Блог Бедный сценарист

Какие уже рассказанные истории повторяются в сюжетах видеоигр

В профессиональной среде писателей существует теория, что на заре становления человека рассказчиком было придумано всего 3-4 оригинальных истории, а всё, что написано после – является вариациями первоначальных сюжетов. Да, новые приключения обрастают деталями, умелой игрой с ожиданиями, перестановками ключевых моментов повествования и, в конце концов, технологиями: маловероятно, что Шекспир смог бы написать современную историю о социальных сетях. Но факт остаётся фактом, и данная теория не раз доказана на практике. Возможно, число первородных сюжетов всё-таки преуменьшено, но вряд ли намного.

Сегодня я попробую применить эту теорию и к миру видеоигр. Разберём хорошие современные интерактивные сюжеты, найдём их аналоги из прошлого. И убедимся: всё новое – хорошо забытое старое. Ах, да, капитан, БУРЯ СПОЙЛЕРОВ НА ГОРИЗОНТЕ!

Horizon Zero Dawn – Терминатор (к/ф)

Простое, так сказать заходное, сравнение двух произведений, найти сходство в которых не составит труда. Человечество достигает такого уровня развития, что создает искусственный интеллект невероятного масштаба. Вскоре ИИ приходит к пониманию того, что самая главная опасность для человека – сам человек. А это приводит к простой задаче: «защитить человека = уничтожить человека». При помощи роботов. Ну и пошло-поехало. Конечно, культовый «Терминатор» заигрывает со временем и соответствующими парадоксами, представляя собой не линию сюжета, а её кольцо. Но и в «Horizon» есть некий аналог перемещения во времени: по факту точная генная копия учёной по имени Элизабет из прошлого оказывается в будущем. Одна идея в разных обертках. Хочется лишь верить, что сиквелы «Horizon» не повторят ошибок сиквелов Терминаторов.

God of War (2018) – Дорога (роман)

Тоже простой пример, поскольку оба произведения рассказывают историю в знакомом всем жанре road-movie. Отец и Сын идут вперёд после трагедии: смерть жены/матери и ядерная война, уничтожившая жену/мать. Впереди у них смутно маячит недостижимая цель: самая высокая гора и самое безопасное место. Основным испытанием на доле персонажей «Дороги» стала постоянная боль. И именно боли не боится главный антагонист «God of War». Но страшнее боли физической, может быть только боль душевная – именно это одна из ключевых тем обеих историй. Обращения друг к другу в романе ни разу не выходят за рамки «отец-сын», что не может не напомнить о прохладных отношениях Кратоса и Атрея. Но самое интересное в том, что Сын из «Дороги» кажется Отцу проекцией Бога, который нашел пристанище в теле ребёнка в уничтоженном мире. Помните, кем в итоге оказался Атрей? А главное, оба мальчика в финале оказываются не просто ровнями своим отцам, но, возможно, и сильнее их. И, как итог, в обеих историях искомые места оказываются совсем не теми, на что рассчитывают герои.

Сам жанр роуд-муви по сути является современным развитием древней литературы о путешествиях героев. Кстати, уже тогда древнегреческая «Одиссея» Гомера не стеснялась подсматривать в ещё более ранние сказания о Геракле.

The Last of Us – Книга Илая (к/ф)

Да, именно первая часть TLoU. Вторая часть свежее, но с ней совсем всё просто – история мести, коих навалом: «Max Payne», «Каратель», «Вендетта» Ги де Мопассана, «Гамлет» Шекспира и море других. В приведённом же сравнении чуть интереснее. В первую очередь, это тоже road-movie, и у них тоже немало общего с предыдущим примером. Однако, между TLoU и «Книгой Илая» всё же чуть больше общего.

Постапокалипсис. Мужчина в возрасте, видавший немало и переживший страшное, идёт с восточного побережья Америки на запад, чтобы доставить лекарство, способное исцелить человечество. Да, синопсис отлично подходит под оба произведения. Та же тема дороги, различные препятствия. В определённый момент к Илаю тоже привязывается девчонка, правда, где-то в середине повествования. Однако, девушка из фильма совсем никаким боком не сравнивается с Элли. В роли Элли в данной кинокартине выступает кое-что другое. А именно Библия. И Элли в «The Last of Us», и Библия, заученная наизусть, в «Книге Илая» – являются тем самым лекарством, что принесёт покой человечеству. И ни об иммунитете Элли, ни о книге Илая ни один человек не должен знать.

A Plague Tale: Innocence – Конец света (к/ф)

Возможно, не самое яркое произведение от мира видеоигр, но мне показалось интересным противопоставление грозных сил в двух этих крайне похожих историях. Суть такова: миру грозит чертовски чертовская опасность, и есть один избранный, который может как спасти человечество, так и уничтожить его. И, разумеется, этот избранный ни о чём не подозревает.

В киноленте «Конец света» сам Дьявол идёт за обычной девушкой, которой суждено стать его невестой, читай погубить мир. В «A Plague Tale: Innocence» та же история под другим соусом: святая Инквизиция преследует мальчика, который может как разрушить мир посредством чумы, так и уберечь его. В обоих случаях преследователи – всесильные и не ограниченные в ресурсах правители, которые не учитывают мелких людишек, ставших между ними и их целью. Естественно, это их и губит. Интересно, что в «Конце света» на стороне Дьявола оказываются некоторые священники, а в «A Plague Tale: Innocence» сами священники строят дьявольские козни.

To The Moon – ???

Вот это уже интересный экземпляр. Инди-игра, созданная одним человеком, покорила миллионы игроков. В том числе и автора данного поста. И в первую очередь благодаря трогательному и ни на что не похожему сюжету. Но так ли он ни на что не похож? История рассказывает о старике Джонни, который всю жизнь мечтал полететь на луну, но в силу различных обстоятельств ему так и не удалось этого сделать. И вот некое агентство с помощью передовых технологий проникает в его память и меняет некоторые аспекты в его жизни, заставляя того думать, будто он все же побывал на спутнике нашей планеты. По ходу погружения в память клиента агенты, а вместе с ними и игрок, узнают много душераздирающих фактов из жизни Джонни.

Технологии, изменяющие восприятие одного человека, и не меняющие ничего в действительности. А не попытка ли это облачить в упаковку sci-fi обычный гипноз? Да, так и есть. Замените аппарат на «спираль» и получите в принципе ту же историю. А сюжетов, связанных с гипнозом – не очень мало. И основная идея сходится почти во всех из них: у героя есть конкретная цель, достичь которой можно только гипнозом, раскрыв по пути много личного. «Фрейд: Тайная страсть», «В ясный день увидишь вечность». Если это кажется вам неубедительным, то вот современный и наиболее точный аналог истории «To the Moon»: кинолента «Вечное сияние чистого разума». В ней буквально манипуляции с памятью при помощи футуристической машинки ведут к созданию новых воспоминаний.

Подводя итог, напомню, что ни один из моих примеров не преуменьшает заслуг этих прекрасных игр. А у каждого приведённого произведения найдётся ещё более ранний аналог. Я осознаю, что эти истории не сравнимы. Во многих из них разный сеттинг, разное настроение, разные события, персонажи и финал, темы и идеи. Однако, замечу: в данном разборе я рассмотрел ФОРМУ историй, а не их ФОРМУЛУ. В этом простом различии и заключается суть.

Кому-то может показаться, будто текст вышел поверхностным. Поэтому я предлагаю в комментариях выбрать игру, сюжет которой вы бы хотели разобрать подробнее. А я непременно найду его аналог в старших произведениях и сделаю более глубокий анализ, сосредоточившись на двух конкретных историях, а не на десятке разом.

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья