Блог Заметки Погорского

Главный фанат DOOM в СНГ: знает 666 фактов о серии, играет в нее с 6 лет, автор мема «DOOM – круто»

Беседа Стаса Погорского.

Михаил «Mostcus» Бочаров за последние пару лет стал, пожалуй, самым известным и ярым фанатом серии DOOM среди русскоязычного комьюнити. Все началось с треда формата «1 лайк – один факт»: твит Михаила набрал 1300 лайков, на что он выдал 666 дьявольских фактов. Позже Mostcus начал искренне форсить фразу «DOOM – круто» и окончательно закрепил за собой звание главного фаната шутера. Еще он не пользуется смартфонами и обожает фантастические романы про Перри Родана.

Я поговорил с Мишей о том, каково быть новым лицом одной из самых культовых франшиз для СНГ-геймеров и узнал:

  • Какие части он считает лучшими, а о каких серьезно поменял мнение;
  • Почему не пользуется смартфонами;
  • О чем говорил с Джоном Ромеро;
  • Платят ли ему за форм «DOOM – круто»;
  • Зачем дарит DOOM всем подряд;
  • Что нужно, чтобы считаться фанатом DOOM.

* * *

– Честно, даже не знаю, с чего начать, потому что ты в рунете такой один. И это круто!

– Спасибо, очень приятно! Очень много народу позвало кто куда [Sports.ru: Михаила пригласили на несколько стримов по игре и доверили написать рецензию на DOOM Eternal], будто я игру делал!

– Как вообще получилось, что ты стал главным русскоязычным фанатом DOOM? Когда о тебе начали говорить как «чувак, который больше всех любит DOOM»?

– Не сказал бы, что я главный, если честно. Просто повезло, что меня заметили люди из самых разных групп: кто-то в твиттере, кто-то в официальном VK-паблике.

История серии DOOM до DOOM Eternal: кто предок Думгая, в каком порядке идут игры?

Есть много влиятельных ютуб-блоггеров, которые часто говорят про DOOM, есть те, кто просто любит серию, но имеют много зрителей и поклонников. Мне нравится стример ВЕТЕPАН[iddqd], он не суперзвезда, много зрителей у него нет, конечно. Мы познакомились с ним на форуме iddqd, он хорошо играет и любит игру, его приятно смотреть и слушать. Из зарубежных не могу не отметить decino, с удовольствием смотрю каждый его ролик.

У меня большого влияния на аудиторию нет. Просто люблю эту серию уже 20 лет. С игрой я впервые познакомился в гостях у соседа, когда мне было 6 – с тех пор мы с DOOM сильно связаны.

Говорить про меня так стали, наверное, когда я начал писать тред про 666 фактов о серии. Тогда были крайне модными фактотреды, и я попробовал рассказать много и доступно о том, чем увлекаюсь. Люди до сих пор пишут, что вышло очень здорово, мне приятно!

– Чем занимаешься, помимо гейминга?

– Работаю в городском кинотеатре звукооператором. Организовываю звуковое рабочее место на мероприятиях (раз кинотеатр городской, то он показывает не только кино, такие дела). Кроме игр я увлекаюсь чтением, цикл про Перри Родана, в котором больше трех тысяч романов — мое уважение. Правда, из-за релиза DOOM Eternal мой график чтения отправился прямиком в Ад. Буду нагонять!

– Погоди, ты читаешь все книги цикла?

– Читаю с двух концов. На «классике» я на 208 книжке, в актуальном цикле я отстаю пока ровно на один роман, 20 марта вместе с игрой вышла 3057 книжка. Я веду блог, где пересказываю прочитанное. Он никому не нужен особо, но мне не путаться в масштабной вселенной очень помогает.

– То есть в сумме ты прочитал... сколько?

– 280! Но важно понимать, что эти «книги» небольшого размера [Sports.ru: в среднем примерно 150 страниц], а не толстый томик.

– Подозреваю, чтение – одна из причин, по которой ты не пользуешься смартфонами?

Да! У меня был айфон, но он меня постоянно отвлекал от чтения. Сложно сконцентрироваться, тут нужна сила воли фантастическая. В итоге я купил обычный кнопочный телефон. Никто не отвлекает = нет проблем с чтением. Совмещать лично мне очень сложно.

Живу так уже с 2014 года, что ли. Все ок! Правда, иногда не хватает хорошей камеры, вот от чего бы я не отказался.

– Ты ведь женат – как давно? Встретились благодаря твоим хобби?

– Познакомились случайно, я увидел ее несколько лет назад в мемном паблике и написал. Летом будет два года, как женаты. Можно сказать, диалоги про игры сблизили наше общение в начале знакомства.

– Жена в Doom играет? Или, может, любит смотреть на геймплей со стороны?

– Иногда смотрит! Жена больше любит красивые инди-проекты и некоторые японские RPG: сейчас с ней перепроходим Persona 3.

– Какой именно DOOM у тебя был первым? За сколько прошел?

– Не учитывая посиделки у друзей, моим первым был DOOM на PS1. Я очень люблю этот порт. К сожалению, там была русская версия, из-за чего ввод паролей не работал, и я каждый раз начинал с начала. Но мне нравилось, я никогда не жаловался.

Уже после, когда у меня появился компьютер и мне записали на болванку «классику», прошел первую часть, а затем и вторую. Final DOOM я прошел уже гораздо позже, было сложновато.

– На Ultra-Violence?

– Конечно! По-моему, UV – это DOOM, каким он задумывался.

– Играешь во что-то кроме DOOM?

– Прямо сейчас – нет. А так у меня марафон серий Far Cry (сейчас на 3-й), Wolfenstein (на Return) и GTA (на V).

– Как ты стал переводчиком «Повелителей DOOM» [Sports.ru: книга Дэвид Кушнера о создании серии]? Предложили издатели или сам о себе заявил?

– Я пришел к ним с одной книжкой, в итоге стал делать другую. Это был очень крутой опыт, который мы уже дважды повторили с ребятами и выходим на четвертый заход. Пока не могу сказать, с чем именно, правда, но многих анонс обрадует.

На самом деле, параллельно сразу много книг делается – анонсы не сразу появляются, чтобы не бежать впереди паровоза. Сейчас мы заканчиваем работу над книгой про Silent Hill [Sports.ru: перевод книги Silent Hill: The Terror Engine Бернарда Перрона].

– Ты еще во время работы над «Повелителями» выкладывал скриншот письма Джону Ромеро [Sports.ru: один из создателей серии DOOM] с замазанным текстом. Не пытался рассказать, что «DOOM – круто» или еще какую-нибудь фанатскую мечту исполнить?

– Письма Ромеро на самом деле не связаны с «Повелителями», я позже обязательно покажу, что задумал, просто процесс немного затянулся. Сейчас с Джоном мы периодически общаемся, он очень классный мужик! Ромеро уже говорил на Киевском Comic Con, что DOOM – круто, кстати!

Когда он был в Петербурге, мне друзья взяли у него персональный автограф с соответствующей подписью. Теперь висит на стене!

 – Откуда пошел форс «DOOM – круто»? Сейчас эта фраза вылезает в комментариях к любому трейлеру DOOM Eternal, даже в чатах англоязычных трансляций. Когда спрашивают, откуда пошло – отсылают именно к тебе.

– «DOOM – круто» начался сам по себе и неосознанно. Просто как шалость, которую и форсом было назвать нельзя, сейчас дела приняли более масштабный оборот. Очень часто люди пишут, что «что-то – круто». Иногда иронично, иногда серьезно. В случае с DOOM – и так, и так.

Эпичное начало Doom Eternal: мясо, рок и ничего лишнего

– Тебе «Софтклаб» или даже Bethesda пока не предлагали продвигать игру?

– По идее, скоро кое-что выйдет, но я пока не могу об этом говорить. Но очевидно, что шутка зашла очень далеко и не думает останавливаться.

– Что еще делаешь по DOOM? У тебя телеграм-канал о серии есть, вроде бы? Еще что-то?

– Да, у меня есть крошечный канал «Вокруг DOOM» (@doomgram), где я пишу изредка новости и обозреваю фанатские классические уровни.

Очень много играю в классику, уровней для нее какое-то запредельное количество.

– В спидраннеры пока не подался?

– Не, мне такой метод не очень интересен. Чтобы спидранить надо очень хорошо играть, я не могу сказать, что я превосходный игрок.

– То есть ты считаешь, что фанатами считаться только скилловые игроки?

– Конечно нет! Когда только начинаешь чем-то интересоваться и любить, сперва у тебя нет опыта. Можно идеально играть и толком ничего не знать про окружающие игру вещи.

– Расскажи про свою инициативу «DOOM в каждый DOM». По какому принципу выбираешь, кому дарить игры? Как вообще придумал это?

– Когда увидел, что сборник классических частей стоит всего 104 рубля, решил, что можно сделать несколько подарков – учитывая, что у многих друзей игры были в списке желаемого. Некоторые даже поиграли! Так и началось. Я бы хотел, чтобы люди узнали получше про эту игру. Пусть им не понравится, или будет неудобно или сложно, зато они потрогали игру хотя бы немного, это не то же самое, что смотреть на нее со стороны.

– Сейчас уже не даришь?

Дарю, конечно, но в стиме скидки не постоянные, а в магазине, где я промышленно закупался, ключи закончились. Участников вышло не менее пятидесяти, я думаю.

Незнакомцам обычно не дарю, но бывает так, что какой-то человек у меня в стиме в списке друзей аж несколько нет, и мы мало-мальски пересекались в играх или ленте активности. Таким я могу и подарить. Принципиальное правило – человек, который попросит подарок или намекнет на это, перемещается в конец списка. То есть, когда я подарю семи миллиардам людей DOOM, то смогу приняться за этих людей.

– Насколько вообще хорошая идея в 2020 году знакомиться с первым DOOM? Не лучше ли сразу с DOOM 2016 начать?

– Это слишком разные игры. Классические DOOM все еще классные, до сих пор может порадовать как динамика, так и дизайн уровней. Попробовать точно стоит! DOOM 2016 года опиралась на другое поколение, на другие тренды, в то время как в 1993 году первая DOOM эти тренды диктовала.

– Сможешь дать рейтинг всех DOOM от лучшего к худшему?

– DOOM = DOOM 2 > DOOM Eternal > DOOM 2016 > DOOM 64 > Final DOOM > тут черта, за которой хорошие игры заканчиваются > DOOM 3.

– Не нравится, что в DOOM 3 ушли от шутера к чему-то вроде хоррора?

– Я в детстве очень любил третью часть, но переиграв в осознанном возрасте понял, что игра далека от DOOM. И это еще ладно – последние две части тоже не совсем следуют канонам – меня больше огорчило, что она – посредственный хоррор и едва ли хороший шутер. Такое уже простить сложно.

Коридоры узкие, «замесов» практически нет, визуально один и тот же темный коридор, который изредка сменяется каким-нибудь марсианским пейзажем. Настоящая DOOM 3 – это DOOM 64.

– Часто перепроходишь игры серии? Марафонишь или чаще возвращаешься к конкретным играм?

– Поиграл перед Eternal в DOOM 2016, чтобы освежить воспоминания. Иногда играю в моды к классике, их я тестирую на стандартном DOOM 2, но вообще модификации не очень люблю. Большинство из них потрясающие, но мне по душе именно классический темп. Сейчас в моей папке с не пройденными wad (наборы контента и уровней) больше двух сотен архивов. Так что мне есть во что поиграть и без перепрохождения стандартных уровней.

– DOOM (допустим, Eternal) – современная игра, или скорее отдушина для олдфагов?

– Обычно в медиабизнесе основная цель – привлечение, а не удержание, поэтому в Eternal я вижу игру для нового поколения, но она пытается порадовать и «старичков». Как по мне, на ура.

«Безыдейное говно». Мэддисон уничтожил Doom Eternal

– Мэддисон назвал Eternal «безыдейным говном» и пожаловался, что такой упор на добивания в шутерах не работает. На какое-то время слился из-за сложности, потом сказал, что «ничего не происходит», сплошные арены. Мол, мясные шутеры – это Painkiller, Serious Sam. Можешь чем-то возразить?

– Добивания – часть процесса и общей динамики, поэтому не соглашусь. DOOM Eternal – определенно игра не для всех, она весьма сложная на высоких уровнях сложности, но сложность тут справедливая. Тем, кому сложно нужно либо сменить игру, либо уровень сложности. Увы, третьего тут не дано.

– А непредвзятому человеку, который в DOOM не играл, но и не хейтит заранее – как продашь игру?

– Продавать у меня вряд ли получится, а вот заинтриговать – возможно! Если человек не предрасположен к геймплейному давлению, то его в игру никак не затянешь. Как фанат, мое мнение можно (и нужно) подвергать сомнению. Допустимо, что во мне играет фанбойство, и я предвзят, хе-хе, но игра и правда хорошая! Проверьте лучше сами.

– Представь, что по какой-то причине лишился возможность играть в DOOM. Какой бы игрой заменил? Что-то из FPS?

– Наверное, первым Quake, если берем именно старомодные шутеры. Он тоже весьма заводной. Вторую часть я тоже очень сильно люблю, но с годами понял, что первая мне все же ближе.

– А если выбирать что-то кроме игр id Software?

– Ну тогда это определенно Worms World Party, мы обожаем с женой в нее залипать на час-другой.

Как получить секретное оружие в Doom Eternal: локации врат и ключей Палача

Главный герой Doom – потомок Бласковица из Wolfenstein. Мы серьезно

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья