WePlay Esports
Блог
Трибуна

Интервью с тренером Spirit Academy Сотфиком от WePlay: как воспитывается молодежь, кто станет будущей звездой

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Его команда вышла на лан-финалы WePlay Academy League.

Арсений Кузьминский поговорил с играющим тренером академии Team Spirit по CS:GO Дмитрием «S0tF1k» Форостянко.

Кто бы мог подумать пятнадцать лет назад, сидя в подвалах компьютерных клубов и играя в стрелялку, что в скором будущем детям, которые только что родились или вот-вот появятся на свет, будут выписывать профессиональные молодежные контракты? Что для талантливых старшеклассников создаются специальные международные турниры, а экосистема позволит им почувствовать себя настоящими спортсменами, которых развивают, следуя серьезному ступенчатому плану?

CS:GO в этом плане идет впереди планеты всей. Все больше организаций начинают обрастать молодежными академиями, скаутами, менеджерами по развитию. Некоторые и вовсе намеренно трансформируются в тир-2 команды, становясь трамплинами для игроков и пытаясь на этом заработать. 

Team Spirit Academy – одна из самых молодых команд WePlay Academy League Season 3, но при этом их играющий тренер – самый взрослый участник турнира в свои двадцать семь лет. Дмитрий «S0tf1k» Форостянко поиграл за свою карьеру в десятке команд, но именно Team Spirit трепетно именует «домом». Прямо сейчас его команда гарантировала себе проход в финальную часть турнира – офлайн-ивент на настоящей арене. А ведь ребята собрались совсем недавно, в конце 2021 года. 

Дима сразу заявляет: вся команда в отличном настроении, они в предвкушении, им очень нравится, но никто особо не нервничает, хотя это их первый большой турнир. Онлайн-этап «драконы» отыгрывают из своих домов, но если они пройдут в Киев – планируют забуткемпить на месте за неделю до старта LAN-стадии.

Сейчас Team Spirit играют очень уверенно. За классной игрой тинейджеров стоит взрослый и опытный капитан, однако отношения с текущей командой поначалу складывались тяжело. Дима рассказывает, как попал в организацию, ушел и снова вернулся, чтобы начать делать то, что ему нравится больше всего.

Фото: StarLadder

– В один момент меня пригласили в основной состав Team Spirit помощником Certus. Я согласился, потому что знал, что рано или поздно карьера приведет к тому, что я стану тренером. В тот момент Espada, где я играл, распадалась на части, и два игрока, с которыми я играл там, перешли в Spirit. Почему бы не пойти за ними? Коллектив тем более был как родной дом. Я знаю там очень много людей, поэтому решение было очевидным. Но там не особо заладилось, были небольшие разногласия, и мы решили, что будет лучше, если я начну свою карьеру в роли главного тренера в Академии. 

Это было взаимное решение. Мне нравится работать с молодыми игроками, к тому же мне надо набраться опыта, чтобы в будущем, если будут предложения от больших команд, я мог иметь бэкграунд и опыт. Так я и перешел в академию, это было где-то в конце лета 2021. 

– Что поменялось, пока тебя не было?

– Certus стал немного иначе себя вести [смеется]. Он стал чуть более мягким, возможно, изменил свой подход к тренерству. Когда я был под его руководством, все было очень серьезно и строго. Сейчас, конечно, тоже, но тогда надо было очень дисциплинированно все делать. Требования такие же остались, но стало как-то более… лампово. Атмосфера поменялась.

Как же все-таки происходит работа тренера? Чему Дима учит парней, как он это делает?  Может быть, у команды есть специальные лекции? Или это просто бесконечные КВ с разборами, анализами, подготовкой и так далее на манер взрослых составов?

S0tF1k рассказывает, что все достаточно тривиально. Поутру (или позже, ведь ребята еще учатся в школе) весь состав заходит на сервер и начинает общаться, обсуждает новые идеи, пришедшие накануне, разбирает моменты предыдущего дня. Но никаких милитаристских повадок: Дима считает, что все должно быть на равных правах и посредством коммуникации.

– Все это в режиме диалога происходит. Я считаю, что так лучше запоминается – люди приходят к общему знаменателю и все усваивается на порядок четче. Это однозначно лучше, чем я если просто скажу делать вот так и никак иначе. При диалоге ребята сами понимают, почему и для чего они это делают. И в дальнейшем они смогут ситуацию экстраполировать на другие моменты. Мне кажется, так лучше всего работает процесс обучения – через диалог. Конечно, бывают и монологи от меня: я поясняю моменты по игре, рассматриваю ошибки, которые стоило бы исправить. 

И мы стараемся много играть праки. Все-таки у нас есть ребята, которые в школу ходят и не всегда получается играть 24/7. Но пока были каникулы, мы играли очень много – в день по часов десять вместе проводили: разбирали, играли, разбирали, играли. С дисциплиной у парней порядок: все всегда приходят вовремя, ребята понимают, куда попали, у нас профессиональная атмосфера. Здесь нет даже повода усомниться, что кто-нибудь проспит или вроде того. Я стараюсь давать домашние задания: посмотреть демку, рассказать, что человек делает. Это полезно, потому что ребята привыкли тренироваться в скиле: играть FACEIT или КВ. А демки смотреть – другое. Мы иногда их вместе смотрим, чтобы ребята понимали, на что обращать внимание и так далее.

– А совмещать позицию тренера и игрока не сложно?

– У меня уже был подобный опыт, когда я из Spirit уходил в Espada. У меня были ребята, молодые достаточно: Patsi было 16 лет, я играл еще до этого с headtr1ck, ему было 15. Я уже тогда исполнял эту роль – тренер плюс игрок. У меня большой опыт игры и мне не сложно объяснять какие-то вещи, обучать команду, вести за собой. Когда я тренером стал – понял, что со сторонней позиции это делать проще, ты видишь больше вещей. Можешь спокойно смотреть игру, писать заметки, нет эмоций лишних, которые могут отвлекать во время игры. Ты просто больше намного замечаешь и быстрее фиксишь. Это и основной минус, когда ты играешь – не все замечаешь.

Hally и S0tF1k. Фото: Team Spirit

Мысли пересесть в кресло за игроками, отдав капитанство кому-то из состава и добрав еще одного игрока, посещали S0tF1k, но он не уверен, правильное ли это решение. 

– Ребята еще не готовы к этому. Надо вырастить капитана. К тому же нужно, чтобы характер подходил, повадки имелись. Есть у нас в команде люди, которые могли бы ими стать, но сначала надо проработать их минусы, только тогда они могут стать капитанами в будущем. 

Zont1x, notineki по 16 лет, KaiRON 17, ArtFrost 20, а Диме 27. Налицо разница поколений. Однако Дима говорит, что у него не возникает мисскомуникации с напарниками по команде.

– Знаешь, в теории она должна быть, но на практике никогда не было проблем, чтобы общаться с молодыми. Я будто сам чувствую, что мне не 27, а лет 20. Может, из-за рода деятельности: сижу играю в компьютерную игру, и это моя работа. И поэтому мне как-то проще, ведь у нас с игроками одно общее увлечение – CS:GO. Поэтому проблем нет. 

– А бывает, что учишься у ребят чему-то?

– Конечно, но в основном это по игре. У меня есть свое видение игры, которое уже устаканилось, но мои игроки иногда приносят что-то новое. Говорят: «А может, мы будем делать это так?» И тогда я смотрю на вопрос с их стороны. Они все-таки новички и с холодной головой работают. И иногда предлагают отличные идеи. И я соглашаюсь с ними, что некоторые вещи уже можно поменять. Это про внутриигровые моменты: тактические, индивидуальные. Я могу увидеть что-то и сказать, что это какой-то полный бред. А потом парни сядут и объяснят мне, что так и так, все правильно. С другой стороны посмотрю, и вижу смысл в их словах. Это все обычно индивидуально происходит. Конечно, мы когда командой сидим и ребятам в голову приходит что-то – мы обсуждаем и приходим к общему знаменателю. Это на самом деле не так часто происходит, но такие моменты бывают.

– Ты прививаешь им собственный стиль или в целом их развиваешь по их талантам? Или формируешь у них что-то?

– Всего понемногу. У меня есть свое видение игры. Поэтому когда мы первый раз собрались этим составом, в середине декабря, я сразу спросил, как ребята хотят играть. И по сути мы сделали игру так, как мы все хотим. Пришли к компромиссу, чтобы никто не чувствовал себя не в своей тарелке во время игры. И поэтому каждому игроку удобно играть, каждому я стараюсь подобрать роль в игре, чтобы всем было комфортно и они могли выдавать максимальный импакт в своей роли. 

– Расскажи, пожалуйста, про 14-летнего Данилу «Donk» Крышковца. 

– Даня, во-первых, полноценный игрок команды. Только вот его лимит – возраст. На WAL есть ограничения по правилам: состав должен включать игроков от 16 до 21 с одним исключением. А у нас в команде таких исключений два, получается. Без капитана не поиграешь, поэтому мы решили играть без Дани. Но он у нас как шестой игрок. Они вместе с Денисом «notineki» играют по три карты очередно. Мы просто заменяем ребят друг на друга в зависимости от карт. 

Даня – очень крутой парень. По его игре и не скажешь, что ему 14 лет. Он очень зрело катает, и у него сумасшедший аим. Я думаю что когда он будет играть на WePlay Academy League в будущем – он будет одной из главных звезд. Плюс, у него еще очень много времени, чтобы совершенствовать свою игру. Я думаю, он звездочка такая, которая в будущем покажет себя. Леша OverDrive где-то откопал этот алмаз, понятия не имею, как и где. 

– Как вообще происходит скаутская работа в Team Spirit? 

– У нас есть OverDrive, который этим занимается. Он играет всякие миксы, где-то кого-то находит, с ними играет какие-то турниры и сам определяет, кто хорош. И потом приводит людей. Вообще как таковых отборов нет, но Леша сам проводит у себя в паблике КВ-наборы. Мы с ним достаточно часто общаемся. Он постоянно спрашивает, как у нас дела, смотрит наши игры, заходит в тимспик и может подсказать что-нибудь. Он является неотъемлемой частью команды. По сути, notineki и ArtFrost мы вдвоем с ним нашли: людей не было, и мы вместе с Лешей разобрали кандидатов, и нашли этих двух. 

– Тренеры часто говорят, что при подборе игроков руководствуются не только ролями и набором скилов, но и характером. Какие личные качества ты ценишь в игроках?

– Во-первых, нужно чтобы человек понимал, что хочет стать профессионалом. Потому что без желания нет смысла вообще идти в любую команду. И чтобы у него было желание, время и мотивация – без них это будет какое-то хобби, из которого ничего в итоге не выйдет скорее всего. А если говорить про конкретно мою команду, то мне важно, чтобы с человеком было приятно играть. Чтобы он был дружелюбным, не тильтовал, не агрился на своих тиммейтов – приятно общаться.

Академии – это уже очень серьезный шаг в жизни будущего киберспортсмена. Здесь подписывают контракты, появляются обязательства и ответственность. С родителями игроков общается менеджер, Дима Бухтеев. Все взрослые поддерживают своих ребят, играющих в академии «драконов». Парни получают зарплату, некоторые даже большую, потому что есть выслуга лет. И родители видят, что, например, некогда игроки академии получили повышение до основного состава: Patsi тому пример, есть развитие и прогресс возможны. Своих детей можно видеть на трансляциях, переживать, болеть. И родителей это радует, ведь дети занимаются тем, что им нравится. 

– Без обид – хватает ли навыков для обучения игроков? Не чувствуешь ли необходимости в дополнительных курсах по психологии молодежи, педагогии, и тому подобное? Или хватает собственного опыта?

– Я думаю, что изначально реально не хватало. Когда я работал помощником в основе Team Spirit, имею в виду. Но сейчас я уже набрался опыта и есть моменты, которые я с нашим психологом обсуждал, еще когда был игроком. Тогда мы обсуждали какие-то моменты, которые я до сих пор использую. Например, как направлять внимание игроков в нужное русло. Вначале было сложновато, но сейчас я уже чувствую, что взял ситуацию под контроль. И за счет этого опыта, который я получил за полгода работы с молодыми ребятами, мне уже намного проще с новыми игроками – чувствую себя намного комфортнее. Понимаю, что и как говорить им за счет проб и ошибок с предыдущими ребятами. 

Психолог Team Spirit Александр Кузнецов работает и с основным составом, и с Дотой. Но ребята молодые пока его обходят стороной, хотя все знают, что к нему можно обратиться. Пока непонятно, есть ли какие-нибудь вопросы, ведь игр было не особо много – когда играешь праки, давления нет, только тренировки. А вот когда игры уже начались – становится интересно. Может быть, и нужно будет что-нибудь с психологом обсуждать.

– Как ты поймешь, что игрока пора перемещать дальше? В основу или другую команду. Как это работает на уровне организации?

– У нас есть сбор с руководством. Обычно ежемесячно, иногда даже несколько раз в месяц. Там мы как раз и оцениваем наших ребят. Я не особо знаю, как дела у основного состава и какие у игроков и организации планы друг на друга. Моя задача – работать со своими ребятами. На таких встречах я даю фидбек: вот я чувствую, что человек уже в целом готов играть в основном составе. Когда вокруг игрока нарастает нарратив, я понимаю, что человек хорош и перерос уже состав, как, например, было с Patsi. Он в каждой игре делал кучу классных мувов, при этом капитанил и было понятно, что пора уже играть ему в основном составе. И на этих собраниях мы обсуждаем подобные моменты: стоит ли человека перемещать дальше или нет, как с кем поступить и так далее. 

– Представь, что через год-два игрока из твоего состава переводят в основу или вовсе продают в другую команду. Что ты будешь чувствовать? Гордость? Жалость? Это ведь почти как собственных детей из гнезда выпускать.

– Моя цель, та, которую я преследую – обучение ребят, чтобы как раз им помочь в карьере. Я понимаю, что это трамплин. И у меня нет ни горечи, ни жалости из-за того, что они уходят в основной состав. Наоборот, только радость, ведь они со мной прогрессировали, их заметили и они идут дальше, на повышение. Я буду рад за каждого игрока, которого заберут в команду с бОльшими целями.

Сетка Gauntlet-стадии WePlay Academy League Season 3

Формат Gauntlet: как появился в киберспорте и причем здесь реслинг

– Насколько важны турниры для молодых команд, вроде нашего WePlay Academy League? 

– На самом деле это достаточно хороший способ, чтобы проверить свои силы. Вот мы много тренируемся, играем праки целыми месяцами. И уже, честно говоря, немного надоедает играть без официалок. А подобные турниры помогают оценить свои силы, узнать, чего мы достигли за последние месяцы. И важно еще в том плане, что ты можешь понять, над чем дальше работать. Ведь на праках ты не всегда можешь понять, где находишься: силен ли ты, плох ли ты как команда. А на этом турнире ты заходишь и видишь – вот, обыграли этих, но проиграли тем. И сразу видишь моменты, где надо работать. Тут есть давление определенное, и мне надо смотреть, как ребята справляются. 

– С кем праки играете?

Мы играли часто с другими академиями: NiP, BIG, Fnatic. Мы выходим за пределы региона. Бывает даже с тир-1 командами, например, с FaZe. Конечно, это не то же самое, что играть с ними официалки. На праках чувствуешь себя раскованно, можешь позволить себе некоторые вещи, которые в реальной игре не позволишь. Ну и это все нельзя за результат брать, например, что FaZe на праке обыграл. Не так работает это.

– Очевидно, что твои ребята для тебя самые талантливые. Но если смотреть в сторону участников WAL, то кого из «студентов» других академий ты бы выделил?

– Во-первых, это delus1onn из Virtus.pro. Он очень жестко попадает. Много раундов им выиграл, которые бы лучшие снайперы планеты не выиграли бы. Headtr1ck из NAVI. Я с ним сам играл в его 15 лет, я увидел тогда, что он довольно способный парень. В итоге, он сейчас один из лучших игроков академий. И парень из MOUZ NXT, xertioN – он тоже очень серьезно попадает. Этих троих я бы выделил.

* * *

Посмотреть за тем, как развиваются события WePlay Academy League Season 3, вы можете на наших каналах Twitch и YouTube.

2 комментария
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
на фотографии не Certus, а hally
+2
0
+2
Ответ watti
на фотографии не Certus, а hally
Да, спасибо! Фиксанули.
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий