Блог Тян не могут в Доту

Слакс рассказал, что организация турниров – ад: спонсоры ушли за 6 часов до начала, топ-команды не хотели играть

За фановым турниром – жуткие усилия.

«Ты тратишь 500 тысяч на призовой, 300 тысяч на разные расходы, люди начинают жаловаться, что у тебя некрасивая сцена! А потом они еще ноют, что ты включил рекламу! Поэтому я решил записать этот блог. Может быть, если люди поймут, чего стоит проводить чемпионат по доте, какая это боль, они выключат чертов Adblock или будут поддерживать турнир», – такая фраза прозвучала в первом влоге Джейка «SirActionSlacks» Кэннера о создании Midas Mode 2. 

Больше 10 часов видео – это эмоциональный экскурс в реальный и не всегда доброжелательный мир организации оригинального турнира. Сколько денег нужно потратить на расходы? Как привлечь спонсоров и уговорить участников? Что делать, если за две недели до турнира от приглашений отказались все команды? Рассказывает сам Слакс.

Шаг первый: идея

Midas Mode – самый интерактивный из всех существующих турниров по Dota 2. Даже первый сезон был построен на взаимодействии со зрителями. Они делали ставки в чате, они же придумывали задания для команд на Reddit. Но Слаксу этого оказалось мало. Он захотел, чтобы зрители стали непосредственной частью действа. И для этого ему нужен был LAN-турнир.

Что такое LAN? Это удовольствие для аудитории и головная боль для организатора.

«Организовывать турнир – это пытка. Зачем вообще кому-то этим заниматься? На третьем Summit я услышал самые мудрые слова от великого LD. Я просил, сколько стоит привезти всех игроков, поселить в отели, а потом еще докинуть в призовой фонд? Он сказал: «Если ты хочешь провести турнир, то тебе нужно взять призовой фонд и умножить его на два, чтобы получился достойный ивент». Настоящая стоимость – это не призовой фонд. Это деньги, которые ты потратишь на то, чтобы отдать этот призовой фонд».

Midas Mode открыли по-царски: команды представили листочками с лого, Гейб передал привет

Что делать с огромными затратами? Отели, перелеты, еда, трансферы... Все просто: Слакс отказался от команд! Они играют из дома, а сэкономленные деньги можно потратить на что-то намного важнее. На поклонников.

«Ни один Kickstarter не соберет 300-400 тысяч, чтобы привести и поселить все команды в Америке. Это пустая трата денег. Если я хочу сделать крутой подарок зрителям, я не буду тратить 200 тысяч на то, чтобы привезти сюда EG. Я куплю на них сумку с подарками, шляпами и моноклями. Чтобы каждый, кто пришел на турнир, открыл ее, надел котелок и поднимал вместе со всеми бокалы! Вот на что я хочу тратить эти деньги!» – торжественно заявил Слакс еще в первом влоге и сдержал обещание. Команд на арене нет, а вот сумки с подарками каждому участнику – в наличии.

Следующей возникла идея, что VIP-билеты должны не только предоставлять зрителям места поближе к сцене. Да и какой от этого толк, когда команд нет на месте проведения? Поэтому зрители с VIP-пропусками на Midas Mode могут по-настоящему стать частью турнира. Например, надрать задницу чемпиону The International, играя на Рошане. Или побыть слугой и постакать нейтралов в качестве крипа.

(Между прочим, в планах Слакса еще был турнир по Артефакту для зрителей. На него планировалось потратить 10% призового фонда. Но в нынешних реалиях это бы развлечение для двоих посетителей).

Шаг второй: площадка

Оригинальному турниру – оригинальную нестандартную площадку. От места проведения будет зависеть, когда и при каких условиях реализуется даже самая сумасшедшая идея. Неудивительно, что к этой статье расходов Слакс подошел своеобразно.

«Обсерватория – это идеальное место для турнира по доте, – рассуждал Слакс. – Только подумайте. Это помещение 360 градусов. Там есть огромный экран, который могут видеть все. Там темно, там крутые колонки, лазеры и дымовые пушки. Чертовы обсерватории! Но туда не влезет много людей, так что нет».

После космических просторов Слакс замахнулся на образовательную систему – точнее, на колледжи, в которых играют в Dota 2. League of Legends и Overwatch постоянно хвалятся своими студенческими программами и гордятся составами из разных уголков США. Но в Dota 2 все не так, потому что Valve заинтересована только в TI. Так что Слакс решил взять все в свои руки и прорекламировать хотя бы один колледж, который развивает свою команду по доте. С ним связалось несколько учебных заведений, но Слакс в последний момент... испугался.

«Тут обвинять можно только меня. Я перенервничал! – признался Слакс. – Я сел и подумал: давайте примем взрослое решение. Я никогда не организовывал настоящий LAN. Я поговорил со своим знакомым из ESL и спросил: что самое странное в проведении турнира. Он ответил: интернет. Киберспорт – это единственное место, где на твоем мероприятии каждый будет искать способ подключиться к вайфаю. Их просто астрономическое количество. А я собираюсь провести турнир в обычном колледже».

В июне Слакс нашел площадку, которая больше похожа на место проведения оригинального турнира – LocalHost в его родном Денвере. Это место совмещает в себе сразу две функции: в одной части здания располагается место для сцены и зрителей, в другой – самое настоящее интернет-кафе с 60 компьютерами. Лучшее место для гик-тусовки!

Именно благодаря этому стал возможен VR-Рошан и работяги-крипы, которые сидят тут же, в нескольких метрах от зрительного зала. А после окончания игрового дня зрители пересаживаются в игровую зону, чтобы протестировать обновления кастомки Midas Mode и покатать с кастерами.

Шаг третий: даты

Слакс как никто другой знает, как сложно спланировать турнир в Dota 2. Даже если ты заранее забиваешь даты в календаре, обязательно найдется другой чемпионат, который захочет занять это же место. Первый сезон Midas Mode вполне успешно конкурировал с майнором. Но в этот раз Moonduck решили подойти к процессу умнее.

В году есть всего два месяца, когда турнир можно провести без особых сложностей. Во-первых, это июль, когда рейтинговый сезон уже закончился. Именно тогда по первоначальным планам и должен был пройти Midas Mode.

«Я люблю дота-команды. Но The International – это единственное, что для них важно, – поделился Слакс. – Даже если они пообещали, что будут участвовать, но вдруг решили, что хотят побольше потренироваться перед TI, они снимутся. Они разорвут контракт на 50 тыс долларов. Им плевать. Потому что сейчас они разорвут этот контракт, а потом выиграют TI и заработают еще больше денег».

Второй вариант – сентябрь, пока новый сезон еще не начался. Правда, заранее никто не знает, в каком составе будут существовать команды и переживут ли они TI. Но кто не рискует, тот не проводит турниры в Dota 2.

Сравнив все за и против, Слакс определился: Midas Mode пройдет 21-29 сентября. И он был настроен решительно.

«Сейчас в календаре на эти даты ничего нет. Я не буду менять даты. Я уже дважды их поменял. Если гребаный мейджор от ESL захочет со мной побороться, я его развалю. Это предупреждение для всего дота-сообщества! Я знаю, что вы, организаторы турниров, еще не определились с датами. И если вы, сукины дети, решите организовать что-то с 21 по 29 сентября, я не буду ничего отменять! Я уничтожу ваш турнир! Я рекламу сделаю о том, как я буду уничтожать ваш турнир и будут показывать ее во время моего турнира! Я Бульдога найму, чтобы он ваш турнир стримил! И ГрандГранта. И Горгца. Я им заплачу как комментаторам, чтобы обломать ваш турнир. Это угроза!» – наполовину в шутку, наполовину всерьез заявлял Слакс.

Но 10 июля стало известно, что турнир придется немного передвинуть. И это не прихоти или недостаток рассчета: Midas Mode неожиданно стал международным чемпионатом! Со Слаксом связались ребята из ImbaTV и сказали, что китайские команды тоже хотят участвовать в подобном  безобразии. Мол, у них в Китае никто такого не проводит и вообще мало беспокоится о фанатах и отказывается веселиться.

Это означало, что в расписание нужно добавить еще один регион. Но при этом финалы Америки и Европы все еще должны пройти на выходных, а комментаторы – работать не по 18 часов в день. В итоге Слакс сдвинул турнир всего на пару дней вперед, чтобы успеть все и не испортить чьи-то планы. А тем, кто уже успел купить билеты на самолет, пообещали оплатить обмен из своего кармана.

Шаг четвертый: спонсоры

Даже если ты не везешь команды на турнир, он все равно требует огромных денежных вложений. Valve давно прикрыла все внутриигровые способы заработать, так что спонсоры – это единственное средство к существованию. Если вы думаете, что они бегут, размахивая деньгами и запихивая их в карманы Слаксу, то вы не правы.

«Вы когда-нибудь занимались холодным обзвоном? Это ужасно. На прошлом Midas Mode я потратил 4-5 месяцев, работал на разрыв. Я не делал ничего другого, а просто приходил после DreamLeague и садился за компьютер с 2 часов ночи до бог-знает-сколько часов утра», – рассказал Слакс.

Первый Midas Mode прошел при участии пяти спонсоров, два из которых вряд ли могли раскошелиться на крупные суммы. MoonDuck и Слаксу едва удалось свести концы с концами.

«В прошлом году от нас отказался титульный спонсор за 6 часов до старта турнира. Мы потеряли 50 тысяч долларов. Мы общались с ними месяцами, у нас были соглашения, но они просто сказали: не, мы уходим. Нам нужно было откуда-то брать эти деньги. И как думаете, откуда они взялись? Из зарплаты талантов. Я просто сел с ребятами из Moonduck, объяснил им, что мы потеряли деньги. И они скинулись из своего кармана. Я, например, ни копейки не заработал на прошлом Midas Mode. А я работал над этим проектом пять месяцев». 

Рекордсменка Доты: ей 39 лет, сыграла больше 20к матчей. Она называет игру своим домом, а бан аккаунта сравнивает со смертью

Казалось бы, популярный турнир, огромная поддержка от сообщества и крутые команды. Почему так сложно найти спонсора? На деле же Слакс не просто хочет взять денег у богатых и раздать их еще более богатым, а сделать это увлекательно, интересно и полезно для всех участников процесса.

«Самый большой кошмар спонсора – это когда на экране появляется их реклама, а зрители выключают канал. И когда заканчивается матч в доте, студия аналитики уходит на паузу, зрители теряют интерес. И это не то, чего хотят спонсоры. Спонсоры хотят, чтобы их продукт был интегрирован в шоу.

Это не чертов телевизор. Это аудитория ТВ привыкла пялиться в одну точку и поглощать все подряд. Но зрители в интернете не идиоты. Если им скучно, они переключат канал, они могут просто открыть другую вкладку. Мы – активные зрители. И мы хотим, чтобы нам было интересно», – объясняет он.

Поэтому в прошлом сезоне компания по производству жидкостей для вейпа  получила в свое распоряжение паузы во время игр. Как только кто-то из игроков нажимал F9, зрители видели психоделичный рекламный ролик, который запомнился больше, чем сам матч. В этом сезоне спонсором Midas Mode выступил антивирус Malwarebytes, который запускает проверку перед стартом каждой игры. Между прочим, не менее психоделичную.

«Найти неэндемичного спонсора невероятно сложно. Приходится написать столько писем! И 80-90% из них останутся без ответа, – объясняет Слакс. – Но если я нахожу такого спонсора, то не надо думать, что они здесь потому что дают мне много денег. Они здесь, потому что они разделяют мои идеи сделать что-то крутое. А это очень редко на киберспортивной сцене. Обычно, если тебе дают деньги, ты их берешь. Даже если это G2A».

Подписанный договор хотя бы с одним крупным спонсором – это уже половина дела. Во-первых, имея одного партнера всегда проще привлечь новых. Во-вторых, это значит, что можно идти к командам и с чистой душой говорить, что вам есть из чего составлять призовой фонд.

«Если у тебя есть деньги, ты можешь заставить команды делать что угодно. Есть команда, которой я пишу, а она постоянно отвечает, что не будет участвовать в турнирах с тупыми модами. Но я вам гарантирую, если у меня будет призовой в два миллиона, они будут играть на моем чертовом турнире».

Шаг пятый: краудфандинг

Реддиторы уверены, что если бы Слакс запустил проект на кикстартере или банально начал собирать донаты со зрителей, Midas Mode давно бы не только окупился, но и стал прибыльным турниром. Однако сам Джейк с сомнением относится к краудфандинговым программам.

«Например, на первом Midas Mode у нас были серьезные проблемы и нам пришлось отменить игровой день, – объяснил Слакс. – У нас не было никакого краудфандинга, мы все делали из своего кармана. Так что если мы столкнулись с техническими проблемами, то что ж поделать? Но если бы мы подняли сотню тысяч долларов на краудфандинге и ситуация бы повторилась – это уже совсем другая история. «Мы заплатили вам денег, чтобы вы сделали крутую программу. Почему это происходит?» – и это главная ловушка краудфандинга».

Вместо этого организаторы Midas Mode запустили другой проект – они начали распродавать саму кастомку. Зрители могли купить специальные рекламные места на карте, заменить изображение предмета в инвентаре. Например, кто-то потратил кругленькую сумму, чтобы отметить место, на котором Кайлу разбили Еул на TI5. А Evil Geniuses пожертвовали в фонд турнира 3,333 доллара, чтобы поместить свое лого на каждую из гор. Правда, не все оказались довольны ценами на такие развлечения. Герой больше чем за тысячу долларов – это серьезные траты.

«Если бы каждый герой стоил по 300 долларов, мы бы мгновенно их распродали, – объяснил Слакс.- Смогли бы мы закончить их создание к турниру через полтора месяца? Скорее всего, нет.  Это было бы практически невозможно».

Но Слакс и не считает эту программу краудфандингом. Для него это еще один увлекательный способ сделать турнир не только для зрителей, но и вместе с ними. Цели заработать на продаже карты у него не было.

«Краудфандинг – это игра с очень и очень низким шансом на победу. Проиграть очень легко. А если ты проиграешь в этой игре, если ты потеряешь доверие людей, которые любят и поддерживают тебя больше всего – они никогда не вернутся. И тебе придется целовать задницы. Но все задницы не расцелуешь».

Шаг шестой: команды

Команды и спонсоры на турнире – это как ситуация с курицей и яйцом. Чтобы продать спонсорский пакет, нужно рассказать, какие крутые команды будут собирать зрителей на трансляциях. Чтобы привлечь участников, нужно похвалиться, каких ответственных партнеров ты нашел, а значит, сможешь выплатить призовой и не сбежишь в закат. Слаксу повезло, что в сообществе его хорошо знают и готовы дать свое согласие на очередной эксперимент.

Итак, что нужно, чтобы привлечь команды? Во-первых, призовой фонд. Можно тешить себя надеждами, что чемпионы TI будут играть во имя фанатов, но нужно смотреть на вещи реально. Во-вторых, подходящее расписание. В первом сезоне Na’Vi пришлось играть все матчи подряд, потому что это был единственный свободный день в их графике. И так подстраиваться приходится под каждого.

Рамзес – опытный оффлейнер и заиграет в EG сразу. Или нет?

«Можно умолять. Можно кричать. Можно угрожать. Это кстати, мой любимый вариант. Когда я разговаривал с EG, я им так и заявил: «Это единственный лан в Америке. И вы реально собираетесь его пропустить? Если вы решите пропустить этот турнир, я всем скажу, что приглашал вас, а вы отказались и ненавидите Америку». Вот это угроза!» – когда делаешь турнир, все средства хороши.

Когда речь зашла об отправке официальных приглашений, Слакс подошел оригинально. Для каждой команды он записал отдельное видео с рассказом о том, почему именно эти игроки нужны его турниру. Еще и перевел их на нужный язык.

А когда у Слакса было готово практически все, удар нанесла самая непреодолимая сила в Dota 2 – Valve.

Шаг седьмой: спасение турнира

Задачей Слакса на своем первом LAN-турнире было хотя бы выйти в 0. Но когда за месяц до события от сотрудничества отказались сразу три потенциальных спонсора, пришлось снова сесть за телефон. Тогда его влог увидели старые знакомые – Космический центр Кеннеди при поддержке NASA, который выступал спонсором первого сезона. Из центра позвонили Слаксу и предложили свою помощь.

Окрыленный новыми возможностями, Джейк собрал вещи, Purge и съемочную группу и отправился подписывать бумаги и снимать контент. И вот, Слакс сидит на официальном деловом обеде с представителями NASA, рассказывает им, каким крутым будет его турнир... а Valve в это время выпускает анонс: квалификации на мейджоры и майноры придутся ровно на время проведения Midas Mode. Практически не теряя самообладания, Слакс продолжил расхваливать свой первый LAN. Снимал контент, а паралельно отвечал на сообщения команд, которые отказывались от приглашений. Все 12 потенциальных участников.

«Дело не только в десятках тысяч долларов долгов, в которые я бы влез, – объяснял Слакс. – Дело в слове, которое я дал. Я бы больше никогда не смог организовывать турниры. Я бы не смог найти спонсоров, команды бы никогда не соглашались участвовать в моих ивентах. Мое слово превратилось бы в ничто. Да,я  бы мог выживать в качестве таланта, но организация турниров – это именно то, чем я хочу заниматься. Это моя мечта! И вот... Все это было кончено!»

На самом деле, еще в июльских блогах Слакс размышлял о том, что турнир может совпасть с датами отборов. Однако был уверен, что с этой проблемой можно будет справиться.

«Что могло случиться? Мы могли пересечься с квалификациями на мейджор. И это ничего страшного, мы можем набрать тир-2/3 команд, фановых стаков – и все будет хорошо. Или на эти даты выпадут квалификации на майнор – и это отлично! Потому что тир-1 команды не могут играть на этих квалификациях и им нечем заняться. В любом случае мы получаем кусок пирога. Но Valve изменила систему. И решила провести квалификации на мейджор и майнор в одно и то же время. И именно в то время, на которое запланирован Midas Mode!» – пожаловался Слакс.

Два дня сообщество бушевало и требовало передвинуть квалификации. А Слакс в это время придумывал пути отступления. Спонсоры дали ему 50% запланированных средств, часть из которых уже были потрачены на покупку мерча и аренду площадки. Он собирался взять кредит в банке, чтобы перенести турнир и оплатить всем желающим издержки, связанные с обменом билетов и броней в отелях. А для тех, кто все-таки приедет, организовать хаб по просмотру квалификаций. Правда, для этого нужно было найти еще столько же спонсоров, готовых сотрудничать с таким нерадивым организатором...

К счастью, влезать в долги и отправлять множество писем не пришлось. Сотрудники Valve увидели недовольство сообщества и поняли, насколько зрителям важен этот с виду фановый турнир. Квалификации передвинули на несколько дней – но даже этого хватило, чтобы несколько команд отказались от участия. Все-таки, отборы буквально через пару дней, тут не до веселья.

Снова пришлось отправлять видео, мольбы и угрозы. Один из игроков даже поставил условие: его команда будет выступать на турнире, только если он вместе со Слаксом сможет выиграть три рейтинговых матча. Никогда Джейк так еще не потел на Омнинайте.

* * *

За две недели до старта второй сезон Midas Mode оказался на грани полного провала. У турнира не хватало спонсоров даже чтобы выйти в 0 и не осталось ни одного участника. Но именно сообщество, заступившееся за любимый турнир, спасло Слакса и его детище. И тот ответил взаимностью, собрав один из самых хайповых составов участников. Где еще увидишь, как в одном регион играют стразу три команды-чемпиона TI? 

Может, у Midas Mode нет пафосной сцены с фаер-шоу и огромных экранов. Слакс не скрывает, что комментаторы, работающие на турнире, получат сущие копейки по сравнению со своей обычной зарплатой. Да и призовой фонд не поражает воображение. Но зато Слакс сделал самое главное: он организовал турнир про фанатов и для фанатов, которые даже заказали ему торт прямо во время эфира! А заодно Джейк показал, насколько это непросто. Даже если вы не выключите Adblock, то хотя бы просто загляните на трансляцию, ему будет приятно.

«Отчасти я делаю этот турнир, чтобы доказать себе, что я могу. Это так весело. Это именно то, что я хочу делать. Мне нравится работать на турнирах. Мне нравится работать над чем-то с сообществом. Поэтому я попросил Valve дать мне возможность участвовать в TI. Делать видео – это здорово. Но создавать впечатления, атмосферу – это невероятно! Я бы мог добавить кнопку доната, я бы мог умолять вас дать мне денег. Но я хочу знать, что сам способен создать то, чем смогу гордиться».

Конкурс косплея на Midas Mode: Брюмастер с банкой пива, Инвокер-попрошайка и Течис!

Death Stranding – про что она? Почему герой – курьер? При чем тут младенцы и Трамп?

Фильм Virtus.pro – как «Реквием по мечте». Грустно и беспросветно

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья