Заметки Погорского
Блог

Теперь Sony как Marvel. Будущее геймеров – бесконечные мегафраншизы

Разбор Стаса Погорского.

Современная Sony PlayStation — безоговорочный лидер игровой индустрии. Вышедшая несколько месяцев назад PlayStation 5 уже продается рекордными темпами в США и находится в постоянном дефиците по всему миру, а в прошлом поколении PS4 уничтожила Xbox One со счетом 115:50 (миллионов проданных консолей). Только PlayStation Studios удается регулярно выпускать хиты, одновременно получающие заоблачные оценки от критиков, признание игроков и ошеломляющие цифры продаж: успехи очередной The Last of Us, Spider-Man, Horizon или God of War уже вряд ли кого-то удивят. PlayStation-эксклюзив, собирающий десятки наград «Игра года» – обыденность.

Но у стабильного успеха есть цена – ожидания как со стороны игроков, так и инвесторов. Последние тоже привыкли, что десятки миллионы долларов их вложений пойдут в гарантированный мегахит. Даже малейший риск провала недопустим: согласно инсайдам Джейсона Шрайера, из-за смешанных отзывов PlayStation даже отказалась от сиквела финансово успешной Days Gone.

В ближайшие годы ситуация только обострится: глава Sony Interactive Entertainment Джим Райан намерен сделать игры-блокбастеры единственным фокусом PlayStation Studios, даже если из-за этого релизы станут реже. Об этом говорит тот же Джейсон Шрайер, это подтвердается недавним закрытием Japan Studio – команды, занимавшейся относительно нишевыми эксклюзивами вроде The Last Guardian и Gravity Rush.

Ориентир PlayStation – современная киноиндустрия

Именно такая ассоциация первой приходит в голову. Недавно я читал книгу «Битва за прокат» Бен Фритца, в которой автор исследует эволюцию киноиндустрии за последние десятилетия. Он делает это через призму Sony Pictures, чьи внутренние документы утекли в открытый доступ после масштабной хакерской атаки в 2014 году.

На тот момент Sony испытывала огромные финансовые и организационные проблемы. Если обобщить, за несколько лет студия выбыла из числа ключевых кинокомпаний и стала аутсайдером. Все из-за того, что Sony Pictures упорно пыталась работать по старой схеме: выделять нескромные бюджеты на авторские проекты и полагаться на то, что громкие имена авторов привлекут крупные кассовые сборы. Это работало в начале тысячелетия, но потом Marvel Studios изменила бизнес, подсадив всех на иглу киновселенных.

И если Sony Pictures только собирается смириться с положением дел и примкнуть к общей гонке в числе отстающих – она сделает это киновселенной Человека-паука, – игровое подразделение компании, наоборот, планирует стать в своей сфере первопроходцем.

То, что PlayStation Studios подражает именно Marvel, очевидно. Сам бренд, объединяющий внутренние студии компании, возник только в мае 2020 года. Его представили роликом с анимацией логотипа: в символах PlayStation отражаются знаковые герои вроде Кратоса и Элой.

Так выглядит актуальная анимация лого Marvel Studios:

Это прекрасно иллюстрирует новейшую стратегию игрового подразделения Sony: свои будущие игры компания будет продвигать не оригинальными идеями, а узнаваемыми лицами и названиями. Соответственно, новые IP (без них никуда) обязательно будут создаваться с расчетом на продолжения.

Будет примерно как с проектами Marvel: если выходит какой-то оригинальный фильм (игра), то можно с уверенностью полагать, что это будет как минимум трилогия. Одиночные, законченные произведения – не такое привлекательное вложение.

Искусственная стабильность – это и хорошо, и плохо

Понятное дело, ставка на франшизы продиктована желанием больше и стабильнее зарабатывать, но на это можно взглянуть и иначе. Новая политика PlayStation отвечает интересам самих игроков, пусть и слишком однобоко.

Сиквелы успешных игр не зря пользуются популярностью – люди охотнее платят за проекты, когда понимают, что именно получат за свои деньги. В новом Horizon можно будет эффектно разбирать на запчасти роботов-динозавров, в God of War 2 дадут убить еще десяток божеств и мифических существ, следующая The Last of Us (если она будет) гарантированно сделает вам больно.

По этой причине бессмысленно, например, ругать Ubisoft за «конвейерность» их главных франшиз – именно такой подход наиболее дружелебен и понятен потребителю.

Не скрываю, что и сам охотно ведусь на стратегию PlayStation. Любая современная игра от внутренних студий Sony гарантированно подарит мне интересный, насыщенный опыт – я могу рассчитывать, что их релизы будут отполированными, дорогими и доступными. В том плане, что там не будет совсем диким, непонятных и специфичных геймплейных формул – это действительно «плюс-минус сюжетный экшен от третьего лица», пусть и с жанровой вариативностью. Это удобно.

Когда покажут трейлер God of War: Rangarok (и наконец сообщат настоящее название игры), я наверняка буду в восторге. И Horizon Forbidden West пройду залпом – не только из-за спешки по работе. Но подарит ли мне PlayStation Studios такое чувство интриги и восхищение, которое вызвал, например, дебютный трейлер инди Transistor на ранней презентации PS4? В этом уверенности меньше.

Сильнее всего расстраивает осознание того, что мы уже знаем почти гарантированный лайн-ап эксклюзивов PS5 как минимум до середины поколения: Horizon 2, God of War 2, Spider-Man 2, Ghost of Tsushima 2, следующие Ratchet & Clank, мультиплеер The Last of Us 2 и возможный ремейк первой части, спин-офф или приквел Uncharted, еще какой-нибудь ремейк «по просьбе трудящихся» от Bluepoint (скорее всего, первой Metal Gear Solid)... Вроде бы круто, а вроде и скука. Акценты сменились настолько, что большим сюрпризом теперь станет не совершенно новая игра, а менее предсказуемый сиквел вроде Bloodborne 2.

И не совсем понятно, как нынешняя PlayStation Studios собирается создавать новые серии – ресурсы текущих все-таки не бесконечны. Вероятно, потратить очень много денег на совершенно новый проект разрешат только командам с безупречной репутацией: Sony Santa Monica Studio (God of War), Naughty Dog (Uncharted, The Last of Us). Они доказали свое мастерство, а потому заслужили возможность реализовывать относительно смелые идеи. Какая-нибудь Bend Studio (авторы Days Gone, лишившейся сиквела) при создании нового IP окажется под более пристальным присмотром. Ведь новые игры тоже должны быть математически выверенными хитами.

В конце концов, посмотрите на выходящий 30 апреля роуг-лайт Returnal. Его делает Housemarque – студия, известная откровенно инди-проектами с простой графикой и без намека на кинематографичность. Их новая игра, судя по имеющимся материалам, сохранила ту же суть, но уже пытается выглядеть большим сюжетным приключением с полноценным сценарием, красиво поставленными катсценами и актерской игрой. И стоит не 749 рублей (как предыдущий проект студии, Resogun, на старте), а все 5499 рублей. Столько же, сколько и AAA-игры.

Будущее за игровселенными?

Даже сейчас то, что делает PlayStation Studios, на шаг отстает от Marvel. Ведь игры Sony пока не научились поддерживать друг друга (паразитировать) так, как это умеет каждая из подсерий супергероики. И ведь это дополнительная гарантия финансовой успешности – а значит, нечто крайне перспективное.

Возможно, Sony не пойдет по этому пути: предыдущая попытка компании сделать кроссовер вылилось в проходной броулер PlayStation AllStars. Более органического пересечения между текущими франшизами нет – их действие разворачивается в кардинально разных мирах и временных отрезках (и слава богу).

Но если PlayStation однажды проспонсирует условный Bloodborne Kart (несуществующий картинг, фейковые «утечки» которого превратились в мем), то вы сразу поймете, к чему все идет. Спин-оффы, приквелы, кроссоверы.

* * *

То, как Sony разыграет поколение PlayStation 5, во многом определит дальнейшее развитие индустрии в целом. Если задумка компании удастся, то пропасть между инди-проектами и AAA-тайтлами станет еще больше, а полуэкспериментальные и авторские игры среднего калибра могут практически исчезнуть. Если же Sony потерпит крах и снова сменит стратегию, нестабильный баланс игровых проектов разных классов наверняка сохранится.

Телеграм-канал / твиттер Стаса Погорского

Прости, Марио, но принцесса спаслась сама: как зарождался феминизм в играх

ЛГБТ-персонажи в видеоиграх были даже в первых «Марио». Но их до сих пор слишком мало

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные