Заметки Погорского
Блог

Escape from Tarkov – не шутер, а унылая таблица Excel. Как вы в него играете?

Зато есть «Аленка»!

Escape from Tarkov – игра особенная. Российская студия Battlestate Games разрабатывает ее еще с 2014 года (хотя первым наработкам уже больше 10 лет), в закрытом тестировании она с 2017-го. Несмотря на это, по «Таркову» уже вышло два романа и киносериал, хотя в самой игре сюжет пока очень схематичен. При этом шутер уже несколько месяцев маячит где-то в топе игр на Twitch и популярен не только в СНГ, но и на Западе.

Так что это за игра? Чтобы ответить, я поиграл сам, изначально отбросив любые ожидания. То есть просто хотел разобраться в игре и понять, что делает ее такой уникальной и при этом популярной.

Авторы позиционируют Escape from Tarkov как хардкорный проект, и это редкий случай, когда слоган дает игре исчерпывающую характеристику. Игра представляет собой гибрид современных баттл-роялей с реалистичными шутерами в духе Arma, но есть нюанс: вам нужно не стать последним выжившим, а залутать побольше ценных вещей и успешно свалить через один из выходов с карты.

При этом вещи на персонаже (если только они не застрахованы) при смерти теряются – их, скорее всего, заберет кто-то другой. Получается азартная механика, крючок, которым легко зацепить так называемых хардкорщиков и не только. Вот только создателям «Таркова» этого, очевидно, было недостаточно.

Dark Souls 3 проходят с фитнесс-контроллером. Беспощадный воркаут

Сами Battletate Games называют описывают проект как «хардкорная сюжетная многопользовательская ролевая онлайн-игра от первого лица, сочетающая в себе жанры FPS / TPS, боевого симулятора и RPG c ММО элементами». Звучит как безумное облако тегов в тетрадке школьника, захотевшего на перемене поиграть в геймдизайнера. Вот только «Тарков» – не фантазия, а реальная игра, которая, к сожалению, соответствует огромному описанию.

Непосредственно перестрелки, конечно, играют важную роль. В первой игре я отправился на рейд в лесную карту. Перед этим игра потребовала выбрать фракцию (отголоски «сюжетной» составляющей), персонажа (можно играть за своего основного наемника или мужика со случайным снаряжением), проверить экипировку, а перед самой высадкой поругала за отсутствие в инвентаре нужной карты с отмеченными выходами. При этом откуда брать эту карту и как она работает, никто не объясняет.

В общем, без каких-либо прыжков из парящих автобусов или самолетов я появился посреди лесной чащи и принялся исследовать окружение. Минут 5 бродил по безликому лесу, будто украденному из безымянного инди-хоррора, увидел УАЗик и приоткрытые ворота, оказавшиеся не выходом из рейда, а мертвой декорацией. Затем наткнулся на какую-то хижину (скорее просто большой короб), рядом с которым стоял стол с чайником (просто предмет окружения) и шоколадом «Аленкой»! Взял ее, скучающе побрел дальше – шла 15-я минута так называемого рейда.

Под угрожающие звуки коротких очередей я вышел на какую-то заправку, в меня начали стрелять. Неизвестно кто и неизвестно откуда – понять направление атаки, видимо, можно только по звукам, но я играл без наушников. Визуально попадание отражается на схеме персонажа в левом верхнем углу, где поврежденные части заливаются красным. У раненного героя все плывет перед глазами, он очень медленно двигается, в другом углу появляются иконки каких-то дебафов. Истекая кровью, я съел найденную «Аленку» и свалился замертво от контрольного попадания. Это был пик удовольствия, полученного мной в игре.

Еще раз: я не имею ничего против хардкорных, реалистичных шутеров как таковых. Проблема в том, что чем больше времени проводишь в Escape from Tarkov, тем лучше понимаешь, что фокус на стрельбе здесь минимален, а абсолютно лишних механик и идей – десятки.

Даже такой элементарный процесс как открытие ящиков с лутом авторы сделали утомительным. После нажатия кнопки действия открывается общее меню инвентаря во весь экран, в маленьком окошке справа показывается процесс обыска. Персонаж в реальном времени копается в несчастной коробке, доставая по одной вещи, при этом большая их часть появляется как «неизвестный предмет», который нужно дополнительно изучить в отдельном меню. Пока вы с головой погружены в этот симулятор инвентаризации, игра продолжается, вас вполне могут убить.

Не буду пересказывать все меню, доступные во время рейда – их слишком много. Вместо этого опишу инвентарь: тут у вас 10 специальных слотов снаряжения, предметы хранятся в рюкзаке, подсумке, карманах, разгрузке. У каждого оружия есть свои слоты модификаций, некоторые можно менять прямо в игре, другие нужно настраивать только вне рейдов. У персонажа четыре шкалы состояния: вес, здоровье, жажда, энергия – за каждым нужно следить. Лечиться в бою нужно по-правильному: где-то требуется шина, для других ран подойдут бинты.

Попытки разобраться в механиках лечения привели меня в Google. Там я увидел, что Escape from Tarkov действительно попала в нишу игроков, которым нужно усложнения ради усложнений. Вот, например, человек всерьез требует добавить в геймплей полноценный симулятор хирурга, потому что так будет реалистичнее:

Предметы тоже обладают собственными, абсурдно подробными характеристиками, включая вес с точностью до грамма. Вот интересно: если разработчики давят на реализм, значит ли это, что мой оперативник таскает с собой сверхточные наркодилерские весы, чтобы прямо на поле боя взвешивать, например, только что найденную плитку «Аленки»? Берет шоколадку в руки, тихо произнося «Та-а-а-ак, шоколад, сейчас взвесим, подожди-ка»? Похоже на то.

Маниакальное стремление авторов к симуляции всего подряд выражается даже в схеме управления: кроме возможности отклоняться влево-вправо для стрельбы из-за угла можно регулировать скорость ходьбы! «Странно, но, пожалуй, круто», – подумал я. После чего увидел, что после смерти в рейде персонаж не только теряет незастрахованное имущество, его еще надо лечить. В попытках понять, как именно, я исследовал остальные пункты главного меню.

Геймпад PlayStation 5 – супермемный. Сейчас все смеются над дизайном

Escape from Tarkov просто не может определиться, какой игрой он хочет быть. Особенно это очевидно за пределами рейдов. Самый безобидный пункт меню – схрон, где вы можете дать вещи основному персонажу для использования в бою, рискуя потерять их в случае гибели. Дальше идет торговля: с несколькими NPC, на аукционе, обмен с другими игроками. Везде разный ассортимент, рублевые цены, определяющиеся в реальном времени («живая экономика!»). У тех же персонажей-торговцев можно взять побочные квесты: терапевт, например, просит найти и эвакуировать 5 аптечек определенного производителя.

Следом находятся умения персонажа. С десяток разных перков, которые прокачиваются, видимо, во время боя, а еще есть общий уровень, который капает от каждого действия. Везде таймеры, везде шкалы, проценты и уровни.

Цифры, цифры, цифры – ощущения такие, будто попал в очень плохую условно-бесплатную мобильную ферму, где за симпатичными картинками кроются механизмы дойки кошелька игрока. Только вот «Тарков» платный, доната вроде бы нет, и картинка выглядит блекло. И еще после часа в игре (точнее – в меню) хочется плакать и поиграть во что угодно другое. Ведь все эти кошмарные механики я описал поверхностно, просто чтобы у читателя не разболелась голова, как у меня самого.

Последней каплей стало открытие секции, в которой за ресурсы нужно развивать собственное убежище. С таймерами строительства, какими-то бонусами и, видимо, возможностью отправлять наемников на миссии для добычи ресурсов – это точно не мобильная игра? С меня хватило – игру я закрыл. При этом так и не понял, как в этой пыточной программе лечить своего чертового персонажа. Наверное, в убежище? Или, может, есть еще какие-то секретные пункты меню? Не хочу знать, честно.

* * *

Escape from Tarkov выглядит игрой, которую Ubisoft могла выпустить пару лет назад, если бы там не умели отсеивать совсем уж скучные и нерабочие идеи. Таймеры, прогресс-бары, излишнее внимание к деталям, отвлекающее от основного геймплея – по игре можно преподавать курсы геймдизайна, используя ее в качестве примера «как делать нельзя». При этом Battletate Games доказала, что даже ужасную идею можно сделать относительным хитом при правильном позиционировании. Ведь на любые придирки к «Таркову» фанаты ответят, что «это реалистично» и «это хардкор». И плевать, что такой хардкор больше похож на рутинную бумажную работу, а не развлекающую видеоигру.

5 фанатских теорий, подтвержденных разработчиками. Ядерные бомбы, аутизм и суперсилы

Собери команду в Fantasy Dota 2 и борись за один из 15 суперпризов

66 комментариев
Возможно, ваш комментарий нарушает правила, нажмите на «Отправить» повторно, если это не так, или исправьте текст
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Реклама 18+
"Пошел знакомиться с шутером без наушников" - отсюда дальше можно не читать, автор молодец, постарался прям.
+24
-3
+21
Вижу статейку Погорского - ставлю минус. Человек совсем не разбирается в том, о чем пишет
+17
-2
+15
Красавчик, Стас, всегда жду твои посты. Только читаю редко, но обычно комментарии весёлые.
+15
-1
+14
Это нормально, что прочитав статью, я наоборот, захотел попробовать Таркова? До этого не знал ничего об игре
+9
0
+9
Уже по заголовку стало понятно, что писал наш юный неосилятор
+9
0
+9
Галеев - шесть часов тестит одного героя на одной позиции для корректной оценки.
Погорский - "все эти кошмарные механики я описал поверхностно, просто чтобы у читателя не разболелась голова". Спасибо, Стас, ты играешь за наши грехи)
+9
0
+9
Коротко о посте:
"ну я вот пошёл в лес, а он пустой... как лес"
"ну вот... короче механики какие-то сложные. Зачем добавлять в игру сложные механики? Чтобы сделать игру сложнее?"
"Зачем тут механика скорости передвижения? Я же должен только убивать всех, ведь это шутер"
"Зачем мне играть в выживалку без наушников?"
и т.д. и т.п.
Чувак, это вообще непрофессиональный подход, я много разной критики прочитал про EFT, но это - откровенная чушь. Проблема не в том, что Тарков не может определится, что это за игра, а проблема в том, что ты требуешь от неё совершенно другое. Понимаешь, это хардкорное выживание. ВЫЖИВАНИЕ. Тут никто не ставит цель всех перестрелять, тут цель именно выжить, свалить, удрать(удивительно, да?). Это не зубодробительный экшон. И поэтому все механики заточены под вариативность и стиль твоего выживания: скорость передвижения нужна, чтобы слушать и не издавать лишних звуков. Поиск предметов добавляет сложности и не даёт расслабиться, ведь ты открываешь спину, а не лутать не можешь... Блин, мне правда нужно это разжёвывать?
Да, отчасти я согласен с критикой. Я играю в Тэркуч чуть больше года и с уверенностью могу сказать, что это - лагающая, неоптимизированная в некоторой части дизбалансная какашечка(Дико бесит момент с лечением персонажа после его смерти и откат Дикого аж в 15 минут. Я играть пришёл или на меню красивое смотреть?). НО! Баттлстейты с каждым днём пытаются это хоть как-то исправить. Раз в неделю новый патч, направленный на оптимизацию и исправление багов. Борются с нечестными игроками( я про патч, после которого дикие стали охотится за топорниками, потому что они всех бесят). В начале создания EFT Буянов допустил кучу фатальных ошибок,(из-за этого в Тарков очень тяжёло играть) и он это понимает. Сейчас их исправить ооооочень сложно, но Батики прилагают все усилия и возможности, чтобы хоть как-то устаканить проблемы и грех и тупость это отрицать.
Да и почему ты не похвалил проработанность тюнинга оружия, взаимодействие игрока с персонажем, различные интересные аспекты игры, как, например, медицина и т.д.
Ах да... Ты же всего этого не увидел, так как поиграл 20 минут, не разобрался вообще ни в чём, высосал какие-то проблемы из пальца, запилил пост и ещё зачем-то приплёл excel, будто это eve. А зачем углубляться в игру и рассматривать со всех сторон, да?)
А вообще, это неплохой пиар-ход, так как мне специально пришлось зарегистрироваться на этот сайт и написать эту муть. Это гениально)
С любовью, ноунейм-чмо из недр интернета

P.S Если вы подумали, что моя цель засрать автора и развязать срач, то вы ошибаетесь. Я лишь хотел показать, что этот пост(по моему мнению) вообще не объективен и критики или разбора в нём очень мало. Если я кого обидел - извиняюсь, я не хотел излишне негативить
+7
0
+7
автору бочку казуальных шутеров и подсказок каждые 2 минуты
+8
-1
+7
Не знаю, что даже и написать, впервые зашел на сайт и сразу на эту статью, стало смешно.
Автор статьи пишет, про игру которая позиционирует себя как хардкор, что она слишком хардкор и это не интересно ему. Защищает себя от придирок к статье цитатой: Ведь на любые придирки к «Таркову» фанаты ответят, что «это реалистично» и «это хардкор», так что с ним даже не поспоришь. Сначала думал, что этот сайт, что-то вроде скопления профессионалов которые разбираются в играх, теперь понимаю, что я мог точно так же написать про любую игру о которой лишь слышал, а даже не играл. Спасибо за самые интересные 20 минут в моей игровой жизни потраченной в пустую. Успехов в дальнейшем.
Ничего лично против не имею, только говорю про профессионализм, попробуйте себя в другой сфере пожалуйста, игры Вам не идут.
+5
0
+5
Как-то играл на бесплатных выходных, играл за дикого, выстрелил ЧВКашнику фуллзалут в упор(2-3 метра) с MP153 5 раз, он повернулся и дал ваншот в голову, после этого я убедился что хардкора в игре до**я, а реализма ни**я
+5
-1
+4
Очень унылая игра, с обзором согласен. Не интересная, не оптимизированная.
+4
0
+4
Да ладно, не шесть часов же( Ну и я даю точную оценку только если совсем не работает, для этого и пяти игр достаточно.
Шесть часов это только сумма игрового времени из таблички с баратрумом. Я хз сколько там ещё игру ищет). Классная рубрика, я в доте совершенно нихрена не понимаю, но читаю с удовольствием)
+4
0
+4
Видел, как играет товарищ. Вообще не понимаю смысл игры: ну, ты что-то фармишь, проходишь и тд, но глобальной цели я прям вообще не увидел :/
+4
0
+4
Автор долпед, привыкший играть только в моба мобилки, статье минус, а точнее минус такому автору!
+6
-2
+4
Ответ unoquew
Как-то играл на бесплатных выходных, играл за дикого, выстрелил ЧВКашнику фуллзалут в упор(2-3 метра) с MP153 5 раз, он повернулся и дал ваншот в голову, после этого я убедился что хардкора в игре до**я, а реализма ни**я
Броник топовый мог быть класса 6го, плюс и читеры присутствуют всё-таки
+3
0
+3
Сам я в Тарков не играл, но создается ощущение, что вокруг нее создался культ. Примерно как 5-6 лет назад все играли в WoT - если ты говорил, что игра плоха и у нее куча минусов, то тебе в комментариях популярно объясняли, какой же ты лох
+3
-1
+2
"я играл без наушников" - когда я вот это увидел, сразу понял что статью писал тот ещё "эксперт" и что дальше можно не читать.
+4
-2
+2
Это нормально, что прочитав статью, я наоборот, захотел попробовать Таркова? До этого не знал ничего об игре
Давай-давай, присоединяйся к нам, переходи на тёмную сторону, тебе зайдёт)
- Я бы посоветовал первые пару дней погонять без гайдов и дискорда, чтобы прочувствовать первое впечатление, но это на любителя, если не хочешь сгореть и чувствовать себя дебилом - сразу открывай видосы, смотри что за игра и иди в неё играть только в команде с кем-нибудь. Всё равно будете группой бегать большую часть времени в итоге.
+2
0
+2
Ответ unoquew
Как-то играл на бесплатных выходных, играл за дикого, выстрелил ЧВКашнику фуллзалут в упор(2-3 метра) с MP153 5 раз, он повернулся и дал ваншот в голову, после этого я убедился что хардкора в игре до**я, а реализма ни**я
дробовики не пробивают вообще броню, как и в реальности, ты головой подумай сначала) Посмотри видео на ютубе тестов бронежилетов 5+ класса с дробовиками
+2
0
+2
Ответ Влад Од
В принципе единственное что надо знать об игре - она российская, все. А значит гавно, достаточно взглянуть на другие российские проекты (типа калтандер) и вспомнить известную истинну - россияне ничего нормального не могут сделать. Могу добавить касательно этой игры, тн Тарков - нудный симулятор собирания вещей и сидения в кустах. Не знаю почему его назвали шутером, весь геймплей сводится на 90% в копании в инвентаре и на 10% в к перебежкам от куста к кусту.
Конечно, ведь ты только и умеешь по кустам бегать. Посмотри стримы по таркову. Там народ носится по картам как угорелые.
+2
0
+2
Сам я в Тарков не играл, но создается ощущение, что вокруг нее создался культ. Примерно как 5-6 лет назад все играли в WoT - если ты говорил, что игра плоха и у нее куча минусов, то тебе в комментариях популярно объясняли, какой же ты лох
с WoT разве не в том дело, что у нее не было аналогов достойных?
+1
0
+1
Ответ Ohu
Галеев - шесть часов тестит одного героя на одной позиции для корректной оценки. Погорский - "все эти кошмарные механики я описал поверхностно, просто чтобы у читателя не разболелась голова". Спасибо, Стас, ты играешь за наши грехи)
Да ладно, не шесть часов же( Ну и я даю точную оценку только если совсем не работает, для этого и пяти игр достаточно.
+1
0
+1
Земля пухом, чел. Не разобрался и ноешь. Тебе только в колду играть с ботами KEKW
+2
-1
+1
Погорский новый Панченко спортса
+1
0
+1
Ответ DAVIS
Коротко о посте: "ну я вот пошёл в лес, а он пустой... как лес" "ну вот... короче механики какие-то сложные. Зачем добавлять в игру сложные механики? Чтобы сделать игру сложнее?" "Зачем тут механика скорости передвижения? Я же должен только убивать всех, ведь это шутер" "Зачем мне играть в выживалку без наушников?" и т.д. и т.п. Чувак, это вообще непрофессиональный подход, я много разной критики прочитал про EFT, но это - откровенная чушь. Проблема не в том, что Тарков не может определится, что это за игра, а проблема в том, что ты требуешь от неё совершенно другое. Понимаешь, это хардкорное выживание. ВЫЖИВАНИЕ. Тут никто не ставит цель всех перестрелять, тут цель именно выжить, свалить, удрать(удивительно, да?). Это не зубодробительный экшон. И поэтому все механики заточены под вариативность и стиль твоего выживания: скорость передвижения нужна, чтобы слушать и не издавать лишних звуков. Поиск предметов добавляет сложности и не даёт расслабиться, ведь ты открываешь спину, а не лутать не можешь... Блин, мне правда нужно это разжёвывать? Да, отчасти я согласен с критикой. Я играю в Тэркуч чуть больше года и с уверенностью могу сказать, что это - лагающая, неоптимизированная в некоторой части дизбалансная какашечка(Дико бесит момент с лечением персонажа после его смерти и откат Дикого аж в 15 минут. Я играть пришёл или на меню красивое смотреть?). НО! Баттлстейты с каждым днём пытаются это хоть как-то исправить. Раз в неделю новый патч, направленный на оптимизацию и исправление багов. Борются с нечестными игроками( я про патч, после которого дикие стали охотится за топорниками, потому что они всех бесят). В начале создания EFT Буянов допустил кучу фатальных ошибок,(из-за этого в Тарков очень тяжёло играть) и он это понимает. Сейчас их исправить ооооочень сложно, но Батики прилагают все усилия и возможности, чтобы хоть как-то устаканить проблемы и грех и тупость это отрицать. Да и почему ты не похвалил проработанность тюнинга оружия, взаимодействие игрока с персонажем, различные интересные аспекты игры, как, например, медицина и т.д. Ах да... Ты же всего этого не увидел, так как поиграл 20 минут, не разобрался вообще ни в чём, высосал какие-то проблемы из пальца, запилил пост и ещё зачем-то приплёл excel, будто это eve. А зачем углубляться в игру и рассматривать со всех сторон, да?) А вообще, это неплохой пиар-ход, так как мне специально пришлось зарегистрироваться на этот сайт и написать эту муть. Это гениально) С любовью, ноунейм-чмо из недр интернета P.S Если вы подумали, что моя цель засрать автора и развязать срач, то вы ошибаетесь. Я лишь хотел показать, что этот пост(по моему мнению) вообще не объективен и критики или разбора в нём очень мало. Если я кого обидел - извиняюсь, я не хотел излишне негативить
" В начале создания EFT Буянов допустил кучу фатальных ошибок,(из-за этого в Тарков очень тяжёло играть)"
Играю в Тарков всего месяц и пока не могу оценить какие ошибки были допущены, можно поподробнее что это за ошибки? Мне интересно было бы узнать)
+1
0
+1
Когда вы этого бездаря без игрового бекраунда на мороз выкините? Возьмите меня, я на больничном сейчас, буду вам писать статьи про старые игры, новые, вы ж этому чуду еще деньги платите.
Это не ты попал в плохую мобильную игру, это сайт в очередной раз показал, какие индвивидумы тут в редакторах порой сидят.
Нет рассказать реальные проблемы, про долгие обновы, спорность баланса, количество читеров и оптимизацию игры и серверов, спорный звук, порой душноватые квесты.
Рассказать, про интересные механики оружия, влияние эргономики, зависимости убойности оружия от типа патрона и тд. Написать про систему здоровья и лечения конечностей и их влияние на поведение персонажа, зависимость от перегруза. Различные умения, которые постепенно прокачиваются и имеют экспертные уровни, которые дают еще фишки типа возможности перезарядки в прицеле на 3 уровне владения оружием.
Просто *цензура*док которому в падлу разбираться в игре выкатил статью, получил за это деньги и будет работать дальше.
+3
-2
+1
Ответ Влад Од
В принципе единственное что надо знать об игре - она российская, все. А значит гавно, достаточно взглянуть на другие российские проекты (типа калтандер) и вспомнить известную истинну - россияне ничего нормального не могут сделать. Могу добавить касательно этой игры, тн Тарков - нудный симулятор собирания вещей и сидения в кустах. Не знаю почему его назвали шутером, весь геймплей сводится на 90% в копании в инвентаре и на 10% в к перебежкам от куста к кусту.
Не надо все отечественные игры в одну кучу бросать. У нас, конечно, не Япония или США по количеству студий, занимающихся крупными проектами, но свои таланты есть – в том же инди. И Тарков, при всей ее проблемности, я бы помоями не назвал
+1
0
+1
Когда нашёл очень нишевую игру и зашёл поиграть после кски.) Жду обзор на реальный симулятор экселя: EVE Online. А вообще даже в самых реалистичных играх есть условности: например, чтобы вылечить персонажа здесь используют бинты и аптечки, хотя по-хорошему для остановки кровотечения надо бы жгуты. Или же после ранения игрок может излечиться довольно быстро, хотя для полного реализма надо конечно ввести систему восстановления в несколько месяцев, ведь так?)
+1
0
+1
Ответ unoquew
Как-то играл на бесплатных выходных, играл за дикого, выстрелил ЧВКашнику фуллзалут в упор(2-3 метра) с MP153 5 раз, он повернулся и дал ваншот в голову, после этого я убедился что хардкора в игре до**я, а реализма ни**я
Сначала надо убедиться в хардкоре, а в наличии реализма убеждаются после освоения механик. Конечно никого не убить с дробовика в упор, если броня реальна сгенерирована, а не как в однокнопочных шутерах просто добавляет единицы здоровья
0
0
0
Ответ Delov Andrey
ЗБТ за деньги. Это все ладно, а разработчики говорят когда будет дата релиза игры, хотя бы ориентировочно?
Релиз будет тогда, когда игра объективно будет доделана
0
0
0
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий