Блог Нестудия
Трибуна

Бросить МГУ ради Доты и стать тренером HellRaisers. Accell – о профессии тренера, проблемах СНГ-студий и мете про-сцены

От редакции. Вы находитесь в блоге «Нестудия», автор которого разбирает игры и интересные моменты в Доте. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты! И не забывайте про комментарии – они мотивируют авторов писать больше и делают их посты лучше.

* * *

Александр “Accell” Литвиненко – стример, аналитик, персональный коуч и тренер состава HellRaisers по Dota 2 в запасе. Он проработал в команде Nix восемь месяцев. За это короткое время Accell успел начать стримерскую карьеру и побывать на RuHub в качестве аналитика.

В этом интервью вы не только познакомитесь с новой медийной персоной в СНГ-комьюнити, но и узнаете, как можно стать тренером профессиональной организации, чем занимаются коучи команд, что не так с русскими студиями освещения турниров, почему для проведения персональных тренировок недостаточно быть просто хай-ММР игроком, а также поймете, как сформировалась текущая мета на про-сцене и почему ваши любимые команды драфтят именно то, что вы видите.

С чего все началось?

– На своих стримах ты говорил, что раньше в Dota 2 ты лишь «фанился» по выходным, и только пару лет назад решил стать профессионалом. Как это произошло?

– Когда я учился в МГУ на физфаке, у нас была студенческая лига, которую организовывала ФКС. Я поучаствовал в ней, после чего у меня появилось желание заняться Дотой серьезно. Это перевесило даже желание закончить МГУ, и я ушел в другой ВУЗ. Совмещать МГУ и Доту было просто невозможно. 

– Сколько у тебя было ММР на момент проведения студенческой лиги?

– Порядка 6000.

– А, то есть ты даже «по фану» играл на высоком рейтинге?

– Как сказать по фану. Я играл 15 часов в неделю. Еще в школе я поиграл на тир-3 уровне. Потом просто отложил Доту, сделал упор на учебе.

– Как быстро поднял 8000 ММР?

– Я очень долго сидел на одном месте. Потом за лето, которое было перед переводом в другой университет, я поднялся до 7000. Буквально через полгода я попал в HellRaisers, где проработал 8 месяцев, и за это время я с 7800 добил до 8900, при этом играя очень мало. Я уже был внутри команды, играл максимум по 2-3 игры в день, потому что времени особо не было – просто винрейт был большой, потому что все остальное время тоже находился в Доте.

– В каких составах ты играл? С кем дошел до финала открытых квалификаций на Major?

– Я играл с Kodos, который буквально год назад подавал большие надежды, даже в Team Empire играл. Играл в стаках с Mastery, который сейчас в Empire; играл с Imba4, TTR – незнакомые ники для тех, кто не варится в тир-3 каше. Ни с кем из знаменитых никогда не играл.

В финале открытых квал мы проиграли Team Spirit, у которых был новый состав с DyrachYO, если я ничего не путаю. Тогда мы играли с TTR, imba4, Funn1k и Gilgir. С двумя последними потом встретились в HellRaisers.

– То есть в HR тебя позвал Funn1k или Gilgir?

– Gilgir и Funn1k пригласили потеститься. На тестах им нужна была пятерка, и Gilgir предложил меня. Я попробовал, всем понравилось, но в итоге решили, что я буду тренером. У меня уже был большой опыт персонального коучинга на тот момент, а других кандидатов на место тренера не было, поэтому я предложил себя на эту роль. Еще раньше, в немного другой состав, звали Daxak тренировать, но он не согласился. На место пятерки взяли Miposhka, о котором Nix очень хорошего мнения.

Неизвестный и очень открытый Никс: был на учете в милиции, играл в школьном театре, не пьет ради КПД и медитирует

– Можно ли сейчас попасть в организацию тренером не по знакомству, а, условно, по открытой вакансии?

– Не думаю. Тебе дадут шанс потеститься, если кто-то о тебе хорошо отзовется, желательно несколько человек. И при этом никто не должен отозваться плохо. Это не «пропихивание» знакомых; знакомство дает тебе именно возможность потеститься. Плюс нужно иметь определенный рейтинг или компетитив-опыт. Попасть с нуля не получится – придется пройти через тир-3 кашу, побултыхаться там и пострадать, но, если ты себя хорошо покажешь, тебе дадут шанс.

– Видишь ли ты себя тренером других Dota 2 составов? Открыт для предложений?

– Наверное, да, но сейчас я больше хочу играть, а не тренировать. Когда я только приходил в HR, мне оба дела были одинаково интересны. Теперь, набравшись опыта, поработав с более-менее именитыми игроками, посмотрев, как это выглядит изнутри, съездив на первый буткемп и сыграв с топовыми командами, я больше захотел играть. Чувствую, что могу играть минимум на уровне тир-2, а то и выше.

Если будет крутое предложение тренировать тир-1 команду, я, очевидно, его рассмотрю. Но шанс на это маленький. 

Про тренерство

– В чем заключались твои обязанности в HellRaisers?

– За 8 месяцев в HR я чем только не занимался. Разве что психологию не трогал, потому что на тот момент у меня не было такого опыта. Все, что касается игровых вещей, я делал: в какой–то момент занимался драфтами, хотя у меня это получалось хуже, чем у Nix, поэтому я скорее помогал, а не полноценно отвечал за них; разбирал наши игры и КВ; разбирал оппонентов, их реплеи, драфты, героев, вардинг и так далее; составлял расписание на буткемпе.

Изначально моей основной задачей была работа с саппортами – Gilgir, Miposhka, RodjER. Досконально изучал все их игры, давал оценку, потом мы это обсуждали, спорили, приходили к истине. Саппорты были довольны моей работой.

– Должен ли тренер заниматься оптимизацией тренировочного процесса, как это делал ты, или для этого нужен отдельный человек?

– Зависит от конкретного тренера. Нигде не прописано, что должен каждый тренер уметь или делать. В СНГ топовые тренеры – Arszeeqq, ArtStyle и Boo1k; три абсолютно разных человека, с разными подходами и разными спектрами задач. Еще зависит от того, что нужно организации или составу в конкретный момент.

– Придет ли киберспорт к системе из большого спорта, когда у команд на постоянной основе будет крупный тренерский штаб – с главным тренером и его помощниками, аналитиками, скаутами, физиотерапевтами, психологами и нутрициологами?

– У некоторых организаций это уже есть: отдельно тренер, отдельно – статсмен. Я считаю, что это не совсем правильно. Если в большом спорте статистика далека от процесса, то в киберспорте тебе как тренеру статистика нужна всегда – на драфтах, во время игры. Лучше самому собирать эту статистику. Прикольно иметь статсмена, но он не должен собирать и анализировать всю статистику за тренера. Статистика может врать, и ее нужно прогонять через свое понимание, свой опыт. Не думаю, что статсмен может с этим справиться.

Касательно остальных – в топовых командах такое тоже есть. У OG – психолог, который всегда с ними и который вносит большую лепту. В CS:GO у некоторых команд есть физиотерапевты с медицинским образованием. Но это могут себе позволить только богатые организации.

– Арзсик в интервью для cyber.sports рассказал фишку, которую он вместе с No[o]ne использовал для оптимизации драфта героев в мид (табличка матчапов всех героев). Можешь поделиться какой–нибудь фишкой, которую ты выработал за время работы в HR и которая помогала вам в аналитическом процессе?

–  Для саппортов был документ, куда мы с ними выписывали игровые паттерны, которых стоит придерживаться при игре на определенном герое в определенной ситуации. Например, для Вована мы вырабатывали жесткие паттерны на Chen, как стоять конкретную линию, как расставлять приоритеты и все в таком духе. Я этот документ структурировал для игроков, а они перед матчами его открывали и могли быстро освежить у себя в голове нужную информацию.

«Люди думают, что я какая-то тварь». Мощнейшее интервью с Арсзиком про развал Virtus.pro, хейт и титул гения-психа 

Мета компетитив и просцена

– Тебе нравится новая система драфта, с семью банами в формате 2–3–2?

– Драфтить стало проще. Легче готовиться к матчам: одно дело – придумать 4 бана против соперника, другое дело – два. То, что происходит дальше – отчасти импровизация.

– Сейчас керри в 99% случаев не оставляют на последний пик. Зачастую его берут и в первой стадии. Почему в мете брать первую позицию на ранних стадиях?

– Из-за трех банов во второй стадии. Во-первых, слишком много керри можно забанить, во-вторых, взяв героя на 7-8 пик [то есть вторым в своем драфте – прим. автора],  можно сделать много банов под него. Например, если ты берешь Anti–mage на 8-й, то ты банишь Slardar, Terrorblade и еще кого-то. Это удобно, все это понимают, что мудрить. Но все может измениться – Dota ничем тебя не ограничивает, главное, чтоб работало.

– В предыдущих патчах многие коллективы старались очень гибко драфтить в первой стадии. Сейчас почти всегда понятно, куда идут герои, взятые на первую стадию, хотя из–за двух банов в начале флексовые герое, наоборот, стали доступнее. Как ты думаешь, почему так?

– Для меня это тоже загадка в определенной степени. Не знаю, зачем люди отказываются от этой гибкости – она тебе ничем не мешает, наоборот, помогает в конце драфта что-то крутое завернуть. Как я видел, топовые команды оставляют себе какой-то флекс, хотя бы небольшой. Без него тяжело.

Все из–за меты. Сейчас очень мало героев играется. Пул на каждую роль небольшой, поэтому хочется метовых героев забрать как можно раньше.

– Возможно, отчасти это связано с тем, что некогда метовых Death Prophet, Dragon Knight, Ember Spirit, Nature Prophet сейчас меньше рейтят? Почему, кстати, с ними такое случилось? В патче их почти не меняли.

– Их ослабили. Ты читаешь патч – вроде героя не трогали, такой же крутой. Pangolier, например. Раньше он всегда появлялся в первой стадии, на четверку, на тройку, в мид, против контрпиков – неважно. А сейчас – где герой? В 1 из 10 игр появляется. Казалось бы, героя не меняли. Его вообще не трогали.

Суть в том, что теоретический анализ патча не помогает. Рейтинг всех героев после патча меняется. Та же Death Prophet была хороша в прошлом патче, когда темп игры был другой – из-за вышек, голды. Сейчас она просто не выигрывает, хотя вроде бы такая же – побеждает мид и так далее. Условные Anti-Mage и Terrorblade ее вообще не чувствуют; вот их возьмут на 8-й – и что, тебе в них брать DP?

– С чем связано возвращение Faceless Void? Он стал намного сильнее благодаря улучшению Hand of Midas и +1 к ударам по яйцу Phoenix на 1 уровне, или же просто нечем играть?

–  Сейчас очень маленький пул героев на первую позицию. Так сложилось, что все поголовно играют с хард-керри: нет ни Ember Spirit, ни Riki, ни Lycan. Все играют в суперсильного керри. Чем хорош Faceless Void? Тем, что ты ставишь на этого керри Chronosphere и убиваешь его – и не важно, сколько там слотов. Плюс темп игры замедлился, и Войд успевает нафармить. Можно сделать под него больше банов, убрать офлейнеров, которые сильно мешают.

Поэтому в мете герои под Войда. Их довольно много. А еще есть Phoenix, который либо в бане, либо в пике в 9 играх из 10.

– Почему все команды сейчас играют в чистые 4+1?

– Казалось бы, нелогично: подняли голду за убийство, хочется бегать и драться. Но на самом деле – нет: подняли Hand of Midas, усилили вышки, замедлили игру, изменили структуру драфта. Тебе на 8-й хочется взять керри, а иногда и на 5-й [первым в своем драфте – прим. автора] какого-нибудь Войда. А если ты так рано берешь керри, то хочется взять такого, который точно выиграет игру, потому что ради него тратится три бана.

Но мета меняется и без прямого вмешательства разработчиков. Раньше, в течение самых долгих патчей, которые длились по полгода, набор героев и стратегий очень сильно менялся. Если посмотреть на мету в начале тех патчей и в конце, ощущение, что это две разные игры.

– Вопрос к персональному тренеру и к тренеру профессиональной команды одновременно: есть ли смысл средним игрокам пытаться копировать в пабах игру Пуппея, или она слишком зависима от командной стратегии, и без такой взаимосвязи, какая есть в Secret, этого не получится?

– Паблики он ведь выигрывает? А делает то же самое. Только вчера смотрел его реплей, где он на Nature’s Prophet пятой позиции с двумя Wraith Band и Orchid Malevolence чувствовал себя отлично. Да, Пуппей играет мало пабов, но у него сотый ранг, иногда поднимается до 50 ранга. Но для копирования его плейстайла как минимум нужно выиграть линию, чтобы столько фармить. Пуппей всегда ее выигрывает, даже в пабах.

Все зависит от того, как ты поймешь игру Пуппея. Это тяжело исполнять, но можно пробовать.

Стримы

– Почему ты начал стримить?

– Мне всегда было интересно и приятно общаться с моей небольшой аудиторией, чем-то делиться, чему-то учить. Мне вообще нравиться учить, поэтому я занимался персональным коучингом. Я вообще думал, что стану преподавателем после окончания университета.

На стриме много именно обучающего контента: я объясняю людям, что надо делать, причем советую и конкретно по игре, и по развитию в киберспорте. Я понимаю, что эту информацию неоткуда взять, поэтому мне нравится стримить.

Плюс мне сейчас особо нечего делать. Постоянные стримы заставляют тебя чем-то заниматься, ты меньше ленишься. То есть стримы – самомотивация, приносящая удовольствие.

– Ты рассматриваешь стриминг как основной способ заработка в перспективе в случае, если в организации больше не позовут?

– Нет. Если мне нужны будут деньги, я буду активно заниматься персональным коучингом. Стримингом основательно займусь после окончания карьеры, если что–то не получится. Сейчас это просто хобби. Моя цель – стать профессиональным игроком и найти подходящую команду.

– Кого из стримеров ты бы порекомендовал смотреть тем, кто хочет поднять ММР?

Daxak. Единственный на Twitch, который является профессиональным игроком, при этом каждый день стримит, объясняет, что он делает, записывает обучающие видео, пусть и далеко не идеальные в плане формата. Аналогов просто нет.

Тем, кто захочет учиться: есть платформа GamerzClass – единственная в интернете, на которой про-игроки выпускают толковые обучающие видео. Там есть Сr1t-, N0tail, скоро появится Topson. Курс – 20 видео по 10 минут. Не реклама, просто совет. Я многое оттуда почерпнул.

– А Ghostik?

– Точно, забыл про него. Я с ним не знаком и не смотрю его. Знаю, что он делает обучающие видео, но ручаться не могу. Но, думаю, про-игрок ерунды не скажет.

– Ты кастишь киберспортивные турниры, как и многие стримеры, которые разбираются в игре на высоком уровне. Возможен ли сценарий, при котором в процессе роста конкуренции (и количественно, и качественно) со стороны индивидуальных кастеров студии рано или поздно разорятся?

– Не думаю. Аудитория «индивидуального кастера» в любом случае выберет его, а не RuHub или Maincast. Те, кто к Доте не имеют особенного отношения, не смотрят стримы каждый день и просто хотят посмотреть вечером какой–то матч, будут смотреть студию. Они не знают, кто такие Daxak, Nix, Sh4doweh, им интересны не эти люди, а профессиональное освещение от студии со всякими приколюхами.

Если от студии уходят люди к кому-то другому, это проблема самих студий. Нужно повышать качество контента, прислушиваться к аудитории. Основная проблема, из-за которой зритель может уйти к «индивидуальному кастеру» в лице про-игрока, это уровень аналитики и кадров, понимание Доты, профессионализм. Многие говорят то, что даже про-игроки не могут позволить себе сказать.

Скажу по себе: мне иногда смешно слушать, как человек, который почти не имеет отношения к Доте, не играл компетитив и вообще имеет 3 тысячи ММР, высказывается негативно в адрес профессионалов, в адрес людей, которые выигрывали The International. У меня это отбивает желание смотреть стрим дальше.

– Но ведь у этого человека с 3к ММР и отсутствием достижений такая работа – выражать свое мнение.

– Это можно делать по-разному. Можно выражать свое мнение, а можно настаивать на том, что оно единственно верное.

– То есть проблема в том, что некоторые аналитики и комментаторы некорректно высказывают мнение?

– Многие, я бы сказал. Недостаточно профессионально. Можно сравнить с Beyond the Summit, посмотреть на их набор талантов и поведение в студии, их профессионализм, корректность. Они преподносят мнение именно как мнение, а не как незыблемый факт, как многие в СНГ-комьюнити. BtS смотреть намного приятнее.  

NS учил нас жизни в прямом эфире. Прямо как батя

Коучинг и персональные тренировки

– Когда ты начал проводить персональные тренировки?

– Года три назад, когда у меня было 6к ММР. Не особо серьезно, для удовольствия. В тот момент я больше занимался репетиторством. Профессионально занялся этим с 8000 ММР.

– Сколько может получать персональный коуч в неделю?

– Сильно зависит от его медийности. Медийка играет более важную роль, чем статус или качество тренера. Тот же Daxak, если захочет заниматься этим постоянно, может зарабатывать очень много. Среднестатистический игрок с примерно 8к рейтинга же может получать чуть больше 100$ в неделю. Если стараться. Не так много клиентов, зато коучей достаточно, и среди них нужно выделяться.

– Давай составим портрет среднего клиента, который заказал у тебя персональную тренировку. Сколько ему лет, какой у него ММР, какие цели он ставит перед собой?

– Тяжело говорить о «среднем», разброс сумасшедший. Последнее время я не занимаюсь коучингом людей, у которых меньше 5к рейтинга, потому что это не очень эффективно, но раньше приходили люди с 2к рейтинга, возрастом до 30, даже больше. Дяденька приходит с работы, играет в Доту по вечерам или на выходных, хочет получать от этого кайф, то есть играть хорошо. Он просто говорит: «слушай, нет никаких глобальных целей, просто хочу стать лучше, чтобы не было плохо от самого себя».

В то же время приходят игроки под 7к рейтинга, говорят, что хотят на про-сцену, спрашивают, что им делать, как совершенствоваться, как смотреть реплеи. Контингент абсолютно разный.

Последнее время клиенты преимущественно в возрасте 20 лет, с 5-6к ММР.

– Что происходит во время индивидуальной тренировки?

– Зависит от клиента. Если приходит человек с запросом попасть в киберспорт, то сначала я отвечаю на все его вопросы – их накапливается очень много, а найти на них ответы невозможно. Стоит ли играть в тир-3 стаках или лучше сосредоточиться на ММР, на что стоит обращать внимание, что придется пройти, какие шансы и так далее. С человеком, у которого 5-6к рейтинга, мы в первую очередь именно по игре общаемся. Лейнинг, пул героев, как учиться, кого слушать, кого нет.

Основная концепция – не дать человеку конкретный набор знаний, а научить его учиться. Меня в свое время МГУ научило учиться, структурировать знания, постоянно подстраиваться и меняться. Dota 2 постоянно меняется. То, что тебе рассказали год назад, через год уже будет неактуально. Поэтому я стараюсь научить людей мыслить, выстраивать логические цепочки, пользоваться статистикой, следить за игрой.

Есть большая разница между коучингом и разбором реплея. Две абсолютно разные вещи. Достаточно быть игроком с высоким ММР, чтобы объяснить человеку конкретные ошибки в конкретной игре, посмотрев реплей. Чтобы заниматься коучингом, этого недостаточно.

Про жизнь и планы на будущее

– Ты уже сказал, что учился на физфаке МГУ, но перевелся. Куда пошел? Закончил обучение?

– В МИРЭА. Не закончил – я взял год академического отпуска. Хотел полностью на Доте сконцентрироваться. Хотя университет мне не очень мешал, если сравнивать с МГУ: два раза в неделю пришел, посмотрел, что там проходят, и все. Но я взял год академа и, скорее всего, буду заканчивать заочно.

– Если бы не Dota, ты бы остался в сфере физики?

– Я бы окончил МГУ, но физикой бы не занимался. Наука, в частности теоретическая физика, требует 40 лет жизни, чтобы дойти до топового уровня с лучшими учеными. И только тогда ты начинаешь заниматься реальной наукой. Не хочется всю жизнь на это положить.

– Можешь найти общую черту, которой тебя зацепила точная наука и Dota?

– Не особо вообще люблю точные науки. Математика – интересно, конечно, но не мое. Меня интересовала романтическая часть физики, которая даже ближе к философии; с ней в какой-то момент переплетается теоретическая физика. Мне нравилась тема космоса, мироздания, астрофизика.

В Доте мне нравится компетитив, а также ее постоянное развитие и изменение. Мне нравится учиться. Не важно, что это – физика, психология, которую я изучал после возвращение с буткемпа, литература. Дота позволяет постоянно учиться. Потолка нет.

– Как отдыхаешь от Dota в свободное время? Есть необычное хобби?

– Читаю. Очень люблю читать, не важно, что – художественную, научно-публицистическую, по саморазвитию, по психологии. Гуляю редко, фильмы и сериалы не очень люблю смотреть.

До 18 лет я ездил с отцом на охоту на Белое море. Мне нравилось, но в один момент мое мировоззрение резко поменялось, и охота стала мне чужда. То же с рыбалкой – раньше нравилось, теперь не хочется.

Сейчас нравится именно психология. Если в будущем буду заниматься коучингом, то, может быть, схожу на какие-то курсы.

– Есть люди, которые очень любят говорить, буквально получают от этого кайф. Например, Nix – он об этом рассказывал в недавнем интервью. Ты испытываешь удовольствие, когда много говоришь, например, когда комментируешь или сидишь в студии аналитиком, или тебе приходится пересиливать себя?

– Я чем–то похож на Nix по характеру, но я все же интроверт в большей степени. Мне нравится разговаривать тет-а-тет, по душам, но не каждый день. Я открыт для общения, хоть и интроверт, но большого удовольствия от обычной болтовни не получаю. Мне нравится говорить о чем-то интересном для себя лично – если есть с кем, я могу делать это очень долго.

На RuHub не было тяжело говорить. Дискомфорт доставляла только камера, но, думаю, и он пройдет, если этим заниматься. В аналитике мне наоборот не хватало времени, я хотел сказать больше. Могу и 20 минут рассказывать о командах, игроках, текущем состоянии коллективов.

– Последний вопрос. Появишься еще в студии RuHub? Хочешь еще туда прийти?

– Скорее всего, появлюсь, но я все еще жду фидбек от RuHub по тем двум дням, которые я там провел. Мне там понравилось: и студия, и люди.

– Сел бы в комментаторское кресло?

– Да. Мне кажется, комментировать намного интереснее. На аналитике очень мало времени, а я много могу рассказать.

* * *

Ссылка на Twitch Accell, а также на его группу ВК.

P.S.: Подписывайтесь на этот блог и обязательно оставьте комментарий, даже негативный. Любой фидбек важен. Спасибо)

P.S.S.: Еще можно на мой твиттер подписаться :D

Другие интервью наших блогеров:

Создавайте блог на cyber.sports.ru и творите. А мы поможем вам найти спикеров и сделать так, чтобы ваши материалы увидели тысячи единомышленников

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья