Фанат Team Fortress 2 снял фильм о нашем комьюнити. Съездил в Сибирь и договорился с актером, озвучившим Пуджа
Мария Малезич просит вас полюбить Team Fortress.
В августе прошел второй Moscow LAN по Team Fortress 2, о котором мы подробно рассказывали здесь. На турнире состоялась премьера фильма Александра «Patkanian» Матвеева о русскоязычном комьюнити игры. Среди его героев – фанаты шутера, организаторы турниров и бывший игрок сборной России. Вместе они вспоминают, как знакомились с игрой и что она значит в их жизни.
Само появление Team Fortress – большая удача Valve. Компания увидела потенциал в моде для Quake, купила моддерам билеты и взяла на работу. Первую версию TF представили еще в 1998 году – а затем концепты менялись, отбрасывались, откладывались, и та самая Team Fortress 2 вышла в 2007 году. Ничего подобного игроки еще не видели.
Как в Варкрафте, только стрелять
Никита «Ke1» Чернышов, бывший игрок в TF2 из Сибири: «В 2007-м я уже играл по локалке, на пиратке, но уже играл. Просто игр мало было. 2007 год – какие игры мы имеем? World of Warcraft был на локалке. В него по локалке в родном городе играли 25 человек. Counter-Strike... Нельзя сказать, что был для быдла. Но играли все. Все клевые игры были однопользовательскими.
В ТФ’ку ты заходишь и можешь выбрать класс – в те времена это было вау. Как в Варкрафте, только стрелять! Сейчас, наверное, уже не понятно, почему стоит выбрать ТФ. А в те времена было слишком очевидно».

За все время существования игры Valve выпустила более 40 крупных обновлений и добавила множество ачивок и скинов. Игра привлекала и казуальных, и хардкорных игроков даже без рейтинговой системы – онлайн доходил до 100 тысяч.
«Проблема, с которой столкнется сибиряк даже сейчас – время. Москва начинает играть в 20:00, европейцы в 18:00, а у сибиряка это 12 ночи. И если ты хочешь играть с нормальными ребятами, ты должен быть готов играть в два ночи. Нормальная история: мой товарищ из Красноярска ложился в 22:00, чтобы встать в час, поиграть и снова лечь спать. Потому что завтра школа. И эта хрень в Сибири погубила, наверное, всех, кто неплохо играл.
Договориться с европейцами – отдельная история. Ты покупаешь сервер в Голландии, чтобы им и тебе было хорошо играть. У них пинг 20, у тебя – 100. Они говорят: «Нет, 20 это много, дай 18». А где у них 18, у тебя 130. И ты такой: «Может, все-таки на нашем?» Они соглашаются, проигрывают и начинают мошнить».

Уже во время разработки Team Fortress 2 Гейб Ньюэлл думал о киберспорте: «Мы хотим видеть полные стадионы людей, болеющих за тех, кто играет в вашу игру», – говорил он разработчикам. Но после релиза игры Valve не помогла провести ни одного турнира.
TF2 была весьма требовательна для того времени, и для турниров было тяжело найти подходящие компьютеры. Предприимчивые ребята Shana и Jeeves провели первые соревнования в Сибири в университете. Там был компьютерный класс, так что игра хоть и подлагивала, но работала.
«Они пришли в какой-то университет и сказали: «У вас тут компики клевые стоят, можно мы на нем проведем ТФ’ку?» Заплатили сколько-то денег и реально провели. Парадокс был вот в чем: победителям давали TF2. Я до сих пор не могу понять: ты сидишь, играешь в TF2, побеждаешь всех ребят. И тебе как победителю дают диск TF2».

Отбить деньги на лане – редкий случай
Один из последних русскоязычных игроков в TF2 – Mr.Epic – в фильме описывает про-сцену последних лет. Он выступал за сборную России на ETF2L Nations Cup в 2016-м и сыграл на Insomnia 61 – британском фестивале с одним из крупнейших турниров по TF2, а за карьеру заработал 567 долларов.
«На тот момент RU комьюнити уже тихо ушло в историю. Не было никакого хаба, никаких сайтов для русскоговорящего комьюнити. Не было никакой конкуренции или чего-то такого, совсем наоборот. Набрали, из кого смогли. Мы заняли третье место на Premiership, многие просто из-за этого ожидали увидеть нас на лане. Был сбор средств, для Muuki, uubers’а и меня. Большая часть этой тысячи евро пошла на меня в итоге. На лане заняли третье место и выиграли три тысячи фунтов. Отбил и даже заработал, такой вот редкий случай, учитывая состояние игры».
Team Fortress 2 – великая игра. Valve любила ее невероятно, а потом просто забыла
Сообщество TF до сих пор устраивает соревнования: есть лига ESEA и отдельные региональные лиги, ежегодно в августе проходят турниры по TF2 на вышеупомянутом лане Insomnia. В последние годы киберспортивная система Team Fortress будто даже растет: весной провели вторые соревнования на Copenhagen Games (12 тысяч евро), а в Москве уже два года подряд проходит TF Moscow LAN.
«К вам приедут три команды. Никому это не вперлось»
Его организаторы Ринат «RiKo» Короткин и Вера «RumartoDolka» Долгополова – большие фанаты игры, которым хотелось создать ивент для своих единомышленников. В фильме они объясняют, как появилась эта идея, и рассказывают о любви к Team Fortress 2.
Riko: «Купили новый на тот момент компьютер, там был херовый i5. Мне посоветовали скачать Steam, начал искать бесплатные игры, одноклассник очень советовал Team Fortress 2. Я был невероятно удивлен тем, что можно делать в игре. Прикольная графика, различия классов. Тогда начал играть на Медике и Скауте – это до сих пор мои любимые классы. После школы сразу садился за игру, перед занятиями как минимум по 3-4 часа каждый день играл.
Поначалу было безобидно, мне даже никаких замечаний не делали. Но спустя года два это превратилось в умалишенную кашу, когда на меня агрилась маман и говорила: «Ты нифига не делаешь, сидишь в своей тупой игре, ты вообще сволочь такая». Батя отнесся к этому нормально, потому что к тому времени я научил его играть в World of Tanks. Поэтому он сам понял, что игры это нормальная тема.
У меня всегда была идея создать что-то интересное в среде обитания, а ею была Team Fortress. Поэтому мне хотелось сделать что-то умопомрачительное и интересное, чтобы людям понравилось».

RumartoDolka: «Я взялась за проект, потому что вижу, что многие люди хотят подобной движухи. Мне просто нравится осуществлять мечты других людей и видеть, как им потом с этого прикольно. Почему нет? На мое удивление, было мало проблем с тем, чтобы заставить людей поверить в этот проект. Были люди, которые говорили: «Зачем вы это делаете? К вам приедут три команды. Нахер надо, никому это не вперлось». И мы такие: «Да пофиг». Самое главное достижение, как мне кажется, это то, что многие встретились и пообщались».

Профайлы игроков как в CS:GO – на технике друзей и без спонсоров
Автор фильма – Patkanian – давно хотел рассказать о Team Fortress 2 и ее комьюнити. Для работы над проектом он путешествовал по России и даже привлек актера озвучки Джона Патрика Лоури, голосом которого в Team Fortress 2 общается Sniper.
– Как возникла идея проекта?
– Это моя инициатива, моя мечта была два года назад. И только в декабре я смог начать ее реализовывать. Я составил план того, что мне нужно: техника, люди, сценарий. Технику я взял у своего одноклассника – объектив нормальный, чтобы была красивая картинка, и микрофон. Потом я договорился с моим приятелем Рамой, с которым познакомились благодаря лану предыдущему. И он помог мне сделать промоматериал, чтобы показать его людям и предложить им поучаствовать.
Мне хотелось показать их со стороны реальной жизни, то есть как и кем они работают. Rama был в то время учителем биологии в школе, поэтому я брал у него интервью в школе. Я приехал к нему зимой, в декабре, он где-то на окраине преподавал. Посидел у него на одном уроке биологии, второй час я просто сидел у него в подсобке, даже успел поспать чуть-чуть. Потом он привел из школы пару подписчиков, мы поздоровались, пообщались. Сели, записали интервью, и он куда-то дальше побежал. А я поехал домой, смонтировал этот материал и отослал всем, кому хотел.
WoW Classic – громкая пощечина современной игровой индустрии
Подруге, потому что мне хотелось рассказать про проект «Грачи», Келу из Сибири, еще одному ютуберу, но он не согласился. Мистеру Эпику, лучшему кибреспортсмену в России, он сейчас в европейской команде. Он единственный, кто ездит на европейские ланы и отыгрывает там. На самом деле, он уже ушел, но он был одним из последних тир-1 игроков. Админу TF2.ru – крупного и очень важного центра комьюнити, вся основная компетитив сцена сидела там. И организатору Moscow LAN, чтобы показать, что происходит сейчас.
– Тебе удалось привлечь спонсоров или финансирование было на тебе?
– Финансировал все сам. Предлагал одному человеку помочь – я мог как-то его продвинуть, сказать, что он спонсор. Он отказался. А к другим людям я просто не хотел идти. Вообще это было сделано максимально кустарно: я брал технику и штативы у друзей. Даже сейчас на турнире стабилизатор у нас одного из игроков, как раз Никиты Рамы. С билетами мне помогла моя семья, меня она в этом плане поддерживала.
Я в этом году закончил школу и на следующий день после выпускного отправился в Нижний Новгород на пять дней – там был админ TF2.ru. Был перерыв в два дня, я отправился на полторы недели в Сибирь. А потом – в Питер к Эпику. Рината и Раму мы записывали зимой. С Подругой хотели встретиться на Стримфесте, не смогли, и пришлось снимать студию в мае.
– В начале фильма звучит голос Снайпера из игры.
– Я написал Джону Патрику Лоури [Sports.ru: актер озвучивания и музыкант, озвучил персонажей многих игр, включая несколько проектов Valve. Он подарил свой голос Снайперу из TF2, Одессе Кэббедж из HL2, Пуджу и Шторм Спириту из Dota 2 и другим героям. Именно он объявляет команды на The International]. Рассказал идею, ему понравилось, и он озвучил бесплатно.

– Тебя вдохновили какие-то другие работы по TF2?
– Я не видел других подобных проектов по Team Fortress. У Valve есть формат профайлов киберспортсменов по CS:GO, я этим вдохновился очень сильно, мне захотелось создать что-то такое. Поэтому показан человек и то, где он обитает. Я хотел и картинку стилизировать, создать эффект боке. Но получилось только у Рамы и Кела. Еще я слышал о документалке про американского игрока B4nny, другого по TF я не видел. Посчитал, что это может понравиться всем: русскому комьюнити интересно вспомнить о себе, а западному – вряд ли они знают, с чем может столкнуться сибирский человек, играя на европейских серверах. Они не видят это через такую призму, так что мне было важно показать, что такое есть. У меня была мечта сделать фильм, хотелось сделать что-то глобальное по Team Fortress. И сделать что-то себе для портфолио. Вот две идеи и объединились.
Топовый игрок в PUBG – бывший дотер. Он дружит с Дредом и играл за NaVi
– Следишь за кем-нибудь из бывших про-игроков?
– За Шэдоуберном.

Игрок команды OWL Paris Eternal Георгий «ShaDowBurn» Гуща
– Болеешь за Paris Eternal?
– Я болею за Шэдоуберна. Я не смотрю Overwatch, он для меня слишком скучный. Для меня как для игрока в TF это больная тема: для меня Overwatch во многом это просто копирка TF2. Немного допиленная и адаптированная под новое поколение. Если посмотреть, Overwatch сейчас сталкивается с теми же проблемами, что и Team Fortress в свое время, только это происходит гораздо быстрее. Все опять ноют, что редко выходят обновления, в них ничего интересного, только добавляют новые шапки. Только в отличие от TF, там шапки не трейдабельны, нет такой экономики. В этом плане TF2, конечно, выигрывает. Вводят такие же PvE режимы – вроде Mann vs. Machine и хэллоуинских ивентов из TF2, где нужно отражать волны мобов. Но Blizzard готова вкладывать в это деньги, и это меня больше всего радует. Фансервис... Игроки получают очень многое.
– Как думаешь, как долго будет TF2 будет существовать из-за сообщества?
– Есть очень хорошая мысль, до которой я относительно недавно допер: не TF2 умирает, это мы умираем в TF2. В плане того, что мы начинаем выгорать. Люди постоянно приходят, новые постоянно заменяют старых. И вот так Team Fortress может прожить еще очень долго, пока люди из сообщества будут приходить. Если человек считает, что ему больше нечего здесь делать, он уходит.
Три года из жизни студенческой команды по CS: искренняя история от нашего блогера
































