Какие шансы у Ватсона и Квинна в суде? Юрист разобрал дело Gaimin Gladiators
Со всеми вариантами исхода.
На интервью к комментатору Владимиру «Maelstorm» Кузьминову пришел киберспортивный юрист Виктор «Kasatik» Касаткин. Ранее он работал в ESForce Holding, а также помогал клубам Virtus.pro, NAVI, SK Gaming и Gambit.
Владимир и Виктор досконально разобрали иск Gaimin Gladiators против четырех бывших игроков состава: Ватсона, Квинна, Эйса и Тофу.
📌 Gladiators подали в суд на Дота-состав! Обвиняют Квинна и требуют $5 миллионов
Здесь в материале мы собрали основные тезисы юриста об этом деле. Полное интервью можно посмотреть на ютуб-канале Маелшторма.
Про предыдущие суды в киберспорте

«Очень большой кейс был у Сумаила с EG. Там уже был полноценный суд, было решение, можно все подробно прочитать. Там, конечно, другая была природа – игрок сам решил посудиться.
В двух словах: он считал, что им манипулировали. Он был слишком молодой, ему навязали много всяких вещей. Хотя ему навязали, в том числе, стать акционером: опционы, доли, прибыли и прочие хорошие вещи. Вот он с ними пошел судиться. Это было в Калифорнии, поэтому все публично.
Сумаил проиграл. Это, в принципе, хороший урок для игроков, что надо думать головой наперед. Вот основной вывод из того дела. [...]
Чтобы подавали в суд на целый ростер – это беспрецедентное дело. Я думаю, мы увидим судебное разбирательство. Gaimin Gladiators – одна из компаний целого холдинга в сфере игр и киберспорта. Они занимаются IT и облачным геймингом.
Очень большие серьезные ребята. Для них это из категории скорее побочного бизнеса. И у них есть ресурсы для того, чтобы идти по полной».
Почему суды – редкость в киберспорте? И почему сейчас дошло до суда?
«Здесь совпало несколько факторов, почему дошло до суда. Во-первых, обвиняется в нарушениях договора почти целый ростер, четверо из пятерых. То есть другой масштаб. И другой масштаб касательно потерь спонсора и [отсутствия] поездки на Инт.
Обычно что бы ни сделал всего один игрок (несмотря на огромное влияние игроков на организации, особенно в Доте), он все равно один. За ним гоняться – больше публичного урона для организации и большие траты.
Индивидуальный игрок, сколько бы он там ни зарабатывал, все равно небольшой актив, который можно как-то растрясти. А здесь их сразу четверо, и сразу есть ресурсы у организации, и игроки пролетели сразу мимо многих вещей. Поэтому здесь из ряда вон выходящая ситуация по всем параметрам».
Про претензии к игрокам GG

«Мы уже слышали о том, что не выполнялись обязательства по спонсорским договорам, да и игроки якобы плохо вели свои соцсети. С соцсетями неразрывно связана мантра «прилично себя веди». Нормально разговаривай с людьми в публичном поле, на стримах, на турнирах, в соцсетях.
Это очень важная вещь, называется «обязательства о морали». В большом спорте тоже были случаи, когда именно за нарушение таких вот моральных обязательств расторгались договоры.
[Маел: Если ты мало пишешь в соцсети или у тебя недостаточно набирается подписчиков, это не повод. Но если ты пишешь какую-то чернуху, которой ты оскорбил весь белый свет, или то, что сделал Квинн, – вот это как раз повод такой вот иск подать].
Абсолютно верно. Если у тебя мало подписчиков, ты просто постишь рекламные сообщения, которые от спонсоров нужны, и все. А там [подключается] медиакоманда организации. Как она разовьет твои соцсети – это уже их забота. Игрок никогда не обязан как-то суперактивно вести соцсети».
[Маел: Чтобы наши зрители понимали, что игроков не пытаются притянуть за то, что они мало или плохо постили. Тут речь именно о том, что было позволено себе что-то, что нанесло ущерб].
Вопрос из чата: «Можно ли прописать, что игрок должен соблюдать график сна, не пить алкоголь, не дрочить?»
«На самом деле да, все это можно запретить или регулировать. Я почему сказал про похожие контракты в традиционном спорте? А потому что это очень важно для физического состояния. За этим не особо следят, если игрок не перегибает палку.
Но если чувак каждое утро с похмелья на буткемпе является на тренировку, какой от него толк? А если он просто хорошо проводит время, то никого не интересует, насколько хорошо, пока это не влияет [на командные процессы]».
Где и как пройдет суд?

«Это будет суд в провинции Онтарио. Первая инстанция, то есть низшая. Потом есть апелляции в Верховный суд Канады. Я не уверен, что иск вообще зарегистрирован. Суд сначала будет рассматривать, есть ли там что слушать и о чем говорить.
После того как дело будет принято к производству, наступит этап «discovery». Это процедура, когда все стороны показывают, какие у них есть доказательства.
И в этом кейсе это будет очень важный этап, потому что GG должны сразу же показать документы, в которых будут зафиксированы потеря спонсора или односторонний отказ от договора выступать.
То есть вещи, из которых будет понятно, что это все не придумано. На этом этапе все показывают, что у них есть. Игроки тоже будут доказывать, почему они не виноваты.
Например, нам говорят о том, что были попытки урегулирования, у игроков был юрист. Они будут показывать, что они отправляли в GG. К началу процесса все будут уже знать аргументы всех.
И поэтому очень важна третья стадия – предварительное обсуждение дела. На этом этапе очень часто как раз и заключаются мировые соглашения. Есть шанс, что мы так и ничего и не узнаем об этом деле предметно.
Если не договорятся, будет уже суд, полноценные слушания. Там люди в красивых костюмах, как у меня, будут ходить в суд, представлять интересы обеих сторон, аргументировать свои позиции и прочее.
И суммарно все это может длиться... Даже за год вообще без шансов, что это закончится. Если они пойдут судиться, то мы о решении узнаем года через два».
Как суд пройдет для Ватсона?

«У каждого человека есть три опции, как поучаствовать в суде.
1. Явиться лично. Предположим, что для него это сложно и неудобно.
2. Нанять адвоката, который за тебя придет. Если это не уголовное обвинение, а это не уголовное обвинение, в этом случае можно не приходить лично. Никого совершенно не волнует, явился ты или нет.
3. Вообще не являться и не отправлять адвоката. Можно написать письмо в суд со словами «я не приду».
Я думаю, что ребята скинутся на одного адвоката. Потому что у них у всех одинаковая ситуация, кроме вот этого недалекого парня, который про Россию и русских говорил. У него может быть там одной строчкой отдельная претензия к нему, но в остальном они все по сути как соответчики. То есть к ним коллективно предъявлен этот иск.
Признаюсь, не успел проверить, будет ли для этой категории дела суд присяжных. Потому что в Англии, в Штатах и в Канаде даже для гражданских дел это абсолютно нормальное явление.
Я почему про это вспомнил? Когда суд присяжных даже по гражданскому делу – намного лучше, естественно, явиться. Вот приехал маленький забитый мальчик издалека. Это может, в принципе, помочь в глазах присяжных.
[Маел: Квину лучше не приезжать тогда]. Там каждому решать, кто из них более жалко выглядит в глазах присяжных. [...] Я уверен, что к Квину будет отдельное требование.
Если предположить, какие были инсайды про то, сколько мог стоить контракт спонсорский, то больше половины из этих $5,3 млн – это именно за потерю спонсора. Соответственно, можно предположить, что к остальным троим требований на $2 млн, а к нему на $3 млн с чем-то».
Как будет выглядеть мировое соглашение?

«Мировое может выглядеть таким образом: какая-то из сторон поймет, что у нее низкие шансы на основании доказательств, которые принесла вторая страна. Дальше вступают переговоры: «Чего мы будем тратить время и деньги? 5,3 миллиона – это хорошо, но вы пока пойдите, еще потом с нас их взыщите, посудитесь. Давайте договоримся на что-то более разумное».
Естественно, 5 канадских долларов это не будет. Это будет сопоставимая сумма. В несколько раз меньше точно. Я бы предположил, что это от миллиона до двух. И то даже два вряд ли.
Я почти уверен, что организация не только за деньгами здесь идет. Они идут именно за юридической чистотой этого кейса. Поэтому GG согласятся и на сумму значительно меньше, но не 3 копейки. Не так, чтобы им на мороженое с хот-догом ребята скинули через СБП».
Как GG выиграть суд?
«Если GG приносят переписку, в которой прямо по электронной почте представитель спонсора написал, что из-за вашего парня и его высказываний мы отзываем свое предложение, тогда это попадос.
Если приносят скрины переписок, из которых следует, что вот им говорили: «Тебе нужно сделать такую-то спонсорскую интеграцию, тебе нужно опубликовать это». А дальше скрины того, что никаких этих публикаций не было. И если они демонстрируют, что чуваки им просто написали, мол, мы не приедем на буткемп. Это прямое договорное нарушение.
Там еще были нюансы по поводу их отказа. Это очень важный момент, потому что на самом деле все смешивается в публичном поле, что, мол, GG сами снялись с турнира и якобы не дали ребятам поехать. Но дело же было наоборот.
GG сняли свой клуб, а не ростер. Именно клуб они сняли с Инта, зная, что уже все, эти не поедут. Они уже отправили к ним своих представителей на тему расходиться. И GG прямо сказали: «Мы не могли набрать точно достойных ребят, поэтому мы именно организацию сняли».
И здесь будет важно, что представляло собой их желание самостоятельно поехать на Инт. Если это были слова «мы больше не хотим исполнять контракт» и если это зафиксировано письменно, хотя бы в переписках, – здесь тоже все максимально понятно.
В этом случае все равно $5,3 млн не присудят. Во-первых, обычно все заявляют [сумму компенсации] побольше, чем в реальности. Во-вторых, в Канаде суд часто сильно снижает сумму.
Бесплатный совет юристам GG: воспользоваться вещами типа суперкомпьютера Opta, который делает прогнозы на турниры. Им нужно взять предикты, какое место заняли бы GG и сколько бы они заработали денег. И прямо с этими данными идти в суд со словами: «Вот из-за того, что эти пятеро ребят начали заниматься нехорошими вещами, мы по предиктам суперкомпьютера Opta потеряли столько-то зеленых американских денег».

Про участие в суде спонсоров
«Если тебя суд вызывает именно в качестве свидетеля, то ты обязан явиться. Особенно строго с этим в Северной Америке, то есть в Штатах и Канаде.
[Маел: То есть российского спонсора GG реально могут обязать явиться в канадский суд, и он должен будет прийти и что-то говорить?]
Формально да. Если они найдут, как направить эту повестку. В интересах GG найти и доставить спонсоров, уговорить какими угодно способами. Ну, я уверен, что никто не не будет этим заниматься. Спонсоры скажут: «Ребята, мало того, что мы в принципе решили с вами не работать, еще сейчас нам тратить в каком-либо формате деньги на это».
На месте спонсора я бы не ввязывался в это дело. Ответить, мол, пусть сами решают».
Организация канадская, а спонсор российский. Не повлияет ли политика?
«Нет, не повлияет. На самом деле переоценивать влияние политики на исполнение судебных решений не стоит. Есть случаи, когда российские суды сейчас не признают иностранные решения, потому что это недружественные страны и подобные формулировки.
Но они не касаются подобных вещей. Таких коммерческих споров без экономических интересов больших бизнесов или государства.
Здесь вопрос не в спонсоре на самом деле. Если будет решение против игроков, здесь вопрос в исполнении этих решений. И здесь есть существующие международные механизмы, довольно просто работающие. Смотря, где ребята живут, где у них активы, где у них счета и прочее.
Нужно просто нанять местного юриста, не самого дорогого, чтобы это сделать. И если у них счета в России, служба судебных приставов заблокирует им счета. Несмотря на то, что это канадское решение. В Казахстане то же самое. Там очень похожая система».
Допустим, Ватсон проиграл и у него нет денег. Что ему делать?

«Что делают люди, когда пытаются избегать взысканий? Им нужно остаться без имущества. Это можно сделать каким образом? Пользоваться только неотслеживаемыми средствами платежа, то есть исключить безналичные расчеты, банковские счета, карточки.
А еще можно стать банкротом. Не в каждой стране это такая простая процедура, как в России – индивидуальное банкротство физического лица. Если ты не можешь никак оплатить свои долги, то ты просто подаешь на банкротство.
Все твое имущество забирают, ты начинаешь полностью с нуля. Единственное, что у тебя оставят – твою единственную квартиру. Если у него пентхаус в какой-то высотке, то его продадут с торгов и купят ему квартиру попроще, чтобы на улице человека не оставить. А если у него обычная квартира, с ней просто ничего не случится.
Проблем с визами не будет в любом случае. Ты просто проиграл по гражданскому делу, это не уголовное обвинение, у тебя нет судимости. Это как штраф за неправильную парковку».
А если игроки выиграют суд?
«Во-первых, они смогут предъявить встречные требования. Если против них сейчас иск, то это не значит, что они должны только терпеть и отбиваться, они тоже могут пойти в атаку.
Дальше им как минимум точно возместят судебные расходы. То есть они не уйдут в минус. Еще игроки могут доказать, что из-за этого суда они не могли дальше играть или потеряли предложение от другой организации. И сказать, что такие обвинения наносят серьезный вред их репутации. Я бы на месте игроков так и делал».
* * *
6 важнейших изменений, которых не хватило в новом патче Доты




































