Блог Заметки Погорского

Обзор The Surge 2. Немецкий Dark Souls в сеттинге киберпанка

Стас Погорский побывал в мире наномашин и тысяч оторванных конечностей.

Новые релизы нередко называют «Дарк Соулсом» от определенного жанра, не всегда иронично – обычно это делают из-за их высокой сложности и не более того. Тем не менее, игры From Software действительно создали нишу souls-like поджанра. За один лишь сентябрь вышло как минимум три его представительницы: анимешная Code Vein, двухмерная инди Blasphemous и научно-фантастическая The Surge 2. Про последнюю и поговорим.

Untitled Goose Game – уже не просто инди-игра, а целый культ. Мир одержим вредным гусем

Так сложилось, что среди souls-like до сих пор главенствуют их японские прародители из From Software. Если спросить у бывалых игроков совета, с чего начать знакомство с поджанром, вас гарантированно отправят в подлинные souls: Bloodborne, Dark Souls, Demon Souls или Sekiro: Shadows Die Twice. Вот только мне мешал втянуться объединяющий их сеттинг, более-менее подходящий под классификацию фэнтези, хотя сами механики доставили удовольствие.

Кажется, именно для таких как я немцы из Deck13 Interactive и сделали The Surge 2 – экшен с похожим на Dark Souls геймплеем в оболочке антиутопичного будущего. Экзоскелеты, роботы, киберимплантаты, наномашины и антураж обреченного мегаполиса – перед таким сочетанием невозможно устоять.

Убийственный прогресс

В The Surge 2 сюжет подается открыто, через катсцены, диалоги с NPC и десятки разбросанных по миру аудиодневников – это полная противоположность подхода Dark Souls с повествованием через описания предметов и различные полунамеки.

По неясным причинам пассажирский самолет с главным героем на борту терпит крушение в окрестностях города Джерико. Протагонист приходит в себя спустя несколько недель в больничном отделении местной тюрьмы, как раз во время массового побега заключенных. После убийства обучающего босса с помощью наручных дефибрилляторов (в The Surge 2 это вполне обычный вид оружия) герой вживляет себе экзоскелет и сбегает.

За пределами тюрьмы ситуация ничуть не лучше – весь Джерико превратился в поле боя, где на каждого мирного жителя приходится сотня аугментированных психопатов с трубами, винтовками, энергетическими перчатками, огнеметами и прочим вооружением. Власти закрыли город на карантин и окружили его гигантской стеной из-за эпидемии неизвестной болезни, дефрага, которая началась в одно время с крушением рейса главного героя.

Разобраться в происходящем поначалу сложно. Единственное, что указывает герою путь – видения с неизвестной девочкой, которая, кажется, летела с ним на одном самолете. В новостях передают, что единственным выжившим в авиакатастрофе был главный герой – но это, как вы догадываетесь, не точно.

Из бета-клиента Warcraft 3: Reforged достали шикарные обои, загрузочные экраны, рамки интерфейса и иконки

Если оригинальная The Surge была комментарием на тему опасности всеобщей роботизации и кибернетизации, в какой-то степени отражая современный мир, то сиквел – это просто страшилка в фантастической обертке с очень условной «научностью». Революционное изобретение ученых вышло из под контроля, превратившись в порабощающую все живое наночуму – если заменить «нано» на «зомби» или «мутантов», изменится лишь антураж.

Большинство гражданских Джерико – из тех, что не успели эвакуироваться – собрались в мирных зонах, где игрок может спокойно пообщаться с NPC, закупиться ресурсами и взять побочные квесты. В диалогах персонажи, конечно, высказывают переживания о происходящем – но набирающий силы апокалипсис их зачастую волнует меньше, чем неуплаченный долг у ростовщика или желание достать красивый набор брони. Непонятно, какой тон хотели задать авторы – тут царит то ли апатия перед неизбежной кончиной мира, то ли банальный пофигизм.

После нескольких часов безуспешных попыток проникнуться здешней историей я сдался. Если всем вокруг плевать на происходящее, то мне — и подавно. Я пришел сюда биться с боссами и добывать крутую экипировку. Если это поможет спасти мир – славно, но меня его судьба не волнует.

Мне нужна твоя рука, нога... и остальные части тела

Главный герой The Surge 2 – психопат и серийный убийца, каких не видел свет. Не сюжетно, конечно, а по своим действиям. Еще в первой части главной уникальной фишкой стало отрубание конечностей, оно вернулось и в сиквеле. Можно убивать врагов и менее жестоким способом, но тогда вы не получите ценный лут: чтобы добыть схему нужной части брони или оружия, придется применить кровавое фаталити по соответствующей части тела.

Целиться в определенное место нужно и для повышения урона. Например, если противник целиком облачен в броню, конечности будут помечены значком щита, а наносимый вами урон заметно снизится. Но если сбить защиту, скажем, с руки и бить уже по голой конечности, дело пойдет быстрее.

Зачастую у врагов и так есть неприкрытые точки – тут нужно решить, важнее ли вам побыстрее его убить или целиться по броне, чтобы отрезать ее и забрать себе. Боссов и сильных врагов ампутация не убивает сразу, но заставляет поменять поведение. Впрочем, такое встречается редко и не терпит сравнения с похожей механикой из Horizon: Zero Dawn, где раненые машины сражались совершенно иначе.

Игрок Fallout 76 основал виртуальную клинику. Его уважают даже самые агрессивные геймеры

Прицельные атаки, к тому же, заметно перегружают управление. Вам сперва нужно навести камеру на врага, нажать правый стик для захвата цели, а после им же навестись на конкретную точку – это вам не система V.A.T.S. из серии Fallout, наводка в The Surge 2 осуществляется без замедления времени. И ведь эти манипуляции не всегда получается провести перед началом боя – неудобно!

Вопреки здравому смыслу, на этом использование правого стика в боевой системе не заканчивается. Как и в серии Souls, в The Surge 2 есть не только блок, но и парирование, только его здесь заметно усложнили. Игрок должен не только нажать кнопку блока, соблюдая идеальный тайминг, но и выбрать направление – угадали – правым стиком. Оно должно совпасть с направлением атаки противника, обозначаемым белой стрелкой (да, прямо как в For Honor) – в случае успеха враг будет оглушен и открыт для атаки. Но и неудача будет фатальной: скорее всего, вы не только пропустите удар, но еще и собьете свою цель.

Почувствуй себя машиной

Каждая геймплейная находка The Surge 2 не только придает ей уникальности на фоне других souls-like, но и делает игру менее удобной. Если в какой-нибудь Dark Souls или Bloodborne все сделано элегантно, а знаменитая сложность лишь наказывает за реальные ошибки, то немцы будто сделали игру для людей с четырьмя руками.

Например, вместо фляги с эстусом используется инъекция, восстанавливающая здоровье за каждый заряд (вместо нее можно поставить временный допинг для брони или что-нибудь еще). Но заряды вы, по большей части, генерируете сами: для этого нужно удерживать кнопку инъекции, конвертируя деления аккумулятора – третью шкалу под здоровьем и выносливостью. Для самого хила же используется краткое нажатие той же кнопки. Теперь представьте, насколько это удобно во время босс-файтов.

Последние запоминаются разве что непредсказуемой сложностью. Не раз случалось, что один босс задавал мне трепку, а следующие два (тоже сюжетные, идущие в определенном порядке) вызывали вопрос: «Ты вообще будешь что-то делать, а?» Прохождение игры не дает ощущения, что ты научился мастерски владеть ее боевой системой – а это, пожалуй, один из столпов любого souls-like.

Каждый из видов оружия, среди которых отбойные молотки, энергетические перчатки, посохи, одноручные мечи и шесты подразумевает уникальный ритм ударов и различные особенности. Например, тяжелая дубина может снести врага силой удара, а посох с электрическим уроном – оглушить шоком (это особенно эффективно против роботов).

Продолжая тему перегруженного управления, здесь есть аж четыре вида атаки для каждого оружия: вертикальная, горизонтальная и заряженный вариант предыдущих двух. На практике почти всегда хватает горизонтальной атаки (она быстрее) и заряженной (чтобы сломать щит некоторых врагов). Ах да, комбо-атаки – они есть и выглядят круто, но заучивать их смысла нет.

Minecraft освоила даже собака! «Ходит», «бьет» и победила дракона-босса

Вот чем пользоваться стоит, так это вашим дроном. Помощник на спине героя взлетает и стреляет по целям по нажатию отдельной кнопки. На него устанавливаются различные модули от пулемета и метателя коктейлей Молотова до ЭМИ-снаряда, оглушающего врагов и открывающего магнитные замки. Опять же, дрон совсем не обязателен для сражений, но с ним удобно снимать стрелков, ломать турели и дожимать шкалу здоровья особо вредных боссов.

При этом в The Surge 2 можно создавать самые разные билды персонажа. Помимо оружия, большую роль играет подбор брони. Она отличается не только параметрами защиты и сопротивления различным стихиями, но и бонусами за ношение половины и полного сета: дополнительный стихийный урон, лечение, бонусы при парировании и так далее. Наконец, отдельная вкладка инвентаря отведена под имплантаты – модификаторы, дающие необычные свойства персонажу. Вы можете сократить расход выносливости, сделать билд под парирования, значительно усилить огневую мощь дрона или придумать любой гибрид.

Но творческий подход игра, как оказалось, особенно не поощряет. Во второй половине прохождения я переквалифицировался в танка, надев два половинчатых сета с огромным показателем защиты и защитным же бонусом сета. Вдруг даже самые проблемные противники, включая боссов, почти перестали наносить мне урон. В The Surge 2 действительно два вида имбалансных билдов: на защиту и бонусы при парировании. Все остальное – нерабочий мусор для мазохистов.

У боевой системы The Surge 2 одно правило: либо ты ломаешь игру, либо она тебя. Честного поединка не будет.

15 лет гонки консолей показали на анимированном графике. Кто лидировал дольше всех?

Может оказаться и так, что вы пройдете всю игру с одним и тем же снаряжением. Вместо самих предметов с врагов падают чертежи, из которых можно создать броню из запчастей (те же души). При наличии нужных ресурсов вещи апгрейдятся, обретая все более серьезные характеристики и бонусы. Я достал одно имбовое электрическое копье, убив довольно сильного NPC на пятой минуте игры – им же обезглавил и финального босса. За 36 часов мой персонаж почти не менялся внешне – образ скрашивала лишь нелепая ковбойская шляпа вместо шлема.

Кибертуризм

Еще одна классическая черта souls-like игр – их внутриигровую карту геймер должен заучивать сам без значимых подсказок. Вот и The Surge 2 устраивает испытание памяти: здешний мир невелик, но выстроен покруче многих лабиринтов. Районы Джерико куда живописнее корпоративной свалки из первой игры, но в них легко потеряться.

Как обычно, каждая зона имеет множество развилок, среди которых первых делом стоит отыскать спрятанный шорткат к медицинской станции, ведь враги, разумеется, возрождаются при каждой смерти. Важную роль играет вертикальное перемещение: по ходу прохождения вы получите крюк сначала для спуска по установленным повсюду троссам, а на затем и для подъема.

Я порой удивлялся тому, насколько неожиданно левелдизайнеры закольцовывали локации и очень часто не понимал, где я вообще нахожусь – хоть бери листок и записывай каждый поворот. По этой причине The Surge 2 лучше проходить залпом, ведь стоит сделать перерыв на пару дней, вы забудете все хитросплетения городских коридоров.

Здесь все-таки есть одна карта, показывающая общий план города, но она бесполезна. Вы не найдете достаточно высокого ориентира для отслеживания своего направления, а пройти напрямую из точки А в точку Б, конечно, совершенно невозможно. И будто этого мало, весь ландшафт по сюжету пару раз изменится до неузнаваемости.

* * *

The Surge 2 так и не запала мне в душу, но и ненавидеть ее откровенно не за что. Все-таки это единственный известный мне souls-like такого масштаба в сай-фай сеттинге, да и сиквел привносит достаточно инноваций, чтобы не быть просто «клоном Dark Souls». Насколько хорошо ее уникальные идеи работают в текущей реализации – другой вопрос. Но прогресс в сравнении с оригиналом ощутим.

Отдельно отмечу техническую часть игры – в моем случае, в версии для Xbox One X. The Surge 2 на этой платформе работает в целом хорошо, но даже в режиме производительности нередко случались очень неприятные просадки FPS в некоторых локациях и при уничтожении грузовых контейнеров. Учитывая, что игра не поражает визуальным рядом, оптимизация разочаровала. Да и несколько вылетов избежать не удалось – один из них случился на финальном ролике.

Главные инди-игры октября: Джон Уик, якутский выживач и жизнерадостная Смерть

Приготовили суперсладкие свиные отбивные из Apex Legends

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья