Блог Smallgames
Трибуна

Главные инди 2019-го: Disco Elysium, Katana ZERO, Мор

От редакции. Вы находитесь в блоге Smallgames, автор которого очень любит инди-игры. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые истории про теплые и ламповые проекты!

* * *

Насколько крутым в плане больших игр вышел год 2018-й, настолько же слабым и тусклым получился его последователь. Нисколько не хочу принижать успехи Resident Evil 2, Death Stranding или Star Wars Jedi: Fallen Order, но выйди, например, та же Detroit: Become Human на год позже и вопросов по игре года скорее всего бы не возникло. Про Red Dead Redemption 2 и God of War я вообще молчу.

На фоне видеоигровой голодухи говорить остается разве что про полноценный запуск неоднозначного Epic Games Store. Стараниями Тима Суини в среде ПК-геймеров в несколько раз повысилась частота использования слов «конкуренция» и «эксклюзивность», а на любом игровом форуме споры про EGS и Steam затмили собой даже вечное противостояние пекабояр и консолебоев.

В инди сфере ситуация сложилась двоякая. С одной стороны, общее количество проектов только уменьшилось даже в сравнении со слабым в этом плане 2018-м. С другой же, мы здесь смотрим на качество, и тогда грех жаловаться. Одна большая бомба и несколько ярких проектов калибром поменьше. Никогда не любил писать эти превью, давайте уже приступим.

Главные инди 2017 года: Hellblade: Senua’s Sacrifice, Cuphead, Hollow Knight

Главные инди 2018-го: Subnautica, Celeste, The Banner Saga 3

Главная инди года – Disco Elysium

Смотрите как забавно получилось. Ровно в тот момент, когда Obsidian Entertainment решила, наконец, отступиться от принципов Planescape: Torment и вернуться к принципам KotOR, их новенькую The Outer Worlds пришибла маленькая эстонская студия с идейным наследником той самой Planescape: Torment. И если вы хотя бы примерно поняли о чем говорилось в предыдущем предложении, то уже знаете, что ближайшие пару абзацев я тут буду растекаться слюной от того, какая же Disco Elysium офигенная.

И какая же Disco Elysium офигенная! ZA/UM хотели сделать игру, передающую ощущение качественной ролевой настолки. А основным, и по большому счету единственным необходимым условием для идеального путешествия является наличие идеального мастера. Он создаст правильную атмосферу с помощью музыки и атрибутов, сотворит яркий и продуманный до мелочей мир, прекрасно отыграет каждого встреченного персонажа и ненавязчиво направит игроков в нужном направлении если те заблудятся. А главное, позволит им свободно самоопределяться в игровом мире не ограничивая, а наоборот поощряя их творческие позывы с помощью сопутствующего, но не выходящего на первой план развития их персонажей. И в итоге каждый получит свой уникальный взгляд на одну общую историю через призму созданного ими аватара.

Disco Elysium получилась идеальным мастером. Она безупречно справляется со всем, что необходимо для лучшего в вашей жизни ролевого приключения, а все побочное не трогает совсем. Поэтому, например, в игре совершенно нет боевки. Незачем добавлять что-то лишнее, когда то, что имеется, само по себе прекрасно работает.

Мне стыдно, но я пока так и не прошел игру полностью. Сдался на очередной получасовой политической дискуссии. Disco Elysium не имеет русской локализации и при том частенько жонглирует всевозможными жаргонизмами, в которых без бутылки (словаря) не разберешься. И в принципе можно было бы попробовать не влезать в стены текста, от попыток понять которые уже через несколько минут натурально пухнет голова. Но как это сделать, когда они так круто написаны? После этой статьи точно возвращаюсь к прохождению.

Любимая инди года – Hades

А можно сюда тоже Disco Elysium? Нет? Ну блин.

После неоднозначно принятой Pyre Supergiant Games решила, что эксперименты экспериментами, а кушать тоже хочется. Поэтому их новый проект мало того, что изначально вышел эксклюзивно для Epic Games Store, так еще и оказался чистокровным рогаликом.

Геймплей в таких проектах превыше всего, и в Hades с этим все в порядке. Яркая динамичная боевка, удобное управление, разнообразие оружия и механик его усовершенствования, тонны пушечного мяса, пытающегося различными способами прикончить протагониста и четыре босса (на самом деле больше, но это тонкости), к каждому из которых нужен свой подход и каждый имеет еще и усложненную версию. А ведь все это вдобавок обставлено прекрасным визуальным стилем и, естественно, лучшим в инди звуком, неимоверно восхитительным от музыки в локациях до песен Орфея. Мегера вообще отыграна так, что я готов отдать ей всю амброзию и половину подземного царства в придачу, лишь бы она еще что-нибудь сказала.

И вот все бы хорошо, но я никак не могу отогнать от себя одну прилипчивую мысль. Эту игру ведь сделали Supergiant. Люди, создававшие уникальные ни на что не похожие миры, рассказывавшие истории, которые трогали до глубины души. Да меня до сих пор пробирают до мурашек бессловесные напевы Ред из Transistor или музыка финального испытания из Pyre. А Hades… Ну, в нее весело играть. Она не трогает, не задевает. Просто наваливает кучу вкусного, нажористого контента.

И даже в своем узком жанре Hades не становится чем-то выдающимся. Геймплейно она не выдержит сравнения с той же The Binding of Isaac. Потому, что Айзек получился механически исключительной игрой и миниатюрным шедевром жанра, а Hades – не больше чем отличный рогалик. Очень красивый, потрясающе звучащий и не надоевший мне за 50 часов отличный рогалик. А хотелось все-таки шедевра. Завышенные ожидания – это плохо, ребята, не делайте так.

Нельзя пропускать – Baba is You

Очередной пример маленькой, крутой игры, построенной вокруг одной незатейливой механики. Это головоломка с видом сверху. Вы играете вон за ту схематичную белую овцу, по злой иронии названную Бабой, которая может толкать предметы. И иногда эти предметы оказываются словами.

Ну то есть буквально, написано вот на карте Flag is Win, значит для победы необходимо коснуться флага. Замените в этом словосочетании Flag на Rock и вот уже условие победы меняется. А если еще поменять Win на You, то на фоне начинает орать Тиль Швайгер, вы теперь умеете говорить по-немецки и пальцы сами собой складываются в «козу». На самом деле нет, вы начинаете управлять камнем, хотя первая идея мне нравится больше.

Самое крутое здесь то, что с каждым уровнем игра эту идею развивает. Становится больше слов, больше объектов, появляются новые взаимодействия между ними, увеличивается количество вариантов решения. Правильным из них все равно скорее всего окажется только один, но сложность его нахождения планомерно увеличивается и это замечательно. При этом Baba is You не строит из себя The Witness или The Talos Principle с их абстрактно-философскими загонами разной степени надоедливости. Две сотни креативных задачек на логику в антураже аляповатого пиксель арта и больше ничего. Уже третья игра в подборке, которую хочется искренне похвалить за четкое понимание того, чем она хочет быть. Простота – это сила.

Для всех начинающих разработчиков Baba is You еще и отличный мотиватор. Поскольку это опять одиночный проект. На этот раз от таланливого фина Арви Тейкари, который затем в компании с создателями Crayon Physics Deluxe и The Swapper создал амбициозную Noita, roguelite экшн с физическим моделированием каждого пикселя. Я еще не пробовал, но отзывы на раннем доступе в стиме очень положительные.

Нельзя пропускать – Katana ZERO

Рецепт Katana ZERO достаточно прост. Необходимо взять Hotline Miami, положить ее на бок, закачать туда пару кубов неона и буллет тайм (замедление времени), поубавить накал наркомании в сюжете и выдать протагонисту штатную катану. В итоге получится резкий, как удар серпом по яйцам, и жесткий, как удар молотом киберпанковый экшн-платформер.

Askiisoft хорошо выучила урок, который преподнесла Hotline Miami 2. Игра чуть менее чем на сто процентов состоящая из быстрого сумасшедшего экшна должна успеть закончиться раньше, чем он успеет надоесть. Поэтому Katana ZERO представляет из себя пять часов красивого и разнообразного нашинковывания вражин на ломтики без особой геймплейной глубины или побочных механик. Только чистая отфильтрованная резня. Отличная вещь на пару вечеров, когда после раздражающей обыденности хочется принять немного ультранасилия.

В плюс игре идет и то, что ее русская локализация совершенно не стесняется использовать нецензурную лексику. Это дополнительно погружает в процесс, и вообще, мое почтение переводчикам. А еще есть немалая вероятность того, что саундтрек Katana ZERO вы будете слушать заметно дольше, чем, собственно, в нее играть. Синтвейв огненный, половина этой статьи под него и написана.

Стоит внимания – My Friend Pedro

Вторая половина, кстати, написана под индастриал из My Friend Pedro. Очень удачным на крутые саундтреки вышел год.

Мы с Тамарой ходим парой, психопаты мы с Тамарой. Как и Katana ZERO, текущий сабж – это непродолжительный ядреный экшн с видом сбоку. Вместо пиксель арта реалистичные 2.5D, вместо катаны огнестрел, вместо психотерапевта банан. Остальное очень схоже. Буллет тайм прямиком из Max Payne, кинематографичность происходящего, сюжет, которого хватает ровно на то, чтобы сказать, что в игре есть сюжет.

На мой вкус My Friend Pedro чуть менее красивая, зато чуть более веселая. Паркурить в индустриальных пейзажах и параллельно нашпиговывать недругов свинцом по-македонски стреляя из парных узи, что может быть приятнее? Katana ZERO более оригинальная в плане геймплейных механик. My Friend Pedro приносит больше удовлетворения благодаря наличию рейтинговой системы. Сравнивать их можно долго.

И все же кровь, пули и банан на одну номинацию ниже самурая с катаной. Все из-за странного акцента на головоломки под конец игры. Он настолько сильно выделяется своей поразительной ненадобностью, что даже удивительно как ему могло найтись место в итоговом продукте. Тем не менее в сумме опять остаются пять часов увлекательного расслабляющего насилия. Инди индустрия заботится о том, чтобы вам было чем заняться после плохого дня на работе.

Жених-Иллидан станцевал стриптиз на «Давай поженимся». Невесту не впечатлило

Стоит внимания (возможно?) – Blasphemous

Метроидвания, подача истории через окружение, хардкор, боевка на уворотах. В игровом коммьюнити ходит мнение что в 2019-м сравнивать игры с Dark Souls уже моветон. Мне же кажется моветоном, когда подавляющее большинство геймплейных фмшек игры вчистую слизываются с проекта восьмилетней давности. Однако быть похожей на темные души это еще не приговор, доказано Hollow Knight. Смогла ли Blasphemous не скатиться в бездумное копирование и предложить игрокам что-то заслуживающее внимания?

Нет, не смогла. Если самой слабой частью метроидвании является геймплей – это плохая метроидвания. Весь игровой процесс здесь как обычно делится на платформинг и драки с врагами. И такого неприятного платформинга еще поискать надо. Прыжок кривой как моя осанка, за некоторые поверхности герой просто отказывается цепляться, скакать по стенам не менее неудобно чем в реальной жизни, а за такое засилье ям с шипами мгновенной смерти в средневековье бы вообще руки поотрубали.

С боями ситуация получше. В сравнении с конкурентами все еще позорище, конечно, но драться, не испытывая боли в Blasphemous можно. Правда не всегда и не со всеми. Удары вашего меча имеют эффект отбрасывания, так что комбо нормально использовать получится только на нечастых больших врагах. Атаки противников невозможно прервать, так что играть агрессивно тоже не вариант. Когда дэш позволит пройти сквозь врага, а когда прервется ровно в зоне его поражения, вообще, кажется, узнать можно только с помощью спиритической доски.

И перед тем как перейти к неутешительному выводу, учтите один немаловажный факт. Если в играх вы в первую очередь цените визуальный стиль, музыку и культурные отсылки – не обращайте внимания на два абзаца выше, идите и покупайте Blasphemous. Мрачная атмосфера кровавого религиозного средневековья сделана крайне умело, тут и там параллели то с библией, то с реальными историческими фактами, а чего-то похожего в плане рисовки я вообще не припомню. Если же для вас важнее игровой процесс, обратите лучше внимание на Bloodstained: Ritual of the Night. Я опять-таки до нее добраться еще не успел, поэтому писать под нее отдельный пункт смысла не вижу. Но судя по многочисленным положительным отзывам полноценный потомок Castlevania получился заметно более хорошей метроидванией, чем Blasphemous.

Стоит внимания (нет) – Untitled Goose Game

HONK! Единственная ценность симулятора гуся в мемах про симулятор гуся. HONK!

Стоит внимания – Мор

Не знаю, как я умудрился прошляпить Knock-Knock в далеком 2013-м, но второй раз я такой ошибки не допущу. Студия Ice-Pick Lodge не просто раз за разом делает качественные и уникальные в своем роде игры. Она делает их из России.

Мор – это ремейк/ремастер/рехрензнаетчто легендарной Мор.Утопия аж 2005 года выпуска. И скажу сразу, я не фанат Мора как игры. Когда я много лет назад знакомился с оригиналом, он показался мне очень атмосферным, но при этом жутко кривым, устаревшим, жестоким и, как будто, совершенно не желающим, чтобы я в него играл. Когда знакомился с ремейком сейчас… Эмоции были примерно схожие, только теперь игра еще и тормозила безбожно, плюя на тот факт, что, например, The Outer Worlds по соседству шла вполне плавно. Ох уж эти инди игры на Unity.

И при всем этом, я преданный фанат Мора, как идеи. Можно как угодно относиться к Николаю Дыбовскому, говорить, что геймдизайнер из него еще хуже, чем руководитель, а руководитель из него, честно говоря, так себе. И быть, в общем то, правым. Но нельзя отрицать того, что Дыбовский делает искусство. Мор – это провокация. Это пространные диалоги ни о чем и обо всем одновременно. Это лучший в индустрии русский язык, настолько насыщенный и сочный, что его хочется есть на обед. Это густейшая атмосфера, под которой скрываются сотни, если не тысячи страниц игрового лора. Это чистой воды творчество, которое хочется обсуждать и о котором необходимо спорить. Игры Ice-Pick Lodge лучше всех заставляют меня почувствовать себя совершеннейшим идиотом. И я это очень ценю.

И вот прошло уже три абзаца, а я еще ни сказал ни слова о геймплее. Вкратце – «Произошла вспышка чумы, город перекрывают и три своеобразных врача бегают по городу, собирают бутылки и убивают гопников по ночам». Почти что симулятор жизни в злачных районах Детройта. В условиях коронавируса. Может эту игру, как и Plague.Inc, тоже запретят в Китае, хоть хайпанет немного. Кстати, «врач» пока всего один, потому что в лучших традициях Дыбовского Мор мало того, что похерил все дедлайны, так еще и вышел только первым эпизодом, с одной из трех запланированных сюжетных компаний.

Однако это не должно вас смущать. Обязательно попробуйте Мор, если вы цените видеоигры как искусство. Он может вам не понравиться, но как минимум даст дополнительных тем для обсуждения в приличном обществе. Только тщательно выбирайте общество, а то градус токсичности коммьюнити у Мора, как, впрочем, и у любой другой высокопарной штуки гордящейся статусом «не для всех», просто зашкаливает.

Как исследование эпидемии в World of Warcraft помогает ученым бороться с коронавирусом

Стоит внимания – Lorelai

Главным плюсом инди как жанра я всегда считал возможность увидеть в игре силуэт автора. Будь то драма Алекса Престона в Hyper Light Drifter, сатира Эдмунда Макмиллена в The Binding of Isaac или, вот, размышления о страхах и ценности жизни от бывшего медбрата Рема Михальски. Lorelai – это опять инди-артхаус, хотя и наименее «артхаусный» из всех проектов Harvester Games.

Визуально игра выглядит гораздо более качественно, чем The Cat Lady, видна большая работа над собой. Правда взамен придется мириться с долгими загрузками локаций. Да, загрузки локаций в малобюджетном 2D квесте с видом сбоку. Ваша GeForce RTX 2080 даже польское инди нормально не тянет, ох уж этот ПК-гейминг. Ну да все это на самом деле неважно.

Важно, что сюжет немного разочаровывает. Михальски приучил нас к копаниям в сумасшествиях и психических расстройствах. Здесь же акцент больше сделан на семейных отношениях. Они, конечно, тоже не блещут нормальностью, но уровень все же не тот. Lorelai является завершением трилогии игр Devil Came Through Here, и как всегда с этими инди, ставить вопросы было гораздо легче чем на них отвечать. Концовка вряд ли вас порадует, и я ни разу не про «хэппиэндовость», а только про качество. Вообще, по ходу прохождения никак не отпускает мысль, что Рем немного исписался. Тут почти нет головоломок и важных сюжетных выборов, всего два прилично прописанных персонажа и несколько откровенно филерных моментов. Игре не удается по-настоящему шокировать и заставить сопереживать главной героине.

И тем не менее, это все тот же Михальски. С прекрасной музыкой, знакомой, пусть и заметно менее депрессивной атмосферой, и все тем же шармом, заставляющим следить за историей до конца и затем долгое время рефлексировать. Это не лучший финал, который мог бы быть, но я безусловно рад, что он есть, и написан рукой того же автора.

Ну и почему бы на спорном инди-артхаусе и не закончить эту часть, а с ней и весь десятилетний цикл. 2019-й год получился одним из самых коротких, но лишь потому, что множество игр я еще банально не успел оценить. Без внимания остались, например, A Plague Tale: Innocence, Outer Wilds, Observation и Sunless Skies. Все это наверняка классные и запоминающиеся проекты, но мне на данный момент нечего о них сказать, так что даже и пытаться не буду.

Спасибо всем, кто осилил всю простыню и дочитал до этого момента. Если из моих статей вы узнали для себя хоть что-то новое или просто приятно провели время, то я этому очень рад. Помните, что даже эта сотня с лишним названий – лишь верхушка огромной индустрии маленьких игр, и где-то там всегда можно найти инди своей мечты. Еще увидимся. Наверное) 

Во что поиграть, когда пишешь диплом?

9 лучших игр для слабых компьютеров. Совсем слабых

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья