Как мы выиграли Инт. Открытое письмо Мипошки
Яна Медведева зафиксировала историю.
Ярослав «Miposhka» Найденов – о том, как Team Spirit стала чемпионом The International.
О подготовке.
О драфтах.
О решениях внутри игры.
Об эмоциях.
О победе.
***
На TI7 у меня была черная тетрадка. После победы в одном из матчей, я выложил ее фото и подписал: «Death Note». Я вспомнил про эту фотографию еще до буткемпа и решил, что реально надо заказать себе тетрадь и все это провернуть – прикольно ведь выглядит. Можно, конечно, подать все это, будто я нашел ее на дороге, под дождем, мерцали молнии и все такое, но нет. Я просто заказал ее с Озона. И теперь думаю, что нужно оставить хороший отзыв.
В самый первый день группового этапа я просто записал туда PSG.LGD и Team Secret. Не особо сработало. На второй день снова записал названия команд: Elephant и Vici Gaming. Сработало наполовину. Потом я перестал это делать, отыграл всю группу, сыграл первый матч против IG. И уже в нижней сетке мне напомнили про тетрадь.
Я решил, что теперь точно нужно с этим сделать какой-то контент. Сначала записали Fnatic. Выиграли. Перед серией с OG стали вписывать полностью всех игроков (кроме, очевидно, Топсона): имя, никнейм, фамилия. Выиграли. Потом я передал эту функцию Илюхе, он записал VP по такой же схеме. Затем внесли туда IG. А вот перед финальным днем мы уже ничего туда не писали. Но напомню, что Team Secret и LGD там были с первого дня!
10 человек из Team Spirit, которые сделали нас счастливее
***
Мне потребовалось дня четыре, чтобы осознать победу. В течение этих 4 дней случались моменты, как какой-то приход, когда я думал: «блин, я что, Инт выиграл?». Мысли «Мы реально Инт выиграли? Е-мое! Что теперь будет?»
Мы начали готовиться к TI с 22 сентября. Наверное, чуть позже, чем другие команды. И за период буткемпа получилось два выходных, один из которых в самом конце, перед вылетом. У нас с ходу было очень много КВ – штук по 6-7 в день прямо с утра. Мы выстроили довольно жесткий график: 5-7 КВ минимум, и нужно сыграть еще минимум 6 пабликов – так, чтобы в сумме накапливалось по 12 часов Доты. Даже не было особо времени отдохнуть или заняться чем-то другим. Я только один раз за буткемп вышел прогуляться, и то у меня было на это от силы минут 30. Сразу после этого вернулся, принял душ и спать.
При этом все относились ответственно. Обычно я сам такой человек, которого нужно подпинывать, но даже я в этот раз практически всегда сам вставал и режим соблюдал! У нас даже ни разу никого не штрафанули за опоздания, поздний подъем или недоигранные пабы, хоть у нас и была эта система.
Между КВ – работа с психологом. Мы с ним часто развивали эмоциональный контроль: как воспринимать эмоции, которые возникают в тебе, как это использовать в свою сторону, какие эмоции полезны и какие нет – различать все это и уметь с этим работать. Вот это нам очень помогло в процессе.
Мы очень много побеждали на тренировках. Под конец мы так преисполнились, что всех обыгрывали за 20 минут. Мы начали играть так хорошо, что даже не особо заморачиваясь, совершая обычные действия, заставляли соперников сдаваться уже на 20 минуте. Даже OG и EG. Мы находились в жесткой форме – у нас получалось все.
При этом у нас не было настроя: «мы сейчас всех размотаем». Мы просто ехали со своими задумками и героями, были уверены, что у нас есть опыт и стратегии. Это нам давало нам пищу для размышления, а не завышенную самоуверенность.
В группе совершали ошибки, но собрались
Мы приехали, сыграли первые КВ – и все тоже было неплохо. Мы вынесли OG, еще кого-то, а уступили только SG, но они нас удивили Тинкером. И то мы боролись, хотя не понимали, как против него лучше играть. У нас оставалось все то же ощущение: «парни, да мы такие же жесткие, как и на КВ!»
Но в момент игр с Secret и LGD появился какой-то дискомфорт. Когда сидишь и понимаешь, что что-то не то. Как-то мышка не так комфортно лежит в руке, курсор по экрану как-то неуверенно передвигается. Надо как-то по-другому сесть, мышку передвинуть, монитор переставить – и все не помогает. Я чувствовал, что у меня не клеится, и из-за этого я играл хуже. Возможно, это все было связано с каким-то волнением от игры против серьезных оппонентов – все-таки, это TI. Но я в этом не уверен. Никто о волнении говорил.
Мы все это обсудили после первого дня. Поговорили, что нужно подсобраться, что чувствуется, что это не то, на что мы способны. И уже во второй день мы начали с победы над Elephant. У нас получилось хорошо задрафтить, мы отлично отыграли. А потом у меня заболел живот – и снова вернулось это чувство дискомфорта. С этим мы проиграли Vici Gaming.
Уже после этого мы собрались на действительно серьезный разговор. «Парни, мы допустили ряд ошибок. Мы сыграли так себе, где-то пикнули хуже». Мы четко обсудили, что нас беспокоит, есть ли какие-то вопросы. Поделились мыслями. Я тоже двинул пару мотивационных речей о том, что не стоит зацикливаться на ошибках – они всегда будут.
Первые два дня я ложился спать и представлял себе, как я сижу перед компьютером и чувствую, что все ####### [великолепно]. Я сел. Мне комфортно. Мышка – продолжение руки. И в один момент это сработало!
После этого мы смогли собраться и обыграть всех 8-0. С этого момента мы начали набирать. Этот дискомфорт вернется ко мне только один раз – в финальный день.
Матч с IG – серия нервов. Могли побеждать
А вот волнение вернулось в первый день плей-офф. И ребята об этом говорили, и я сам это видел. Мы играем – и я чувствую, что ребята дают лишнюю информацию. Это основная проблема игры под давлением: вам кажется, что нужно сделать больше, чем от вас требуется. Я это замечал и несколько раз за матч, говорил: «Так, парни, не надо это сейчас делать. Делаем простые вещи, не нужно ничего придумывать». И они соглашались.
Ребята в целом были какие-то гиперактивные, а это не всегда в плюс. Я пытался наоборот их немного подуспокоить. И даже после первой игры, которую мы выиграли, я сказал: «Парни, мы сыграли явно не в самую лучшую игру и сейчас нужно постараться». Мы вроде победили, но совсем не радовались. Я постарался сделать акцент на том, что нужно подтянуться и серия еще не окончена.
Я точно не помню, кто делал колл в трон на первой карте. Обычно у нас этим Саня занимается. Это он у нас любитель «Го в трон! Го в трон!» Так что либо он, либо Илюха. Там все звезды сложились! Мы нашли DD, Илюха попросил (это не моя заслуга!) купить ему боттл. Ну я и купил, привез курой, отдал ему. Мы нашли драку – просто на пофиг пошли во врагов. У нас потом еще это будет случаться, когда мы идем в тень, в самую опасную зону, в лоб в лоб к врагу. В итоге мы выиграли эту драку, Илюха сделал рампагу – и все. Линии все запушены, DD еще активировано, у нас очень много урона; Путь только один – в трон!
ЧТО СОТВОРИЛИ SPIRIT?! РАМПАГА И ПОХОД В ТРОН!
Вторую карту мы могли выиграть вообще без проблем. У нас был офигенный пик. Но не пошло.
У нас было все очень здорово. Даже был отличный эпизод, которым мы могли перевернуть карту в нашу сторону и с этого момента победить. У нас в топе стояла Легионка, у даблы все было хорошо, они выигрывали линию. SF с мида тоже выходит огромный. Саня уже хотел пройти через треугольник, профармить, сместиться в топ, собраться вместе и просто пойти пушить вышку. Прими соперники там драку, мы бы всех убили. А они не могут ее не принять – они уже все двигаются в том направлении.
У нас даже была информация, что ES бежит в топ. Нужно было просто дождаться Саню. Не дождались, сыграли нагло. Даже немного неожиданно получилось: они стояли под своим вардом, располагали всей информацией, но вражеский Bane резко выскочил из тени и успел заслипать героя. Мага и Мира могли из этой драки выйти, но решили подраться вдвоем. Легионка дала дуэль и умерла, чуть-чуть не хватило и умер саппорт, наш SF просто так пробегал. И в итоге в моменте, когда мы могли максимально ускорить и набрать темп, мы себя отбросили. Мы замедлились вдвое. Вместо того, чтобы набрать преимущество, мы отдали его врагам.
Это также вызвало нотку недовольства. Саня начал говорить: «Блин, вы что, не можете подождать? Это же так просто». На фоне этого мы и следующие мувы начали исполнять хуже.
Это был один из самых важных моментов. Они могли просто отойти и подождать без риска – не хватило терпения. Они просто думали, что и так все будет окей. Сыграли не на верочку. Не хватало того, чтобы просто собраться командой. Пацаны рвутся в бой! Как раз потому, что хотелось чуть круче сыграть, где-то больше сделать, хотя это и не нужно было.
Третью карту мы сильно проиграли на драфте – совсем не пошло.
Мы взяли этого Тини, хотя были недостаточно в нем уверены. Они ответили на это Феникс-Марс, и мы к этому были не особо готовы. Нам до сих пор кажется, что на восьмой пик мы взяли неплохую Снэпфаер, но продолжение получилось так себе. Мы однажды уже пикали Джаг+CM для того, чтобы уничтожить Тайда на линии, и тогда это сработало. Второй раз мы взяли это снова в Тайда, но враги зафлексили Тайда и взяли тройку Фуриона – в итоге линию мы постояли так себе. А третий раз был как раз против Марса – и оказалось, что против него эта стратегия не работает совсем. Вроде бы мы взяли сильных героев, чтобы выиграть линию, но нифига ее не выигрываем. Идея просто сходит на нет. И этот Тини, которого мы решили поставить на третью позицию, тоже себя не оправдал. Мы просто взяли Тини, потому что это Тини. И немного поплыли.
Происходило полное избиение. Я уже на 20-й минуте хотел сказать: «Ну что, парни, го гг?» Но потом подумал: «Стоп. Это же The International. Надо наслаждаться игрой. Чего раньше времени сдаваться? Нужно просто покайфовать».
Потом еще ни раз всплывет фраза «а может, напишем?». Но я буду говорить: «Нет, давайте еще играть. Давайте вместе соберемся, давайте попробуем дать драку». Илюха вообще на мувик сыграл в одном моменте: на него бежит Бейн, спастись нереально, а он нажимает манту, отводит иллюзию, Бейн ультует в нее – и Илюха жмет крутилку-тп прямо перед его носом. Вот это было красиво!
Я после немного гложил себя, что, возможно, не стоило давать себя так избивать. Это оставляет не самый приятный осадок. Но уже в какой-то другой игре Айрат стал продвигать такую тему: «Парни, не важно, как будет проходить игра. Даже если вы будете проигрывать 10 тысяч на десятой минуте, пусть они будут выгрызать эту победу. Пускай они максимально попотеют ради этой карты!» И мы решили, что независимо от ситуации, мы никогда не будем показывать свою слабость. Мы будем бороться до конца. Брать измором!
После поражения от IG мы вообще не думали о том, что упали в нижнюю сетку. Никто не говорил «Парни, теперь у нас нет права на ошибку. Надо обыгрывать всех». Мы отнеслись спокойно. Проиграли и проиграли. Сделали выводы. Двигаемся дальше. Кто у нас там следующий соперник? Давайте готовиться к нему.
Давайте похлопаем Team Spirit за третью карту с IG. Да, за проигранную!
Старт в лузерах с Fnatic
Fnatic – это та самая команда, у которой 0% побед против нас на КВ и официалках. Они явно нас опасались, а мы наоборот чувствовали свою силу. Но мы в любом случае не относились к ним снисходительно и не смотрели на них свысока. Мы максимально к ним готовились, как и к любой другой команде: изучали их варды, перемещения, пики смотрели. Мы готовились к ним так же, как готовились бы к LGD.
Обе игры прошли под нашим контролем, и ни разу не было чувства, что мы можем проиграть. Разве что на второй карте у них был неплохой драфт и немало опций, чем играть. Но они как-то так плохо исполняли, что у них вообще ничего не получалось. У нас в топе все могло сложиться не так позитивно, но мы постояли хорошо, я сделал сотню стаков в лесу, и никто не пришел их контестить и мешать Свену. Свен всю игру фармил все, что видел, хотя у врагов пик был такой, что они должны были что-то предпринимать.
Играть было легко и выигрывать тоже легко. Они нам практически не мешали делать то, что мы хотели. А задумка у нас была простая: раскачать Свена, ультануть SD в героя, Свен его убьет – вот и все. На КВ мы это ни разу не использовали, только однажды сыграли этим в официалке, но Айрат верил в идею «я ультую, а ты на Свене этого героя убиваешь». Все гениальное просто!
Мы не особо тратили эмоции, чтобы радоваться после побед. Мы понимали, что нам еще играть и играть.
Fear думал, что Spirit проиграли драфт второй карты. Говорит, наши раскатали на скилле!
Это тот самый контроль эмоционального состояния, над которым мы работали с психологом. Мы никогда не радовались раньше времени – и мне кажется, это был очень важный для нас психологический момент. Может получиться, что вы слишком сильно обрадуетесь и появятся мысли, что вы уже достигли своей цели. Что дальше можно расслабиться. Со мной такое уже случалось на TI7 после победы над EG, и это, возможно, стоило нам турнира. Поэтому в этот раз я делал все, чтобы этого избежать и держать себя в руках.
А вот Илюха после игры с Fnatic побрил голову... Для меня это было так странно! Я помню, мы сидели в практисе, и я слышу «Илюха сейчас побреется, Илюха бриться собрался!» И я такой: «Что?» Я вообще был не в курсе этого. Я посмеялся, подумал, что Илюха немного псих! Я у него тогда спросил, зачем ему это. И он ответил: «Да просто волосы достали!». А про их спор про топ-8 я даже не знал.
Его сначала отговаривали, потому что мало ли что. Может пойти раздражение или какой другой дискомфорт. А он такой: «Нет, я уверен!». В итоге все сработало как надо!
С OG играли против героев, а не никнеймов. Тини доставил проблем
Мы не думали о том, боимся мы OG или нет. Мы просто играли против героев, не против никнеймов. Мы думаем не о том, кто будет сидеть в кабинке, а что эти люди будут делать на своих персонажах
Перед с матчем с OG у нас была задумка в Магнусе против Тини, потому что он хорошо стоит линию. Вот и все. Да и Магнус сам по себе очень сильный герой с большим количеством опций – с ним комфортно пикать и играть. Мы планировали на Тини отвечать Виверна-Магнус – и это сработала во всех случаях. Магнус – герой определенно сильный, но Мага на нем уж очень хорошо играет. Он классно на нем чувствует рендж блинка, и рендж тосса, и в целом то, как он будет вывозить. Просто чувствует дистанцию и предугадывает действия врага. Он много раз прыгал в тень – и он не боится этого делать.
Пики в обеих картах у нас получились комфортные, поэтому не особо чувствовалось особых трудностей. Мы были уверены в нашей стратегии и подходе. Нам даже казалось, что первую карту мы могли сыграть лучше. OG наверняка тоже были уверены в своем драфте, хотя мне видится, что максимально глупо пикать Фуриона, когда ты видишь Виверну и Магнуса. Но у них на это есть свое мнение.
Честно говоря, я даже не заметил, когда Саня написал в общий чат. Кажется, я тогда ему что-то сказал о том, что это немножко некрасиво. Я просто такой человек, который не любит делать поспешных выводов и расслабляться раньше времени. У меня всегда такой бзик. И я аккуратно всегда к такому отношусь. А Саня немного другой человек – поэтому на него это не влияло.
В целом карта-то была опасная! Было много моментов, когда мы недоиграли. Например, в одной драке Илюха убивал бесполезного Фуриона, хотя надо было бить Тини. Из-за этого Тини успел отбежать, подошел Дарк Сир, в итоге умерли и Войд, и Магнус. И стало неприятно.
Вот как надо убирать чемпионов TI! Все о крутейшей победе Spirit над OG
Когда Тини убивал нас 1 в 5, было уже стремно. Это было около сикрет-шопа Radiant, он остался один. Я это видел и понимал, что его единственный выход – это бкб и телепорт. Я знаю, что у меня ульты нет. Я смотрю наверх, вижу, что Магнусу не хватает маны на ультимейт. Я вспоминаю, что у меня есть два манго, начинаю их перекладывать. Мага тоже кричит: «переложи манго!». Я хочу подойти к сикрет-шопу, чтобы манго активировались, а в этот момент Тини нападает на Лиона. Я не могу Лиону дать колбу, Лион умирает, я теряю позицию. Я эти манго несчастные переложил, но меня уже бьет Тини. Я нажимаю на себя колбу, он меня тоссает – в итоге я тоже умираю. И вот уже и все. Если бы я просто засейвил Лиона, мы бы его убили. Ему бы пришлось драться в один конец.
В конце концов все сложилось. Мага прокатил парня до фонтана – красочный вышел конец! Да и сама игра классная получилась. Они ошибались, мы ошибались. Но в итоге мы ошиблись чуть меньше.
Но осознание этого приходит только в конце матча, когда понимаешь, какую классную игру ты сейчас провел и сколько всего крутого происходило. Во время игры ты об этом не думаешь. Там нет мыслей о том, в кайф тебе или нет. Кайф приходит, когда ты понимаешь, что уже выиграл. И когда понимаешь, какой матч ждет тебя впереди.
Дерби с Virtus.pro – на эмоциях. Знали, что VP забудет про MK
Это был самый эмоциональный матч для нас.
На этом TI мы всегда банили Monkey King, потому что, в отличие от других команд, мы с ним особо не играли. Но с VP мы понимали, что он не окажется ни в бане, ни в пике. В один момент мы осознали: «VP же просто забудут про МК. Давайте его ластпикнем?» Мы заранее продумали этот ход и знали, что это их застанет врасплох. И в первой карте это сыграло очень здорово. Вот все тогда удивлялись, что МК дожил до последней стадии!
У нас Илюха играл на MK, но мы его не пытались использовать, потому что у нас он на саппорта и на мид не флексился. И если бы там был не МК, я даже не знаю, кого бы мы могли взять. Это был лучший пик на тот момент. Не уверен, что какой-то другой герой бы нам выиграл игру.
Мы играем первую карту. Все идет обычно, своим чередом. Я поражаюсь с того, что они кого-то типают. И в один момент я почувствовал, что мы их настолько сильно загоняем, что единственное, что они делали – это убегали от нас. Тогда я начал задумываться, что они максимально боятся проиграть эту встречу. Все-таки, это СНГ, это TI – огромное давление, если не уметь с этим работать. А мы ничего такого не испытывали.
Первую карту мы выиграли довольно уверенно. Казалось, что они не предприняли никаких нормальных действий, чтобы нас победить.
Yatoro 75 секунд не мог добить крипа – и другие цифры матча Spirit – Virtus.pro
А потом происходит вторая карта. У нас не самым лучшим образом прошел пик: мы взяли не то, что было правильно. Я чувствовал, что драфт не наш, не самый комфортный. Возможно, просто поверили, что это должно сработать. Висп-Лешрак – довольно сильная комбинация. Нам казалось, что у нас получится с ней сыграть и в целом не так плохо получалось. Но у них был сильный Вайпер и Бейн, а у нас было нечем сбить Грип. Мы сплитим, Бейн ультует в Лешрака – и все. Я ничем не могу ему помочь. Могу только попробовать его увезти, но это сложно.
А у соперников был хороший пик – и в итоге нам было очень сложно играть. В первую пару моментов, когда мы могли не отдать им преимущество, провалились. И в итоге они сильно засноуболили – и мы только бегали от них. Мы старались бороться до конца, но не получалось найти какую-то опцию. Всегда нужно было прыгнуть с блинка с Равагой, но все никак не выходило. Когда мы проиграли вторую, мы поняли, что не все так просто.
В третьей карте они брали то, к чему мы были готовы. Все идет по плану. Мы взяли на первый пик Тини, хотя были не до конца в нем уверены. Казалось, что опять что-то может пойти не так. Но отдавать его тоже не хотелось. Тини – один из самых популярных героев на этом турнире. Если хочешь побеждать, тебе нужно быть готовым с ним играть. В этот раз мы не пытались его флексить или прятать. Мы сделали как все: берешь Тини, ставишь его на керри – и играешь. И это сработало.
И в один момент мы понимаем, что нам нужны Лина и Дум. Вот просто ни с того, ни с сего. Они взяли на 15-ый Луну, а мы ответили Линой, которая хороша в мид и ее сложно закрыть – хороший пик вслепую. Ну и Дума, который хорошо подходил на линию к Бабке. Просто была какая-то вера, что это то, что сейчас нужно.
И последним пиком гениально залетел Сайленсер. Я точно не помню, кто его предложил, но это был самый лучший пик, который можно было представить. Против Бейна нереально сложно играть, когда ты не можешь сбить ему ультимейт. Он очень развязно себя чувствует. А с Сайленсером у тебя никогда такой проблемы не будет. Это был один из лучших пиков, который можно представить. Обычно, когда берешь ластпиком пятерку, задаешься вопросом, кто тут может быть полезен. Но это был тот самый момент!
Сложно сказать, у кого в третьей карте был сильнее пик. Я бы даже сказал, что у них драфт был немного получше. Мы забанили SK – и это была главная ошибка на пике. А мы ведь обсуждали бан Биста, который сделал нашу игру очень неприятной. Игра была нереально сложная. Но мы смогли выиграть. И вот там эмоции были нереальные! Такой ажиотаж, такое волнение – вот это было жестко!
VP – хорошая команда. Им не стыдно было бы проиграть. Но это СНГ. Это принципиальная битва. Это особенный матч для Сани, у которого в VP много друзей. И я бы сказал, что и игра была одной из самых сложных. Поэтому и вышло так, что она была такой эмоциональной. Все остальные игры, если мы проигрывали, то проигрывали проще. И если выигрывали, то выигрывали проще. А эта карта была максимально полна переворотов и странных моментов.
Это был тот момент, когда мы позволили себе выпустить эмоции и радоваться победе. Честно говоря, я даже немного волновался, как бы мы не расслабились и не подумали, что уже всего достигли. Нельзя было расслабляться. Это еще не финал.
Эмоции игроков Spirit после победы: крепкие объятия Миры, Торонто на адреналине
Реванш с IG прошел по плану, тщательно изучали вардинг
Из матча в верхней сетке мы вынесли самый важный урок: главное – это хорошо задрафтить героев. А дальше разберемся. Честно говоря, мы бы и в виннерах их обыграли, но сами отдали карту. В этот раз у нас уже были чуть более отработанные герои, мы сами в себе были больше уверены, понимали, чего мы стоим. И в целом меньше волновались и боялись. А вот IG волновались больше.
В первой карте появилась Фантомка, которую практически никто не брал. К тому моменту уже все вокруг обсуждали, на скольких героях может сыграть Илюха, но мы на этот счетчик внимания не обращали. Зачастую ему оставался ластпик, а под разные ситуации подходили разные герои. Да и сам он человек такой – разноплановый, вариативный. Где-то он сам предлагал, где-то мы обсуждали, что этот герой подойдет, и он соглашался.
В этот раз была хороша Фантомка. Против Урсы она неплоха миссами и своей мобильностью. Абаддон ей вообще ничего не делает. Против Тайда она может купить шард и выключить его пассивку. К тому же против нее стоит Лион – немножко уязвимый герой на этой линии. А Фантомка – это герой, который легко может переключиться на саппорта и его убить. Никакого секрета, мы просто соблюдали логику!
В этой карте я очень сильно форсировал ВР-ку. Я смотрю на Лиона, Тайда, Урсу и Абаддона – и понимаю, что ВРка тут идеальный пик. Даже несмотря на Войд Спирита, которого они взяли после. Вот и итог: хороший драфт – хорошая уверенная игра.
Во второй игре появилась Дровка – еще один отличный ластпик для Илюхи. Против Вивера она хороша, против Войда хорошо держит дистанцию и выдает в него много урона, да и в Хроно ее сложно поймать. Против Шейкера – то же самое. Да и Лина ее не особо пробивает с ее армором. И под ДК она тоже неплоха. Идеальный герой!
Вторая игра для нас была очень непростой. Нам в каких-то моментах просто повезло – с теми же Хроносферами, которыми иногда промахивался Войд. В один из таких моментов нас спас буквально радомный вард. У нас DK прыгнул на Шейкера, Дровка под DD с Лотаром дает два удара по Войду, и тот почти умирает. И все благодаря варду на подъемнике, который я поставил совсем спонтанно – мы убегали, а я его ткнул просто на отходе, на развороте. Его даже не проверили, а он офигеть как много информации дал.
Я всегда был заинтересован в том, чтобы ставить максимально нестандартные варды, устраивать майндгеймсы. Я много общался на эту тему с Мирой, и он придумал крутую тему: вот есть определенные сентри, которые ставят практически все, потому что других вариантов особо нет. И между этими сентрями можно найти слепую зону, до которой они не дотягиваются. И ты просто туда ставишь вард. Так что враг проверит эту зону, а вард твой не найдет.
Spirit победила LGD подготовкой и мышлением. А Мипошка – гений вардинга
Мы с Мирой смотрели за тем, куда соперники ставят варды, а наш аналитик отлично помогал нам с этой информацией. Я заранее рассказывал Мире, какие сентри нужно поставить прямо сразу, чтобы увидеть их самые популярные варды соперников. Чаще всего варды немного разные, но проверить их можно одной и той же сентрей. Я замечаю это и говорю Мире: если будешь эту зону чекать, то ставь сюда и сюда.
Наш вардинг я бы не назвал прям гениальным. Я просто старался максимально думать, о каких позициях враг догадается с меньшей вероятностью. Я вообще особо не стремлюсь к какой-то гениальности. Ну какая гениальность? Я вроде обычные варды ставлю. На горках.
С Secret не боялись Ликана, Яторого под бкб – герой
В ночь перед финальным днем мне спалось спокойно. Я снова визуализировал победу. Представлял, как поднимаю Аегис. Как и в любой другой день. Я не особо разговаривал с ребятами о волнении. Иногда разве что Миру спрашивал, как он. И он отвечал: «Да мне вообще ##### [плевать]!»
Еще на мажоре я говорил Мире: «Готовься, там все будет по-другому, у тебя мир поменяется!». А он отвечал: «Да че такого? Вообще пофиг!». В итоге на мейджоре он вообще ничего не ощутил. Потом перед Интом я говорю: «На Инте все будет иначе. Готовься». И он мне: «Да вообще пофиг!» Мира – самый простой человек.
В первой карте у нас был даже не самый плохой драфт. Нормальный такой. Пуппей мне забанил 4 или 5 саппортов – это было довольно странно! Но просто буквально все моменты в начале игры сыпались из рук. Чувствовался снова тот самый дискомфорт. Когда просто не получается. Когда что-то идет не так. Когда первые действия – и сразу какие-то кривоватые. Опять принимаются какие-то неправильные решения. Грубо говоря, просто не проснулись.
После первой карты Айрат сказал: «Парни, что за фигня?». Он почувствовал, что по коммуникации у нас просадка, подметил наши ошибки. Подытожил, что нам нужно подсобраться. Сказал, что сейчас драфтанем получше – и пойдет! Надо было просто собраться. Нужно просто напомнить себе, что «але, ты на Инте»! Давай, соберись!
Во второй карте мы даже драфтить решили иначе. Puppey забрал у нас Магнуса, и мы придумали ту самую идею с Лионом и Тайдхантером – то, что еще VP пикали на старте своей карьеры. И прямо с этого пика мы почувствовали комфорт. Они взяли какую-то Энчу – мы такие: «Да вообще пофиг!» Уже во время банов во второй стадии нам приходит идея взять Дарк Виллоу и Морфа на 18-ый. Морф-Лион еще и линия офигенная – и все сложилось.
Мы знали, что они могут взять Войд Спирита, но не банили его, потому что они оставили нам Кункку. Мы заранее приготовили ответ. Хотя Войд Спирит нам доставлял какие-то нереальные проблемы. Он играл просто офигенно. Мы даже обсуждали то, что в третьей карте его точно надо забанить. Но Айрат сказал: «Нет. У нас были хорошие герои. Просто Ниша – хороший игрок. И такой хороший игрок может сыграть на таком уровне и на другом герое. А когда у тебя есть удачный матчап, не нужно бояться соперника».
Мы очень хорошо действовали по игре. В тот самый момент с Заем, он пробежал по варду, мы напали и убили его. К этому месту прибежала вся его команда, начался замес, он байбекнулся, но мы просто разлетелись. Сикреты решили прожать смок, а Зай почему-то оказался отдельно и засветился на варде. Мы просто прыгнули и его убили. И еще Джаггер не успел прожать нормально крутилку, мы ему сбили телепорт, убили – и гг. Да, эта игра закончилась быстро и странно. Но если кто-то поверил про сценарий, то нам его никто не давал. Нам только сказали, как Аегис забирать!
26 причин, по которым Team Spirit выиграла TI10. Не забудьте надеть шапочку из фольги
Мы никогда Ликантропа особо не боялись, и в третьей карте тоже. Если что, у нас, наверное, против Ликантропа 100% винрейт за все время существования команды! Да и тем более, я не знаю, зачем люди берут Ликантропа против Магнуса и Виверны. Это очень глупо. Он теряет большую часть своего потенциала. Герой превращается просто в того, кто купит аганим и укусит Тини. В чем прикол? Ведь очень глупо брать героя только ради этого. Ты никогда не сможешь ультануть, побежать и кого-то убить. Всегда дадут колбу, тебе дадут ультимейт, кучу урона, весь твой зоопарк убьет любой герой. Как по мне, так это максимально тупо, и я не знаю, почему люди его берут. А если и стоит пикать, то нужно по-другому его использовать.
Единственное, что нас смущало в том драфте – это ластпик Шторма. Он был не так плох, на него было мало контроля, но матчап в миде сложный. Но в остальном все было спокойно: у Свена все хорошо, у Магнуса все хорошо, и в целом по игре чувствовался комфорт.
Но в итоге, конечно, игра была на грани. Мы перевернули ее на одном моменте, когда Илюха в соло убил Тини и Лину. Нам тогда казалось, что все, конец. Тини бежит под тем самым Ликантропом, тут же убивает Дарк Виллоу. Дает мне две тычки – я успеваю ультануть. Я выбегаю, он кидает в меня палку – я нажимаю блинк. Он нападает на Магнуса – я успеваю дать ему колбу. Все складывается идеально! И тут у него еще заканчивается ультимейт от Ликантропа, Илюха прыгает и просто в соло его разрывает!
Себя я в тот момент героем не чувствовал. Вот Илюха под бкб – вот это был настоящий герой! Ты можешь играть игру, а потом – бац! – и твой керри в соло убивает вражеского керри. И ты понимаешь: ты победил. Вот это было круто, уверенно и смело.
Уже в конце игры они оказались на тройке, мы напали на SD. Puppey начал себя прятать, нажимать гост, диск. Саня показал вижен на хайграунде, а я прыгнул, заультовал в Лину, а там оказались и Тини, и Ликан. Магнус въезжает, дает рп – и тут я уже понимаю, что все. Вот тут был кайф! Когда я понял, что вот после этой курсы – это победа.
Вот в этот момент ты получаешь удовольствие. В момент, когда даже тиммейтам в шутку хочется сказать: «Парни, да вы хоть спасибо скажите за эту курсу, е-мое! Опять все сделал за вас!»
Правда, порадовались мы совсем немного. А потом мысли вернулись к тому, что нужно идти готовиться дальше. Мы понимаем, что день еще не закончился. Мысли все только о том, что надо еще играть. Нужно максимально абстрагироваться от того, что мы выиграли. Нужно идти дальше. Хочется побед. Этой победы над Сикрет недостаточно! Надо еще!
Первые две карты финала с PSG.LGD ничего не боялись
Мы собрали свои вещи, ушли со сцены. Я покурил, поднялся наверх, где у нас было место для обеда. Захожу и вижу, что вокруг уже стоят ребята с камерами и микрофонами. И среди них парень, который снимал нас на медиа-дне и тогда мне сказал: «надеюсь, еще увидимся. Я ведь True Sight снимаю». А я ему ответил: «See you later!». И я перед финалом к нему подошел и поздоровался: «ну я же говорил, что увидимся!»
Куча камераменов, петлички, проверка звуков. Мы сели, начали обсуждать и немного готовиться. Мы не думали о том, что нужно делать что-то экстраординарное. Я считаю, что это заведомо неправильная позиция. Как будто ты уже не уверен в себе. Это как пытаться типать и задавить морально. Когда ты пытаешься прибегнуть к каким-то другим способам, кроме как просто играть, ты уже чувствуешь, что иначе ты не победишь. У нас такого не было. Мы знали, что нам нужно просто хорошо взять героев, хорошо задрафтить и играть. Мы с ними много встречались на КВ и на официалках, и у нас не сложилось ощущения, что они непобедимы. Мы не смотрели на них, как на роботов или машин. Да, они очень круто играли. Но и мы уже добрались до гранд-финала. Значит, мы что-то можем.
В двух картах они брали Io, а мы знали, что для них это не очень комфортная ситуация. Мы понимали, что нам будет удобно играть.
Первая карта. 18-й пик. Илюха видит 4 героев. Мы уже обсуждали однажды эту Нагу и знали, что такой герой существует и может работать. Мне всегда нравится против Ликана видеть персонажа, который может в соло его дефать и отпушивать и при этом кайфовать – и Нага под это подходила. Конечно, мы были удивлены тому, что они взяли Панго. Но Илюха сделал гениальный билд через аганим – и это сработало. Фул контроль Пангольера.
Во второй игре мы взяли Драк Виллоу. Они понимали, что мы доберем Морфа, если они его не украдут, и решили сыграть Шейкер-Морф. И в этот момент Илюха говорит: «Дай мне Луну, я в соло выиграю! Я размотаю их один. Легкая!» Просто на уверенности. Попутно мы обсуждали, что надо бы взять мидера, потому что мы видели вражескую вторую позицию, хотели пикнуть Кункку. Но я доверился Илюхе и взял Луну. На доверии! Впрочем, с мидом все все равно вышло хорошо. Они оставили нам Пака, а для него там идеальная игра. Так что вышло все здорово. Но и Илюха, как и обещал, затащил!
Саппорт PSG.LGD разжевал гранд-финал со Spirit. Даже объяснил, почему отдавали Магнуса
Первые две карты мы играли очень круто. В очень многих моментах мы были максимально сосредоточены. Саня рассказывал, что он в миду настолько видел ситуацию, что нажимал первый спелл на Войд Спирите так, что у Панго не хватало времени среагировать – он предугадывал момент его прыжка и ловил его в полете. Илюха говорил, что доджил мантой второй спелл Панго, чтобы тот не получил дополнительный бафф и его было проще убить. Та самая зона, о которой все говорят. Максимальный фокус.
После победы на первой карте мы стояли за сценой и говорили друг другу: «Спокойно, парни. Красавцы, молодцы, давайте некст». После второй и не только у меня, но и у других ребят возникали мысли: «Блин, это что, мы сейчас LGD 3:0 закроем? Это вообще возможно?» Игры шли под нашим контролем. Даже не казалось, что это те самые LGD. Они чего-то брыкались, но казалось, что это мы LGD, а они – Team Spirit. Но нас довольно быстро осадили.
Два поражения в финале не сломили. Хотя четвертая карта была тяжелой
В третьей карте мы взяли на первый пик этого Магнуса, хотя нужно было что-то делать иначе. По всему пику чувствовалось, что что-то идет не так. Мы взяли Магнуса, они ответили Рубиком и Зомби, одним из лучших героев против Магнуса на линии. Мы берем Дарк Виллоу, хотя она не так уж и сильна в этой ситуации. И так каждый пик – не самый лучший выбор. Так бывает. У тебя либо идет, либо не идет – и ты это чувствуешь. Вернулось то самое ощущение дискомфорта, когда все валится из рук.
Мы играли, мы боролись. Но Тинкер нас подзакрыл. Слишком сильный герой. Я не знаю, почему Тинкера никто не пикал в более ранней стадии. Я бы его восьмым брал на месте некоторых команд! Возможно, я чего-то не знаю, но нам этот герой казался вообще непобедимым. Правда, мы с ним не играли – Саня пытался, но у него плохо получалось.
В третьей карте мы боролись и писать «GG» не хотелось до самого конца. А вот в четвертой…
Мы летели что-то вроде 2-21. И чувствовали, что пик у нас – нереальное говно. Вообще невозможно им выиграть.У них все линии сильнее, у них темп в разы сильнее, у них и лейт нифига не слабее нашего. Еще и двух саппортов мы взяли в первой стадии – почему-то нам показалось, что это хорошая тема. По сути, нам нужно было взять Тайдхантера, а я немного зафорсил идею с саппортами, сказал: «Парни, чувствую, ####### [великолепно]!» Но оказалось, что нифига не ####### [великолепно].
Да, можно было написать «GG» намного раньше. Но мы на тот момент уже обсудили, что не будем давать слабину и будем бороться до конца. Пусть потеют. Мы им просто так ни одной карты в финале не отдадим.
Перед пятой картой мы долго думали, что задрафтить. В итоге Саня предложил отдать им Тини и снова рискнуть и пикнуть Магунса – разменяться таким образом. Все вышло здорово, мы взяли стильную связку Магнус-Бейн. Против них пикать Ликана с их стороны было более-менее логично – все-таки, это самая имбовая связка героев. Но они не банят Виверну, потому что думают, что я буду играть на Бейне. Мне кажется, у Миры до этого на нем не было ни одной игры, по крайней мере, на этом турнире. Мы в итоге просто пикаем Виверну – все как всегда, все как по учебнику. Они отвечают Кунккой и Скаймагом, которого я предсказал сразу же. В моем понимании, это еще один герой, который не позволяет Магнусу делать комбо, но нас это не пугало.
Вот Кункка – это плохой пик с их стороны. У тебя три силовика-кора против Виверны и Бейна! Видимо, задумка была в том, что они задоминируют, Кункка будет давать Тини крест, и мы не сможем его увезти – я потом читал об этом в интервью Y. Но как-то этот план не сработал.
Большой и детальный разбор финальной карты Инта от игроков Team Spirit
У нас был офигенный драфт. Я чувствовал в нем нереальную мощь. Все сложилось идеально: линии идеальные, мидгейм идеальный, лейт в теории идеальный. Они еще берут Энчу – они хотели задать темп, но у них оказалось 0 контроля, 0 нормальных станов. Им очень сложно придумать плеи по игре. Как тут задашь темп? У нас все просто: чейны, ульт Виверны, Бейн может подсетапить, Магнус может подвезти. А им как напасть? Они просто афк все фармят. Это драфт на темп, но против наших героев им затемпить нереально. Они допустили ошибку.
Если честно, я уже не помню эту пятую карту – все в тумане. Помню, как мы уже ломаем трон, а тут включается бекдор! И мы такие: «Блин, парни, отходим! Отходим! Стоп! Надо свалить!» Вот это был для нас нереальный шок. Мы думали, что мы уже победили, никто не смотрел на миникарту, никто не видел Энчу, которая увела крипов.
Но мы не потеряли бдительность. Мы делали все как надо. Мы очень красиво отыграли этот момент, несмотря на то, что мы уже немного расслабились. Мы предвкушали вкус победы, но все равно оставались в фокусе. И даже в этот момент мы отходили очень грамотно: вместе, давая отпор, убивая героев.
Момент победы был тогда, когда мы убили Тини. Тогда я понял, что осталось только сломать трон. Точнее, тогда я не думал о победе или чемпионстве. Я просто шел и хотел разбить трон. Я хотел победить в Доту.
Дальше все происходило спонтанно. Я встал со стула и повторял: «Что за фигня? Что за фигня? Мы что, выиграли? Е-мое!» И дальше – туман. Где-то было осознание, что происходит, а где-то и не совсем. Просто обнимаешься, радуешься. Только немного как на автомате.
Еще перед началом финала женщина-сотрудница Valve объяснила нам, что нужно делать. Сказала, что перед финалом мы должны выйти на сцену, поприветствовать публику, повернуться к игрокам и помахать и потом пойти в кабинки. И добавила: «когда вы выиграете, вы выходите из кабинки, капитан подходит, поднимает над головой Аэгис». Но вперед выскочил Илюха и поднял его первым. Но тут без обид, Аегис отдаем керри!
* * *
Честно говоря, все эти дни на TI перед сном я представлял себе это немного иначе. Я представлял, что я выйду, офигею, упаду на колени, посмотрю на Аэгис. Потом встану, подниму его красиво. А вышло не совсем так. Но чувство радости точно совпало.
И единственное, о чем я могу думать сейчас – это что играть здорово. Команда у нас хорошая, ребята хорошие, нам комфортно друг с другом. Мы еще молодые, мы не наигрались. У меня нет жестких амбиций. Я стараюсь жить моментом и каждую игру исполняю на свой максимум. И так, игра за игрой, можно будет дойти и до второго Аегиса.
***
Кто такой TORONTOTOKYO: бросил МГУ ради Доты. Хулиган, подобревший после аниме
Наблюдать, как такие люди в итоге выгрызают сверхчеловеческим трудом себе успех - сплошное удовольствие.