8 игровых вселенных, успешно адаптированных в книжный формат
От редакции. Вы находитесь в блоге «Вестник оффлайна», автор которого рассказывает подробную историю олдовых игр и не только. Подписывайтесь на него и не забывайте оставлять комментарии!
* * *
Очень часто создатели игр обращаются к уже имеющимся сеттингам. Книжная основа является максимально надежной для видеоигровой адаптации. Причин тому масса: максимально подробная прописанность лора, истории и законов вселенной; персонажи, полностью раскрыть которых получится только в книжном или игровом формате; масштабные события, легко описываемые на бумаге и, ввиду недостатка технологий, невоспроизводимые в том же кино и прочая-прочая. Игровые адаптации «Ведьмака», «Метро», «Властелина Колец» и Лавкрафтовских ужасов своим качеством только подтверждают это.
А что, если сделать наоборот? Что получится, если написать книгу по сеттингу видеоигры? Ответ на это уже имеется и не один, а целых восемь!
«Книги по игре, сделанной по книге». Да, со Сталкером все немного запутанно. В основе игры лежала книга братьев Стругацких «Пикник на обочине». Но в процессе разработки игра ушла от книги настолько далеко, что растеряла почти всю свою схожесть с книжным произведением за исключением нескольких деталей.
Зато книги, написанные по игре, могут похвастаться прямо противоположным. Колорит сталкеров, знакомые персонажи и места, сама атмосфера Зоны бережно переносились на бумажные страницы десятками авторов. Большое количество писателей породило огромное разнообразие сюжетов. Начиная со сборников «Тени чернобыля» и «Чистое небо», прямо пересказывающих события игр, заканчивая философскими притчами вроде «Дезертира», чья давящая и мрачная атмосфера Зоны надолго западет вам в душу.
Обзор The Last of Us 2. Эта игра – причина простить 2020 год
Dragon Age
Титаническую работу над лором игр можно считать визитной карточкой BioWare. Сотни станиц кодекса и внутриигровых книг способствовали погружению в мир Века Дракона. Мир Тедаса огромен и вместить его в три игры задача почти невыполнимая. Литературные адаптации не смогут полностью решить ее, а вот серьезно расширить наши знания вполне способны.
Дэвид Гейдер 17 лет проработал сценаристов в студии BioWare Edmonton, поэтому к его произведениям следует присмотреться в первую очередь. «Украденный трон» и «Призыв» позволят гораздо глубже вникнуть в понимание первой части игровой трилогии. А «Маска призрака» расскажет о последствиях действий Хоука в Киркволле для Белого Шпиля – центра андрастианской религии.
Но не только Гейдер стоит внимания! «Империя масок» Патрика Уикса погрузит нас в самую гущу интриг и борьбы за власть над Орлеем. А «Последний полет» Лианы Мерсиэль откроет нам еще больше тайн Серых стражей, если «Призыва» окажется недостаточно.
Mass Effect
Этот пункт будет максимально предвзятым! Сколько бы времени не прошло с момента выхода трилогии, ни один автор так и не смог хотя-бы приблизиться к уровню Дрю Карпишина – сценариста Baldur’s Gate II, KOTOR, Jade Empire, Neverwinter Knights и первых двух частей Mass Effect. А отвратительная концовка третьей части стала следствием его увольнения.
Но хватит о грустном. Карпишин стал автором трех книг во вселенной Mass Effect. «Открытие» – его лучшая работа. Описывает события между Войной Первого Контакта и первой частью игры. Главным героем выступает капитан Андерсон. Как многие помнят, в первой части он упомянул, что именно его, а не Шепарда первым из людей рассматривали кандидатом в СПЕКТРы. Огромное количество новой информации и отличный сюжет делает «Открытие» обязательной книгой для фанатов серии.
Далее следуют «Восхождение» и «Возмездие», но они рассказываю в основном о Цербере и его экспериментах. На первое место тут выходят личные истории, оставляя большую политику, исследование галактики и масштабные действия на вторых ролях.
Assassin’s Creed
Не самый лучший пример книжных адаптаций в сравнении с остальными участниками данной подборки. Все из-за часто встречающейся монотонности и даже «сухости» повествования. Иногда складывается ощущение, что читаешь кодекс игры, а не литературное произведение. НО!
Книги являются весьма расширенным пересказом игр. Расширенным настолько, что даже ветераны серии найдут для себя много новой информации о мире игр. Книга «Отверженный» Оливера Боудэна, в которой описывается история Хэйтема Кенуэя, вообще лишена всех вышеперечисленных минусов.
Похожий случай и с «Ересью» Кристи Голден. Единственное произведение, действие которого почти полностью происходит в современности. Добавим к этому еще и более полное, чем в «Отверженном», описание точки зрения Тамплиеров и получим одну из лучших книжных адаптаций игровой вселенной.
Vampire: The Masquerade Bloodlines – лучшая игра про вампиров. Объясняем, почему
Warhammer
Тут мы ступаем на тонкий лед. Книжная вселенная Молота Войны построена на бэкграунде настольных игр. Но этот пункт здесь не зря, ведь полноценный сюжет, который вмещал в себя нечто существеннее пары страниц в книге правил, появился только в играх. Уверен, большинство читающих эти строки познакомились с мрачным миром далекого будущего или его изначальным фэнтези-вариантом через серии Dawn of War или Total War: Warhammer.
Перейдем же, наконец, к книгам. Большинству фанатов достаточно знать только одно имя – Дэн Абнетт. Без преувеличения, лучший автор в сеттинге Warhammer 40,000. Его работы в циклах «Ересь Хоруса», «Эйзенхорн», «Рейвенор» и «Призраки Гаунта» многократно увеличат знания читателя об Империуме Человечества, не говоря уже об их художественной ценности. Подобным качество может похвастаться разве что Аарон Дембски-Боудэн со своим грандиозным «Первым Еретиком» и множеством других отличных работ.
Любителям Warhammer Fantasy Battles не даст заскучать Уильям Кинг. Писатель положил начало сильнейшему циклу сеттинга – «Готрек и Феликс». Каких-то отдельных его книг я выделить попросту не могу, все они заслуживают внимания. А уже упоминавшийся Дэн Абнетт порадует «Молотами Ульрика» и «Всадниками смерти».
Но помните, тут описана даже не десятая часть всех книг по Молоту Войны. Считайте это скорее рекомендацией к началу знакомства с сеттингом.
Diablo
Как и подавляющее большинство книг по играм, серия Diablo включает в себя работы нескольких писателей. Но если вам не по душе средненькие фанфики, то внимания заслуживает только Ричард Кнаак. Его «Кровавое наследие», «Королевство тени» и «Луна паука» призваны скорее пробудить ностальгические чувства посетителей Старого Тристрама. Нефанатам эти книги будут малоинтересны.
А вот трилогия «Война греха» подойдет даже тем, кто вообще незнаком с играми сеттинга. Фанатам же трилогии эта серия обязательна к прочтению. И если первая книга всего-то дополняет и немного расширяет лор, то вторая и третья углубляют саму суть вселенной, давая читателю более осмысленное понимания Санктуария, Рая и Ада.
Помимо Diablo, Ричард Кнаак отметился неплохими работами по вселенной Warcraft. Но те, кто внимательно проходил игры, ничего нового из этих книг для себя не получат, так что идём дальше.
BioShock: Восторг
Джон Ширли, в отличии от всех упомянутых здесь авторов, написал всего одну книгу по игре. Предыстория первой части серии Bioshock получилась максимально близкой игровому оригиналу. Атмосфера, саспенс, персонажи – все это было бережно перенесено на бумагу. История взлета и падения величественного подводного города хороша даже в отдельности от творения Кена Левина. В сравнении же книги и игры выбрать победителя невозможно. Разные сюжеты, разные методы погружения, один и тот же Восторг.
Deus Ex
Киберпанк в этом списке будет представлен всего лишь одним сеттингом, зато каким! Что работы Уоррена Спектора начала двухтысячных, что более современные поделки Eidos Montreal пока что являются лучшими представителями своего жанра. В книгах Deus Ex недалеко ушел от этого звания. Приквел Human Revolution «Полет Икара» получил одни из самых высоких оценок среди книг по играм. Это прямая заслуга Джеймса Сваллоу, уже опытного автора, показавшего себя в работах по Warhammer 40,000.
Несмотря на сильную связь с Human Revolution, книга дарит нам совершенно другую историю о двух разных людях, за которых переживаешь сильнее, чем за Адама Дженсена. Несмотря на наличие других хороших работ от того же писателя, ни одна из них не сможет предложить ничего кроме стандартного «дополнения и расширения». Поэтому любителям как Deus Ex, так и киберпанковского жанра в целом остается только «Полет Икара».
Нет, серии «Метро 2033» здесь не будет! Все-таки в работе над книгами этого сеттинга авторы опирались преимущественно на произведения Дмитрия Глуховского, а не на игровые адаптации. Но серия, безусловно, заслуживает упоминания. По качеству историй книги могут конкурировать даже с франшизой S.T.A.L.K.E.R.
Разумеется, не все книжные адаптации получились невероятно успешными. Особенно обидно за «Адский город» и «Повелитель душ» Грегори Киза. История парящего города Умбриэля из вселенной The Elder Scrolls показала, что Киз хороший писатель и весьма посредственный знаток мира Древних Свитков.
Но это единичные случаи и сегодня мы убедились, что подавляющее большинство книг по играм вполне способно избавить нас от дефицита хороших историй и заслуживает занять место на книжной полке каждого дома.
На Xbox One X в стиле Cyberpunk 2077 есть скрытое послание. Найти можно только ультрафиолетом
Разбор слухов и инсайдов о Resident Evil 8: злой Крис Редфилд, омерзительные монстры и дата выхода
Автор: from_assware
Из всего перечисленного знаком только с книгами по Сталкеру. В школе перечитал, кажется, всё, что было печатного в соседних магазинах, и ещё кучу фанфиков разного качества на stalker-gsc. Серии про Химика и Пригоршню, Борланда, Луня. Очень запомнились Аномальные Каникулы. Из авторов помню Клочкова, Левицкого, Недоруба, Бобла.
Хз, понравились бы мне эти книги сейчас, но они точно привили мне любовь к чтению)
Хочется верить, что серия будет реинкарнирована с новым всплеском популярности игры.