Как работает Valve: нет начальников, есть рейтинг сотрудников и столы на колесиках (это важно)

Нетрадиционная система.

На вопрос «Как работает Valve?» у многих наверняка напрашивается ответ: «А Valve вообще работает? Раз в год кейс в CS выпустить, ну и пару патчей для Доты – тоже мне труд». Конечно же, это преувеличение, хотя вопросов к разработчикам у каэсеров и дотеров достаточно. И большая часть из них – по делу.

Тем не менее, Valve работает: все-таки помимо CS и Доты есть Steam – «машина по печатанию денег», как выразился Gabe Follower. За машиной надо следить, вовремя чинить и апгрейдить. А вот как именно работает Valve – Крисс Братт с ютуб-канала People Make Games поговорил с 16 нынешними и бывшими сотрудниками компании и все узнал.

Все (за одним исключением) имена сотрудников Valve в тексте – вымышленные. Они давали интервью на условиях анонимности.

Поговорили с GabeFollower: Counter-Strike 2 не будет, Гейб ничего не решает, а Valve нужно меньше критиковать

В Valve нетрадиционная система: боссов нет, каждый выбирает сам, что хочет делать

В 2012 году слили официальный гайдбук Valve для новых сотрудников, а потом компания опубликовала его сама; там много любопытного, так что мы еще не раз обратимся к этой милой книжечке.

Загружаю...

Один из главных постулатов внутреннего устройства Valve – отсутствие боссов. Все равны. А еще занимаются тем, чем хотят заниматься – никто не может настоять на выполнении определенной задачи. В гайдбуке сказано: «У нас есть основатель компании, он же президент, но даже он вам не начальник».

Когда можно делать все, зачастую не знаешь, что делать. Вопросы, которые предлагает задать Valve, чтобы это понять:

  • В каком из текущих проектов я буду наиболее полезен и над чем я смогу работать в нем?
  • Какой проект в наибольшей мере напрямую повлияет на наших потребителей? Насколько ценной будет для них моя работа?
  • Делает ли компания Valve все то, что ей следует делать?
  • Какие задачи самые интересные? От работы над какими задачами я получу удовольствие? В каких я смогу лучше всего реализовать свои сильные стороны?

У столов, за которыми сидят сотрудники Valve, есть колесики. Это и символическое, и фактическое напоминание: в любой момент можно взять и переместиться в другое место. Чтобы заниматься другим проектами. Более интересным для конкретного человека. Хотя изначально система была классической: «Я был сторонником идеи «Один сотрудник – один кабинет». Но получалось так, что люди ходили к друг другу или вообще собирались в конференц-зале, а их кабинеты пустовали. И я тогда понял, что они приняли верное решение. А моя идея с офисами снижала их продуктивность», – говорил сам Гейб.

Не находите, что в Valve какая-то сверхсвобода? Это ведь не стартап из пяти человек, а огромная компания с сотрудниками не только в офисе в Сиэтле, но и по всему миру. Отказываться от руководителей как минимум рискованно: банально удобнее контролировать процессы, когда за каждой командой стоит тимллид.

Загружаю...

И вот тимлиды у Valve-таки есть. Гайдбук объясняет их роль так: «Довольно часто в группе, занимающейся тем или иным проектом, появляется «лидер». Этот человек выполняет функцию, которая отличается от традиционной роли руководителя. Чаще всего он просто доносит нужную информацию до других членов группы. Лидер рабочей группы удерживает в голове сразу всю информацию о проекте, и другие члены группы могут использовать его в качестве информационного ресурса, по которому проверяется правильность принимаемых решений. Лидер помогает рабочей группе и является ее центром».

Бывший сотрудник Valve Майкл рассказал о минусах такого управленческого подхода: «Это неправда, что в Valve нет менеджмента. Там просто нет классического менеджмента. Но есть небольшая группа людей: они – прирожденные управленцы. Есть люди, который фактически занимают эту должность, но не очень хорошо справляются».

Чаще всего тимлидами крупных проектов становятся сотрудники, которые давно работают в Valve. Их статус как самых главных нигде не закреплен, но все понимают, что условный Джон, пришедший в компанию десять лет назад, отвечает за перенос CS:GO на Source 2.

Джерри Эллсворт, работавшая в Valve над Steam и Half-Life, рассказала, что в Valve все-таки есть начальники: «В компании существует скрытая управленческая структура, и это было очень похоже на старшую школу. Есть популярные ребята, которые завладели авторитетом в компании, а есть те, кто создает проблемы, но они лишь хотят сделать лучше».

Загружаю...

Как Valve нанимает cотрудников

«Найм новых сотрудников – самое важное во вселенной», – иронично, но серьезно рассказывает гайдбук. Зачем в руководстве для новичков отдельная глава про то, кого берут на работу в Valve? Да потому что в процессе найма эти новички тоже участвуют:

«Когда вы новичок в Valve, очень важно начать участвовать в собеседованиях. Держитесь людей, которые занимаются этим уже давно. В некотором смысле наши собеседования похожи на те, что проводятся в других компаниях, но у нас есть свой взгляд на этот процесс. И чтобы ему научиться, важна практика».

Три вопроса, которыми задаются в Valve, когда берут людей на работу:

1. Хотел бы я, чтобы этот человек был моим начальником?

2. Многому ли он меня научит?

3. Что будет, если этот человек будет работать у конкурентов?

Valve почти всегда берет на работу только опытных претендентов. И ищет и ценит людей, которые соответствуют т-образной модели – ее придумали в самой компании.

Суть: «Такие люди являются одновременно и специалистами широкого профиля (разбираются сразу в нескольких основных областях – горизонтальная перекладина буквы «Т»), и узконаправленными специалистами (в своей отрасли они лучшие из лучших – вертикальная перекладина буквы «Т»)». Грубо говоря: нужно знать по чуть-чуть обо всем и быть топовым специалистом в одной области.

Крис Братт отметил, что в Valve преимущественно работают белые мужчины. «Представьте, что вы занимаете лидирующие позиции с нулевых. И все это время вы были ответственны лишь перед своими коллегами, которые выглядят и думают так же. И вы зарабатывали о-о-очень большие деньги. Вы становитесь невероятно консервативным», – делилась мнением бывшая сотрудница Valve Клара.

Загружаю...

В компании нет расистских, сексистких или гомобофных настроений. Но, например, во время пика активности движения Black Lives Matters среди сотрудников возникли разногласия: часть сотрудников хотела услышать публичную позицию компанию, часть считала, что это не дело Valve.

В Valve есть рейтинг сотрудников. И непонятная система увольнений

В Valve есть две системы оценивая сотрудников: классическое ревью и рейтинг (или ранжирование, как написано в русскоязычной версии гайдбука).

С ревью все понятно: раз в год каждый сотрудник дает фидбэк по всем, с кем работал. Этот фидбэк доходит до всех анонимно.

А вот с рейтингом гораздо интереснее. Сотрудников делят на большие группы – по глобальным проектам, над которыми они работают. И каждый человек должен оценить коллег по четырем критериям:

  • Профессиональный уровень/ Технические навыки.
  • Продуктивность/ результативность работы.
  • Роль в команде.
  • Вклад в разработку продукта.

На основе оценок и составляется рейтинг сотрудников. Те, кто оказался внизу, наиболее подвержены увольнению. А это еще один отдельный и не донца понятный процесс: если нет главных, кто наделен властью уволить человека? Не Гейб же этим занимается.

«Ты никогда не убедишь человека, что он заслуживает увольнения. Вы садитесь с ним и разговариваете: «Есть проблема, но я не скажу тебе, как ее решить. Ты взрослый человек, и это твоя работа. Но я всегда буду рад помочь». Сложность заключается в том, что тут нет одного руководителя, поэтому этот человек не может вернуться ко мне спустя время и спросить: «Я достаточно хорош?» – рассказывал бывший сотрудник Valve Фрэнк.

Загружаю...

Сотрудники Valve, видимо, тоже не совсем понимают систему увольнений, поэтому опасаются за свое место. «Даже те, кого я считала очень ценными для компании, всегда думали: «А меня уволят?» Люди в Valve не чувствуют себя в безопасности. Думаю, это организационная проблема», – вспоминала бывшая сотрудница Valve Кейт.

Гайдбук гласит, что из Valve никогда не увольняют за ошибки. Даже за такие, которые стоили компании репутации и денег. Да и вообще, фейлы – отличный способ переосмыслить свои идеи и понять, что пошло не так.

Что Valve не умеет?

Под конец гайдбука Valve открыто признается в минусах организационной системы компании. Итак, в чем Valve не сильна (ну или не была сильна – за 10 лет все могло измениться, конечно):

  • Помощь новичкам в поиске собственного пути. Мы написали эту книгу в помощь нашим сотрудникам, но, как мы уже говорили, это всего лишь книга.
  • Наставничество. Слабая сторона нашей организации заключается в том, что нам пока не удается не просто помогать новичкам освоиться в компании, но и активно помогать сотрудникам расти в областях, в которых они больше всего нуждаются в помощи. Отзывы коллег являются хорошим подспорьем, но этого недостаточно.
  • Распространение информации в компании.
  • Поиск и прием на работу специалистов в совершенно новых сферах (экономисты, промышленные дизайнеры).
  • Составление прогнозов на период, превышающий несколько месяцев.

Также компания призналась, что из-за нетипичного подхода к организации работы в Valve не приходят талантливые люди, привыкшие к чему-то более традиционному. Но это не повод менять саму идеологию.