Блог Тян не могут в Доту

Почитайте про команду, которая сегодня выбила Virtus.pro: ее создали двое русских, на тренировки приезжал спецназ

Большое интервью про бизнес от Яны Медведевой.

Санек, Алеша и Ольга приехали на мейджор по Dota 2 и уже вынесли Virtus.pro! Правда, за этими именами скрываются не ребята из СНГ, а игроки из Азии, выступающие в составе Reality Rift. А русские имена им в шутку дали владельцы организации – «белые воротнички» из России Илья Власов и Илья Славин.

Я общаюсь с ними не в первые. Полгода назад они рассказывали мне, как решили бросить работу в стратегическом консалтинге и банке ради мечты о собственной киберспортивной команде и сети компьютерных клубов. А теперь с еще большим энтузиазмом делятся, как на тренировочную базу врывается спецназ, как отпаивают игроков кофе перед важными матчами и переживают за них, замеряя пульс.

Текст был впервые опубликован 11 декабря 2019 года.

В команде из Азии ники «Ольга» и «Санек», а владельцы – русские бизнесмены. Вышли на мейджор!

– Максимальный пульс на квалификации?

Илья Власов: 135, по-моему. Это был последний матч в группе против Neon. 

Илья Славин: У меня пульса не было. У меня случился инфаркт.

– Кажется, инфаркт мог случиться и в матче за выход после тяжелой первой карты.

И.В.: Да, тяжело было. Молодые ребята нервничали, и это чувствовалось. Особенно AlaCrity, Hustla, Drew – все трое. Поэтому мы проиграли первую карту. Вторую с трудом, на классе выиграли. А перед третьей мы их накормили сахаром, напоили кофе.

И.С.: Побили палками! :)

И.В.: Конечно! Дали кофе AlaCrity. Я сейчас не шучу: ему даешь кофе – и он играет по-другому. И уже с первой минуты до последней у нас не было сомнений. Было видно, что когда мы спокойны, мы можем показывать очень хорошую игру.

– Какие еще есть магические способы воздействия на игроков?

И.С.: Русский мат подходит хорошо!

И.В.: Да, они уже ознакомлены с данной дисциплиной и используют сами! Hustla у нас вообще полиглот: он и на китайском может, и на филиппинском, и на русском, и на монгольском. Но только ругательства пока!

А если серьезно, никто не знает, какие способы использовать. Совершенно непонятно, как это работает. После первой игры в плей-офф все приуныли. Я думал, что мы посыпемся. Но во второй собрались, да и победа зарешала. А дальше пошел правильный расслабон. И последний матч получился легким.

– Перед победными квалификациями были и неудачные. Открытые квалификации на TI, поражение в стыковом матче на квалификацию на майнор. Как справлялись в этот момент?

И.В.: Мы ставили реалистичные цели. В прошлый раз целью было попадание в закрытые отборы. А нас туда взяли и пригласили! Так что цель выполнена – наслаждайтесь.

Мы не пушили, мы понимали, на что команда способна. А на этих квалификациях уже была цель отобраться. Мы понимали, что должны это сделать с нашей игрой. И так и получилось.

Не случалось ситуаций, когда нужно выиграть во что бы то ни стало, а они вдруг проигрывают. Обидно, конечно, было. Хотелось большего, но мы понимали, что это нормально. Мы тот матч против BOOM ID с Ильей вместе смотрели, он как раз был в Сингапуре. Да, много мы всяких разных выражений использовали! Но мы осознавали проблемы и знали, что если их убрать, то будет лучше.

– Что это были за проблемы?

И.В.: У нас были проблемы с драфтами. Мы круто дрались, а на хг заходить нечем. Ember и Spectre – вот чем мы на хайграунд заходили.

И.С.: Еще были легкие трудности с уверенностью у ребят на кор-позициях.

И.В.: Да, у нас на тех квалификациях Luk, наш керри, очень сильно болел. Я не буду вдаваться подробности, но из-за проблем со здоровьем он сделал паузу в профессиональной карьере. И на те отборы как раз пришелся пик этих проблем. У него был очень сильно ограничен пул героев: только Spectre, PL – то, чем он может играть на автомате. Это ограничивало наши возможности.

Плюс из-за своего состояния он не мог находиться под давлением. Поэтому он попросился сам уйти. Мы все понимаем и не могли его удерживать. Хотя мы не хотели никаких замен.

March отслужил два года на флоте, а теперь капитан лучшей команды Азии

– За это время вы еще поменяли игрока четвертой позиции. Почему пошли на замену?

И.В.: Все просто. Мы тоже не хотели никаких перемен. Мысль появилась, когда мы три раза пытались привезти СиДжея [gk, бывший саппорт команды – прим. Sports.ru] на базу, а его не выпускали с Филиппин. Говорили: «Ты едешь в рабство! И мы о тебе заботимся и из страны тебя не выпускаем». Вот и все.

Мы ничего не могли с этим сделать. Мы потратили кучу денег на билеты, которые никто не возвращает. А он живет не в Маниле, а в трех часах лета от нее. Кажется, мы отдали на билеты 5-6 тысяч долларов. 

Поэтому пришлось искать. И мы нашли вот такое дарование!

– Кто нашел?

И.В.: Нашел тренер Mika. Мы на Reddit написали, в твиттере и в Facebook у NuTz запостили, что ищем четверку. Нам ответили человек 150. Из которых половина «Я 3k, но очень старательный!». Хотя мы прямо говорили, что до 7k не стоит пытаться, нам нужен кто-то более-менее готовый. 

Шорт-лист у нас состоял из 12-13 человек. Мы тестили их, играли тренировки. Hustla был одним из ребят, кто написал Мике в дискорде, прислал профиль – довольно впечатляющий. Мы его взяли на тренировки, сыграли две игры и ребята сказали: «Вау! Это офигеть!». И через полчаса мы получаем сообщение от Hustla: «Ребят, я так плохо сыграл! Дайте мне еще один шанс, дайте мне себя проявить!». Хотя мы уже и так собирались его брать.

У него нет никакого опыта. Но у него есть бешеная работоспособность и старательность: 3 года назад у него было только 4k MMR. Он из Монголии с пингом в 150 показывал какую-то нереальную индивидуальную игру. Но мы понимали, что еще кучу вещей ему предстоит узнать.

– В SEA-регион часто зовут СНГ-игроков. У вас не было таких идей?

И.В.: Как раз когда мы искали четверку, на Sports.ru вышла статья, где ArsZeeqq говорил, что Y0nd – крутая четверка и вообще будущее страны. Мы этому парню написали, но он нам не ответил. 

А так у нас были еще кандидаты из Европы в шорт-листе.

«Я бы гордился таким сыном как Рамзес». Огромное интервью Романа Дворянкина о жизни и Доте

– Возможный перенос квалификаций чуть было не испортил вам много планов. Вы впервые сталкивались с такой проблемой или уже были прецеденты?

И.В.: Это был второй случай. У нас месяц назад была драма с SEA Games – это местная Олимпиада. У нас NutZ – капитан сборной Сингапура. Организаторы этого турнира сказали: «Нам пофиг, у нас Дота с 1 по 6 декабря». Ровно во время квалификаций. Мы им написали через Киберспортивную федерацию Сингапура, которая ходит под Министерством спорта. Филиппинцы Adroit, 496 – все писали. Но им все равно. Было непонятно, что делать, NutZ очень сильно переживал. Мы с ним договорились, что DPC в приоритете, но он собирался пушить через твиттер и так далее. И в итоге отвоевали перенос.

– Вы участвовали в создании письма к Valve, когда речь шла о переносе квалификации?

И.В.: Нет, нас никто не звал, но мы бы с удовольствием поучаствовали.

И.С.: Я думаю, после отборов на мейджор будут звать!

– Кроме таких проблем с расписанием чем-то киберспорт успел удивить?

И.В.: Честно говоря, успел. Не знаю, насколько это корректно говорить, но мы общались со многими топовыми тренерами и планировали привезти кого-то известного. Мы им рассказывали, что у нас уже есть. И они отвечали нам: «Это так продвинуто!» Хотя у нас на тот момент существовали какие-то базовые вещи: игроки спать уходили по расписанию и разборы игр проходили более структурированно. Какие-то простые вещи, но мы понимали, что даже в хороших командах такого иногда нет. Это удивляет.

– Буткемп перед мейджором вы хотите провести в СНГ. Дело в таймзонах или в чем-то еще?

И.В.: Тренировки. Здесь, в Азии, тяжело со скримами. TNC, Fnatic,  китайцы – они с нами вообще не тренировались. Мы играли с Cignal, Neon – вот наши соперники. Даже Adroit с нами не скримились! Нам приходилось выискивать оппонентов. Плюс здесь очень распространенная тема, когда договариваешься о тренировке, а за пять минут тебе пишут: «Сорри, мы передумали».

– Мне кажется, это не только азиатская проблема.

И.В.: Наверное. Просто в Европе больше опций.

– Если у вас не было возможности тренироваться с топовыми командами региона, как вам удалось добраться до такого уровня?

И.В.: У нас два тренера. Есть Мика – сложно сказать, какая у него должность.

И.С.: Он генеральный менеджер, он же тренер.

И.В.: И у нас есть Олег, который у нас тоже числится тренером. Он отвечает за фитнес, питание...

И.С.: И драфты и аналитику!

И.В.: Да, вот такой странный набор, но это работает. Мика отвечает за результат, скажем так, а Олег специализирован на конкретных вещах. Он принес нам очень много пользы. И у него были интересные идеи и подход. И Мику он разгрузил, так что тот смог больше качественного времени уделять своей работе. Мы много изучали патч и много смотрели – мы ко всем очень плотно готовились. К тем же TNC мы были готовы, а они нет. Мы знали все, что они будут делать. Героев, которых они будут банить и брать, мы прям записали на доске. И как они во второй игре нас будут на место ставить и жизни учить, мы тоже знали.

Просто на это нужно тратить время и готовиться. Для этого должны быть подходящие игроки, которые готовы слышать, воспринимать критику, уделять этому внимание. Куча факторов, умноженных на время. Наша гипотеза о том, что за два месяца ничего не добиться, на нас и подтвердилась.

– Не все подписаны на ваш паблик и поэтому не знают историю происхождения приписок с русскими именами. Откуда они появились?

И.В.: Я изначально придумал написать их ники, но по-русски: КейВайИксВай. Мы так сделали  – и было ужасно. Илья предложил добавить русские имена. И всем эта идея очень понравилась.

И.С.: Я ничего особенного не придумывал. Просто взял какие-то интересные имена!

И.В.: Все началось с Санька. Есть стример Артем Гаргонит из ставочного коммьюнити (ну кому еще надо смотреть матчи нашей команды?) Я общался с ним в чате и он сказал: «Если назовете AlaCrity Саньком, буду все ваши игры стримить!» Мы так и сделали. А потом пошло-поехало!

И.С.: Сначала мы хотели всем раздать мужские имена. Но потом решили, что мужской коллектив должен быть разбавлен женщиной! И делегировали NutZ на эту роль. У Кровостока есть песня «Теряю голову», где фигурирует имя Ольга. Да и вообще мне это имя очень нравится. И мы подумали, что почему бы и нет? Наш капитан по телосложению как раз больше остальных подходит на эту роль! Мы поняли, что Оля нужна команде! :)

Сейчас мы  думаем, чтобы дать имя Наташа Мике, нашему тренеру. Нужно только согласовать этот момент.

– А с чем связано имя Наташа?

И.В.: У меня ощущение, что Илья просто дает и имена своих родственников. У него тетю Ольга зовут, Наташа – имя его мамы. Вот такая у меня гипотеза! :)

И.С.: Да, Илья прав. Но я еще очень часто в Турцию и в Египет ездил. А там слово «Наташа» – это нарицательное.

И.В.: А, кстати, Руслана у нас выбрали голосованием в паблике!

Что происходит с Drow Ranger, и керри ли она теперь?

– Зато болеть как весело за них из СНГ! «Ольга, ну где ты была?»

И.В.: Да, все ставочники любят говорить: «Вот, Ольгу опять в лесу гангают!» :D

– Илья в твиттере писал, что переживать за свою команду – это для здоровья хуже, чем работа в финансах. Настолько это отнимает больше нервов?

И.В.: Это другой стресс. Он крутой, он нравится.

И.С.: Здесь ты смотришь за чем-то своим, родным! И переживаешь за них как за близких родственников. Это другие переживания. Я могу сказать, что эти переживания гораздо приятнее, чем то, что ты испытываешь, работая на большую компанию.

И.В.: Там скорее стресс и негатив, а здесь переживания. Проиграли – ты погрустил. А если выиграли, то ты так порадовался! Я уже который день хожу счастливый.

И.С.: И здесь многие вещи в твоих руках. Если в компании что-то не получилось, то тебе могли мешать целая куча людей. А тут ты владелец, тебе проще что-то исправить, контролировать. В общем, не работаешь на дядю!

И мы правда с Ильей чувствуем себя как папа и мама наших приемных детей!

– Когда только начинали свой путь в киберспорте, ожидали таких впечатлений?

И.С.: У нас не было никаких ожиданий. Не понимаешь, просто делаешь.

И.В.: Было интересно. Я помню, как мы ночью вставали смотреть матчи Virtus.pro на TI, на мейджорах. Помню, что было классно, даже если они проигрывали. И вот сейчас то же самое ощущение, только увеличенное в 100 раз.

 

– Когда я готовила материал о тир-2 сцене в СНГ, многие руководители организаций рассказывали о ее плачевном состоянии. В Азии тоже все сложно?

И.В.: Я знаю четырех владельцев команд, у которых были составы по Доте и они их закрыли. Это EvoS, Team Flash, Resurgence (они еще не анонсировали) и Battle Arena, малайзийская команда, где играли Yamateh и AlaCrity. Я с ними общался. Они смотрят на меня как на обреченного. Нереальная конкуренция, слишком большие зарплаты и слишком маленькое вознаграждение. Это факт.

Конкурентность отпугивает слабые команды. И я могу понять, почему. Ты собираешь состав из тех игроков, кто был под рукой, за месяц они ничего не выигрывают и ты говоришь: «Ой, это дорого, я распускаю!». Ну и пусть с ним, как мне кажется. Как работал, так и получилось.

Конечно, нам сейчас легко говорить. Мы прошли на первый турнир и, возможно, проиграем все следующие. Но мне кажется, проблема в том, что люди не хотят вкладываться. Риски достаточно большие.

Все эти команды ушли в мобильный киберспорт. В Азии Mobile Legends – топ-1. Здесь стадионы собираются на это смотреть. Там конкуренция гораздо ниже. Команда может стать чемпионом мира без полной вовлеченности. Они могут где-то работать и между делом готовиться к турниру.

И.С.: Конечно же, дело в деньгах. Всегда так. Но когда создаются тир-2/3 команды, у меня нет ощущения, что люди делают это с долгосрочной перспективой. Они не подходят к этому структурированно. Я считаю, что даже при наличии совсем небольшого количества денег можно сделать качественную команду. Просто вопрос в желании, времени и подходе. 

Я не буду называть конкретных имен, но есть одна команда, в которой игроки постоянно меняются. Это противоречит нашему подходу.

И.В.: Начинается на G, заканчивается на M.

У Valve новая тактика патчей: следуют за мнением про, рубят с плеча

И.С.: Люди постоянно решафлят составы, а потом приходят и плачутся, что у них ничего не получается. Ведь проблема не только в деньгах. Понятно, что тебе никто не принесет их и не скажет: «Бери и играй». Это все работа, усердие.

И.В.: Мне кажется, что в Азии тир-2 сцене гораздо проще живется. Запросы игроков не такие большие. Можно найти игроков на зарплату в 300-500 долларов в месяц. Во-вторых, здесь очень много турниров, особенно в Китае, которые организуют ставочные конторы. Там призовые в 20-30 тысяч долларов. Да, мы еще ни одного такого турнира выиграть не смогли, но уровень команд там относительно невысокий. Те же Neon там часто побеждают. По идее, можно на это прожить.

А по аудитории и продажам спонсорам в мобильном киберспорте просто будет проще. Там аудиторию проще получить, потому что там легче получить результаты.

– Кстати о спонсорах. Вы говорили, что будете их искать, несмотря на то, что у вас есть инвестиции, вложенные в организацию. Есть ли успехи?

И.В.: Сейчас переломный момент, у нас появились результаты и нам станет проще. Изначально мы сфокусировались на построении тренировочного процесса, отдавали на это все силы. Понимали, что пиарить что-то, что не дает результатов – это не очень. Нам самим было некомфортно этим заниматься.

А сейчас у нас есть хорошие партнеры по арене: Logitech, Secret Lab, ASUS ROG – топовые бренды. Их мы стараемся перенести на киберспорт, на поддержку команды. Пока это неофициальные партнерства, но сейчас мы обсуждаем полноценные спонсорские контракты. 

Спасибо Давиду Даштояну, который сейчас работает в Gambit. Мы вчера с ним пообщались, он нас коротко проконсультировал, поделился каким-то минимальным пониманием.

Сейчас мы стараемся монетизировать тот факт, что мы прошли на мейджор. А вообще в планах плотно заняться производством контента и маркетингом. Наш контент-менеджер будет жить с командой.

И.С: Так что ждите качественный контент!

– Влоги!

И.В: Проблема видосов в том, что они очень дорогие, а отдача не всегда понятная.

– А какой тогда контент балансный?

И.В.: У нас на странице в Facebook самый комментируемый пост – это где я написал десять раз букву “А”, когда мы прошли на турнир. Мы попробуем с другими буквами! 

Интервью с kYxY круто вышло. На нем больше тысячи лайков, хотя у нас только 4 тысячи подписчиков. Это довольно большой результат. У нас вообще большая вовлеченность – все эти тысячи людей здесь с самого первого дня команды, они чувствуют свою причастность. И мы стараемся с ними поддерживать открытый разговор.

– Это разве не фишка азиатского рынка и Южной Америки? Очень активная аудитория Facebook.

И.В.: Я бы не сказал. Я смотрю страницы других команд – и там скучно. Мы тоже пошли одно время таким скучным путем: джентльменский набор красивых картинок с результатами, анонсов. Надоедает это очень быстро. И я не думаю, что это верный способ.

И.С.: Ждите картинок с котиками. С ними лучше!

Отчаянный Паша и драфт для керри: как играют NAVI?

– В Азии дорого содержать тренировочную базу?

И.В.: Дом, повар, уборка, электричество – 5 тысяч сингапурских долларов. Это около 3,5 тысяч американских долларов.

У нас дом на пять спален, где у каждого игрока отдельная комната и ванная. Плюс есть квартира на две спальни для тренерского штаба. Она в десяти минутах ходьбы. Правда, Мика на скейте ездит и два раза уже успел убраться.

У нас работает шеф – женщина, которая готовит, занимается уборкой, стиркой...

И.С.: И драфтами! :D

И.В.: Ну вот, спалил все секреты!

Да, все это выходит в 3,5-4 тысячи долларов. Дешевле, чем в СНГ. Так что приезжайте, у нас круто! 

– А по сравнению с Америкой так это вообще немного.

И.В.: Наша база находится в городе Джохор в Малайзии. Я из Сингапура до дверей этого дома добирался за час. Это очень близко. Но если их оттуда перевезти в Сингапур, то это будет дороже минимум в три раза. Мы этим пользуемся, почему бы и нет.

– Cignal в решающей карте против TNC столкнулись с проблемой с интернетом. В Малайзии с этим все нормально?

И.В.: У нас один раз отключали интернет. Молния ударила.

А еще к нам три или четыре раза приезжал спецназ. Они думали, что у нас подпольное казино.

– Почему появились такие подозрения?

И.С.: А это жалуются соседи!

И.В.: У нас сосед – какой-то госслужащий. И ему вечно что-то не нравится. Мы не шумим, мы себя прилично ведем (я надеюсь!). Но на нас жалуются.

Приезжает спецназ. Прям маски-шоу, как в Counter Strike. Влетают, видят семь игроков в Доту и уезжают.

И.С.: Terrorists win!

И.В.: А если говорить про Cignal, то в день матча я видел на реддите, что там тайфун. И думал тогда, что если они отключатся, то нам надо ждать по максимуму, потому что мы их и так можем победить. А потом это случилось в следующем матче. Грустно это. 

А вот команда QO, Oracle, организовали буткемп в Куала-Лумпуре. И две недели не могли подключить интернет. Ни скримов, ни игр – ничего. Побуткемпились.

За СНГ на Мейджорах выступало 10 команд. Вспомнишь все?

– Самая большая часть расходов на команду – это что?

И.В.: Зарплаты. Тренерам и игрокам. У нас не очень высокие зарплаты, а по тир-1 меркам так и супернизкие. Но все равно это существенная цифра.

– Не боитесь, что с мейджора приедут ребята, которые будут просить еще больше?

И.С.: На самом деле, у них хорошие призовые.

И.В.: Плюс они не тратят ничего. Еда, переезды, развлечения – все это покрывается нами. Все, что они получают – это чистыми на руки.

Во-вторых, мы договорились, что мы год работаем на этих условиях. А на второй год смотрим на результаты и будем готовы общаться по поводу изменений, если это необходимо.

И.С.: По моему мнению, лучше получить большую долю призовых, чем иметь высокую зарплату.

И.В.: Тем более на рынке Доты, где призовые бешеные. Если мы проходим на TI, то там даже последнее место – это какие-то космические деньги. А у нас большая часть призовых уходит игрокам. Организация забирает только 15%. По большому счету, мы ничего с этого почти не получаем.

И.С.: Благотворительность.

– А есть ли в таком случае возможности зарабатывать на команде?

И.В.: Да. Это же не секрет. Киберспортивная команда – это рекламное агентство. Если есть результаты и интересный контент, то будет и аудитория. Нужно уметь его производить. Тогда спонсоры вместо того, чтобы потратить доллар на рекламу в другом канале, принесут его нам. 

Для этого нужно отстроить команду по производству контента, что достаточно просто сделать на хорошем уровне. Здесь нет сложности – просто найти и нанять людей.

И.С.: И важна регулярность.

И.В.: И нужны результаты. А вот с этим гораздо сложнее и гораздо больше работы.

– У мейджора есть еще один подводный камень. Когда туда попадает молодая команда с талантливыми игроками, этих игроков потом пытаются растащить в более сильные организации. Вы знаете, как от этого защититься? И будете ли в таком случае удерживать игроков?

И.В.: Мы будем обсуждать индивидуально. Я думаю, что здесь универсального ответа нет. Может, я сильно ошибаюсь, но мне кажется, что ребята никуда не пойдут. Они уже обратились в нашу секту. Секту свидетелей...

И.С.: Консалтинга и банкинга!

И.В.: И они понимают, что в этом что-то есть. И вот сейчас они окончательно уверились, что мы можем чего-то достичь.

И.С.: Костяк нашей команды играет вместе с июля. А ушедшие сделали это не потому, что мы решили от них избавиться. Это были причины, не зависящие от нас.

И.В.: Если кто-то решит уйти, то будем обсуждать. Мы защищены контрактом. Игрока нельзя просто забрать. Конечно, если игрок скажет, что он с нами играть не хочет, а хочет уйти в другой состав, то будем обсуждать компенсацию.

«Мы не ругаемся и не дизбандимся, а добиваемся всего вместе». Позитивное интервью с Иммершеном про команду, мотивацию и Ван Гога

– Главный король на рынке в Азии – это действительно Fnatic?

И.В.: Если говорить про Доту, то все те же лица. Fnatic, TNC, Mineski были одно время.

Однако я бы сказал, что Дота здесь не так популярна. Здесь организации, у которых есть команды по Mobile Legends и League of Legends, куда успешнее дотерских. Особенно мобильный киберспорт. Им легко показывать цифры. Организация EvoS – у них миллионы подписчиков в Индонезии. Они по влиянию вышли чуть ли не на политический уровень.

– И вы еще не соблазнились такими перспективами и не завели себе состав по мобильной лиге?

И.В.: Мы с Ильей еще плотно не обсуждали этот вопрос.

Я почему-то больше склоняюсь к традиционному киберспорту. Мне кажется, что CS:GO запустить куда круче, чем Mobile Legends. Даже если это и номер 1 игра в регионе. Сделать состав по мобильной игре достаточно дешево. Может, это звучит немного нагло, но по ощущениям там будет очень легко достичь результатов. Если команда выигрывает турнир и перед этим практически не тренируется, то это значит, что весь рынок незрелый. В Доте это невозможно. Здесь даже если ребята тренируются полгода по 15 часов – это ничего не гарантирует. 

Но наша идея состоит в том, что мы хотим заниматься тем, что нам нравится. Иначе смысл был уходить с прежней работы?

И.С.: Да, мы в CS в свое время с Ильей играли. У нас свой клан был. Можно осуществить мечту детства!

– А разве CS:GO в Азии не еще менее популярна, чем Дота?

И.В.: Да, чуть менее популярна. Но мы же не хотим быть азиатской организацией, мы хотим работать на мировой рынок. OG, Secret – все пошли в CS:GO.

– Они-то пошли с западными составами, с миксами. Именно азиатские команды на мировой сцене – редкость. На ум приходят только VG и TyLoo.

И.В.: Я встречался недавно с лучшим игроком Сингапура по CS:GO. Он капитан местной команды, они довольно неплохо выступают. Есть понимание, что ребятам просто нужно помочь с организацией – и дело пойдет.

Это снова гипотеза. Но я достаточно уверен, что если правильно подойти к процессу, то получится результат. Но рассуждать легко. Если бы мы неделю назад говорили об этом, я бы не так нагло об этом высказывался.

– Столько уверенности в себе добавляет выход на мейджор?

И.В.: На самом деле, еще до мейджора мы разносили всех в регионе во время тренировок. Я хотел, чтобы квалификацию играли на прошлом патче, потому что мы набрали невероятную форму. Очень уверенно себя чувствовали. Но все равно хорошо получилось.

 

– Летом мы говорили о планах по строительству клубов, сейчас в группе вы уже пишите, что движетесь к открытию. Так быстро и легко все прошло?

И.В.: (нервный смех)

И.С.: (нервный смех v.2.0)

И.В.: Мы искали площадку с января прошлого года, а подписались только в октябре. У нас было 3 площадки, с которыми мы уже договорились, но потом что-то шло не так. Сейчас мы нашли генерального партнера для арены – компания TOG, они продают приставки, игры, все связанное с играми. И с ними в партнерстве мы строим арену.

Порядка 85 компьютеров, куча VIP-комнат, небольшая сцена, приставки, столы для ивентов – должно получиться круто. В конце января мы должны закончить стройку. Мы со всеми подписались на топовое оборудование. Кресла от Secret Lab, мышки, наушники и клавиатуры от Logitech – причем топовые линейки. Видеокарты от ASUS 2060, 2070 – все самое новое.

Делаем под себя, чтобы самим там тратить свои доходы. Вот такой круговорот.

– А почему нервный смех?

И.В.: Тяжело. Очень сложно найти площадку. В Сингапуре на аренду сумасшедшие цены. Но сейчас по партнерству часть аренды субсидируется. Без этого площадки найти тяжело, тем более что мы искали место для флагманской точки. А это особые требования. Нам нужно показать инвесторам, что это все очень круто. Поэтому мы не могли идти на компромиссы. Это должно быть лучшее место, лучшее оборудование – все самое лучшее. И при этом чтобы экономика была тоже самая лучшая.

Я думаю, с масштабированием станет легче. Очень много сил ушло на поиск партнеров и поставщиков. Маркетинг – тоже огромный пласт работы. Мы работаем со всеми коммьюнити в Сингапуре: человек 30 коммьюнити-лидеров. Это владельцы команд, группы по интересам, профессиональные игроки. Хотим, чтобы они все проводили у нас ивенты. Огромное количество подготовительной работы, которая может масштабироваться в открытие следующих точек. И мы уже думаем об этом.

– Во сколько обходится аренда и строительство арены в Сингапуре?

И.В.: Аренда – порядка 20 тысяч долларов в месяц. Арена целиком – где-то 700-800 тысяч.

Новая Team Secret невероятно гибкая: фармят те, кому нужнее, а Ниша может на всех героях

– Вы говорили, что 700 тысяч долларов – это привлеченные инвестиции. Остальное из своего кармана?

И.В.: Получилось побольше, чуть больше 800 тысяч. Но мы сейчас еще привлекаем средства. Так что если это читают инвесторы из России, то пишите!

Мы хотим вложить 200-300 тысяч в контент и маркетинговую часть по киберспорту, чтобы повысить оценку бизнеса для следующего раунда инвестиций.

А так да, остаток – из своих денег. Все, что нажито непосильным трудом, вложено в команду по Доте. Кому сказать!

– В Азии запросы обычных игроков для компьютерного клуба отличаются? Приходится учитывать какие-то детали?

И.В.: Есть небольшие детали. Например, здесь все едят за компьютером. Так что нужно проработать меню. Но это тонкости.

Мне кажется, что здесь работает логика Джобса: «Если спросить у людей, что им нужно, то они никогда не скажут, что им нужен iPhone». То же самое сработало когда-то Москве с Winstrike и Yota. Были клубы вот как у меня в Колпино. Я недавно заходил туда, а там все тот же админ. Они есть и работают, и люди там есть. Зачем тогда придумывать что-то новое? Но Winstrike сделал клевое место – и там сразу появилось множество людей, которые и не знали, что им нужно именно это. 

Думаю, то же самое произойдет и в Азии. Здесь достаточно много мест нового формата. И это скоро станет типичной историей. А клубы старого формата сойдут на нет или уйдут в эконом-сегмент, где играют люди, которые не могут себе позволить компьютер.

Отсутствие границ – плюс гейминга. Нас спрашивают, почему мы собрали команду в Азии, а не в СНГ. «Вот взяли бы наших ребят!». А мы взяли наших ребят. Они также играют в Доту, также ее любят, как и мы. У гейминга нет национальностей, рас, стран – нас объединяет что-то другое. С геймерами также.

– Вы общались с владельцами организаций в Азии, общались с Давидом. А по поводу клубов с кем-то консультировались?

И.В.: В случае с аренами сложна часть с ее функционированием: сточки зрения сети, серверов, софта. Но у нас этим занимается человек, который в Сингапуре построил два компьютерных клуба. Ему нужна помощь с точки зрения финального экспириенса, который мы хотим создать для посетителей. А в этом мы достаточно требовательные клиенты, потому что у нас опыта много.

Но это же компьютерный клуб. Не лаборатория, где нужны специальные навыки. Да, мы наделали бы кучу ошибок без нашего ритейл-менеджера Райана. Он нас предостерег от огромного количества проблем. Например, по поводу вентиляции. Или конфигурации компьютеров и архитектуры сети. 

«Ща я тебе покажу чеченскую свадьбу». Лучшее видео о патче 7.23

– В Малайзии тимхаус содержать намного дешевле. Почему тогда клуб в Сингапуре, где все дороже?

И.В.: Да, дороже. Но и стоимость часа гораздо выше. Это балансируется. 

Проблема Малайзии и Вьетнама в том, что стоимость оборудования примерно одинаковая. А час игры в Сингапуре в три раза выше.

– Сколько стоит час игры в Сингапуре?

И.В.: Порядка 3 долларов. Но надо понимать, что и аренда здесь гораздо выше, и ремонт с отделкой – гораздо дороже.

– Илья Власов еще в прошлом интервью говорил, что он оставил свою прошлую работу. Как насчет Ильи Славина?

И.С.: Я пока закрываю личные дела. И как только с ними разберусь, то естественно приеду. И киберспорт – моя любовь навеки!

– Нет сожалений, что бросили ту крутую работу, о которой многие мечтают, ради компьютерного клуба и семи дотеров в Сингапуре?

И.В.: Мне иногда снятся кошмары, что у меня презентация для клиента, а я не готов. Прям как сны про школу и экзамен.

Я скажу за себя. Каждый день я думаю, как же круто, что я ушел с той работы. И как круто, что я занимаюсь именно этим делом. Это нереально.

Угадаешь способности из Доты по описанию? Я бы не был так уверен

В Gears of War есть автомат с подствольной бензопилой. Им дерутся врукопашную

GuardiaN за два месяца превратился из надежды NAVI в убийцу команды. Недавно он тащил, а сейчас не попадает в стопроцентных моментах

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья