теоретическую основу. Но «Интерстеллар» работает не только на уровне науки. Он трогает сердца. Мощная игра Макконахи, сцены прощания, разлуки и наконец осознание, что связь между людьми может преодолеть даже кротовую нору.
19. Пролетая над гнездом кукушки

Год: 1975
Жанр: драма
Режиссер: Милош Форман
Актеры: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон, Брэд Дуриф, Уильям Редфилд, Дэнни ДеВито, Кристофер Ллойд и другие.
IMDb: 8.7
Сюжет «Пролетая над гнездом кукушки» основан на одноимённом романе Кена Кизи. Харизматичного преступника Макмерфи (великий Джек Николсон) отправляют в психиатрическую больницу. Он – человек улицы, бунтарь, геоданист, который надеется, что в психушке будет легче, чем в тюрьме. Но внутри больницы он сталкивается с еще более жесткой системой – безликим, удушающим порядком, где медсестра Милдред Рэтчед (Луиза Флетчер) не лечит, а подчиняет.
Макмерфи быстро понимает: настоящая болезнь – не в пациентах, а в самой системе. Противостояние Макмерфи и Рэтчед – метафора борьбы общества и индивидуума, свободы и контроля, живого и формализованного.
«Пролетая над гнездом кукушки» стал лишь вторым фильмом в истории, который получил «Большую пятерку» на «Оскаре»: лучший фильм, режиссура, сценарий, мужская и женская роли. Потому что это был настоящий триумф бунта, свободы и великого киноискусства.
20. Семь

,
Год: 1995
Жанр: триллер
Режиссер: Дэвид Финчер
Актеры: Брэд Питт, Морган Фриман, Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси и другие.
IMDb: 8.6
Жуткая, стильная и до предела мрачная медитация о зле, равнодушии и расплате, одна из самых тревожных и сильных работ Дэвида Финчера. Фильм, в котором дождь идет почти непрерывно, город будто вымыт от надежды, а зло – не случайность, а система, тщательно выстроенная и пугающе логичная.
Сюжет вращается вокруг двух детективов: ветеран Сомерсет (Морган Фриман), уставший, молчаливый, пронизанный скепсисом и горячий новичок Миллс (Брэд Питт), импульсивный, эмоциональный, еще верящий, что мир можно спасти. Вместе они сталкиваются с серийным убийцей, который совершает семь ритуальных убийств, каждое из которых символизирует один из смертных грехов: чревоугодие, жадность, лень, похоть, гордыню, зависть и гнев.
Фильм выстроен как тревожная шахматная партия, где на каждом месте преступления – не просто труп, а послание, манифест из крови. И чем дальше заходит расследование, тем яснее становится: он ведет детективрв их по заранее выстроенному сценарию.
Продюсеры хотели изменить финал, потому что он по их мнению был слишком мрачным. Финчер бился за него до конца и оказался прав. Потому что финал «Семи» – один из самых шокирующих в истории кино.
Отдельного внимания заслуживает актерский состав. Морган Фриман – образец внутреннего благородства, Брэд Питт – почти подростковый максимализм и вспыльчивость. И, конечно, Кевин Спейси, появляющийся ближе к финалу, но делающий это так, что захватывает весь фильм целиком.
Финчер выстраивает визуальный стиль как лабиринт: сдавленные кадры, тусклые цвета, дождь, грязь и клаустрофобия. Кажется выхода нет, потому мир уже навсегда испорчен..
21. Эта замечательная жизнь

,
Год: 1946
Жанр: мелодрама
Режиссер: Фрэнк Капра
Актеры: Джеймс Стюарт, Донна Рид, Лайонел Бэрримор, Томас Митчелл, Генри Треверс, Бьюла Бонди, Фрэнк Фейлен и другие.
IMDb: 8.6
Если в России под Новый год крутят «Иронию судьбы», то в США уже более полувека включают «Эта замечательная жизнь». Потому, что в обеих фильмах самое важное сказано простыми словами.
Фильм снят Фрэнком Капрой по рассказу «Величайший подарок» Филипа Ван Дорена Стерна. Главный герой – Джордж Бейли (Джеймс Стюарт), обыкновенный человек из маленького города Бедфорд-Фоллс. Он мечтает путешествовать, строить мосты, делать что-то великое… но раз за разом откладывает свои мечты ради других: ради семьи, ради друзей, ради справедливости. Он помогает людям, жертвует своими интересами, поддерживает родной город – и все это кажется ему мелочами. Пока не случается беда...
«Эта замечательная жизнь» вышел в 1946 году, сразу после войны. И тогдашние зрители приняли его прохладно: слишком честно, слишком ранимо, слишком тяжело – для времени, когда все хотели лёгкости. Только с годами стало ясно: «Эта замечательная жизнь» – не просто рождественская драма. Это одна из самых теплых и важных историй о человечности в кино.
Фильм был номинирован на пять «Оскаров» (включая лучший фильм), но главное признание пришло позже: его стали крутить на телевидении ежегодно, и за десятилетия «Эта замечательная жизнь» превратилась в настоящее американское рождественское чудо, став неотъемлемой частью семейных традиций.
22. Молчание ягнят

Год: 1991
Жанр: триллер
Режиссер: Джонатан Демме
Актеры: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс, Брук Смит, Скотт Гленн, Тед Левайн, Энтони Хилдн и другие.
IMDb: 8.6
«Молчание ягнят» – один из тех редких фильмов, которые одновременно пугают, завораживают и притягивают, не отпуская до самых финальных титров. Это психологический триллер, который поднялся выше жанра и стал настоящей классикой. Лента получила все пять главных «Оскаров» – лучший фильм, режиссура, сценарий, мужская и женская роли, став лишь третьей в истории, кому это удалось.
Фильм снят по роману Томаса Харриса и начинается как стандартная история про маньяка: ФБР разыскивает серийного убийцу по прозвищу Буффало Билл, который похищает женщин и сдирает с них кожу. За дело берется молодая, но способная курсантка Кларисса Старлинг (Джоди Фостер), и наставник направляет ее к заключенному, бывшему психиатру, убийце и… каннибалу – доктору Ганнибалу Лектеру (Энтони Хопкинс).
Именно с этого момента фильм превращается в битву умов и характеров, в которую зритель втягивается без шанса вырваться. Лектер харизматичен, интеллигентен, утончен, спокоен до ледяного ужаса. Его фразы режут не хуже скальпеля, а взгляд пронзает сильнее, чем любое оружие. Энтони Хопкинс, проведя в кадре всего около 16 минут, создал одного из самых культовых и страшных персонажей в истории кино.
Кларисса и Лектер, несмотря на очевидную дистанцию, постепенно сближаются на уровне разума и боли. Она рассказывает о детстве и своих страхах, он слушает, оценивает и... помогает. Но не из доброты, из интереса. Их диалоги – это психологические шахматы, в которых ставка – человеческие жизни.
Джонатан Демме виртуозно строит кадры, работает с крупными планами, создает атмосферу постоянного дискомфорта, но не скатывается в эксплуатацию. Музыка Говарда Шора добавляет тревоги, не перегружая.
«Молчание ягнят» – это фильм, в котором самое страшное – не монстры, а люди, их взгляды, травмы и тихие голоса в темноте.
23. Семь самураев

Год: 1954
Жанр: исторический
Режиссер: Акира Куросава
Актеры: Тосиро Мифунэ, Такаси Симура, Кэйко Цусима, Юкико Симадзаки, Каматари Фудзивара, Даисукэ Като и другие.
IMDb: 8.6
Эпическая драма Акиры Куросавы – один из краеугольных камней мирового кино, пример того, как жанровый дзидайгэки (костюмно-историческое японское кино) превращается в универсальную притчу о долге, чести, жертве и цене победы. Куросава долго вынашивал замысел, перебирая разные сюжеты, и остановился на простом и мощном: самурай, защищающий крестьян от грабителей. Из этой линии родилась трехчасовая сага, которая и сегодня смотрится как эталон приключенческого и гуманистического кино.
Действие происходит в Японии второй половины XVI века, во времена междоусобных войн. Разоренная бандами деревня, узнав, что разбойники вернутся после жатвы, решается на отчаянный шаг: крестьяне отправляются в город нанять защитников. Куросава снимает с редкой для кино физической достоверностью: лошади мчатся в расплесканной жиже, копья ломаются, дыхание превращается в пар. Кульминационные схватки в проливной дождь – это кинематограф в чистом виде, где ритм, монтаж и движение в кадре собираются в единую музыку.
Визуальный язык фильма – отдельное чудо. Мультикамерные постановки, динамичные «склейки по движению», крупные планы, работа с погодой как драматургическим инструментом, музыка Фумио Хаясаки – все это создает ощущение большого, дышащего мира. «Семь самураев» задали канон «команды специалистов», который десятки раз переосмыслялся – от западного ремейка «Великолепная семёрка» до бесконечных оммажей в кино и анимации.
24. Спасти рядового Райана

Год: 1998
Жанр: исторический. военный
Режиссер: Стивен Спилберг
Актеры: Том Хэнкс, Том Сайзмор, Эдвард Бернс, Барри Пеппер, Адам Голдберг, Вин Дизель, Джованни Рибизи, Джереми Дэвис, Мэтт Дэймон и другие.
IMDb: 8.6
Стивен Спилберг создал один из самых сильных и правдивых фильмов о Второй мировой, отказавшись от героизации и пафоса в пользу грязи, боли, хаоса и человеческой растерянности перед лицом смерти.
Начинается все с легендарной сцены высадки на Омаха-Бич – кровь вперемешку с морской водой, крики, взрывы, звук гильз по металлу. Камера Спилберга буквально ставит зрителя на место солдата, у которого каждая секунда – борьба за выживание. Сразу после этого начинается другая история. Командир Джон Миллер (Том Хэнкс), учитель в мирной жизни, получает странный приказ: найти и вернуть домой некоего рядового Джеймса Райана, чьи три брата уже погибли в боях. Ради него формируется отряд, и начинается поход сквозь разоренную Францию.
Фильм строится на моральном парадоксе: стоит ли рисковать жизнью нескольких ради одного? Где проходит грань между долгом и бессмысленной жертвой? Фильм показывает не абстрактную армию, а живых людей, которые просто пытаются вернуться домой. Каждый разговор, каждая смерть, каждый взгляд на мирное небо – это напоминание: война касается всех.
25. Зеленая миля

Год: 1999
Жанр: драма
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
Актеры: Том Хэнкс, Дэвид Морс, Бонни Хант, Майкл Кларк Дункан, Джеймс Кромуэлл, Майкл Джитер, Грэм Грин, Даг Хатчисон, Сэм Рокуэлл и другие.
IMDb: 8.6
Фрэнк Дарабонт, снявший ранее «Побег из Шоушенка», снова обращается к прозе Стивена Кинга – и снова находит в ней не ужасы, а человечность. Действие происходит в 1930-х годах, в блоке смертников тюрьмы «Холодная гора». Эту часть тюрьму называют «Зеленая миля» – за цвет линолеума, по которому заключённые проходят на казнь. Надзиратель Пол Эджкомб (Том Хэнкс) ведет службу с достоинством и уважением к приговоренным – до тех пор, пока в блок не попадает Джон Коффи (Майкл Кларк Дункан), гигант с душой ребенка.
Джон обвинен в убийстве двух девочек, но с первых минут становится ясно: в нем нет ни злобы, ни опасности. Более того, он обладает необъяснимым даром – может исцелять болезни, вытягивать боль из других, словно ангел, заброшенный в самое темное место на земле. И чем больше Пол узнает Джона, тем тяжелее становится жить с мыслью, что система приготовила для него электрический стул.
«Зеленая миля» – медленный, размеренный, почти медитативный, но именно в этом его сила. Он впитывает в себя время, отношения между заключенными и надзирателями, тонкие психологические линии. Фильм поднимает темы веры, расизма, справедливости, судьбы и ответственности. Здесь нет простой морали, но есть ощущение, что ты смотришь нечто большее, чем кино. «Зеленая миля» – это кино не о смерти, а о сострадании. Не о чуде, а о том, как мало мы его замечаем, когда оно рядом. И как страшно ошибаться, особенно, когда на кону чужая жизнь
26. Город Бога

Год: 2002
Жанр: драма
Режиссер: Фернанду Мейреллиш, Катя Лунд
Актеры: Алешандре Родригис, Леандру Фирмину, Феллипе Хаагенсен, Дуглас Силва, Джонатан Хаагенсен и другие.
IMDb: 8.6
Жесткий, кровавый и натуралистичный фильм о детской преступности и нарковойне в фавелах Рио-де-Жанейро, одном из самых опасных мест в мире. Криминальный эпос о трех детях, пытающихся выбраться из нищеты и ужасов «Города бога» (название одного из районов трущоб), произвел фурор в международном прокате, получил четыре номинации на «Оскар» и стал одним из лучших бразильских фильмов в истории.
Такого эффекта режиссер Фернанду Мейреллиш добился благодаря практически документальной точности. Картину снимали в реальных фавелах, многие роли исполнили непрофессиональные актеры из трущоб Рио-де-Жанейро, а Алешандре Родригез, сыгравший главного героя, из самого «Города Бога».
Стиль фильма – резкий, динамичный, почти репортажный. Мейреллиш использует подвижную камеру, резкий монтаж, натуральный свет – все, чтобы зритель не чувствовал дистанции. Это кино без фальши, где каждый кадр – крик о правде, которую предпочитают не замечать. «Город Бога» – фильм о потерянном поколении, о насилии как социальном механизме и о том, насколько трудно сохранить человечность там, где ей никогда не учили.
27. Жизнь прекрасна

Год: 1997
Жанр: военный, комедия, драма
Режиссер: Роберто Бениньи
Актеры: Роберто Бениньи, Николетта Браски. Джорджо Кантарини, Джустино Дурано. Серджио Бини Бустрик, Мариса Паредес, Хорст Буххольц и другие.
IMDb: 8.6
Роберто Бениньи снял удивительную трагикомедию, в которой ужасы Холокоста переплетаются с силой любви, отцовством и верой, что даже в аду можно сохранить свет.
Фильм начинается как почти сказочная история: веселый, неуклюжий, но обаятельный еврей по имени Гвидо влюбляется в учительницу Дору и завоевывает ее сердце. Жизнь кажется легкой, веселой, полной случайностей и сюрпризов. Они создают семью, у них рождается сын и в этот момент все меняется.
С началом Второй мировой войны Гвидо, его сын и жена оказываются в концлагере. И здесь начинается настоящий подвиг любви: чтобы уберечь сына от ужаса окружающего мира, Гвидо придумывает игру. Он говорит, что все вокруг – соревнование, и главный приз – настоящий танк. Он скрывает страх, боль и обреченность за шутками, загадками и правилами, которые должен соблюдать мальчик.
Роберто Бениньи получил «Оскар» как лучший актёр, а «Жизнь прекрасна» победила также в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» и «Лучшая музыка». Это стало триумфом итальянского кино на мировой сцене и доказательством того, что о самом страшном можно говорить не только через крик.
28. Терминатор 2: Судный день

Год: 1991
Жанр: фантастика
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Актеры: Арнольд Шварценеггер. Линда Хэмилтон, Эдвард Ферлонг, Роберт Патрик, Эрл Боэн, Джо Мортон и другие.
IMDb: 8.6
Лучший сиквел в истории. Джеймс Кэмерон создал фильм, который задал новую планку для всего жанра научно-фантастических боевиков.
Действие разворачивается спустя годы после событий первого фильма. Человечеству все так же грозит опасность: искусственный интеллект «Скайнет» однажды поднимет машины против людей. На этот раз из будущего в наше время отправлены два терминатора. Один – усовершенствованная модель Т-1000 из жидкого металла (Роберт Патрик), способный принимать любую форму. Второй – знакомый нам Т-800 (Арнольд Шварценеггер), но теперь с другой целью: защитить подростка Джона Коннора, будущего лидера Сопротивления.
«Терминатор 2» даже сейчас смотрится как эпическое зрелище: погони на мотоциклах, стрельба, взрывы, замедленные кадры, культовая сцена с вертолётом и, конечно, невероятные визуальные эффекты, опередившие своё время. Но за всем экшеном скрыты настоящие эмоции. Пожалуй, самый неожиданный поворот фильма в том, что «машина» становится самым человечным героем. Отношения Джона и Т-800 – это почти история взросления и отцовства, лишенная сентиментальности, но наполненная глубиной.
Теперь я понимаю, почему вы плачете...
29. Звездные войны. Эпизод 4: Новая надежда

Год: 1977
Жанр: фантастика
Режиссер: Джордж Лукас
Актеры: Марк Хэмилл, Харрисон Форд, Кэрри Фишер, Питер Кушинг, Алек Гиннесс, Энтони Дэниелс, Кенни Бейкер и другие.
IMDb: 8.6
Фильм, с которого все началось. Джордж Лукас создал новую мифологию на стыке научной фантастики, фэнтези, самурайского кино, вестерна и сказки. Так родилась сага о далекой-далекой галактике, в которую с первой сцены захотелось поверить.
Молодой фермер Люк Скайуокер (Марк Хэмилл), живет на пустынной планете Татуин и мечтает о другой жизни. Судьба сталкивает его с двумя дроидами, которые несут послание от принцессы Леи (Кэрри Фишер) старому джедаю Оби-Вану Кеноби (Алек Гиннесс). Это послание запускает цепь событий, которая приводит Люка в ряды повстанцев, борющихся против Империи и ее главного орудия – Звезды Смерти.
Звездные войны – смесь космической оперы и старой доброй сказки. Добро и зло здесь архетипичны, но поданы свежо. Герои – разноплановые: от харизматичного пилота Хана Соло (Харрисон Форд) до вечно спорящих дроидов C-3PO и R2-D2. А образ Дарта Вейдера с его черным шлемом, тяжёлым дыханием и голосом Джеймса Эрла Джонса стал одним из самых узнаваемых злодеев в истории кино.
Фильм моментально стал феноменом. Его визуальные эффекты, макетные съемки и звук для 1977 года были настоящей революцией. Джон Уильямс написал один из величайших саундтреков всех времен, а фраза «Да пребудет с тобой Сила» превратилась в культурный код.
30. Назад в будущее

Год: 1985
Жанр: фантастика
Режиссер: Роберт Земекис
Актеры: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Криспин Гловер, Томас Ф. Уилсон, Клаудия Уэллс, Марк МакКлюр и другие.
IMDb: 8.5
Роберт Земекис создал настоящую машину времени, в которую хочется возвращаться снова и снова — вне зависимости от года за окном.
В центре сюжета – подросток Марти МакФлай (Майкл Джей Фокс), живущий в 1985 году. Его друг – слегка сумасшедший, но гениальный ученый Док Браун (Кристофер Ллойд), изобретающий машину времени на базе автомобиля DeLorean. Из-за несчастного стечения обстоятельств Марти переносится в 1955 год, во времена молодости своих родителей, и случайно вмешивается в ход истории. Теперь ему предстоит заставить собственную маму влюбиться не в него, а в своего будущего мужа, иначе он исчезнет.
«Назад в будущее» обожают за все: идею, сценарий, харизму героев, тонкий юмор, саундтрек и сердце. Майкл Джей Фокс в роли Марти – воплощение очаровательного подростка 80-х: с гитарой, кроссовками и юмором.
«Назад в будущее» стал хитом и породил две не менее любимые части, превратившись в одну из самых удачных трилогий всех времен. Но именно первая часть остается самой сбалансированной — легкой и умной, фантастической и человечной.
* * *
Календарь релизов 2022 – главные сериалы, премьеры, дата выхода









































