Поглощение «Майкрософтом» – лучшее, что могло произойти с Activision Blizzard. Котик уйдет, игры станут лучше, а Blizzard оживет
Погорский смотрит в будущее с оптимизмом.
После того как Microsoft окончательно купила ZeniMax Media (Bethesda Softworks) за 7,5 млрд долларов в марте 2021-го, я – как и многие – фантазировал, кого еще может поглотить Xbox в будущем. Разумеется, нужно было идти на повышение и приобрести одного из китов индустрии: скажем, Square Enix, EA или Activision Blizzard. Я размышлял об этих вариантах в шутку – казалось, что после колоссальных трат на ZeniMax Media руководство Microsoft возьмет перерыв в игровом шоппинге на ближайшие несколько лет.
Есть стак по Доте или CS? Расскажи про него – приз 100 000 рублей и консультация NAVI
Однако не прошло и года, как Microsoft объявила о многократно более безумной и важной сделке, чем предыдущая: корпорация начала процесс поглощения Activision Blizzard за невероятную сумму – 68,7 млрд долларов. Если покупка успешно завершится, то это событие однозначно станет важнейшим в истории игровой индустрии.
Пока слишком много неизвестных, чтобы точно предсказать последствия: мы не знаем, какие серии Acitivision Blizzard перестанут выходить на PlayStation, войдет ли подписка World of Warcraft в Xbox Game Pass Ultimate, останется ли Бобби Котик боссом после завершения сделки. Да и само поглощение – пусть и с небольшим шансом – может сорваться, если что-то не понравится антимонопольным регуляторам. Тем не менее сегодня перед нами появилась целая мириада вполне реальных возможностей, которые я хочу озвучить.
Activision Blizzard бы развалилась без Microsoft
Руководители Microsoft – не альтруисты и герои, а просто бизнесмены, посчитавшие покупку Activision Blizzard хорошим вложением средств. И все же ActiBlizz этот мув спасет: компания уже много месяцев не вылезает из скандалов и судебных разбирательств, из нее массово уходят сотрудники и постепенно отворачиваются игроки. Мы точно не знаем, как издатель устранял многочисленные проблемы изнутри, но со стороны попытки Activision Blizzard что-то изменить выглядели жалко: пока разработчики игр переименовывали персонажей, названных в честь насильников, и меняли сексуализированные картины в WoW на более нейтральные, в новостях всплывали все новые обвинения компании в домогательствах и дискриминации.
Бобби Котик, CEO Activision Blizzard.
Чтобы выбраться из стремительно ухудшающейся ситуации, ActiBlizz требовалась масштабная перезагрузка, а не местечковый damage control. Как вариант, могла смениться верхушка – в первую очередь нелюбимый общественностью глава компании Бобби Котик. Однако совет директоров публично вступился за него, так что здесь никаких перемен не намечалось.
Остался только более радикальный вариант – продаться кому-нибудь с потрохами, чтобы новый владелец навел внутренний порядок и показал миру, что теперь все будет иначе. Здесь возникла другая проблема: Activision Blizzard один из крупнейших игровых издателей, поэтому всего несколько бизнесов в мире в состоянии его купить. Даже китайская мегакорпорация Tencent, пачкой скупающая игровые компании в последние годы, едва ли сумела бы проглотить гиганта с рыночной стоимостью около 50 млрд долларов.
Поэтому вариантов было немного – Microsoft, пожалуй, лучший из них. В отличие от, скажем, Google (Alphabet Inc.), она бережнее относится к своим покупкам. К тому же Microsoft принадлежит Xbox – одна из главных игровых платформ, завоевавшая народную любовь в последние годы. Это единственный противовес, способный перевесить пиар-катастрофу, в которую превратилась ActiBlizz.
Бобби Котик остался у руля – скорее всего, ненадолго
Microsoft уже подтвердила, что CEO ActiBlizz Бобби Котик сохранит свою должность – тут, кажется, нужно возмутиться и расстроиться. Однако есть важный нюанс: Котика пообещали не трогать только до тех пор, пока сделка не свершится. Значит, как только Activision Blizzard перейдет под контроль Фила Спенсера, Бобби Котика наверняка закономерно выдворят (ну или он сам уйдет – называйте, как больше нравится). Согласно подсчетам аналитиков, Котик при этом получит немаленькую компенсацию в размере более 200 млн долларов, так что обиженным он не останется.
И хотя нет прямых доказательств, что Activision Blizzard как компания превратилась в токсичную помойку именно из-за Котика, нельзя отрицать, что это как минимум произошло при нем. Смена CEO – необходимый шаг, чтобы наступили перемены.
Фил Спенсер, CEO Microsoft Gaming.
Его будущий преемник в этой роли, Фил Спенсер, производит впечатление хорошего человека, но еще важнее, что Фил – одаренный руководитель игрового направления. Он примет Activision Blizzard с четко обозначенной задачей исправить репутацию и рабочие процессы компании. И – я уверен – сможет это сделать.
Причем предотвращение новых инцидентов с домогательствами станет не единственной важной переменой для издателя.
Blizzard снова станет великой – и не только она
Вторая серьезная проблема сегодняшней Activision Blizzard в том, что руководство компании сломало баланс между бизнесом и творчеством в разработке игр. Ради дополнительного дохода они готовы пожертвовать репутацией отдельных команд и даже целыми сериями: чего только стоит ужасный Warcraft 3 Reforged, превратившийся из долгожданного ремастера культовой игры в ленивое и сломанное переиздание, сделанное на аутсорсе.
Как раз из-за такого отношения к разработке тысячи, если не миллионы геймеров отвернулись от некогда любимой Blizzard, а кроме того студия потеряла именитых сотрудников-ветеранов. Многочисленные расследования игровых инсайдеров только подтверждали опасения, что Activision Blizzard поддерживает условия, в которых вместо создания качественных и разнообразных игр команды вынуждены выдавать что попало – лишь бы успеть до очередного квартального отчета.
У Microsoft Gaming другая политика – внутренним студиям позволяют делать не только сиквелы мегафраншиз, но еще и откровенно странные и рискованные, а главное оригинальные проекты. Obsidian, известная топовыми RPG, выпустила кооперативный выживач про уменьшенных детей Grounded, Rare смогла превратить изначально провальный пиратский онлайн-экшен Sea of Thieves в культовую игру, а Arkane в следующем году выпустит странную, но интригующую вампирскую историю Redfall.
Опять-таки, дело не в том, что Microsoft нравится жечь свои деньги прикола ради. Просто компания может себе позволить выпускать не только гарантированные хиты, но и качественный наполнитель для Xbox Game Pass. «Наполнитель» в хорошем смысле: вот уже больше 25 млн человек могут пробовать неоднозначные новинки без дополнительной платы и постепенно увеличивать интерес к ним положительным «сарафаном». Такой платформы больше нет ни у кого.
Так что теперь у команд ActiBlizz будет возможность не только работать над Call of Duty, но и заниматься более «душевными» проектами. И, скажем, студиям вроде Toys for Bob не придется превращаться из самостоятельной творческой единицы в безликую рабочую силу – потому что если они выпустят продолжение Crash Bandicoot и оно не очень хорошо продастся, то все равно будет ценным пополнением для каталога Game Pass.
Единственные, кому стоит переживать – фанаты PlayStation
Вернемся к тому, что руководители Microsoft – не альтруисты, а бизнесмены. Только по этой причине покупка компанией Activision Blizzard не будет развиваться по утопическому сценарию. Игрокам на ПК и Xbox сделка принесет благо и счастье, а вот владельцам PlayStation придется за это расплачиваться.
На вопросы об эксклюзивности будущих игр Microsoft пока отвечает лишь расплывчатыми формулировками, но можно с уверенностью предположить, что с ActiBlizz произойдет то же, что и с Bethesda. А именно – морально готовьтесь к тому, что многие игры компании станут консольными эксклюзивами Xbox. В первую очередь это касается всех IP среднего калибра вроде того же Crash Bandicoot, Spyro или, скажем, Tony Hawk. Однако даже будущие части Call of Duty могут проигнорировать существование PlayStation. Звучит безумно, но так же немыслим был расклад, при котором The Elder Scrolls VI выйдет только на ПК и Xbox – тем не менее это уже подтверждено.
Вопрос лишь в том, что для Microsoft важнее: получать сотни миллионов долларов с продаж «номерных» Call of Duty на PlayStation или создание дополнительной привлекательности для собственной экосистемы, объединенной Game Pass. Кажется, все-таки второе.
* * *
Какое у вас отношение к сделке Microsoft и Activision Blizzard? Делитесь надеждами и опасениями в комментариях.
Телеграм-канал Стаса Погорского об инди-играх и не только
Впечатления от God of War на ПК: требует мощное железо, но прекрасно играется на клавиатуре