WePlay Esports
Блог

Владислав «Flash_1» Быков: «Каждый может получить за свои ошибки»

Третий сезон WePlay Academy League уже начался, и в скором времени мы увидим первые игры обновленного состава VP.Prodigy. Поскольку в составе вновь произошли изменения, а за матчами «медведей» всегда интересно наблюдать, мы взяли интервью у самых ярких представителей состава. Встречайте: Владислав «Flash_1» Быков, бывший тренер и стендин VPP!

Привет. Ты стоял у истоков нынешнего состава VP.Prodigy и был тренером в предыдущем. На что ты обращаешь внимание в первую очередь, когда ищешь игроков?

Сразу стоит сказать, что первый состав VPP полностью собирал я, а второй подписала организация. Он был уже готов, там капитанил Алексей «RuFire» Бураков, и он сам собирал этих ребят. Я узнал о новом составе постфактум, то есть я их не искал и команду не создавал. 

Тех ребят я искал под задачи, которые поставило руководство – сделать команду, где были бы и молодые, и более опытные, но не возрастные игроки. h1glaiN и Norwi были как раз парнями с опытом, а вот awesome, muR и mefixs выступали такой молодой мощью. Я считаю это оптимальным сочетанием. Зачем придумывать велосипед, если то, что уже есть, хорошо работает, ведь так?

Ты сказал, что второй состав собирал RuFire, но между сезонами вы заменили одного члена команды. Если у вас с Лешей разнятся взгляды на игроков, как вы приходите к согласию?

Мы принимаем решение вместе. Все-таки я предпочитаю работать в коллективе, где мое слово имеет какой-то вес. Мы еще в начале работы обсудили наши права и обязанности: что требуется, какую работу я должен выполнять, есть ли у меня мнение и будет ли Леша к нему прислушиваться. Да, мы находим компромисс, прислушиваемся друг к другу и стараемся работать в синергии. Плюс мы давно друг друга знаем и, в целом, понимаем, что мы за люди, и как нам друг с другом общаться. 

Алексей «RuFire» Бураков, капитан VPP | Источник: Twitter

Леша-RuFire рассказал, что вы с ним делите тренерские обязанности пополам. Какую роль в VPP ты выполняешь? 

Я больше занимаюсь тактической и аналитической составляющей, подготовкой к сопернику, статистикой наших раундов, что убрать, что добавить, мета, подготовка к тренировкам. То есть все, что связано с теорией и тактикой. А Леша занимается внутриигровыми моментами, работает с ребятами в эмоциональном и психологическом плане. В самой игре он также капитанит, так как я не могу говорить во время раундов. 

Если говорить про тренировочный процесс, то мы даем парням задания, которые потом проверяем. В основном это делаю я. Мы вместе обсуждаем, какие карты разбираем в первую очередь, и чем надо заняться. У игроков есть обязанности, индивидуальная подготовка, задания вроде просмотра демок, поиска новых идей для своих позиций, разбора своих ошибок. И это все делается перед праками.

Например, мы очень поздно узнали о формате второго сезона WePlay Academy League, поскольку ждали еще один двухнедельный групповой этап. У нас был определенный план к этим группам, но мы получили double-elimination. Мы не ожидали, пришлось срочно менять планы, и мы с Лешей выстроили план тренировки. 

Изменилось ли распределение ролей между вами?

Роли не поменялись, но мы добавили больше структурных моментов с моей стороны. Я не был доволен выступлением на прошлом сезоне, и на некоторых картах внес свои коррективы.

Кто в вашей паре отвечает за формирование плейстайла у отдельных игроков? 

Стиль игры формируется из философии Леши, стиля его команды. Игрок, приходя к нам, начинает подстраиваться под этот стиль. Мне, тренеру, поначалу тоже было нужно понять и привыкнуть к тому, как работать с таким подходом, как его улучшить. Когда я был капитаном и тренером, я придерживался все же другой игры, более командной, более расчетливой, структурной и скриптовой.

Буткемп VPP | Источник: VK

Как ты влияешь на то, что RuFire делает во время матчей?

Если я вижу, что Леха дает неправильные коллы, раз за разом делает то, к чему готовы противники, или же сам начинает заигрываться, то я ставлю паузу и говорю, как делать не надо. Это обычное тренерское вмешательство. Леша – такой же игрок, как и все, поэтому если мне что-то не нравится, то я беру тактический перерыв и даю указания, либо общие установки, вроде «надо играть побыстрее», либо «нужно сделать вот такой раунд». После паузы я всегда проговорю, кто и где заигрывается, забывает или недопонимает. Каждый может получить за свои ошибки, в том числе и Леша.

Если говорить про ошибки, сделанные на кураже, то это палка о двух концах. Кураж все же полезен, особенно в матчах академий. Здесь парни отыгрывают не идеально, обе стороны делают очень много ошибок, и кураж помогает чувствовать себя уверенно. А если ты делаешь ошибки, но действуешь уверенно, то очень часто выходишь победителем. Иногда кураж бывает лишним, особенно тогда, когда ты из-за него проигрываешь раунд или в экономике. Но чаще я беру паузы тогда, когда мы не можем подстроиться под противника, или игроки плохо выполняют то, что просит RuFire. 

Игроки в команде как-то меняются ролями?

Академия нужна для проверки сил игроков и команд, так что да, мы пробуем перестановки. Во втором сезоне cheerful у нас стал первым AWP, а lom1k пересел на второго снайпера.

Кто еще делит с вами каждодневные обязанности в VPP помимо тебя и Леши?

Соцсети мы ведем каждый сам, но при этом если у нас на страницах появляется что-то не то, то нас, конечно, медиаотдел Virtus.pro попросит убрать. Есть четкие границы, которые нельзя переступать, вроде оскорблений. Также у нашего состава есть менеджер. Он ищет турниры, инвайты, ведет наши буткемпы.

VP.Prodigy уже успел отыграть несколько турниров. Какие планы на ближайший год?

Работать и растить игроков. Наша основная задача – тренировать парней и подтягивать их к тир-2 и тир-1 уровню. Не особо важно, какие турниры у нас будут, наша задача – медленно и аккуратно работать, подтягивать игроков выше и выше. Если говорить о турнирах, то это WAL и ESEA, где мы уже выступаем. В целом, все. 

Flash_1 в составе Warthox | Источник: Instagram

В своем интервью с Warcade за 2019 год ты рассказал, что не хочешь становиться тренером, так как, цитирую, «уже много времени отдал игре». Сейчас ты готовишь уже второй состав. Что изменилось в твоих взглядах, что ты решил пойти в наставники для молодых ребят?

После выступления на CIS Minor в Берлине я захотел уйти на тренера, так как в кругах обычных зрителей роль капитана меньше всего ценится. Мне всегда нравилась тактика и аналитика, ведь я в свое время очень хорошо играл в шашки. Плюс мне поступило весьма приятное предложение от 100PingGods: приехать на буткемп в Питер с вполне нормальной зарплатой. Во всяком случае, так казалось тогда мне, человеку, который, грубо говоря, жил в Челябинске, а за игру не получал вообще ничего. 

Тогда я и подумал, а почему бы нет? Мне никто не мешает спустя день сказать «Я устал, я ухожу» и играть дальше. Но мне понравилось, я втянулся, плюс потом на меня вышли Virtus.pro. Сам понимаешь, нечасто поступают предложения, когда такая организация, как VP, сама просит тебя стать тренером их второго состава.

Хорошо, что ты упомянул шашки. Насколько мне известно, ты участвовал в крупных чемпионатах по ним. Как этот опыт помог тебе в киберспортивной карьере?

Да, в школе я был призером Европы по шашкам. Кроме того, я играл в молниеносные шашки. По сути, это блиц-партия, у тебя есть всего три минуты на игру. Такой формат развивает очень быстрое мышление, у тебя нет времени раздумывать. Например, у меня никогда не получалось играть долгие партии по полтора часа. Я не понимал, зачем так долго думать. Понятное дело, из-за этого я терял концентрацию, расслаблялся, делал неправильные ходы и меня обыгрывали. А в блице быстрота мышления важна, и, скорее всего, из-за этого у меня и получилось потом играть в Counter-Strike, потому как здесь быстрое принятие решения важно. Ты в каждом раунде должен быстро реагировать на действия противника и делать какие-либо противодействия. 

Ну и капитаном я тоже стал благодаря этому, потому что аналитический склад ума также развился [благодаря шашками]. Если честно, я поначалу не хотел быть капитаном. Но потом я понял, что если я не возьму на себя эту роль, то каждый будет тянуть одеяло на себя, и мы никогда ничего не выиграем. Я сильно благодарен своим тиммейтам с Урала, которые выбрали меня капитаном и потом действительно меня слушали. Это очень важно, особенно начинающему капитану. Согласись, когда тебя не слушают и делают отсебятину – сильно горит попа.

Насколько сопоставимо психологическое напряжение в классическом интеллектуальном спорте и киберспорте? 

Если мы говорим про Counter-Strike, то здесь напряжение гораздо выше, поскольку оно держится каждый раунд. Если сравнивать с шашками, например, с важными матчами на чемпионате России или Европы, тебя немного мандражит перед игрой. Но когда ты садишься за стол, мандраж уже не такой сильный, разве что в конце, когда ты понимаешь, куда идет исход: к победе, поражению или ничьей. Ну или когда ты уже начал проигрывать, тогда ты сидишь и молишься, чтобы противник ошибся и сделал какой-нибудь плохой ход. Ты можешь просчитать все возможные варианты, продумать, к чему все идет, и понять, что сейчас все зависит только от противника. 

А в CS ты волнуешься постоянно, каждый раунд. Из-за этого многие игроки психологически выпадают из матча. Они не вошли в этот тонус, не успокоили свои нервы и все, они не могут вернуться из-за чувства давления, которое, напомню, идет каждый раунд. Если сравнивать с классическим спортом, то там для таких случаев есть замены. В CS прямо во время карты ты замену не сделаешь, только между. 

Flash_1 в форме 5FRAGS | источник: VK

А как ты изменился за то время, что уже проработал тренером? 

Я очень рад, что смог поработать с Лешей-RuFire, поскольку с ним я изучил стиль создания пространства друг под друга. Я сам не углублялся в этот вопрос, потому что строил другую игру, но это мне очень помогло, расширило кругозор. 

Как тренер я не изменился сильно. Я стал более спокойным. Раньше пытался сравнивать других с собой, сейчас понимаю, что к каждому человеку нужен подход, и, например, метод кнута работает не всегда. Стал более понимающим. Я всегда таким был, но чем больше ты работаешь тренером, тем больше видишь моментов, влияющих на игроков. А этих моментов много, и мало просто научить играть, мало показать гранаты и рассказать про тайминги. Надо, чтобы человек понимал, чтобы был морально и психологически устойчив, и заниматься этим должен ты. Я понял других, начал больше уходить в психологию. 

Я начал тренировать себя в плане речи. Мои знакомые, родственники, девушка – все говорят, что я будто бы жестко выражаюсь, хотя говорю достаточно обычные вещи. Возможно, дело в интонации или сочетании слов, но людям кажется, что я груб. Когда я играл, тиммейты могли чуть ли не обидеться, хотя я и не думал ругаться, я просто выражаю свою мысль. Это именно грубая подача, и вот над этим я долго работаю. Во времена первого состава VPP я был жестче, сейчас стал полояльнее. Возможно, дело в Леше, в том, что мы с ним делим обязанности. 

Были ли у тебя конфликты с кем-то из воспитанников из-за стиля речи?

Я не конфликтный человек, поэтому стараюсь не вступать в конфронтацию ни с кем во всем киберспорте. Если вдруг вы это читаете, и я вас обидел, то извините, но я считаюсь добрым человеком в комьюнити. 

При этом всегда есть споры, здоровые дискуссии. В споре рождается истина. С подопечными это только внутриигровые споры. Сейчас их меньше, потому что парни совсем молодые, не играли большие турниры, поэтому они должны просто впитывать то, что им говорим я и Леша. В 100PG их было побольше, там были ребята со своим мнением, нередко правильным. И это нормально. Они высказывают свое мнение, я свое, и мы приходим к чему-то общему. Кто-то может упереться, но тогда мы идем на сервер и проверяем, кто прав. Такие споры нужно проверять на практике, иначе это скажется на игре. Если взаимонепонимание не разбирать до матчей, то начнется «я думал то, а он думал другое». 

Можешь рассказать, в каких моментах схожи обязанности капитана и тренера?

Сложный вопрос. Это зависит от того, как команда строит игру. Если брать первый состав VP.Prodigy, то там не было ярко выраженного капитана. Я сделал капитаном muR, тренировал его соответственно, делился опытом. В этом случае на тренера ложится вся работа, пока кэп не вырастет в лидера. Более того, в составе могут быть свои лидеры, отдельно от капитана. 

Есть тренеры, которые заряжают игроков только эмоционально. Они не занимаются тактикой, они не занимаются игровыми моментами, но они поддерживают моральный дух и психологической подготовкой. Есть тренеры, занятые только аналитикой. Они только готовятся к противнику, тогда как капитан работает с командой. Единого шаблона нет, и в каждой команде обязанности распределяются по-разному, если говорить про тир-1 и тир-2 команды. 

Если речь об академиях, то здесь тренер – лидер, капитан, боец, наставник, все вместе. Поэтому я, как и Амиран, не назвал бы академиями команды вроде mouz NXT, где игроки уже самостоятельны и полноценны как команда. Они могут представлять какой угодно тег и выступать. Академия – это структура, где у игроков есть тренер, который обучает их с нуля. Он выбирает лидера-капитана, учит его давать коллы по своим наработкам, а если что-то идет не так, то тренер ставит паузу и говорит, что надо поменять. 

Частый контраргумент старшего поколения против киберспорта – это то, что деньги там зарабатывают только популярные игроки. Ты был игроком и капитаном не самых медийных составов, поэтому знаешь эту кухню, как никто другой. Насколько эти слова правдивы на самом деле, и что ты посоветуешь тем, кто хочет пробиться через небольшие организации? 

Пробивайтесь, не надо бояться! Сейчас гораздо лучше, чем 10 лет назад. Когда мне было 16, я даже не думал, что меня подпишет какая-либо организация, будет высылать мне девайсы и возить на буткемпы, я смогу «играть в компьютер», получать зарплату и не париться. Такого просто не было. 

Свой первый компьютер я вообще купил после того, как поехал на кубок России. Мы были командой с Урала, ни о каких зарплатах речь не шла. Мы просто приехали, обыграли Митю-hooch в best-of-5, заняли 3 место и получили по 50 000 на человека. Еще думали: «Блин, круто! А пацаны из Екатеринбурга, тоже уральцы, они вообще 1 место заняли и по 200 000 получили на человека!» Это был, кажется, 2017 год. 

Все-таки это был 2016 год, Владислав ;)

А сейчас ты можешь спокойно учиться в школе, тебя может подписать Virtus.pro или NAVI, давать тебе все для того, чтобы ты развивался, и даже при этом не заставлять тебя бросать учебу. Они наоборот говорят «учись!» Игроки учатся и развиваются, и, если что, ты всегда можешь заняться своей обычной жизнью. Сейчас легче пробиваться в киберспорт, особенно в регионах. Да, растет конкуренция, но при этом если в 16 лет ты захочешь стать киберспортсменом, к 20 годам ты можешь остановиться и заняться обычной жизнью. Когда я и более старшее поколение этим занималось, мы в 20 лет едва выходили на какой-никакой уровень, только-только начинали. 

Плюс сейчас появились квалифицированные тренеры и аналитики, которые могут оценить и подсказать, есть ли у тебя потенциал. Когда я играл в 1.6, то просил игроков с Урала, ездивших на ASUS, чтобы они мне написали, как тренироваться. Мне хотелось понять, как это делается правильно, но не было никаких лиг или академий, некуда было обратиться. Сейчас – пожалуйста, информации очень много. Работай, тренируйся, и будет результат.

Когда-то в интервью ты рассуждал об идеальной организации. С твоих слов, она должна полностью покрывать нужды в технике, деньгах и с документами, а еще вы взаимно должны помогать развивать медийку. С того интервью прошло два года. Твои требования остались такими же? 

Ну… Да. Разве что я бы выразил это в более мягкой форме. Организация и правда должна закрывать вопрос в плане финансовых затрат, но это единственное, что она прямо должна. Почему я так рассуждаю? Сейчас мне 26, и если бы я остался без работы, то мне было бы не на что жить. Финансовый вопрос должен оставаться главным, когда ты решаешь, идти ли в киберспорт надолго, или идти работать по специальности. Все-таки на двух стульях усидеть будет невозможно, я считаю. Организации стоит помогать и в медийном плане, и в других вопросах, но и ты, как игрок, для этого должен прилагать максимум усилий, быть лояльным, помогать в развитии, расти вместе с организацией.

Насколько VP соответствует твоим стандартам? 

Полностью. Virtus.pro – моя первая действительно крупная организация. Ладно, были еще Winstrike, но они показали себя не с лучшей стороны. 100PingGods были хороши, для своих ресурсов у них все было отлично, но, не в обиду руководству, они были маленьким клубом. А VP подтвердила свой статус лидера, она меня полностью устраивает.

Как упоминалось выше, первые матчи VP.Prodigy в рамках WePlay Academy League Season 3 начнутся 4 января, и увидеть их можно несколькими способами. Подписывайся на наши каналы на Twitch и YouTube, чтобы получать не только уведомления о трансляциях, но и бесплатный экстра-контент от нашей продакшн-команды. Гачи-мемы входят в комплект ;)

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные