Заметки Погорского
Блог

Обзор Tales of Arise. Дружелюбная JRPG, в которой каждое сражение – визуальный экстаз от спецэффектов и хайпа

Погорский втянулся в серию.

Серия JRPG Tales of недавно отметила 25-летний юбилей – в мире она известна меньше Final Fantasy, но все равно крайне популярна. Как и FF, игры Tales of не связаны между собой по сюжету, но их объединяет сказочный тон повествования и боевая система в реальном времени вместо привычных для жанра пошаговых сражений. При этом человеку, далекому от JRPG, может быть непросто приобщиться к франшизе: последнее десятилетие она значительно отставала от той же Final Fantasy по графике и не отличалась особенно захватывающим сюжетом.

Tales of Arise задумывалась условным перезапуском серии. Разработчики взяли рекордный пятилетний перерыв, чтобы переосмыслить устаревшую формулу и наконец обновить движок. Не зря: Tales of Arise получилась во всех смыслах самой привлекательной игрой серии, ради которой стоит дать ей шанс. Говорю как человек, который не смог втянуться в нахваленные Tales of Vesperia и Tales of Berseria, но потерял счет времени при прохождении Arise.

В сюжете полно аниме-клише, но он интересный и относительно серьезный

В Tales of Arise, наверное, даже лучше играть без насмотренности каких-либо аниме – иначе с первых минут невольно начинаешь считать количество избитых троп, которые использовали сценаристы. Главный герой Альфен – талантливый мечник (раз) с амнезией (два), живущий в рабстве у горной шахты. На фоне других изможденных бедолаг Альфен выделяется несъемной железной маской на голове и загадочным даром (три): герой почему-то совершенно не чувствует боль, жар, холод и так далее. Из-за этого протагонист часто заступается за товарищей, принимая удар от безжалостных надзирателей – Альфен, правда, осознает, что рискует однажды умереть от незамеченной раны.

Вскоре жизнь героя меняет судьбоносная встреча с холодной девушкой (четыре) Шион, чье загадочное проклятие причиняет жуткую боль любому, кто к ней прикоснется. Впрочем, важнее не суперсила Шион, а ее происхождение: она ренианка – представительница расы людей с соседней планеты, захватившей Дану (место действия игры) 300 лет назад. При этом девушка почему-то относится к своим соотечественникам крайне негативно: она ищет союзников, чтобы убить пятерку ренианцев, делящих между собой власть на Дане. Альфен оказывается для нее идеальным партнером: мало того что парень может безбоязненно приближаться и касаться Шион, так еще и способен... Извлекать из ее магического ядра в груди загадочный огненный меч невероятной мощи (пять), которым не способна пользоваться даже сама Шион.

Это буквально первый час кампании Tales of Arise – дальше очевидных клише будет не меньше. Все-таки это пусть и повзрослевшая, но сказка, созданная для тех, кому подобные истории нравятся. Вскоре после начала прохождения я перестал ждать оригинальности от сценария и начал получать удовольствие: пусть игра и жонглирует до боли знакомыми приемами, она использует их довольно хорошо.

Одна из преимущественно сильных сторон игры – быстрый темп повествования с понятной и удобной для понимания структурой. Основная часть путешествия Альфена, Шион и еще четырех сопартийцев проходит по одинаковому циклу: герои приходят в очередное узурпированное королевство Даны, знакомятся с местными жителями и культурой, сражаются с правящим лордом и движутся дальше. Из-за практически полной изоляции государств друг от друга планета получилась колоритной и разнообразной: игра начинается в огненном царстве шахт и скал, а затем действие перемещается в торговый антиутопический город, где всегда ночь, а население поглощено паранойей – все боятся, что соседи донесут на них местным властям, после чего их заберут без суда и следствия. Скорее всего, если бы события сюжетной линии разворачивались медленнее, а королевств было бы меньше, то они получились бы скучнее и клишированнее. Ну а так Tales of Arise сохраняет дух фэнтезийного роуд-муви: можно посмотреть много интересных мест, узнать о них самое важное и самостоятельно додумать остальное.

Тем, кто хочет погрузиться в повествование глубже обязательных сюжетных сцен, игра тоже дает такую возможность.

Во-первых, вернулись знаковые для Tales of «сценки» (скиты) — небольшие диалоги, стилизованные под комиксы или мангу, в которых герои общаются на личные темы. Их не стоит пропускать, потому что кроме редких комедийных ситуаций в «сценках» раскрываются характеры всех 6 персонажей, а еще объясняются детали мироустройства: практически каждый раз, когда я задумывался «а как работает это и зачем нужно то», появлялся соответствующий опциональный диалог с органично вписанной экспозицией.

Во-вторых, значительная часть NPC в поселениях и городах Tales of Arise может говорить с протагонистом на какие-то житейские темы. После ключевых сюжетных событий жители даже «обновляются» и реагируют на происходящее, что делает мир живее. Конечно, это и близко не уровень созвучной серии Trails, в которой почти все NPC имеют имена и собственные сюжетные линии, но тоже неплохо.

Больше всего меня удивило, что Tales of Arise сумела сохранить относительную серьезность в рамках центральной линии. Весь сюжет игры посвящен войне, в которой у героев заведомо ничтожные шансы на успех: Дану захватили так давно, что порабощенные даниане забыли о самом концепте свободы. Против системы сражаются только небольшие подпольные группировки, в то время как на стороне рениан – огромное преимущество в технологиях (уровня космических кораблей и компьютеров), а еще владение магией, которую здесь называют астральными приемами.

Разумеется, в подобной борьбе стороне повстанцев не обойтись без серьезных и регулярных потерь – игра раскрывает это в полной мере. Шион постоянно осаживает излишний оптимизм Альфена, другие персонажи напоминают протагонисту о цене его побед, а освобожденные королевства не превращаются в процветающие утопические страны мгновенно и сами по себе. Пусть в сердце Arise типичная героическая история о кучке избранных, темы войны и классово-расового неравенства в ней обыграны достаточно неплохо.

Только не ждите от Tales of Arise совсем взрослой и серьезной истории – время от времени сказочные корни серии напоминают о себе. Пожалуй, больше раздражают запредельно миловидные совы, которых можно находить в укромных уголках карты, получать от них косметические предметы и отправлять в радужное Королевство сов – отдельную локацию, в которой сидят большие сова-королева и сова-король с регалиями и накладными усами. Для кого-то эта обязательная доза мерчандайзной милоты полностью разрушит погружение, я же понимаю, что могло быть намного хуже – редкие большие JRPG могут позволить себе не выполнять квоту фансервиса, а здесь его хотя бы не так много.

В сражениях тактика сбалансирована с экшеном и зрелищностью – каждый второй бой будто финальный

Среди фанатов жанра Tales of славится в первую очередь боевой системой: пока практически все авторы JRPG придерживались пошаговой системы, создатели Tales of сделали упор на экшен в реальном времени и давно отточили его до мастерского уровня. Не возьмусь сравнивать с предыдущими частями, но скажу, что в сравнении с Final Fantasy VII Remake или Kingdom Hearts 3 сражения Tales of Arise получились крайне динамичными, гибкими и просто веселыми.

В бою могут участвовать до четырех человек, а остальные двое остаются в запаске. Под управлением игрока только один персонаж, а остальных контролирует ИИ – отдавать приказы сопартийцам нельзя. Сфокусированность на одном персонаже за раз идет игре на пользу, потому что вам нужно полностью контроллировать происходящее: бегать по арене, использовать обычную атаку, тратить специальные очки на особые приемы, уворачиваться и защищаться от вражеских атак. Также время от времени заряжается суператака – особый атакующий прием в паре с другим персонажем, наносящий тонну урона или дающий другие полезные эффекты. Есть и оверчардж: когда персонаж получает много урона, у него включается особый режим, в котором умения не тратят очки действия, а в конце можно использовать еще один мощный суперприем.

Рассматривать Tales of Arise как бессмысленный бэттон-мэшер не стоит – тактика в игре тоже есть и особенна важна на опциональных босс-файтах и повышенных сложностях. Чтобы союзники во время боя приносили максимум пользы, им можно настраивать логику поведения: на выбор дают несколько кастомизируемых паттернов вроде «Бой без фанатизма», «Агрессивное сражение», «Сперва лечение» и так далее. Каждый состоит из нескольких понятных условий «если, то»: в какой ситуации определенный персонаж использует заклинание исцеления, кому стоит стараться нанести как можно больше урона, кроме критических ситуаций, и так далее.

Вообще, сложность в игре настраивается довольно гибко: при желании можно поставить минимальный уровень челленджа и даже включить автобой. Повышать уровень сложности тоже интересно, а главное, Tales of Arise дает хорошие инструменты, чтобы с ней справиться.

В целом это одна из редких JRPG, в которых сражения не превращаются в монотонную скуку уже на 10-20 часу прохождения. Всякий раз, когда мне надоедало играть, например, за Альфена, я переключался на девушку-мага Ринвелл. У нее совсем другой стиль: нужно держаться на максимальном расстоянии и долго-долго кастовать заклинания. Причем готовый каст можно не использовать сразу, а «отложить», скастовать что-нибудь еще и соединить два заклинания в одно особо сильное – экспериментировать с комбинациями весело. Даже суператака у Ринвелл, как и у других персонажей, уникальная: она не наносит тонну урона, а крадет вражеское заклинание во время каста. У Альфена, к слову, другая фишка: он может использовать огненный меч для очень мощных атак, жертвуя своим HP (что логично – меч буквально сжигает его руки). У остальной четверки тоже свои механики и особенности.

Помимо тактики, бои в Tales of Arise хороши и с визуальной стороны. Здесь на экране происходит то, что хочется назвать термином популярной ютуберши Girlfriend Reviews – diarrhea Christmas lights, то есть «понос праздничной светомузыки». Представьте себе кульминационную битву из какого-нибудь подросткового аниме с большим бюджетом и сверхсильными героями – примерно такой уровень безумия в Tales of Arise творится постоянно, будь то стычка с какими-нибудь рядовыми слизнями или (тем более) важным сюжетным боссом.

В сущности это все та же Tales of – по-приятному понятная и простая JRPG с тонной контента

Кроме однозначно сильных сторон – сюжета, персонажей и боевой системы – в Tales of Arise толком нечего обсуждать, потому что она стандартная. Для среднестатестического игрока геймплей будет состоять из прямолинейного перемещения из точки А в точку Б с избиением одних и тех же монстров, перерывами на сюжетные сцены и босс-файты. В игре нет большого открытого мира, вместо него отдельные небольшие мирные локации и чуть более просторные дикие зоны – в них можно охотиться, искать ресурсы для крафта и редкие сундуки.

В сравнении с другими сериями несколько разочаровывает система экипировки. В Tales of Arise персонажам нужно по одному набору брони и по оружию, причем самые сильные из них обычно создаются с помощью крафта, а не выпадают. Огромное значение играют и аксессуары, которые создаются и прокачиваются из руды и дают десятки возможных эффектов: повышают урон, увеличивают защиту от определенных стихий и так далее.

Основная прокачка в игре завязана на очках навыков, получаемых, например, за квесты: при выполнении определенных условий в дереве умений персонажа появляются новые титулы (секции), каждый со своими ячейками – какие-то дают пассивные прибавки к характеристикам, другие открывают новые приемы.

После прохождения кампании длинной в 30-40 часов в Tales of Arise можно задержаться еще на сотню часов, чтобы выполнить весь необязательный контент – его, традиционно, целая гора. Необязательные (и довольно стандартные) квесты, истребление особо сильных высокоуровневых боссов, рыбалка, поиск сов. Правда, если проходить Arise на 100%, нужно морально готовиться к довольно жесткому гринду – набивать максимальные уровни персонажам придется долго и не особо мучительно, но все-таки скучно.

Напоследок пара слов о том, что наверняка и так очевидно по моим скриншотам с PS5 – Tales of Arise выглядит очень красиво. Хотя ее и создавали с прицелом на предыдущее поколение консолей, картинка получилась выдающейся: я неиронично сидел в предвкушении каждый раз, когда герои отправлялись в новую локацию, потому что мне не терпелось ее рассмотреть и повосхищаться. Впечатление портит только неидеальное техническое исполнение: на PS5 были заметны частые подгрузки объектов, «танцующие» тени на отдаленных декорациях, а в особо насыщенных сценах игра даже умудрялась немного подтормаживать.

* * *

Для меня Tales of Arise оказалась приятным сюрпризом начала главного игрового сезона года. Пускай серию не перезагрузили полностью, она все равно заметно изменилась – в лучшую сторону. Так что если вы тоже долгое время не решались познакомиться с Tales of лично, то сейчас самое время это сделать.

Sony
57%
Sony PlayStation
Microsoft
43%
Xbox

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные