Лучшие фильмы «Оскара 2025». «Боб Дилан» – слишком эталонный байопик с Шаламе
Гениально и усыпляюще одновременно.
Похоже, если в этом году кино номинировали на «Оскар», то сразу во всех категориях. У «Эмилии Перес» 13 номинаций, у «Злой» и «Бруталиста» – по 10. «Боб Дилан: Никому не известный» тоже рядом – претендует на восемь статуэток. Что это за фильм и сколько наград возьмет? Разбираемся в сериале Кибера об «Оскаре 2025».
Прошлые выпуски:
«Конклав»: почему триллер о выборах Папы Римского – не для всех
«Эмилия Перес» – почему фаворита премии ненавидит целая страна
«Я все еще здесь»: как трагедия одной семьи покорила Голливуд
«Бруталист» – главный фаворит «Оскара». В чем феномен фильма?
О чем фильм «Боб Дилан»?
На Западе Боба Дилана называли голосом поколения. Он пел о любви и раздирающих душу переживаниях, о свободе и ненависти к войнам. Везде, где был Дилан, собирались толпы, и каждый мечтал поймать его мимолетный взгляд.
Музыкант отличался удивительной смелостью: к примеру, внезапно менял жанр, за что на крупном фолк-фестивале был безжалостно освистан. Однако за отторжением всегда следовало принятие, превращая недавний свист в овации.
«Никому не известный» охватывает важные вехи из жизни Дилана. Становление, первые контракты, влюбленности, обрушившаяся слава, конфликты с фанатами. Хотя главная тема – ощущение себя заложником образа. Что если ты прославился как фолк-музыкант, но затем понял: нужно идти дальше? Стоит ли рисковать карьерой ради творческого порыва? Ответы режиссер Джеймс Мэнголд дает пронзительные и неоднозначные.

🎥 Следите за «Оскаром»? На RUTUBE (0+) собраны обзоры, мнения экспертов, нарезки и эксклюзивные материалы про главное событие в мире кино, а удобный интерфейс сделает поиск максимально комфортным.

В чем феномен «Боба Дилана»?
В 2024-м вышло много музыкальных байопиков, некоторые были поразительно смелыми. Возьмем «Быть лучше» о Робби Уильямсе. Там образ музыканта воплотила компьютерная обезьяна, а в финале была сцена, где герой дрался с легионом таких же нарисованных макак. Так режиссер показал дикую натуру Уильямса и борьбу с внутренними демонами. Фильм необъяснимо провалился в прокате, но был драйвовым, дерзким и зрительским. За это заслужил высокие оценки и народную любовь.
«Никому не известный» избегает такого креатива. Перед нами классический байопик. Даже слишком классический, чтобы зацепить аудиторию, которая не сходит с ума при виде Боба Дилана.
Фильм ровный, неторопливый и рассчитанный на аудиторию, влюбленную в ту эпоху. В кадре постоянно появляются легенды прошлого – естественно, с гитарой и настойчивым желанием спеть. Джонни Кэш, Пит Сигер, Джоан Баез. Для одних это просто имена, для других – небожители. А кто они для вас? Степень удовольствия зависит от ответа. Среди жюри «Оскара», похоже, сплошные фанаты.

Молодую аудиторию заманивал Тимоти Шаламе. За роль Боба Дилана молодого актера номинировали на «Оскар». В образе музыканта он хорош, поет замечательно. Никто другой не вписался бы в образ легенды столь удачно.
Шаламе отменно показал противоречивость творца. Одержимый музыкой, не расстающийся с гитарой, вечно нависающий над тетрадкой, где появляются строки будущих хитов. При этом наглый и местами социопатичный. Его фраза в адрес великой фолк-певицы Джоан Баез просто шокирует. «Ты зря так стараешься. Твои песни напоминают картины в приемной стоматолога». Какая сволочь!
Вот только фильм, опять же, не зрительский. Несмотря на скандальность Боба Дилана, Шаламе своего героя играет ровно и реалистично. Вместо дикого плача здесь максимум мокрые глаза. Вместо пылких речей – монотонные, местами даже усыпляющие диалоги. Не ждите от актера такой же феерии, как во время речи перед фрименами в «Дюне 2». Но критики такую жизненность оценили выше эмоциональности Пола Атрейдеса.

Сердце «Боба Дилана» – музыка, такая же приземленная и душевная, как и весь фильм. В «Злой» музыкальные номера напоминали буйный праздник с сотнями статистов, эффектной хореографией и дороговизной, сочащейся из декораций. Тем временем в «Бобе Дилане» песни напоминают квартирник, где собрались только свои.
В руках гитара, в зале истинные фанаты фолка, вокруг – скромный бар с обшарпанными стенами. Это создает особую атмосферу, которая дарит больше эмоций, чем высокобюджетный бродвейский перформанс.
Чего стоит выступление Джоан Баез. Девушка кладет гитару на колено, берет базовый аккорд Am и ангельским голосом запевает The House of Rising Sun. Каждая нота разрывает душу, каждая строка текста многозначительнее философского трактата. Слушатели растворяются в песне, как растворяется и зритель.
Вся музыка в «Бобе Дилане» – такая. Трогательная, простая и впитавшая суть эпохи, переживания творцов. Даже если не слушали Дилана, Баез, Кэша и Сигера, после просмотра гарантированно оцените пару альбомов.

Для Джеймса Мэнголда такой фильм – вызов
У Джеймса Мэнголда богатое портфолио, но в основном там блокбастеры для массового зрителя – как удачные, так и спорные. Он снял изумительного «Логана», где открыл миру Дафни Кин и показал Росомаху драматическим персонажем. Потом выпустил последнего «Индиану Джонса», где вместо очаровательного приключения читалось нечто конвейерное и посредственное.
Когда Мэнголд брался за драмы и байопики, все равно работал на аудиторию. К примеру, в «Прерванной жизни» с Анджелиной Джоли героиня безутешно рыдала, страстно танцевала и каждой сценой создавала динамику. Что уж говорить о «Ford против Ferrari», который не зря считают чуть ли не лучшим спортивным фильмом в истории. Даже далекий от гонок зритель сходил с ума, когда герой Кристиана Бэйла сталкивался с несправедливостью.
Режиссер всегда экспериментировал. Снимал изобретательные триллеры («Идентификация»), вестерны («Поезд на Юму») и комедийные боевики вроде «Героя дня», где персонаж Тома Круза очаровательно контролировал ситуацию.
Однако настолько классических и нацеленных на «Оскар» фильмов в карьере Мэнголда не было. Справился ли режиссер? По мнению жюри – безусловно. Но рядовой зритель не поставит «Бобу Дилану» такую же высокую оценку, как «Логану» и «Ford против Ferrari».

Какие награды возьмет «Боб Дилан»?
«Бобу Дилану» не стоит и мечтать о главных наградах. За «Лучший фильм» и «Лучшую режиссуру» рубятся «Бруталист» и «Анора». «Лучшую мужскую роль» наверняка заберет Эдриан Броуди. В «Лучшей женской роли» доминируют Ариана Гранде и Фелисити Джонс.
Пожалуй, единственный шанс на «Оскар» в номинации «Лучший звук». Там тоже мощные конкуренты вроде «Дюны 2», «Дикого робота» и «Злой». Но приглушенное пение Шаламе, скрип струны, по которой скользят пальцы, и акустика в барах, где собрались ценители фолка, заслуживают статуэтки.
* * *
🎬 Что еще посмотреть с участием Тимоти Шаламе? На RUTUBE собрана большая коллекция фильмов и сериалов, все это теперь можно смотреть даже без интернета, ведь для пользователей Android доступен просмотр в офлайн-режиме – просто скачайте фильм или эпизод любимого сериала. А с подпиской RUTUBE на Android вы можете загружать несколько видео сразу и смотреть контент без рекламы.

Реклама, 0+. ООО «Руформ», erid:2SDnje3qU7W




