Zai – человек-оркестр. Он выполняет любые макрозадачи
От редакции. Вы находитесь в блоге «Нестудия», автор которого разбирает игры и интересные моменты в Доте. Подписывайтесь на него, чтобы не пропустить новые тексты! И не забывайте про комментарии – они мотивируют авторов писать больше и делают их посты лучше.
* * *
Когда речь в очередной раз заходит про гениальность Team Secret, говорят о нестандартных, но рабочих драфтах Пуппея, об отличном исполнении Ниши и Матумбамена, об умном передвижении по карте, о богатых саппортах. Реже всего обсуждают Людверга «Zai» Уолберга – а ведь именно офлейнер Secret зачастую позволяет Пуппею реализовывать самые хитрые замыслы.
Давайте посмотрим на героев, которых использовали офлейнеры некоторых европейских и СНГ-команд за последние три месяца.
У S4 из Alliance 19 различных героев за 65 игр, у Boxi из Liquid – 20 за 84, у Resolution из VP – 25 за 116, у DM из VP.P – 13 за 72. Ближе всех к Заю – даже чуть разнообразнее – Ceb из OG: 26 за 54. У Zai – 27 за 60, начиная с классических Панго, Марсов и Тимберов и заканчивая Квопами, БХ и Венгами.
У Зая нет одного четкого игрового паттерна. Людвиг выполняет самые разнообразные задачи, которые только может предложить ему Пуппей: то оказывает максимальное давление на линии, то занимается классическим плеймейкингом, то не дает жить кору соперника, то спейсит для саппортов, то практически меняется ролями с Япзором. От того и непостоянные показатели GPM и ластхитов у Зая: то он имеет много, то имеет меньше, чем четверка.
Вспомните, как выглядели иконки скиллов в первой Доте? Не ищите логику в этом тесте
Зай может быть жадным. И одновременно выполнять другие задачи
Вторая карта против Liquid на Dota Pit, где Зай бегал на Тайде, хороший пример для этого тезиса. Давайте подробно разберем ее. Одна из причин Тайдхантера на 17-ый пик – Люкан у Liquid. Помимо очевидно крутых Ravage и Anchor Smash в драках, Тайд с Котлом очень сильно лейнят против Люкана с Гримстроком за счет постоянных ударов якорем. Итог – Люкан вынужден уходить в лес еще до первого Necronomicon, имеет на 8-ой минуте на 300 меньше, чем Тайд и Лон Друид, а Зай к отметке 8.30 сломает т1 башню.
На девятой минуте Тайд вместе с Шейкером и Котлом убьет Люкана в форме с помощью Ravage недалеко от аванпоста, затем отдаст линию Пуппею и Япзору, а сам уйдет давить в мид.
По сути, значительную часть игры Тайд просто не давал Люкану спокойно качать линию и лес. После десятой минуты Зай преимущественно либо бил крипов якорем на линии, рядом с которой хотел бы находиться Люкан, либо включался в командные драки за объекты.
Пример: после драки, начавшейся с давления в миде, Зай обращает внимание на пинг Пуппея на Люкана и смещается вниз. Из-за появления Тайдхантера, Люкан был вынужден сначала сделать телепорт на свой т2 снизу, а затем и вовсе убежать в треугольник через всю карту. Зай же через какое-то время сделал телепорт в мид для защиты т1.
Другой пример. Secret понимает: после падения т1 сверху, Люкан захочет играть там. Тайд смещается наверх – он знает, что волк сверху, а волк знает, что к нему пришел Зай, и вынужден убегать. Люкан хорошо подрался в миде (убил Пуппея и поймал Нишу на Квопе с командой), но затем был вынужден уйти в свой лес – ведь Зай не дал сопернику продолжить давление, а потом вернулся наверх. В драке Тайд снова не дал развернуться Люкану – Liquid хотели подраться снизу, но Зай нажал телепорт, и волку в форме, которая действовала еще половину времени, пришлось мгновенно ретироваться.
Обратите внимание на итог: Люкан убил саппорта и мидера, но все равно в отрезок с 16.47 по 19.43 набрал всего 1400 нетворса – Матумбамен на Лон Друиде за это же время набрал 2000 (правда, он тоже убил мидера соперника).
Результат – у Secret на 45-ой минуте стоят еще две т2 башни против Люкана. Команда спокойно переживает пик силы волчары и компании, наращивает преимущество, а затем без каких-либо проблем заходит к сопернику на ХГ и заканчивает игру.
Еще пара слов о билде на Тайдхантера: Зай собрал Блинк только после Соулринга, Владимира и БКБ. В нормальном пабе вас бы покрыли нехорошими словами за такое, но Зай и Secret понимают, что они не собираются играть активно – соперник сам прибежит к ним на файт. При этом Тайд в драке не только выступает устрашением для Люкана, но и зонит Пака с Феей, поэтому БКБ нужен раньше блинка.
6 Аганимов которые ломали игру. Хорошо, что их больше нет
Зай с некрами. Как еще можно играть жадно
Тайдхантер – классическая, пусть и не особо метовая тройка. Из других героев в оффлейн, которые могут пылесосить линию и оказывать на нее давление, Зай играл на Тимбере (последний раз – первая карта против Alliance в плей-офф Dota Pit, 500 ГПМ и нетворс почти как у Ниши), Бистмастере (почти две недели назад) и Фурионе (почти месяц назад). Эти три героя входят в топ-6 самых жадных героев Зая (не берем в расчет героев с 1 игрой): 4, 3 и 1 места соответственно. Пятый – Некрофос, шестой – Энигма, а вот второй – внезапно – офлейн Queen of Pain.
На Квопе Зай с некрами первым слотом занимает определенную зону на карте, где выкачивает максимальное количество лесных спотов и линию. Людвиг рашит Guardian Greaves и не перемещается с командой, приходя лишь в драки с ультой, а также на Рошана. Именно по такому сценарию прошли две игры Зая на Квопе.
Краткий пример со второй карты против NiP. На ней Квопу и Венгу отправили в легкую линию – вероятно, решив, что стоять с Феей и Панго им будет проще, чем с БХ и Котлом. Зай стоял и фармил свою линию десять минут, затем сделал телепорт в драку на другую линию, чтобы дать ульт.
После этого Зай, как обычно, практически спушил т1 в легкой, но не успел – надо было подраться сверху. Т1 в сложной соперника была разрушена, Зай остался в выделенной на скриншоте зоне и фармил топ, лес и иногда мид, пока не собрал Гривсы. Вскоре после этого игра закончилась.
Ровно тем же самым Зай занимался против VP.P, разве что пошел он в привычную сложную линию. Результат: на карте против NiP Зай имел больше денег, чем Матумбамен на ДК, а против VP.P вообще обогнал обоих коров по нетворсу.
Коротко об Энигме. Игра против Alliance на второй карте вызывает интерес – на ней Людвиг снова собрал Некрономикон 1 и, по сути, действовал как на Квопе.
Энигма зарашила Некра и просто давила на вышку. При этом Зай шел 0-3 на десятой и 0-5 на пятнадцатой, его убивали, потом гангали, он имел низкий нетворс, но со своей задачей справился: в соло спушил т1 башню к 11-ой минуте.
После этого Зай остался сверху, и к 18-ой минуте демонтировал еще и т2. Вкупе с отсутствием т1 в миде у Alliance, Team Secret получили кучу спейса. Первый раз включился в драку Зай только на 19-ой минуте, а первый раз включился в навязанную своей командой драку только после появления БКБ. Понятно, что именно Пуппей умно ответил пушем на агрессию оппонента, а Зай просто исполнил свою роль – но эта игра еще раз подтверждает гибкость Людвига. К концу игры Зай имел топ-нетворс, топ-крипстат и топ-ГПМ (579) на карте.
Gpk в NAVI? Мы собрали все намеки на этот трансфер
Зай вносит импакт и без денег. Сигнатурный Панго, БХ без ластхитов и смена ролей
Для контраста с матчем на Тайде и Энигме вспомним игру против Liquid на Pushka League. На обеих картах Заю дали играть на Bounty Hunter; на второй карте Зай сделал… 46 ластхитов за 32 минуты. Сравним: у Пуппея на Бейне в этой же карте было 40 ластхитов, у Япзора на Рубике – 44. На Тайдхантере в игре, которую мы рассматривали выше, Зай сделал 366 ластхитов за 49 минут.
В начале Зай заскаутил линии – ему было важно встать против Котла с Бристлбеком (семь брони на лвл 1, заранее купленные стики, возможность воровать деньги и сидеть в инвизе, а также быстрый доступ к стакам на треугольнике). Он отправился на свою линию на телепорте лишь на 30-й секунде – убедившись в линиях соперника и попутно подрезав курьера.
Зай действительно здорово постоял против Бристлбека. Несмотря на смерть на линии, БХ к моменту смещения Бристлбека на стаки имел нетворс выше, чем у своего оппонента. На стаках же Баунти Хантер максимально мешал Котлу и Бристлбеку: воровал деньги, добивал крипов, атаковал Котла.
В итоге Бристлбеку пришлось защищать своего Котла вместо фарма, а сам Котл еще и задул половину стака в попытке продамажить БХ. Вскоре к назойливому БХ перетянулся еще и Манки Кинг – здесь Зай уже выжить не смог.
Все, что делал Зай дальше по игре – исключительно спейс и экономика: Баунти Хантер с десятой минуты просто бегал по карте, вешал трэки, нашел пару стаков, участвовал в драках (опять же, раскидывая трэки). В итоге на 20 минуте игры у БХ было 4,5к нетворса, в то время как у Япзора на Рубике – 4к. При этом Матумбамен и Ниша постоянно были очень богатыми – и БХ сыграл в этом свою роль: 20 ассистов за игру при общем числе убийств в 27 для Secret. Вроде бы не лучшая игра для БХ по нетворсу, по крипстату, по счету (1-7-20), но импакта Зай все равно внес достаточно.
Пангольер – сигнатурка Зая. И Панго отлично отображает нежадный плейстайл Зая: он входит в 33% героев, на которых Людвиг зарабатывает меньше всего (в матчах за последние 3 месяца). Зачастую в играх Secret Пангольер не убегает далеко по нетворсу и ГПМу от Япзора или Пуппея, да и по ластхитам герой ближе к саппортам, чем к корам.
Суть Панго в матчах Team Secret в последних патчах сводится к следующему. Примерно на 6-8-й минутах Зай делает смещение либо в мид, либо в свою легкую линию для того, чтобы принять драку. Если же этого не происходит (что редкость против топовых команд), Зай продолжает стоять линию и может погонять вражеского кора, если тот ушел в лес (и если тот сам не даст Пангольеру по лицу, но в таком случае этот кор с линии на этом тайминге не уходит). На примере ниже Панго около двух минут гоняет Никобейби на Морфе по карте: находит его в лесу, выгоняет со спота, затем вместе с Рубиком возвращается на линию, забирает ШД и отправляет Морфа обратно в лес.
После десятой минуты Зай либо фармит линию в соло и пушит тир1 башню пару минут, если керри ушел с линии, либо вместе с командой забирает эту башню и керри впридачу – спрятаться в деревьях от Rolling Thunder’a крайне сложно, что делает защиту т1 еще более тяжелой задачей. Еще один вариант развития событий – агрессия от оппонента на т1 в миде или в легкой Secret; в таких случаях Зай стягивается на драку, а его линию фармит кто-то другой.
После окончания лейнинга Зай на Пангольере, по сути, занимается тремя типами макрозадач:
- находится в драке (не пропускает ни одну), в которой ломает позиционку и дает ауру Vladimir’s Offering;
- пушит одну-две пачки на дальней от команды линии (герой позволяет – сразу два хороших эскейпа);
- не занимается активными действиями, потому что скаутит/страхует одного из коров (например, против VP.P на одной из карт Зай большую часть игры ходил рядом с Матумбаменом на Люкане)/байтит/ждет, пока команда стянется для следующей макрозадачи.
Пуш дальней от команды линии не только позволяет не рисковать остальным персонажам, у которых нет эскейпов или которые имеют слишком большие нетворсы. Существует довольно простой и одновременно сложный маневр: необходимо показаться в одном месте, чтобы неожиданно атаковать в другом. Зай отлично понимает этот маневр: зачастую ему с командой удается проводить отличные драки, когда Панго сначала показывается на дальней линии, а затем быстро смещается к команде на ноге – и Secret организуют отличную драку. Если соперник не ждет Панго в этой драке, то Зай точно уничтожит позиционку оппонента.
Простой пример: Панго с фонтана пошел на руну усиления, положил в ботл, отпушил две пачки в топе, через треугольник сместился к миду, где команда нажала смок. Драка снизу оказалась успешной.
Роскошное интервью Пуппея на русском: позвал Лила в Secret, забыл, против кого играл 😂
Немного другой пример убийства – теперь одиночной цели – после грамотного смещения с другой линии: Зай нажал телепорт наверх для защиты т1 башни, сделал килл, затем незаметно для соперника – через треугольник – сместился в мид, где прокатился по Алхимику и убил его на пару с Мипо.
Конечно, при таком геймплее Заю неоткуда брать деньги на большое количество артефактов – с пары пачек раз в 3 минуты много золото не добудешь. Посмотрите на его движение, например, на первой карте против NiP: за полторы минуты он зафармил один лесной спот, затем немного поскаутил свой лес, дождался, пока команда стянется, и зашел на чужой треугольник, где из-за отсутствия соперника позволил себе зафармить еще одну лесную пачку. Кстати, на 15-ой минуте у Япзора больше денег, чем у Панго.
Впрочем, Заю и не требуется много артефактов. Одного Владимира достаточно: после этого он максимально отдает спейс команде, фармя только при отпушивании дальних линий. Владимир, кстати, Зай не собрал первым слотом лишь однажды, начиная с ESL One LA. Ту карту Secret проиграли.
В отдельный тип игр можно выделить карты, на которых Зай практически меняется ролями с Япзором. В таких играх Зай фармит на линии буквально один артефакт (Necronomicon 1 + сапог на Шейкере, Phase Boots на Таске), а затем уходит в роум, давая своей четверке (Тинкеру и Квопе соответственно) возможность фармить больше – благо герои Япзора позволяют. Как итог – Secret разменивают одну кор позицию на двух полукоров.
Золотой Пуппей. Откуда у саппортов Secret столько денег?
Зай-плеймейкер. Как это выглядит
Удивительно, но самая привычная роль для офлейнера – плеймейкер – Заю достается реже всего. На последних трех турнирах (Pushka League, Gamers Without Borders и Dota Pit) Людвиг провел не больше пяти игр на роли полноценного плеймейкера.
Явным плеймейкером Зай становится, когда Пуппей пикает ему Марса. На Марсе Людвиг нацелен на ведение игры: в районе десятой минуты он почти всегда смещается на другую линию для защиты/атаки башни, затем тратит немного времени на завершение первого артефакта (чаще – Владимира), после чего преимущественно передвигается с командой в поиске фрагов или для захвата обжективов.
В качестве наглядного примера приведу отрезок из игры против Na’Vi на Pushka League. На десятой минуте Марс стягивается на другую линию (изначально он стоял в легкой) после смерти: Arena of Blood готова, тиммейты, в том числе и мертвые, скоро подтянутся. Зай организует драку, помогает сделать килл на офлейнере соперника. Secret забирают башню. После этого команда разбивает смок и выходит в лес оппонента (у Марса все еще есть арена), где, правда, никого не находит.
После прогулки по чужому лесу Марс подтягивается в мид, где Team Secret пытаются навязать драку, но Na’Vi играли аккуратно. Зай сместился на нижнюю линию, где играл Рики, предварительно зафармив пару лесных спотов, и отпушил лайн. После этого Марс получил свой Владимир и снова предпринял попытку навязать драку в миде.
Na’Vi опять избежали драки, но на этот раз Secret уже наказали оппонента за пассивность: Марс через лес соперника вышел к т2 башне в топе, помог Пуппею и его зоопарку начать сносить башню, а затем вернулся в мид, где с Рубиком и Квопой забрал уже т1 башню.
Как я уже сказал, после появления первого артефакта на Марсе Зай фармит мало. Тем не менее, Зай на Марсе зарабатывает много денег с киллов и ассистов как плеймейкер, плюс все равно чаще добивает крипов, чем на Пангольере (и тем более чем на БХ), благо второй скилл Марса позволяет очень быстро пушить пачки. Как итог – Марс из героев Зая за последние три месяца по ГПМу находится чуть выше середины. На Марсе Зай фармит заметно меньше, чем, например, на Квопе, Тайде или Тимбере, но заметно больше, чем на Панго и БХ.
***
Главное качество Зая – умение сыграть качественно на каждой из ролей на своей позиции. Людвиг редко залетает в хайлайты, на его движения и исполнение редко обращают внимание, но разнообразие и умение Зая на этом разнообразии грамотно исполнить позволяют Secret очень гибко подстраиваться под каждый драфт, каждого соперника и каждую ситуацию.
Еще один офлейнер, которому доверяют разнообразный пул – Себ из ОG. Через пару часов после выхода текста, кстати, OG сыграют с Secret. Ждем домашних заготовочек от Себа и Зая?
P.S.: Подписывайтесь на этот блог и обязательно оставьте комментарий, даже негативный. Любой фидбек важен. Спасибо)