Блог Сложная Линия
Трибуна

Киберспорт после коронавируса. 4 сценария от нашего блогера

От редакции. Вы находитесь в блоге «Сложная линия», автор которого пишет про киберспорт, Доту и разбирает бизнес-составляющую. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты!

* * * 

Всем привет. Одним из моих планов на эту весну было посещение мейджора по Dota 2 в Лос-Анжелесе. Это казалось таким реальным – мы живем в Сан-Франциско, и от нас до ЛА несколько часов машиной или час самолетом. Вы уже знаете, что мейджора не будет. И я вот что скажу, мейджоров вообще может никогда больше не быть…

Коронавирус когда-то пройдет, но наша реальность уже никогда не будет прежней. Люди быстро научатся приветствовать друг друга взмахом ладони вместо рукопожатия, минимизировать контакты, соблюдать усиленную гигиену. Главное не это – надолго останется совершенно оправданный страх массовых собраний и длительного пребывания с чужими людьми в ограниченном пространстве. Загнутся многие бизнесы: ресторанчики, кинотеатры, детские развивашки. Что же будет с нашим и мировым киберспортом?

Напиши про игру и получи приз! Третий месяц Лиги блогеров продолжается

Для стратегического планирования в бизнесе консультанты используют такой инструмент, как сценарии. Я решил сделать то же самое для киберспорта после эпидемии коронавируса. Итак, два основных фактора:

1) Интерес к киберспорту;

2) Развитие эпидемии.

Каждый из факторов может развиться в сторону усиления или ослабления, что дает нам 4 основных сценария:

The Last of Us

 

Самый мрачный сценарий. Болезнь повсюду, графики заболевших неуклонно ползут вверх. Последние коллективные собрания людей запрещены в попытках остановить пандемию. Люди вынуждены сидеть дома. Бизнесы не получают клиентов и массово гибнут, экономический спад повсюду. Уровень жизни людей заметно падает, их покупательная способность снижается, государственная поддержка уходит в основном на лекарства. Тут уже не до киберспорта. Уходят спонсоры, турнирные операторы и спортивные организации банкротятся и прекращают существование. Киберспорт замирает, впадает в анабиоз надолго. Возможно, навсегда. Вероятность сценария: низкая (для России – средняя).

Fallout

 

Оптимистичный сценарий, вот только не для киберспорта. Мир победил коронавирус, пусть и дорогой ценой. Экономическое благополучие стран, компаний и простых граждан сильно подорвано. Все усилия уходят на восстановление привычной инфраструктуры: образования, общественного питания, транспорта. У переживших пандемию бизнесов множество возможностей инвестировать, причем есть проекты значительно более привлекательные, чем киберспорт. Все-таки деньги, вложенные в условный Бургер Кинг, вернутся значительно быстрее и надежнее, чем вложенные в Virtus.pro. В этом сценарии мир расцветает, а вот киберспорт, увы, оказывается на обочине всеобщего оптимизма и загибается. Вероятность сценария: средняя.

Deus Ex

 

Самый прекрасный из сценариев. Мы победили болезнь, а за время борьбы так привыкли к киберспорту, что теперь жизни без него не видим. В игры пришли десятки миллионов пользователей, которые раньше о них и не задумывались. Для спонсоров здесь настоящий клондайк, и они выстраиваются в очередь, чтобы инвестировать в бешено растущую индустрию. Появляются многочисленные новые дисциплины, в киберспорт приходят настоящие гиганты: Гугл, Эпл, Майкрософт, Амазон. Нынешние игроки куплены этими гигантами. Создаются мировые киберспортивные федерации, проводятся полноценные мировые чемпионаты, конкурирующие за прайм-тайм ведущих телеканалов. Вероятность сценария: низкая, потому что он слишком прекрасен, чтобы быть правдой.

Final Fantasy

 

Наиболее вероятный из сценариев. Эпидемиологическая угроза – это всерьез и надолго. Государства ужесточают меры карантина, пытаясь замедлить распространение болезни. Традиционный спорт с его стадионами, залами и шумными трибунами больше не может существовать. Активное развитие получают его виртуальные заменители: не только сегодняшние киберспортивные дисциплины, но и многие другие. Компании, выпускающие игры, быстро ловят волну – и появляются отличные игры не только про футбол и гонки, но и баскетбол, волейбол, большой и настольный теннис, керлинг и что угодно. Но киберспорту придется измениться, ведь в нем тоже больше не будет LAN-турниров, не будет оффлайн магазинов мерча, не будет буткемпов. Вероятность сценария: средняя.

Самый вероятный сценарий — это именно то, к чему киберспорту надо готовиться уже сейчас, и о чем должны задумываться люди, приходящие в эту индустрию с инвестициями. Я не говорю сейчас о заведомо убыточном киберспорте на пространстве бывшего СССР, где кто-то живет только благодаря внезапной и необъяснимой щедрости Алишера Усманова – и только до тех пор, пока остаются его дармовые деньги, а кто-то вынужден мучительно учиться играть вдолгую, раскачивая маркетинг даже в ущерб спортивному результату. Не претендую на истину в последней инстанции, но вот о чем предлагаю подумать:

  1. Массовых турниров со зрителями не будет очень долго. Минимум полгода, до осени. Соответственно, не будет прямого контакта с фанбазой, медиа-дней, возможности выйти на красивую сцену с логотипами спонсоров. Оргам будут нужны игроки, способные поддерживать монетизируемый интерес аудитории, харизма станет важнее скилла. Денди – снова актив №1 в мире.
  2. Вся работа с командами теперь станет удаленной. Никаких больше буткемпов и тимхаусов. Все сидят по домам, все на разных континентах, никто никуда не ездит. Организации начинают инвестировать не в логистику, а в спортивную дисциплину. Ценятся пунктуальность, обязательность, знание иностранных языков. Если перуанец играет лучше украинца – NAVI возьмут перуанца. Гугл-переводчик снимет проблемы общения, а Скайпу все равно, откуда вы звоните. Игроки без знания английского не поднимаются выше тир-3.
  3. Дисциплины, где нужна полноценная командная работа – слишком рисковые в условиях тотальной изоляции. Развитие от киберспортивных организаций получат те игры, где игрок решает в одиночку: FIFA, Starcraft, Melee. Составов по Доте, Лиге, CSGO будет становиться меньше. Это, кстати, дает шанс киберспортивному Артефакту ))
  4. В условиях изоляции будет становиться все менее значительной разница между профессиональными командами и стаками талантливых паберов. Получат широкое распространение тренеры, стратеги и менеджеры на аутсорсе. Недоступность экспертности среди малолетней группы про-игроков организации компенсируют более широким внедрением искусственного интеллекта.

Простые рекомендации:

  • Учите английский.
  • Учитесь играть в соло-игры.
  • Учитесь улыбаться и нравиться публике.
  • САМОЕ ГЛАВНОЕ. Сидите дома, мойте руки. Будьте здоровы. Силы Света победят.

PS. Автор – PhD, MBA, профессиональный бизнес-консультант.

WePlay! против коронавируса: отдадут 150к долларов фондам, Кайл и Лил объясняют, как мыть руки

Игроки на Минере – худшие и вредят Доте? Это чушь

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья