Блог Unpopular Opinion

Тир-2 сцена Доты умирает. Что можно с этим сделать?

Решаем горячую проблему вместе.

Нездоровый статус тир-2/3 Дота сцены - одна из наиболее горячих и обсуждаемых тем, стоящая в одном ряду с регламентом поведения про-игроков в пабах, изменением системы матчмейкинга и удалением из игры Течиса. Сложно найти профессионального игрока (комментатора, аналитика, ...), который ни разу не высказывался бы по данному вопросу. Из недавних "спикеров" на ум приходят ppd, мельком затронувший проблему в своём манифесте о системе DPC, и Chessie - заслуженный ветеран Европейского и Североамериканского регионов, написавший своё открытое письмо о Т2-Т3 сцене прямо перед гранд-финалом EU-квалификации на The International 2019.

Не остался в стороне и Лил: традиционно прямолинейный и откровенный твит саппорта команды Winstrike вызвал очередную волну дискуссии по этой теме.

Проблему, которую медийные представители сцены обсуждают уже не один месяц (а то и не один год), больше не получится игнорировать. Вопрос в том, что именно нужно сделать Valve?

Реформы DPC-сезона должны были помочь тир-2 коллективам

Первый сезон Dota Pro Circuit, предложенный Valve для структурирования соревновательной Доты, оставил, мягко говоря, смешанные впечатления. Помимо претензий к чрезмерному количеству рейтинговых турниров, игроки отмечали бессмысленность миноров, на которых регулярно встречались условные Evil Geniuses и Vici Gaming, не оставлявшие шансов менее именитым и классным коллективам. Последовавшие в следующем сезоны реформы, казалось, исправили все недочёты системы: турниров стало меньше, а миноры перестали быть тренировочными ивентами для регулярных участников мейджоров.

Тем не менее, такие перемены практически никак не сказались на состоянии тир-2 и тир-3 сцены. За весь сезон только 5 коллективов, не принадлежащих какой-либо организации, смогли посетить хотя бы один рейтинговый турнир: это ROOONS, Demolition Boys, Flying Penguins, Old But Gold и Team Anvorgesa. Суммарные призовые этих стаков составили $107,500 - в среднем чуть больше $20,000 на команду. За весь DPC сезон.

The Final Tribe, где играет упомянутый выше Chessie, смогла заработать на рейтинговых турнирах только $7,500 - тут невольно и о бустинге задумаешься.

Что можно сделать?

На данный момент наибольшей проблемой кажутся квалификации, проводящиеся по принципу "всё или ничего": либо ты выигрываешь заветный спот на турнире (и как минимум окупаешь усилия на подготовку), либо проигрываешь - и не получаешь ничего.

До абсурда эта ситуация доходит во время квалификаций на главный турнир дотерского года - The International. Те самые The Final Tribe, практически не менявшие состав в течение сезона, проиграли в гранд-финале регионального отбора на TI9 и остались у разбитого корыта. Chaos с Матумбой, собравшиеся в нынешнем составе только перед этой квалификацией, оказались сильнее шведского коллектива и гарантировали себе как минимум $70,000. Большинство "имён" Дота-коммьюнити сходится в одном: квалификации нужно реорганизовывать.

1. Проводить квалификации на ЛАНах со своим призовым фондом

Данная система уже давно используется в другой дисциплине от Valve, CS:GO. Квалификации на крупные турниры проводятся оффлайн, что помогает вчерашним стакам друзей попробовать свои силы против сильных команд перед живой аудиторией и найти себе спонсоров.

Сложно найти сторону, которая осталась бы в минусе после такой реформы: студии освещения получают больше денег от спонсоров ввиду повышенного престижа квалификации, команды получают необходимые опыт выступлений на ЛАНах и кое-какие призовые, Валв получают заслуженные комплименты от игроков и зрителей.

Единственной проблемой может оказаться транспортный вопрос: если у представителей Европейского, Китайского или Североамериканского регионов с этим всё проще, то как быть условному перуанскому школьнику, прошедшему в региональную квалификацию со своими друзьями и столкнувшемуся с необходимостью ехать в условную Бразилию? Сможет ли Valve оказать финансовую помощь в такой ситуации? И что делать условным российским паберам в случае проведения оффлайн-квалификации в, скажем, Киеве?

2. Добавить призовой фонд онлайн-квалификациям

Пожалуй, самый очевидный вариант. Команды не получат драгоценный опыт выступлений перед живой публикой, но не останутся без денег.

Подобное решение может породить кризис среди существующих нетоповых организаций - ведь зачем подписывать контракт и обязываться отдавать часть призовых в обмен на ЗП, если можно получать стабильный доход с региональных отборов?

И стоит ли премировать деньгами всех участников закрытых квалификаций? Или призовых достойны только участники плей-офф? А может быть, имеет смысл "утешать" только сильнейшую команду из числа не прошедших на основной DPC-турнир? Много вопросов, ответы на которые, в данный момент, не кажутся очевидными.

3. Поддерживать не связанные с системой DPC лиги

Регулярные лиги для тир-3 коллективов существуют в разных регионах - как минимум, можно ответить популярную в Европе, Юго-Восточной Азии и Северной Америке joinDOTA League, а также множество различных дивизионов в Китае. Достоин упоминания и свежий проект от Марка "Marchello" Авербуха под названием Sector.gg, направленный конкретно на подъём тир-2/3 сцены в регионе.

Быть может, Valve не нужно изобретать велосипед, а вместо этого поддержать проекты с готовой аудиторией и именем - увеличение призового фонда будет как минимум не лишним для организаторов.

Откуда взять деньги?

Камнем преткновения для подавляющего большинства Т2/Т3 команд являются именно финансы. Очень сложно сохранять мотивацию играть на высоком уровне, если это не приносит никакого дохода. Ещё сложнее - убеждать семью и близких в целесообразности регулярных тренировок и участия в турнирах. Так откуда же взять деньги?

1. Зафиксировать призовой фонд TI на $30 млн. Избыток - на поддержание сцены в следующем сезоне

На момент написания этого поста призовой фонд The International 2019 находится в $600 тыс от 30-миллионного рубежа. Учитывая то, что с момента введения пополняемого призового фонда он - фонд- растёт с каждым годом, логично предположить, что отметка в $30,000,000 будет покоряться и дальше. Кажется разумным зафиксировать призовые главного турнира по Доте на этой отметке - а избыток автоматически распределять на следующий сезон.

Данное предложение может решить ещё одну проблему: очевидно, что Valve не смогут вечно бить собственные рекорды по призовым, и первый же TI, не превзошедший предыдущий в этом аспекте, может стать серьёзным репутационным пятном на компании. Фиксируя призовой фонд на конкретной отметке, Valve обезопасят себя от подобного провала, сохраняя при этом престиж дисциплины в целом и Интернешнла в частности.

2. Требовать от Valve перераспределения прибыли от продажи Боевого пропуска

С подобной идеей выступил бывший тренер Mineski и тренер Entity Gaming Энтони Хонгстон. Если вкратце: Энтони предлагает Valve изменить распределение прибыли от Battle Pass и забирать себе не 75% от продаж, а 50%, тратя "лишние" 25% на финансовую помощь тир-2/3 сцене.

Несмотря на определённую дерзость этого заявления в адрес частной компании, в словах Хонгстона есть смысл. Действительно, покупатели Боевого Пропуска имеют право требовать от компании поддержки киберспортивной сцены за пределами мейджоров и миноров и сокращения пропасти между условными Team Secret и The Final Tribe.

Дело за малым: найти достаточно весомые доводы и достаточно действенные методы, чтобы заставить Valve отказаться от ~$7,000,000 прибыли ежегодно.

3. Вернуть систему с личными Компендиумами и сундуками для турниров

Поклонники соревновательной Доты с большим стажем наверняка помнят ситуацию с турнирами времён 2014-2015 годов. Тогда у каждого более-менее приличного турнира был свой индивидуальный компендиум, сундук с сетами и/или билет для просмотра турниров. Подобная система сильно облегчала сбор средств для турнирных организаторов, однако, в конце концов Valve "прикрыла лавочку" с обилием внутриигровых предметов, чтобы в конце концов прийти к эксклюзивному Боевому Пропуску.

Может быть, всё, что нужно для тир-2/3 сцены - это дать зрителям возможность поддерживать мелкие турниры финансово? К тому же, указанный выше период являлся "золотым веком" для создателей сетов - так что предложение явно будет соответствовать большому спросу.

Спасибо, что потратили своё время на этот лонгрид! Не забывайте ставить плюсы и предлагать свои варианты в комментариях!

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья