Блог R2 DOTA 2

Парень, который выбил NaVi, объяснял нам, почему люди творят глупые вещи на Инте

Еще три недели назад.

«...Только сейчас я начинаю это понимать – в матчах без права на ошибку ты играешь по-другому. Не получается быть на 100% самим собой. Наверное, чтобы это осознать, нужно через это пройти. 

Знаешь, я и сейчас вижу, что мог бы сделать лучше в финале TI8 на месте Аме. Но также вижу, почему он этого не сделал. Он подумал, что способен добить игру в соло, что ему нужно быть агрессивным и не оставить противнику ни малейшего шанса. Это ведь TI – и тут ты так близок к победе...»

Это интервью вышло 31 июля. Nikobaby ни разу в жизни не играл на крупных турнирах (даже майнорах), а сегодня обеспечил себе минимум 9-12-е место на The International. Удивительно, но именно его противник – NaVi – в критический момент не справился с давлением большой сцены, о котором Нико так много размышлял.

Полтора года назад Nikobaby рассказал нам свою историю: как пропал из продоты на два года, чтобы зарабатывать на жизнь и обустроить дом, где были только голые кирпичные стены, и как планирует вернуть упущенное время во что бы то ни стало.

Он вызывался в футбольную сборную, кикал Майнд Контрола и строил себе дом

К отборам TI8 он все так же играл в разных миксах; его стак с Соннейко не прошел СНГ-квалификацию. В этом сезоне –  не сыграл ни на одном DPC-турнире, потерял и нашел команду перед самым The International и камбэкнул в грандфинале отбора, проигрывая 1:2. Я постарался узнать, что чувствует игрок, который до самого последнего матча сезона был на грани провала. 

***

– В начале сезона ты наконец подписал контракт с профессиональной организацией, Clutch Gamers – которая в итоге оказалась совсем не профессиональной. Ты все еще не можешь говорить о том, что произошло?

– Да, я подписал какие-то бумаги. Но все знают, что происходило, особенно в ЮВА. Они больше не смогут работать в киберспорте, и это главное. 

Как видишь, больше нет никаких Clutch Gamers и не будет. Это во многом моя заслуга, и этим я уже доволен. Даже если детали так и не всплывут – эта организация мертва. 

– Конкретно о том составе [Sports.ru: Alacrity, Skylark, KyXy, Spartan]: тех ребят трудно назвать лучшими в мире. Говоря начистоту, какие цели ты преследовал, когда шел в эту команду?

– Да, они не игроки экстра-класса. Но греки – особенно Спартан – горели желанием играть. И я подумал – может быть, мы попадем на майнор, а на майноре соберемся и сыграем на максимум как одна команда. А потом, возможно, я найду вариант получше. Как-то так. И ведь у нас почти получилось – не хватило одной игры до прохода на майнора. Даже с этими «не лучшими в мире» игроками, как ты их назвал.

– К тому времени ты уже поиграл с кучей нестабильных миксов. Каково это – когда ты постоянно держишь в уме, что тиммейты вряд ли отыграют идеально и надо тащить самому? 

– Пространства для ошибок нет. Но, наверное, это то, через что просто необходимо пройти, если хочешь стать тир-1 игроком. Это я и сказал себе: «ты должен завозить все эти игры сам». Я видел как, например, Ниша играет в Kinguin. И где сейчас те игроки, а где Ниша? Сейчас очевидно, почему они побеждали. 

Конечно, можно растерять уверенность, когда ты столько проигрываешь, и провалиться в сомнения. Но после перерыва в пару дней возвращается ясность мыслей. Вот таким я представлял себе этот этап – по крайней мере тогда. 

– Остальные ребята в Clutch Gamers тебя поддерживали?

– Я мало общался с KyXy и Alacrity, потому что они не очень хорошо говорили по-английски, но Спартан меня постоянно подбадривал: «О, как же ты хорош, ты, пожалуй, даже лучше чем Мадара» и так далее. Он помог мне, серьезно! Благодаря его поддержке я стал гораздо увереннее.

– Какая щедрая похвала – быть лучше Мадары :)

– Да, но Мадара все же его друг, греческое братство… И вот он так старается меня взбодрить. Трудно не оценить такой поступок. 

– После Clutch Gamers были Warriors Gaming.

– По правде говоря, когда я туда пришел, то увидел, что люди совсем не хотят стараться, не играют достаточно пабов. Никакой страсти. Как бы сказать помягче… люди просто хотели получать зарплату.

– Странная ситуация. Сейчас только людей хотят попасть на просцену, играют пабы годами, не получая ни копейки. 

– Мне кажется, что мы в России и в Европе сильно отличаемся от ЮВА. Мы так много трудимся, прежде чем чего-то достичь. И когда наконец получаем поддержку – ценим это. В ЮВА, как мне показалось, люди… больше испорчены, что ли. Не все, конечно же, не все. Только те, с кем я играл.

– В то же время, ходили слухи, что многие орги в ЮВА задерживают зарплату.

– Да, но кроме одной организации – вряд ли я смогу назвать тебе еще хоть один пример. WG относились ко мне чудесно. Владелец команды – лучший в своей должности из всех, что я встречал. Зарплата, еда, все что хочешь. Но игроки просто не старались. Он очень много вкладывался в команду, но не мог набрать нужных игроков, ведь после перед TI так сложно кого-то выцепить. 

– Вы разошлись друзьями? 

– Да, он прекраснейший человек. Он выдал мне зарплату в трехкратном или даже четырехкратном размере перед уходом – просто чтобы мне было на что жить первое время. Сказал, что после TI, возможно, захочет собрать нас снова, сказал, что будет поддерживать со мной связь и помогать. Он любит доту, в WG все любят доту, как минимум из персонала. К сожалению, он не смог найти старательных игроков.

Что дальше… Я играл с Мунминдером, он звал Гуннара и Форева, но не срослось. Но затем он [Мунминдер] написал Кенчи, тренеру и менеджеру Минески – сказал, что я свободен и предложил им меня потестить. Мне действительно написали, но предложили играть в оффлейне – а на этой позиции я совсем не чувствовал себя уверенно. Потом меня звали Beastcoast, но я не смог получить визу. Стак Форева [Jinesbrus] тоже меня рассматривал, но в итоге они предпочли взять 23Savage. 

– Мне очень интересно, что ты чувствовал в этот период, оказавшись без команды перед самым TI. 

– Да, именно в этот момент мысль о том, что вся проблема во мне резанула меня по-настоящему остро. Я думал «слушай, чувак, сколько ты уже играешь в Азии? Восемь месяцев?» Я ничего не сделал. Ничего не добился. И прямо сейчас, перед TI, остался без команды и даже не могу найти новую. Возможно, я сам чертова обуза? 

Было чувство полной безнадеги, пошло оно все к черту. Я подумывал взять перерыв на 2 недели, может и на месяц, успокоиться и обдумать свое положение.

– Год назад ты рассказывал, что даешь себе еще ровно год на попытки пробиться. А сейчас говоришь только о перерыве. 

– Да, потому что меня поддержали друзья. У меня есть два друга в реальной жизни и Керем, тоже мой хороший друг. Я познакомился с ним когда мне приходилось зарабатывать на жизнь бустом. Бустил его акк, а он предложил мне помощь: «Я хочу увидеть, как ты играешь на TI». Еще полтора года назад, когда Effect только взяли вместо меня Кумана и я остался без команды и без земли под ногами, он уже помогал мне. Он как мой ангел-хранитель. Полностью купил мне игровое место с мощным компьютером, предложил полную финансовую поддержку, стал по сути моим агентом и менеджером.

– Он настолько богат, что может так сильно тебе помогать? 

– О, он ведь и не такой уж богатый! Но все равно помогает мне. Это поразительно. Благодаря его помощи я смог забыть о бусте, просто играть и смотреть в будущее.

Так вот, в конце весны мы снова поговорили, и он сказал «не беспокойся о деньгах, тебе не нужно работать. Просто играй, ты сможешь». Напомнил мне, что Fear выиграл TI в 27 лет. И в итоге он и другие мои друзья вдохновили меня сыграть еще сезон. Я очень им благодарен.

Если бы у меня не было таких друзей или финансовой поддержки, вот это был бы полный мрак. Но с другой стороны, мне кажется, что в реальной жизни я бы тоже не затерялся, я думал об этом. Я не считаю, что способен только в доту играть. Мне было бы интересно заняться бизнесом, чем-то связанным с ликером или сигарами. 

– Ты уже разбираешься в этой сфере? 

– Нет, но я знаю, что быстро научусь. Мне понадобится год чтобы полностью во всем разобраться. Так что я был уверен, что не пропаду. Но все равно – у меня ведь была мечта. Дота. Из-за нее я бросил футбол. И потому в конце концов понял сам, что продолжу бороться. 

И вдруг, в самый последний момент. Когда Mineski уже должны были вылетать на буткемп, они пишут мне: «Ahjit – минус, полетели с нами?»

– Ты говорил, что с переходом в Mineski тебя сильно хейтили.

– Я не говорил о каком-то конкретном человеке, но на страницах фейсбука, под опросами и так далее, люди исходились желчью. Даже сейчас, вероятно, никто не верит, что мы хорошо выступим на TI. Это нормально, большинство из этих людей не смыслят в том, о чем говорят. Но я сейчас стараюсь не читать комментарии. Перед TI мне хочется быть максимально уверенным в себе.

– Некоторые игроки могут подзарядиться от хейта и заиграть даже лучше. 

– Даа, я и сам такой же. Но перед этим TI – это ведь мой первый Интернешнл – я хочу оставаться предельно спокойным. Это мой ключ к успешному выступлению, потому что сам по себе я ни разу не спокойный. Когда придет время, я разгорюсь, я буду рваться в игру. Но сейчас, во время подготовки, мне лучше оставаться максимально собранным и сохранить запал для важнейшего турнира.

– Твой запал – это когда ты поставил паузу после своей рампаги? 

– Ха, там я просто по клавиатуре стукнул :D Я даже не понял, что поставил паузу, пока не увидел клип на твиче. 

– На этих квалах тебя часто типали. Ты наверное тот еще фрукт в азиатских пабах?  

– Возможно. Я люблю трешток. Но я никогда не злюсь по-настоящему, на самом деле, большинство из ребят, которых я ругаю на стримах, они на самом деле мои друзья. Вне игры я другой человек. 

Офигительное ощущение, когда убиваешь кого-то и думаешь «ох, как же я хорош!», и хочется убивать этого чувака снова и снова, пока он не потеряет остатки уверенности. Насмехаться над ним. В Доте я нахожу те же эмоции, что получал во время игры в футбол. Дух соревнования. Желание доказать, что ты лучше того парня. И типы – это прекрасная штука. Тебя типают, и тебе хочется размазать их, типнуть в ответ и затащить в конце концов игру.

– Это действительно лучшее чувство в игре на керри. Но как тогда играют спокойные ребята вроде Аны или Кристаллайза? 

– Наверное, их кто-то заводит. Нотейл, например, похож на парня, который может зажечь остальных. Так что нужен баланс: можно играть и со спокойным керри, если у вас есть человек-мотиватор. По крайней мере, так считаю я. Когда ты ругаешь врага, команда заряжается твоей уверенностью, что вы размажете этих придурков, это всегда работает. А вот в Минески, когда я туда пришел, такого не было. Все молчали. Мне кажется, я смог их завести.

– Год назад я сравнил твоего Морфлинга с Куарежмой.

– Да, я помню.

– А ты в самом деле можешь попросить героя-сигнатурку, который не идеален в конкретном драфте, чтобы доказать себе и противникам и зарядиться от этого? 

– Это правда. Даже на этих квалах Кенчи, наш тренер, говорил – «друг, ты не проигрываешь на Джаггере». И брал его на ФП каждую игру. Мы берем керри на ФП и нам насрать. И с этим Джаггером у нас был огромный винрейт.

– Однако я помню игру, где ты на Джаггере проиграл. Против 23Savage на Антимаге. 

– Оу, было такое. Но я уверен, что мы просто неправильно исполнили в той игре, так торопились. И ни разу не играли с Хускаром на тренировках. Такой лайнап надо наигрывать заранее, или хотя бы понимать, где наш пик силы. Мы могли просто держать боковые линии запушенными, не позволять им сплитить, и рано или поздно, даже если бы это была 25 минута – поднялись бы на ХГ. 

– Вы все пришли к одному решению после игры? 

– Да, мы обсудили этот момент и решили, что нам не нужно играть этими темповыми лайнапами. Просто играть в свою игру, не экспериментировать. Но это все-таки была первая игра. Кенчи сказал «окей, я попробовал, не зашло. Теперь играем по-нашему». В следующей игре мне дали моего Эмбер Спирита, и мы переехали их за 25 минут. 

Заметь, даже эти парни, Jinesbrus, им было все равно на контрпики. Если ты в своей зоне – просто берешь своих героев и побеждаешь. Возможно, когда доходит до больших игр, вроде мейн ивента The International, такую дерзость не простят. Но выиграть отбор и пробиться на TI так точно можно. 

– Хочешь сказать, что по-настоящему важных матчах уже не получится выиграть против контрпиков на мотивации? 

– Вот в чем дело, я же никогда не был на TI и важные матчи не играл :D Это мне и предстоит испытать и понять, как там на самом деле.

– Первый день в группе вы закончили со счетом 1:3. Насколько я помню, во второй день у вас не было права на ошибку. 

– Да. Проигрываем одну игру – сидим дома. 

– Даже фанам в такой ситуации не по себе. Как вы справились с таким давлением? 

– Вот, как я уже говорил, в первый день я попросту не чувствовал себя самим собой. Некому было зарядить остальных ребят. И тогда выступил Майк (Ninjaboogie). Он сказал «парни, все нормально. Турнир еще идет, ситуация – типичная. Мы поэкспериментировали в первый день, запороли драфты. На следующий день мы выиграем все матчи, не переживайте». 

И в самом деле, у нас никто не боялся. Удивительное спокойствие, видимо именно в этот момент проявился их огромный опыт. Ninjaboogie даже стал подшучивать надо мной, потому что он знал – если меня разозлить, тогда я заведусь по-настоящему, разозлюсь уже на оппонентов и снова стану самим собой. Так что ко второму дню мы подошли собранными и ни разу не ощутили, что можем проиграть. Давления – не было. 

Но точно так же можно было играть и в первый день. И именно над этим нам нужно работать в подготовке к TI. Также драфты, коммуникация – но здесь у нас нет крупных проблем. На TI нас будет тренировать Mushi, и я думаю, что если мы сыграемся и поверим друг в друга, то должны пробиваться в топ-8. 

– Во время прошлого Инта ты говорил мне, как больно тебе смотреть за глупейшими мувами некоторых керри и сидеть дома, пока они играют там. 

– Я вообще всех ругал, по правде говоря. Дело было в моем эго и в том, что я сам нигде не поиграл, даже на мейджорах – но я, черт возьми, знал, что могу играть на этом уровне.  

Сейчас я скромнее, потому что теперь понимаю, насколько сложно попадать на мейджоры. И не просто попадать – хорошо выступать там. Так что пока придержу свое мнение. Немного. Как минимум до конца TI. 

– Еще ты, кажется, говорил прошлым летом, что если бы играл за PSG.LGD – они бы выиграли TI8. 

– Ame очень неоднозначно исполнил на Морфе. Кроме той конкретной игры он был прекрасен, но эта игра стала решающей. Причем они очень хорошо играли даже тогда, на четвертой карте финала, вели около 10 тысяч золота... а потом он сделал столько странных мувов. Момент, когда он задайвил волной за бараки на топе и многое другое. 

– Но ведь игра под таким давлением влияет на твой геймплей?  

– Именно. Только сейчас я начинаю это понимать – в матчах без права на ошибку ты играешь по-другому. Не получается быть на 100% самим собой. Наверное, чтобы это осознать, нужно через это пройти. 

Например, наша третья игра грандфинала [Sports.ru – против Jinesbrus за проход на TI]. Да, мы крупно обосрались на драфте, но… если бы тогда играл я, настоящий я, я бы не купил Мидас на Вивере как последний трус. В грандфинале ни в коем случае нельзя так играть. Но у меня в голове крутились мысли «нам надо обязательно выиграть, я должен быть уверен, что смогу выйти в лейт если что вдруг» и прочая хрень. Меня будто подменили. Вместо того, чтобы взять ПТ, Маелстром и драться, я купил вонючий Мидас и прятался как трус следующие 15 минут. А потом мы проиграли.

– Как с этим бороться? 

– Вот что мне сказал Кенчи: «относись к матчам как тренировкам, а к тренировкам – как к матчам». И, черт возьми, как же он прав! Я впервые попал в по-настоящему сильную команду, и это был по-настоящему мудрый совет, один из лучших, что я когда-то слышал. 

После этой несчастной игры на Вивере я сказал себе «окей, следующая карта может быть для нас последней. Успокойся. Играй ровно так, как ты играл на КВ» – а на КВ я выносил всех. Именно так мы и сделали. Играли в удовольствие, как друзья. Никто не напоминал о важности момента, не нагнетал обстановку.

Многим командам очень сложно побеждать из-за обратного отношения. Geek Fam, например. Они играют так, словно боятся проиграть. А в этом случае ты уж точно не победишь.

– Ты помнишь о чем думал вот в этой драке? Вы подошли к рошпиту, разделились, а ты бегал кругами и как будто совсем не знал что делать.  

– Когда мы увидели их в рошпите, я сказал «ок, парни, не торопитесь». И тут мы видим, как в нас вбегает Бристлбэк. Nana показался очень далеко от нас, 23Savage превратился в бару, разбежался в него, и начался полный хаос, потому что драка уже была не на наших условиях. Огромное недопонимание, полное фиаско.  

Но! На самом деле, мы провалились гораздо раньше. Эта игра вообще не должна была быть такой трудной. Да, нам нечем было ловить Пака и Морфа, но мы могли собраться впятером, могли отобрать их стак эншентов, позабирать кучу объектов. И – чтобы убивать таких мобильных героев, надо готовить ловушку заранее, надо устраивать засады в их лесу. А у нас никто не горел желанием ловить людей. Видим героя – и побежали через всю карту, но уже слишком поздно! Надо быть на месте заранее. 

Вот поэтому мне не понравились пики Тимбера и даже Кентавра. Да, вы видели этого Кентавра на мейджоре, круто, но во время отбора мета очень сильно поменялась. Форев выкатывает на первый пик Бристлбэка, а у тебя нет ответа.

– А Тимбер разве не ответ на Бристлбэка?

– Мы в итоге решили, что нет. Если Бристл разгоняется, Тимбер не успевает войти в игру. 

Да вот даже наша первая игра, где мы взяли пуш с Хускаром. Нам было очень сложно запушить именно из-за Бристлбэка. Конечно, этот 23Savage очень сильный игрок и все такое, он восхитительный Морф… Но эта команда держалась на Фореве. Против него мерзко драфтить, против него мерзко играть. Каждый раз, пока 23Savage набирал фарм, он в соло защищал вышки от 4-5 героев. И в итоге люди пишут, что Форев ужасен, отыграл на Тимбере как клоун, а 23Savage должен играть в лучших командах мира, но именно Форев был их главным героем. 

И March, он несколько раз загнал нас в ловушку на драфтах. Вот почему его взяли тренером во Fnatic. 

– Интересно: ты сказал, что вы провалились гораздо раньше, хотя на трансляции эта драка казалась ключевой. Насколько часто микроошибки не имеют значения, а игра проигрывается в макро? 

– Я бы сказал – в 80% случаев. С другой стороны, в нашей четвертой игре, где я тоже был на ВК – если бы я не сыграл как полный позорник мы бы выиграли гораздо раньше. Мой мозг просто зациклился на одной мысли: мне нужно купить Мьолнир, чтобы убивать Энчу. Но если бы я купил БКБ, Энча погибала бы в каждой драке, я бы сам выживал, а затем мы бы выигрывали игру. Все шло прекрасно, ровно до этого проклятого момента, когда я купил второй Гиперстоун. Именно это и заруинило игру – не передвижения, не макро, только мое глупое решение. К счастью, Nana затащил.

– Но ты же понимаешь, что такое с тобой может случиться и на TI? 

– Да, но теперь я чувствую себя гораздо увереннее. Потому что я прочувствовал все это на себе. И Кенчи мне очень сильно помогает. Он посоветовал мне бегать: у него есть теория, что если я смогу пробежать 25 минут в быстром темпе, то таких ошибок совершать не буду. Выносливость должна помочь, когда перенапрягаешься и устаешь в важных матчах. 

Остальным ребятам такие ухищрения, пожалуй, не нужны. Они опытные: Kpii играл в финале TI,  Ninjaboogie и Nana выиграли DAC в прошлом году, Bimbo [Raging Potato] тоже был на многих мейджорах. И тут такой я, появляюсь в последний момент, все ждут, что мы отберемся, без вариантов. Много грязи в мой адрес, пишут, какой дерьмовый я игрок. Не то чтобы меня это задевало, но все же… 

– Я правильно понимаю, что сейчас ты бы не сказал, что отыграл бы лучше Ame в в финале TI8? 

– Знаешь, я и сейчас вижу, что мог бы сделать лучше в том финале. Но также вижу, почему Аме этого не сделал. Не потому, что он чего-то не знает или слаб в механике. Что-то помешало ему ясно мыслить. Возможно, он почувствовал себя слишком сильным. Например, та игра на Антимаге, за которую меня потом пинал каждый. Я решил, что слишком силен и творил абсолютно глупые рандомные вещи. И я думаю, что Аме на той карте подумал, что способен добить игру в соло, что ему нужно быть агрессивным и не оставить противнику ни малейшего шанса. Это ведь TI – и тут ты так близок к победе… 

«В игре давление придает мне сил». Topson рассказал, как ощущают игру профессионалы

TI выигрывали люди из 17 стран. Назовешь все за 3 минуты?

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья