Заметки Погорского
Блог

Обзор Sifu: этот экшен с драчками почти меня сломал. Но я справился (даже не разбил геймпад)!

Рассказ о боли Погорского.

Когда я брал на обзор Sifu, то, конечно, повелся на стильные скриншоты и трейлеры: на них эквивалент культовых экшен-фильмов «Рейд», но со стилизованной и яркой картинкой. Интриговал и разработчик – молодая французская инди-студия Sloclap уже выстрелила хитом Absolver, тоже про боевые искусства.

Первые 30 минут прохождения я был в экстазе от визуала и постановки боев. А вот через несколько часов мне хотелось удалить Sifu, выбросить консоль и закричать от злости в подушку – игры давно так меня не унижали.

Не буду сравнивать этот пыточный инди-инструмент с Dark Souls – это произведения совершенно разных жанров. Однако их роднит хорошо известный поклонникам соулс-лайков принцип git gud: ты либо превозмогаешь и становишься лучше, либо страдаешь до бесконечности.

Сюжет Sifu простой: на глазах молодого главного героя (или героини – на выбор) убили его отца – уважаемого мастера кунг-фу. Спустя 8 лет упорных тренировок протагонист отправляется в тур по китайскому мегаполису, чтобы устранить всех пятерых виновных в детской травме. Мало того что каждый из них мастерски владеет определенным видом оружия, так еще и окружен собственной небольшой армией – шансы на победу у героя невелики.

Сюжет игры лаконичен и развернут в основном через зацепки, найденные на уровнях.

Противников уравновешивает особый талисман, доставшийся протагонисту от отца – артефакт, воскрешающий владельца после смерти. Правда, с подвохом: каждое оживление старит пользователя, а по достижении 70 биологических лет магия перестанет работать. Вокруг чудо-вещицы построена вся Sifu – авторы переизобрели концепт дополнительных жизней в видеоиграх удивительным способом.

Кампания разбита на 5 больших уровней со множеством рядовых противников и боссом в конце: Подворотни, Клуб, Башня и так далее. В теории игру можно пройти, ну, за полчаса – если вы сверхчеловек с реакцией киберспортсмена и стальными нервами. У обычных смертных вроде меня путь займет в десятки раз больше времени – и то, главное не сдаться где-то на середине.

Ведь здесь мало дойти до конца уровня и убить босса – это нужно сделать в как можно более молодом возрасте, то есть с минимальным количеством смертей. Ведь если вы, например, завершите вторую локацию, Клуб, будучи 63-летним стариком (мой первый раз), то лишитесь права на ошибку в оставшихся трех, более сложных локациях. К счастью, игра запоминает именно лучший результат на каждом этапе, так что достаточно один раз убить босса молодым, чтобы иметь перманентно хороший расклад на пути к следующему.

Совместить вступительные титры, обучение основам боя и тренировочный монтаж – гениальное решение.

Вот только нетерпимая к ошибкам прогрессия сама по себе сделала бы Sifu достаточно сложной для многих. Однако по-настоящему причиняет боль боевая система – ей придется довольно рано овладеть в совершенстве, иначе никак.

На бумаге все просто: бежишь по коридору, разбираешься с врагами по мере появления, двигаешься дальше. В основном сражаешься голыми руками (есть быстрая и сильная атаки, а также множество открываемых комбо), но иногда удается подобрать оружие и пользоваться им, пока не сломается. Еще важно взаимодействовать с окружением: перепрыгивать через столы, швыряться бутылками и кирпичами, толкать пуфы под ноги целям.

Нужно также защищаться от бесчисленных атак – вовремя и верным способом. Многие удары блокируются (ценой шкалы выносливости) и парируются, от некоторых надо уворачиваться, а в исключительных случаях лучше отбежать и переждать.

Усиления основных параметров персонажа полезны, но сбрасываются после каждой смерти от старости.

Второй вид прокачки – новые комбо и способности. Их нужно изучить 6 раз, чтобы разблокировать навсегда.

На практике Sifu жестоко наказывает за любую оплошность. Позволил врагам себя окружить – умер от спама атак. Попытался заблокировать подножку – тебя опрокинули и уничтожили. Прогадал с направлением удара при совершении уворота – получил урон. Поставил блок вместо парирования – потерял большой кусок выносливости. Да, кстати, здоровья у героя мало, а восполнить его можно только добиваниями врагов (по чуть-чуть) и взаимодействием с редкими алтарями для прокачки (полностью).

Я взвыл от игры еще на втором уровне, откуда смог выбраться, только полностью овладев большинством механик игры. А до этого многократно умирал и переигрывал: меня разносил босс с шестом (худшее оружие, запретите), а еще до него – несколько элитных врагов. Особенно сильно хочется что-нибудь разбить, когда пытаешься выучить мувы босса, но по пути к нему стареешь, умирая из-за спешки. Ведь множество смертей подряд увеличивает множитель – начинаешь стареть не по году, а по 4-6 за раз.

Немного скрашивала прохождение потрясная режиссура: здесь есть пара «коридорных боев» и еще несколько очень кинематографичных моментов, где сложно не вскрикнуть от восторга.

На второй день хардтрая одного и того же отрезка я всерьез думал дропнуть Sifu, пожалев собственную психику. Остановило не только профессиональное чувство гордости, но и сама игра – враги в ней постоянно реагируют на твои смерти фразами в духе «Ты меня разочаровываешь!» или «Ты не настолько хорош, как ты думаешь!» Хочется пересилить себя и показать – нет, настолько!

Так что спустя несколько десятков попыток я убил босса Клуба, затем вернулся и сделал это с меньшим количеством смертей. Научился уворачиваться от большинства атак, распознавать их направление по тому, как замахиваются враги. Пошел к тренировочному болванчику и отточил реакцию. Выбрал наиболее эффективные комбо. Не сломал геймпад в процессе – я несколько раз резко замахивался им над головой и один раз попытался разбить пополам – никогда такого раньше не делал.

Со следующими тремя боссами я справился очень быстро – во многом благодаря более ощутимым шорткатам, открывающимся при прохождении их локаций. Затем случилось еще одно, более серьезное испытание на прочность – финальный босс. Всю игру я оттачивал навык уворота, а этого парня, как я вскоре понял, можно одолеть только с помощью идеальных парирований.

Во-первых, нечестно устраивать под финал экзамен скилла, без которого я раньше прекрасно обходился. Во-вторых, я словил ПТСР от последнего босса Sekiro: Shadows Die Twice – только вот в Sifu главаря невозможно зачизить, а парировать его молниеносные атаки в разы, В РАЗЫ сложнее.

Я был на грани – в первые несколько попыток парировать атаки не получалось вообще, а после каждой ошибки босс убивал меня практически сразу. Но вот, спустя десять часов (боже!) тренировок я убил его. А потом во мне что-то щелкнуло, и я победил всех боссов еще раз, уже более сложным способом – чтобы получить истинную концовку. И, пожалуй, чтобы хвастаться этим до конца жизни – планирую распечатать скриншот финальных титров и повесить в рамку на стене. А пока – сделать вот так:

Я прошел Sifu. Полностью прошел.

* * *

За 23 часа прохождения мое отношение к Sifu менялось от «ненавижу» до «восторг» несколько раз. Часто это было связано с моим, видимо, недостаточно высоким скиллом (как-либо облегчить игру нельзя). Иногда – из-за того, что во время напряженных сражений мой персонаж оказывался у стены и камера не всегда адекватно с этим справлялась.

И все же игра принесла странный, но мощный катарсис: пробегать уровни еще раз ради конкретной цели и чувствовать, насколько они «стали» легче – невероятный кайф. Кажется, я вырос как геймер и как человек. Или придумал красивое оправдание сожженным зря нервным клеткам – определять не решусь.

Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только

Обзор Dying Light 2. RPG, в которой веселее покорять небоскребы, чем рубить зомби

Превью Ghostwire: Tokyo. Совсем не хоррор, а экшен-песочница с безголовыми школьницами и магией из «Доктора Стрэнджа»

Да, и очень сильно, как плотва
39%
Ведьмак 3: Дикая Охота
Да, но несущественно
23%
Assassin’s Creed 3
Нет
15%
Elden Ring
Не знаю, меня Elden Ring не волнует
23%
Horizon Forbidden West

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные