Блог Smallgames
Трибуна

Топ-20 лучших российских игр: «Бесконечное лето», «Санитары подземелий» и другие

От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого пишет про игры и делает тесты. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!

* * *

Алярм, алярм, лонгрид! Читать в свободное время и на свой страх и риск, автор не несет ответственности за внезапные приступы ностальгии.

Давайте сразу уточним правила, по которым будет строиться список, чтобы по итогам было минимум вопросов.

Нередко игры, достойные оказаться в основном списке, будут упомянуты лишь в ходе описания другого проекта похожего жанра. Это может случиться по двум причинам: либо я считаю игру достойной попадания в список, но мне не хочется засорять топ десятком пошаговых стратегий и квестов; либо в игру я тупо не играл, поэтому не могу засунуть ее в список вместо другого достойного кандидата.

И в топе не будет мобильных игр. Да, есть Cut the Rope и иже с ними, но я кукухой поеду еще и в них лезть. Отнеситесь с пониманием. Ну и хватит наконец прелюдий.

20 место. Ядерный Титбит (VZ lab)

Не, ну я просто не могу это пропустить. Существуют десятки игр, которые с удовольствием заняли бы место Титбита в этой двадцатке, но я просто не прощу себя, если не упомяну этот шедевр.

Что же это такое? Выглядящий сейчас (да и тогда), как первая поделка пьяного девятиклассника в 3ds Max с тройкой по ИЗО в журнале, упоротый во все поля и реки классический квест. Тыкаешь мышкой по экрану, слушаешь оооочень медленный треп шизанутых персонажей под шикарный мрачный электронный саундтрек, поражаешься фантазии автора.

Весь Титбит – по сути высказывание сценариста и идеолога игры Даниила Шеповалого о… о чем-то. Я, к сожалению, совершенно не помню, что там Данечка хотел донести до несмышленых любителей развлекательного мракобесия своей нетленкой, но отчетливо помню детали. Пьянство, разврат, наркотики, Достоевский-сатанист, трехконечный дилдо, инопланетяне, беседы с богом и оргии с роботами. Что еще нужно, чтобы заинтересовать ребенка?

И я, пожалуй, больше не буду пытаться описывать сие торжество безумия своими словами. Для заинтересовавшихся – полноценный и качественный обзор. Для словивших резкую ностальгию – два часа общения с разработчиком. Для желающих всего и сразу – эпохальный пересказ сюжета.

После первого Титбита вышли еще две части (Ядерный титбит: Flashback и Ядерный титбит 2) и явно подражающий им квест Ядерные твари. Оценить их я, впрочем, так и не удосужился, так что за качество не ручаюсь.

19 место. Ash of Gods: Redemption (AurumDust)

Перемещаемся из уютного Питера начала нулевых в мрачное средневековье. Ash of Gods: Redemption – это симбиоз из пошаговой стратегии с элементами RPG и визуальной новеллы. Своеобразная роад-гейм, где мы будем спасать мир от страшной напасти с помощью выбора ответов в диалогах и побед в боях по клеточкам. И если у вас до сих пор не сложилось ощущения, что все это вы где-то уже видели, то я вас поздравляю, пропускайте следующий абзац, он вам не нужен. Для остальных же…

Да, это The Banner Saga. Общая стилистика, геймплей, подача истории, сеттинг, разработчики никогда не скрывали источник своего вдохновения и в итоге создали игру внешне как две капли воды напоминающую старшего брата. И я бы не сказал, что это однозначно плохо. Даже у Minecraft был свой Infiniminer. Смогли ли российские разработчики учесть все ошибки оригинала и выдать на-гора конфетку? И да, и нет.

Надо отдать игре должное, выглядит она потрясающе. Яркие персонажи, детально прорисованные локации и прекрасная музыка. В боевой системе существуют заметные провалы в логике происходящего, но как только понимаешь и принимаешь правила она начинает доставлять немалое удовольствие. Еще при анонсе основной продающей фишкой игры выставляли идею независимости мира от игровых персонажей, дескать умереть могут хоть все и даже при этом досрочного геймовера не случится. Внезапно, работает почти также интересно, как и звучит. Тяжелых выборов много, сюжет радует нелинейностью, и к финалу, действительно, приходишь относительно уникальным путем.  

К сожалению, путь этот преграждают килограммы, тонны, килотонны бесконечного текста. Помните Disco Elysium? Ее писал эстонский алкоголик, и вышла лучшая ролевая игра последнего времени. Ash of Gods писал русский боевой фантаст и это ни разу не комплимент. Диалоги невероятно водянистые и выбивающиеся из общей атмосферы, описания настолько пространные, что осознанно вчитываться перестаешь очень быстро. К тому же Пепел Богов совершенно не стесняется с самого начала вываливать на игрока шквал непонятных терминов, абсолютно не собираясь их пояснять. И не подумайте, после того как завязка станет ясна – меньше их не станет. Продраться сквозь местные литературные дебри мучение похлеще, чем слушать актеров озвучки под барбитуратами из Ядерного Титбита. Там это хотя бы к месту.

Тем не менее Ash of Gods: Redemption остается качественной отечественной игрой заслуженно имеющей свою преданную фанатскую базу. В начале 2020-го года AurumDust выпустила игру на консолях, а сейчас готовит к выпуску Ash of Gods: Arena, мультиплеерную смесь ККИ и пошаговой тактики основанную на боевке оригинального Пепла Богов. Остается только пожелать им удачи и двинуться дальше.

«Обливион» переносят в «Скайрим». Основной мир уже готов, показали некоторые локации и броню

18 место. Alien Shooter (Sigma Team)

Знаете, многие успешные проекты порождают собой целые жанры. Вы и сами наверняка играли в какой-нибудь клон GTA, диаблоид или метроидванию. Вот и игры с видом сверху, где основной задачей является уничтожение в одиночку бесчисленных толп врагов, во всем мире принято называть клонами Crimsonland. Во всем мире, но только не у нас. Для нас – это клоны Alien Shooter.

На этом месте я обычно описываю что, собственно, происходит в игре. Но тут мне особо то и нечего добавить. Вот тебе увесистый арсенал пушек, пару миллионов хреноморфов поблизости и десять уровней сложности. Хэв фан. И ты его хэвишь как ненормальный. Так уж устроена психика, что краткая доза адреналиновой мясокровищи почему-то приносит нам спокойствие и моральное удовлетворение. Мама, мы все тяжело больны.

Sigma Team нашла идеальную формулу простого и удовлетворяющего геймплея и доила ее как могла. Считайте – Alien Shooter: Revisited, Alien Shooter 2: Reloaded, Alien Shooter 2: Conscription, Zombie Shooter, Zombie Shooter 2 и еще несколько поделок с закосом под tower defence. Чем дальше в лес, тем меньше оригинальности. Клонами своего флагманского проекта разработчики занимаются до сих пор, теперь на мобильных платформах. Но это уже совсем другая история.

17 место. Beholder (Alawar, Stargaze, Warm Lamp Games, их там не поймешь)

Ехал инди через инди, видит инди в инди инди. Долго останавливаться на Beholder не будем, свое мнение по ней я высказывал еще в тексте про главные инди 2016-го года. Там я больше говорил о личном опыте прохождения и особенностях геймплея, так что здесь остается лишь кратко пройтись по фактам.

Главные инди 2016-го: Stardew Valley, Firewatch, No Man’s Sky

Амбициозный эксперимент и первая ласточка нового направления развития небезызвестной Alawar вырос в один из наиболее значимых проектов отечественной игровой индустрии последних лет. Запоминающаяся рисовка и простенький, но затягивающий геймплей позволили Beholder достичь отметки в 2.3 млн проданных копий на сентябрь 2020-го.

После такого оглушительного успеха Alawar наконец освободилась от гнета всяких «Веселых ферм» и бодро направилась в сторону Steam. В дальнейшем вышел Beholder 2, который, правда, не смог повторить успеха оригинала. А также гораздо менее известные, но тепло принятые сообществом симулятор вуайериста Do Not Feed the Monkeys, выживалка Distrust: Polar Survival и пошаговая стратегия I’m not a Monster. Alawar развиваются, Alawar молодцы, будь как Alawar.

16 место. Санитары подземелий (1С)

Что получится если отправить не обремененного лишней мудростью лысого качка на планету полную уголовников с задачей найти некий космический корабль? Да какие еще Хроники Риддика? Конечно же, Санитары Подземелий.

Начало 2000-х вышло для российской игровой индустрии крайне удачным. Хит за хитом от Nival, растущая бешеными темпами аудитория и успешная экспансия на запад. Деньги полились рекой и, естественно, всякие не внушающие доверия проходимцы полезли на их зов к нам в рэп игры. Среди таких личностей был и обладатель самого категоричного приветствия в Рунете, затухающая звезда кустарных переводов хитовых фильмов – Дмитрий «Гоблин» Пучков.

Под свое крыло бывшего оперуполномоченного принял игровой отдел 1С Company, которые в сеттинге старенькой книги Пучкова «Санитары подземелий» создали проект, который до сих пор ближе всех подходит к определению «русский Fallout». Посудите сами – классическая РПГ, ненормальный и шокирующий мир, крайне изобретательные квесты, которые часто приводят к совершенно непредсказуемой развязке и густейшая атмосфера, созданная в основном уникальным стилем повествования, доступным только его гоблинскому мерзейшеству.

Ну и да, боевая система тупее чем «Тупой и еще тупее». Да, игра уже тогда выглядела как привет из девяностых. Да, нелинейность квестов будто топором делали. Да, да, да! Ну и что, играть от этого становится менее весело? Да нифига. В отличии от Ash of Gods: Redemption, здесь писательское вмешательство со стороны пошло игре только на пользу и Санитары подземелий до сих пор остаются одной из самых смешных и колоритных отечественных игр. Мочи козлов!

15 место. Pathfinder: Kingmaker (Owlcat Games)

Если Санитары подземелий – это «русский fallout», то Pathfinder: Kingmaker – это «русский Baldur’s Gate». Настолько Baldur’s Gate, что даже Крис Авеллон со сценарием помогал. С одной стороны – типичная настольная ролевка засунутая в оболочку видеоигры. С другой – а много вы знаете таких игр? А недавних? А отечественных? То-то же.

Российские криэйторы, как известно, в золотую середину не умеют, поэтому все плюсы и минусы настолочного прошлого тут особенно ярко выражены. Игра прекрасно написана, читать диалоги и следить за историей – одно удовольствие, живые персонажи, огромный захватывающий мир, куча проработанных мелочей и вариантов развития сюжета. Любой заядлый ролевик (тот что за столом с фигурками, а не в лесах с мечами) сразу почувствует себя как дома.

Минусы также просты и очевидны. Игра – нудная и однообразная. Долгие загрузки, неудобный интерфейс тратящий кучу времени на базовые действия, жопораздирающие бои завязанные во многом на бросках кубика, дегенератские задачи типа «собери 187 осколков какой-то магической приблуды», таймеры эти чертовы, в гробу их видал. Не можешь что-то найти или понять? Иди шерстить гайды, пес, это тебе не ЕГЭ по русскому, тут читать надо. Хочешь выйти на топовую концовку? Покупай второй монитор и выводи на него текстовое прохождение, иначе точно что-нибудь пропустишь. Поставил сложность выше среднего? Лучше сразу вешайся.

И каюсь, я не прошел игру полностью. Взбесившись после очередного бага прожал Alt+F4, оставил ее на время, а потом в порыве любопытства просто прочитал все, что хотел, в тематических интернетах. Но даже так, со всеми недостатками, я не могу не порекомендовать Pathfinder: Kingmaker всем и каждому. Ставьте минимальную сложность если не хотите мучиться и ныряйте в увлекательнейший волшебный мир, таких сейчас почти не делают. Тем более на русском. А еще игра красивая и музыка в ней очень даже ничего. 9 депрессивных, мечтающих о смерти гномов из 10.

P.S. В защиту Pathfinder: Kingmaker надо сказать, что я и обе Divinity: Original Sin не осилил, уставал часу на двухсотом. Такой вот я слабый.

Мультиплеер Mass Effect 3 недооценен. Вырезать его в ремастере – кощунство

14 место. Смерть шпионам (Haggard Games)

Мы уже увидели «русский Fallout» и «русский Baldur’s Gate». Пришло время «русского Hitman». И если вы первый раз слышите об этой игре – это нормально. Оцените совпадение, Смерть Шпионам вышла 2 марта 2007-го. А всего через три недели на прилавках всех компьютерных магазинов страны появился первый Сталкер, и о советском диверсанте Сэме… кхм, Семене Строгове общественность быстро забыла.

Геймплейно у нас тут не самая оригинальная смесь вышеупомянутого лысого мужика и еще более вышеупомянутого Splinter Cell. Немного усовершенствована система переодеваний, изредка дают покататься на разной технике, немного тупее искусственный интеллект и еще какие-то мелкие различия, это на самом деле не так важно. Игру тащит антураж.

Суровая и серьезная история о быте Второй Мировой войны, атмосферные локации, стильный выдержанный дизайн всего, от плакатов на стенах до играющей из радио музыки. Особого сюжета нет, все десять миссий подаются как воспоминания бывшего агента СМЕРШ на допросе. Он же и выступает в роли рассказчика, холодно и рассудительно рассказывая о каждой операции. Несмотря на скупость средств рассказывания истории, такой строгий исторический образ определенно внушает.

К первой Смерти шпионам вышло дополнение Момент истины. С семью дополнительными операциями и новой сюжетной линией. И если в оригинале операции не блещут разнообразием целей и способов прохождения, то дополнение делает хорошую работу над ошибками и поднимает качество заданий до уровня классики жанра. К сожалению, вторая часть серии поклонникам не зашла, и франшиза благополучно канула в лету. А вместе с ней затихла и Haggard Games. Грустно.

13 место. Бесконечное лето (Soviet Games)

Чо пацаны, японщина? Даже сюда пробралась). О Бесконечном лете в рунете не знает разве что ленивый. История ее разработки настолько необычна и полна неожиданных поворотов, что сама по себе тянет на сюжет полноценной документалки. Кому интересно – вот хороший ролик.

А началось все еще в 2007-м году на форуме «Ычан», сводном брате небезызвестного «Двача», с канонического вопроса до сих пор волнующего лучшие умы на планете – «будет ли фапать анонимус на эроге с маскотами?». Дальнейшее уже история: разработка, ведущаяся в треде, сливы билдов, срачи на форумах и постоянные терки в коллективе. Для определенной категории людей Бесконечное лето было самой ожидаемой игрой года. Каждого года. Ведь полноценной рабочей версии игры пришлось ждать ни много ни мало 6 лет.

Поэтому вполне закономерно, что ее выход стал для сообщества настоящим событием, особенно в виду болезненного упадка, который в то время переживал российский геймдев. Не особо закономерно же, что уже после официального релиза интерес к простенькой визуальной новелле никак не утих и она начала покорять все новую аудиторию. И можно искать причину в симпатичной рисовке, бесплатном распространении, аниме-стилистике или попытке сыграть на ностальгии. Действия игры, кстати, происходят в пионерском лагере конца 80-х годов, не уверен, что это надо пояснять.

Но мне трудно с этим согласиться. Все вышеперечисленное стало лишь яркой обложкой, своеобразным селлинг поинтом Бесконечного лета. Причины ее легендарности в глубине. В личности разработчиков. Ведь это не просто очередная новелла от сценариста средней талантливости. Ее писали люди на голом энтузиазме, душой болеющие за проект и желавшие создать игру пусть не мечты, но точно идеи. Это чувствуется в простеньких диалогах, в топорном повествовании, именно поэтому каждая банальная история становится яркой и запоминающейся. Это игра от народа для народа. В мире повсеместной доставки еды, Макдаков под окном и сотни изысканных рецептов в интернете, Бесконечное Лето – это жареные на сковороде пельмени. Душевно.

12 место. Братья Пилоты: По следам полосатого слона (Gamos)

Не обманитесь, сами по себе Браться Пилоты не очень заслуживают 12-го места в этом топе. Они тут, скорее, как символ всех качественных квестов конца девяностых. Это и серия «Петька и Василий Иванович», и «ГЭГ: Отвязное приключение», и «Агент: Особое Задание», и «Операция «Х», или Новые похождения Шурича», и еще куча игр, напишите в комментах, если не упомянул вашу любимую.

До меня такие проекты доходили уже артефактами прошлого, потому что в разгар их популярности я мелким спиногрызом носился по квартире за котом и еще понятия не имел, что это за странный жужжащий ящик стоит у нас в углу. Собственно, поэтому же в этом топе именно Братья Пилоты. В них я хотя бы играл и что-то помню. Помню вот, что рисовка была аляповатая, но крайне очаровательная. Помню, что фразочками здешних персонажей я общался еще пару недель после прохождения, настолько они были прилипчивые. Конечно же, помню эту дебильную задачку с холодильником, будь проклят человек ее придумавший.

И уже только годы спустя я узнал, что на самом деле эти братья совсем даже и не Пилоты, а Колобки. Что все это – пародия на Холмса и Ватсона, затеял которую еще Эдуард, мать его, Успенский. Что не я один страдал с загадкой про холодильник, будь дважды проклят человек ее придумавший. И что на всех этих похожих друг на друга, как Шеф на Коллегу, квестах росло целое поколение будущих геймеров. Тех, кто будет писать гайды на форумах к Planescape: Torment и залипать в компьютерных клубах в свеженький Counter-Strike. Для этих людей именно Братья Пилоты стали путевкой в видеоигровой мир, и огромное спасибо за это Gamos, 1C и Студии Пилот. Спасибо за счастливое детство.

11 место. King’s Bounty. Легенда о рыцаре (Katauri Interactive)

В связи с этой игрой у многих может возникнуть вполне логичный вопрос. Почему так низко? В свое время «Легенда о рыцаре» была абсолютным хитом, особенно на территории России, и, пожалуй, будь этот топ объективным она бы расположилась хорошенько так во второй части статьи. Но у меня есть аргумент.

Давайте просто посчитаем количество качественных российских пошаговых стратегий год эдак на 2010. Загибаем пальцы – три King’s Bounty (рыцарь, принцесса и перекрестки), пятые герои, третья Disciples, «Эадор. Сотворение», две части «Демиургов», две части «Кодекса Войны». Пальцы закончились, а это я только по верхам прошелся. С проблемой переизбытка игр одного жанра я столкнулся еще на этапе планирования статьи, и решил, что при подобных ситуациях буду оставлять лишь самый выдающийся проект, а остальные просто упоминать в тексте. И лучшая российская пошаговая стратегия ждет нас много выше.

Однако, как видите, не сдержался, и засунул King’s Bounty хоть куда-то. Ну потому что офигенная же игра! Разнообразная, красивая, потрясно написанная, нет, ПОТРЯСНО написанная. Я таких смешных и изобретательных квестов нигде больше не видел. Пасхалки эти, опять же. Иногда кажется, что вся игра – это одна большая пасхалка, настолько их там много и настолько удачно они обыграны. Да и вообще, как заявляют разработчики, не стратегия это, а ролевая игра с элементами стратегии. И трудно не согласиться, при всей своей крутости боевая система тут явно задвинута на второй план, на первом – сюжет. Так что как бы и не нарушил своего же принципа.

Я искренне рекомендую поиграть в «Легенду о рыцаре» всем, кто любит читать. Вы можете ненавидеть пошаговые бои или стратегии в целом, это не так важно. Золото игры в тексте, который никогда не устареет и не выйдет из моды.

После крайне радушного приема «Легенды о рыцаре» Katauri стала развивать серию дальше и в итоге выпустила аж шесть игр под брендом Kings Bounty. К сожалению, пойти на подъем не получилось, и если большие аддоны типа «Принцессы в доспехах» и «Воина Севера» были еще вполне, то остальное… meh. Креатива становилось меньше, багов больше, и в итоге серия загнулась в 2014-м году после «Темной стороны». А в 2019-м 1С внезапно объявила, что выпустит полноценную вторую часть. Katauri в разработке не участвует, игра разительно отличается от предыдущих частей сеттингом и стилистикой, пытаясь походить скорее на ту, самую первую Kings Bounty 1990-го года. Вангую провал, не стройте больших ожиданий, лучше перепройдите классику, она того стоит.

Ну и на этом мы закончим первую часть такого масштабного топа и расстанемся на неопределенное время. Спасибо, что дочитали до конца, напишите в комментариях какие игры я мог забыть. Первая десятка уже готова, но никто не помешает мне вставить туда 10.5 место, если что-то вспомнится. Еще увидимся, наверное).

7 незаметных деталей на Скеллиге, которые нашли только внимательные

Космические Рейнджеры – великая игра детства. Ее обновляют до сих пор!

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья