Блог R2 DOTA 2

Санта вспоминает первый TI: Гейб и поиски Айсфрога, игра в шумном зале и бекон в отеле

Воспоминания от первого лица.

The International 2011 изменил историю киберспорта, но в то время его значимость еще не была понятна. Это было странное время, когда энтузиазм шел бок о бок с халатностью, а огромный размах сопровождал непрофессионализм. Александр «Santa» Колтан, игрок M5 (5-6-е место на том турнире) рассказал нам:

  • Как приходили ключи и почему подготовились не все
  • Каким представляли будущее Доты
  • О шансах сегодняшних 4к и 5к игроков в то время
  • О игровой зоне и поисках Айсфрога
  • Про игру в хрупких кабинках и посреди выставки 
  • Про стратегии того времени и первую Доту                

– Когда к вам пришел ключ на игру? 

– За три недели до турнира.

– Получается, одновременно с NaVi?

– Получается так. Не знаю, когда именно им пришел ключ, но ходили слухи, что раньше, чем другим. На самом деле, думаю, они просто больше времени потратили на ознакомление с игрой и лучше подготовились.

– А что с другими командами? Ключ так же приходил на почту?

– Верно, не в руки же его давать. Были коллективы, которые приехали на турнир не сыграв в Dota 2 ни разу. Как именно это произошло – загадка, вероятно, их компьютеры просто не тянули Dota 2. У меня у самого дома комп лагал, FPS проседал. Играть было невозможно – только на буткемпе получалось. В Азии же многие команды тренируются из клубов – а в 2011-м в клубах почти не было нормальной техники. Я был в Китае и видел те компьютеры. 

В общем, технические проблемы более вероятны, чем то, что Valve отправили ключи командам в разное время. Это более чем странно и нелогично.

– То есть наверняка никто не может утверждать, что ключи пришли в разное время?

– Все это догадки. Сами Valve ничего не говорили на этот счет. Ну, возможно, они долго искали участников и добивали слоты в последний момент. На тот момент Дота переживала, мягко говоря, не самые лучшие времена. Игра умирала, и команды, а тем более организации можно было по пальцам пересчитать. Мы сами на тот момент были на грани дизбанда.

– В чем была причина?

– Их много. Возраст игры, отсутствие поддержки разработчиков, отсутствие турниров с призовыми, отток игроков в другие игры – HoN, LoL. Близзам было плевать, а мне было очень жалко смотреть, как загибается игра, которой ты посвятил свою жизнь.

Ни графики, ни денег, ни игроков, ни будущего у первой Доты не было. С каждым годом становилось все хуже, и думаю, она дотянула бы до 2013 максимум. Но олды и истинные дотеры оставались в игре до самого конца. Я бы пошел на дно вместе с кораблем :)

Admiration был топовым игроком первой Доты, сыграл на TI2 за M5 – и пропал

– Почему тогда многие игроки вспоминали, что ко второй Доте отнеслись скептически и вообще хотели после TI1 вернуться к первой?

– Я, например, моногамен – одна игра на всю жизнь. Когда вторая Дота только вышла, это была даже не бета, а альфа. Нельзя было альт-табаться, игра зависала, были постоянные баги со звуком и механикой. Если первая Дота в 2011-2012 годах еще умирала, то вторая еще не родилась.

– Но разве игроки не понимали, что это Valve, большая компания, будет доработка и за этим будущее?

– По первой Доте были турниры, по второй – нет. Друзья играли. А ключи по второй были лишь у избранных. Представь, ты играешь в игру 7 лет, ко всему привык. А тут выходит новая, сырая, и тебе говорят – играй. Это не так работает. Люди с первой на вторую переходили несколько лет.

– Даже после турнира на миллион?

– Даже после турнира на миллион. Ну, следующий турнир по второй Доте после первого инта был не скоро, и все понимали, что смысла играть во вторую нет. Я до сих пор помню разговор ребят в последний день, когда мы завершили наше выступление на турнире. Все поголовно говорили, что будут играть в первую – просто потому, что на тот момент во второй было делать нечего. 

– Несколько лет – то есть переход завершился ближе к третьему Инту в СНГ?

– Ну да. прежде всего – слабые компьютеры у большинства пользователей. А также – зона комфорта. Зачем играть во вторую Доту, когда у тебя все друзья играют в первую? Сразу после Инта ключи были дай бог у 100 человек. Раздавали их медленно. 

– А те же NaVi? Их же звали на ESWC, например. Тоже совмещали с первой?

– Конечно. Все понимали, что уровень команд во вторую Доту – крайне низок. Это показал и первый Инт. И трениться в нее особо не было смысла, как минимум из-за ограниченного пула героев.

Как Сумаил стал суперзвездой: увидел Доту в 7 лет, продал велосипед ради игры, тренировался по 18 часов в день

– Вы сами серьезно отнеслись к подготовке, когда узнали что будет турнир на миллион и вас пригласили?

– Если честно, это звучало как пранк какой-то. Реанимировать умирающую игру и проводить турнир с самыми большими призовыми в мире. Серьезно? У Valve очень большие яйца.

– По документалкам сложилось впечатление, как будто все понимали, что нужно подготовиться как никогда. Но при этом трудно было себя заставить, потому что не верилось в реальность происходящего.

– Похоже на правду. Скажем так – мы могли подготовиться получше, но, увы, человеческий фактор на тот момент был сильнее профессионализма. Не было пока осознания происходящего и не все были готовы идти на жертвы.

Лично мне надо было военник получать в дни буткемпа, и ничего – приехал, а кто-то не смог день рождение пропустить свое. 

Каждый был готов по-разному?

– Типа того. God был готов лучше всех, он и играл больше всех, как сумасшедший на буткемпе катал пабы. Помню – иду спать – он играет, просыпаюсь – он играет. Такой псих этот Серега Брагин ❤

– Если бы сегодняшний стак 4к игроков отправили на TI1, какое место по-твоему они бы там заняли?

– 8-12-е. Они бы обыграли команды, которые видели игру в первый раз, обыграли бы миксы – но не более, а возможно, заняли бы место и ниже, не сумев подстроиться. Ключевое слово – стак. Стак никогда не выиграет команду на турнире при прочих равных, и дело не в рейтинге, а в химии.

– Мне кажется, что в самой первой Доте играли гораздо лучше, чем на первом TI.

– Все верно. Люди играли в игру 2-3 недели максимум – ясен красен, что красивую игру тут не покажешь. К тому же это был первый турнир с такими деньгами, это сказывалось на волнении. Когда играешь за призовые, которые в разы больше всех, которые ты когда-либо зарабатывал на всей первой Доте, нет-нет, а коленки начинают трястись.

– Давай тогда представим микс 5к игроков, которые регулярно катают вместе (хотят в киберспорт) против тех же DTS или M5 в первой Доте.

– В bo1 были бы шансы, но в бо3 на сцене – никаких, слишком высокая разница в опыте турниров. Если дома в тапках и с маминым какао – то вполне возможно. Но онлайн – это шляпа, LAN сложнее онлайна в десятки раз во всех смыслах.

– Ты говоришь о волнении. Но на записях видно, как  люди дурачатся и кривляются.

– Это маска. Все по-разному скрывают волнение, но волнуется каждый. Если ты волнуешься – тебе не все равно, это нормально. Вообще игроки по-разному раскрываются, но LAN – это опыт, через который должен пройти каждый игрок. 

– Расскажи, как вас приняли в Кельне.

– Условия были не сахар. Это была игровая выставка со всеми вытекающими: море народу, душно, кормили нас только в отеле завтраком, между играми давали перекус только, остальное – сами. 

– Что за перекус?

– Ну водичку давали, шоколадки, но не более. Так, чтобы голова работала. 

– А завтрак-то хоть плотный?

– Завтрак – плотнейший, в Германии знают, чем брюхо набить. Шведский стол в рестике крутого отеля: кофе, яичница, омлет, сосиски. Сыры, сливки, нарезки, все было – как в Греции. И бекон. До сих пор помню бекон с тех завтраков. Если мне не изменяет память – там были даже блинные мастера. Подходишь к такому, а он тебе «айн момент» – и блин с пылу, с жару.

– Что за легендарное пати у вас было с Артстайлом? Он потом хвастался, что вас споил.

– Это было препати. После первого игрового дня Valve нас в ресторан повели – не только нас, вообще все команды. Офигенная идея, конечно. Ну и так, винцо было, белое и красное. 

То, что рассказывал Артстайл – это похоже на анекдот, как хитрый украинец споил глупых русских. 

– Кабинки со стеклом друг напротив друга удивили?

– Да не особо. Сам турнир был в новинку, поэтому чему-то одному удивляться было странно. Кабинки были такие себе, конечно. Мы играли против EHOME – они стучали по столу и стеклу, мы чувствовали вибрации, довольно ощутимо, было не круто. Стучали они в переломных моментах, чтобы мораль нам снизить.

Вообще, не все ведь играли из кабинок. Там проводили только самые сочные сочные матчи в группах. Большинство играли в зале. 

– Шум мешал в зале?

– Конечно. Игровая выставка все-таки. 

– Звукоизоляционные наушники хоть давали?

– ...

– Ха-ха.

– Да норм все было. Нам, детям первой Доты, не привыкать: это сейчас что-то подобное проведи – люди свернутся калачиком и начнут плакать. 

Если человек имел проходку на игровую выставку – мог ходить где угодно. Вокруг кабинок – везде люди. Разумеется, стоят ограждения, но за ними народу просто тьма. Смотреть игры было проблематично – или на экранах вдалеке, или в чилл- комнате, которая была одна и была крайне не велика. Помню, в ней финал смотрел, а рядом Зерогравити сидит, переживает за своих, у меня спрашивает – затащат, как думаешь? А там уже последняя карта, и все уже, в общем-то, понятно, но он все равно волнуется. Его детище ведь. 

– Это вот как раз чилл-комната? Просто диванчики?

– Да. Диванчики, напротив экран.

Одна на все команды? 😨

– Ага. Чем богаты!

– Этот скрин – с сохранившейся записи, где NaVi объясняют про неработающий гем. Вам никто не объяснял?

– Мы – узнали после игры, забавная (нет) ситуация. Комментаторы видели этот баг в группах, но не сообщили, ну и по ходу игры никто ничего не предпринимал, как будто так и должно быть.

Но какая сейчас-то разница. Я пересматривал ту игру  – гем бы нас не спас. Ставлю 80%, что мы и так бы ту игру проиграли. Китайцы умеют терпеть.

– Valve вообще как-то контактировали с вами? 

– Я никак не общался,  и не слышал, чтобы с ребятами кто-то по поводу игры на турнире разговаривал. Помню, зашел как-то не в ту кабинку, а там Гейб сидит. Я подошел, трясущейся лапкой пожал его и убежал. Вот и все мое общение с Valve.

Были правила о неразглашении в основном. Про баги, что надо о них сообщать. Айсфрогу тогда писали, норм тип кстати.

– Лично виделся?

– Я его хотел найти на инте, ко всем подходил и спрашивал – ты Айсфрог? Но никто не признавался.

Думаю, сейчас его не существует. Был в первой Доте, а во второй оставили его имя ради хайпа, и заплатили, чтобы тайну не разглашали. Медийка слишком сильно решает, а Айсфрог – культовая персона, так что, думаю, Valve и он лично воспользовались бы популярностью. 

– Как вы проводили время между играми? Реплеи, тактику обсуждали?

– Смотрели как другие играют, кушали, обсуждали, что будем делать против следующих противников немного. Но в целом не особо,  не было прямо такого обсуждения, все понимали, что это не поможет – надо просто сыграть хорошо.

Не знаю, слышал ли ты, но помимо гема была еще одна ситуация. В группе играли EG с азиатским коллективом, не помню название [Sports.ru: MUFC], и от исхода той игры зависело наше место. EG должны были проиграть или выиграть больше чем за 42 минут, и тогда бы мы вышли на Scythe, а не на NaVi.

Эпичные концовки в Доте: камбэк Роксов с Соло и Дредом против EG с Фиром на квале TI3

– Почему именно за 42?

– Тайминг. Там не было переигровок, но были тайминги – считалось, сколько команда потратила времени на победы. И чем меньше эта цифра – тем выше коллектив был в спорных ситуациях в группе. 

Так вот, MYM пушили с Ченом и Фурионом, пуш откровенно не шел, ничего не предвещало беды, но SilverCross (его ник я никогда не забуду, в отличии от названия команды) собрал на антимаге Сашу-Яшу, а затем, когда MYM убивали Рошана спрятался в лесу неподалеку, просидел там 2 минуты, а потом попытался украсть аегис вместо сплитпуша. В итоге MYM его убили прямо в рошпите и закончили на 40.  

Обидно было, гораздо обиднее, чем какой то гем. MYM заняли на том турнире топ-4, хотя мы их в группе без шансов обыграли ._.

– Ты сказал про сплитпуш, а люди считают, что он только на TI3 появился.

– Антимаг – это квинтэссенция сплитпуша. Он всегда был, просто на TI3 люди довели его до совершенства, сделав сплитпуш венцом стратегий.

– Странно: на TI1 даже Нага и Антимаг не имели таких крипстатов как годом-двумя позже.  

– Игры были короче.Тогда все пушили или отбивались от пуша. Ну и играли немного по-другому, да. Тогда даже Антимаг помогал команде, а стратегия 4+1 была не в ходу

– А это была необходимость или понимание игры было другое?

– Тогда самая сильная стратегия была – набрать толстых героев и пойти ломать строения толпой. Если ты дерешься в 4 против пуша, пока твой 1 герой фармит, ты проигрываешь драку и теряешь пару вышек. игра на этом как правило заканчивалась. Плюс, пул героев был мал, и все подстраивались под то, чем играли топы.

Чтобы одолеть пуш сплитпушем, надо филигранно сыграть, это самая тяжелая тактика.

– То, что на TI3 так сыграли – это потому что лучше научились играть или экономика/механика поменялась благотворно?

– 50 на 50, хотя скорее – 70 на 30.  Люди отработали до идеала самую сильную стратегию. Что пуш, что 4+1 контрится сплитом, потому что ты растягиваешь героев врага по карте и фармишь больше, плюс давишь их мораль, постоянно эвейдя файты и затягивая игру. 

Но фишка в том, что играть целый турнир через отжор одного керри – это просто, но играть целый турнир сплитом – нет. Это выматывает, морально и физически. Долгие игры, постоянное ощущение, что ты слабее, игра в кошки-мышки, которую ты сам навязываешь.

– Если бы вас, тех же М5, с сегодняшними знаниями собрать и вернуть в то время, что бы вы изменили в стратегиях на TI1?

– Мы бы натренили Чена и делали бы упор не на сильные линии, а на тимфайт и пуш, как это делали NaVi. Самая рабочая стратегия на тот момент и простая. Мы же хотели убивать врагов с 0, на кураже бегать, вернуться к истокам, к 5.84b из первой Доты – золотой версии, когда все решалось на линии. но не пошло :(

Помню на буткемпе это обсуждали – каким архетипом будем играть. Выбрали ганг.

– Ты так помнишь все патчи?

– 5.84b – это исторический патч. Один из самых долгих, на нем ооочень много турниров провели. Тогда была мета скилла, решало личное мастерство каждого игрока. И были Virtus.pro, те самые – Vigoss на Миране и так далее. Побеждала не та команда, которая лучше драфтит, лучше дерется, лучше передвигается по карте, или у которой лучшая мораль – побеждал скилл. 

Да, в целом люди играли плохо. Не знали про другие переменные, могли умереть на линии 10 раз, все стратегии тогда были в зародыше. Если сейчас – люди стреляют друг в друга из лазеров и используют роботов, то тогда все били друг друга деревянными дубинами. Но в этом был свой шарм.

***

Теперь Санта ведет твиттер и инстаграмм – не забудьте подписаться. А еще у него есть ламповый твич со стримами Warcraft 3.

Кого из комментаторов вы бы хотели видеть на TI9?

Помните корейцев, которые зажгли на TI6? Сейчас они могут выстрелить еще мощнее

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья