Ppd – отличный капитан, но в NiP он провалился. И это его вина
Яна Медведева – о самом неудачном проекте Питера Дагера.
NiP в числе первых покинули The International. То самое «позорное» 18-е место, где за участие дают «всего» 80 тыс долларов, и можно было не выигрывать ни одной карты. С их вылетом на картинке с действующими чемпионами появился еще один затемненный портрет. Шанса на второе чемпионство лишился Питер «Ppd» Дагер. И виноват он в этом сам, а не только слабая игра тиммейтов.
На игру как на работу
Epicenter в Москве. Коридор гостиницы, куда приходят команды на медиа-день: раздать интервью, поучаствовать в активностях, поставить галочку в списке организаторов. Команды приходят друг за другом. Вот спустились Forward Gaming (нынешние Newbee). Стоят стайкой, и, уходя в другой угол коридора с журналистом, глядят на оставшихся печальными глазами. А это пришли OG. Topson и Ana даже интервью дают вместе, Ceb и Sockshka постоянно перекидываются фразами, иногда на своем щебечущем французском. Alliance выстроились в рядочек возле стойки и не прекращают обсуждать матчи, Доту и другие команды. Vici Gaming приходят во главе с RotK и садятся на диванчики рядом, пока их адмирал отвечает на вопросы журналистов.
А вот пришли NiP. Сначала Fata, одиноко усевшийся в кресло. Потом 33, курсирующий между журналистами как одинокий парус. Ace, Pajkatt и Ppd появляются вместе, но тут же горохом рассыпаются по комнате. Практически никто из них не дожидался друг друга и не разговаривал в перерывах между интервью. Ppd и вовсе дрейфовал по коридору практически в течение часа, как будто не замечая тиммейтов. Когда ему сказали, что он может быть свободен и присоединиться к своей команде, он ответил: «Я уйду, когда сам захочу». Какой сделать вывод, решайте сами.
Я не люблю спекуляции о конфликтах в команде. Уверена, что ни в одном коллективе не может быть абсолютно гладких отношений, и даже друзьяшки OG временами могут прикрикнуть друг на друга и хлопнуть дверью в порыве эмоций. Но эта история не о том. Ppd не строит команду друзей. Он создает рабочий коллектив, где у каждого есть своя функция, о которой он знает. Как-то на стриме у Пита спросили об этой философии. Его ответ оказался живее и менее прагматичней, чем ожидалось:
«Нет никакой системы. Я не считаю, что быть просто коллегами – эффективней, чем дружить. Просто я уже наигрался в дружбу. Ты доверяешь людям, а они тебя бросают, даже не оглянувшись. Меньше привязанностей – меньше проблем».
Его команды сейчас – скорее рабочий коллектив, чем компания единомышленников. Они выполняют одну задачу, а не стремятся к единой цели. Это не значит, что они в плохих отношениях или держат зло друг на друга. Но сам факт того, что состав NiP отказывался от буткемпов, потому что из дома играть как-то комфортней – это уже неприятный звоночек. Люди в такой команде никогда не будут доверять друг другу так, чтобы на TI взять Io без подготовки.
Может, пора оттаять и завести себе «семью», а не тимбилдинг по расписанию?
Дота – это спорт, и ее не так сложно смотреть. Мы сделали видос, который объяснит все основы
Команда, созданная существовать, а не побеждать
«Мы выступаем неровно и нестабильно, не показываем лучшую Доту. Но я думаю, мы команда уровня от топ-12 до топ-8, а это хорошо. Нам просто сложно прорваться в топ-6. Это грустно, но в целом у нас был довольно успешный год, мы заработали кучу денег и отобрались на The International 2019. А топ-4, топ-6 и даже топ-8 на Инте – это большие деньги, за ними мы и идем. Думаю, наш состав способен на это, нам нужно только собраться и хорошо сыграть в самые важные дни», – говорил Ppd два месяца назад.
Пока одни грезят о чемпионстве и с горящими глазами глядят на Аегис, NiP существовали, чтобы забивать середину. И сам Ppd это признавал. Реалистичная оценка собственных сил – это хорошо. Но капитан, удовлетворенный топ-12, вряд ли сможет привести команду к титулу.
Сравните NiP на майнорах и на мейджорах. И дело не только в уровне соперников. На майнорах, где Ppd чувствует себя фаворитом, он диктует свою мету, берет своих Bristleback и Night Stalker и просто идет вперед. На мейджорах, психологически тушуясь в середину, – хватается за любые обрывки меты, чтобы удержаться в своих драгоценных топ-8.
Еще в прошлом году я заметила, что Питер словно потерял чемпионскую хватку. Он радовался, что просто попал на TI. Он был доволен своим топ-8 и забранной картой у VP. В прошлом году у него была идеальная отговорка: я пропустил год, рад просто вернуться, да и команда собрана на коленке из аналитиков TI7. Но в этом году ведь что-то должно было измениться? А кажется, что нет.
Но дело не в том, что Ppd стал плохим капитаном и растерял талант. Просто у Питера сменились приоритеты, которые не всегда идут рука об руку с чемпионским менталитетом. Во-первых, его сильно изменила победа на TI. Его увлек стиль жизни киберспортивной звезды.
«Я смотрел на Алекса Гарфилда и думал, что, когда закончится моя игровая карьера, я бы хотел быть главой киберспортивной организации. Но в прошлом году мое время еще не пришло. Я не был готов. Оставить этот стиль жизни киберспортивной суперзвезды, поездки на турниры, выходы на сцену и завоевание трофеев. Это беззаботная жизнь, когда ты играешь в Доту, а тебе за это платят. Это прекрасно, и это очень весело», – рассказывал он в интервью Thorin после возвращения. Что-то здесь нет ничего про трофеи и размахивание Аегисом перед толпой фанатов.
Во-вторых, он один из тех, кто давно и уверенно готовит себе плацдарм для отступления. Он качал медийку и потерял доверие Сумаила – их конфликт начался с того, что Питер снимал влоги с турниров, а не занимался подготовкой. Питер выкупал EG и подписывал документы, а не тренировался к TI6, чем вызвал недовольство команды. В этом году он не только запустил собственную лигу NADCL, но и был в NiP больше, чем просто капитаном состава по Dota 2.
«Но я всегда был заинтересован в том, чтоб занять более серьезную роль в команде, за которую выступаю. Поэтому я прошел этот путь в EG: от игрока к капитану и до CEO. Я думал о таком же развитии в OpTic, но они оказались не слишком заинтересованы в Доте. Так что я начал с нуля в NiP, – объяснял Питер. – Я многое могу предложить организации, и это касается не только Доты, но и киберспорта в целом. У меня большой опыт и серьезная экспертиза. Я могу быть очень ценен для тех, кто хочет влиться в киберспортивную индустрию».
Конечно, он говорит, что в сутках много часов. Времени хватит на все: и контент пилить, и в развитии дисциплины помогать, и лигу проводить. Да, Питер прав. Только пока Ppd распределяет часы между социально важными твитами и тренировками, кто-то просто играет в Доту. Как думаете, кто из них побеждает?
GH – душка. Успокаивал Матумбу после кика, научился играть в Доту из вежливости
Лояльность выше разума
На реддите проскакивала одна странная, но очень верная мысль: «Топ-4 в Куала-Лумпуре – это худшее, что случалось с NiP за этот сезон».
Складывается ощущение, что именно полученное приглашение на TI оградило команду от таких необходимых изменений.
«Я считаю, что многие игроки и команды заработают на The International больше денег, чем за весь сезон. Это значит, что если вы играете в течение года и получаете право выступить на TI, то вы должны там играть», – говорил Ppd о кике Matumbaman из Team Liquid. Справедливое замечание. И правило, которому весь сезон следовал и сам Питер.
Ни для кого не секрет, что Ace и Fata в момент формирования NiP шли комплектом. Ppd был заинтересован в талантливом керри с необычным пулом героев, а мидер шел в качестве довеска. Будем откровенны – этот план не увенчался успехом.
«Люди, которых я когда-либо выгонял из команды, — это Aui, Mason и Bulba. Все остальные просто уходили. Я не так просто разочаровываюсь в командах и людях. Команда должна расти и учиться вместе, ты не заменяешь людей просто так, потому что что-то идет не так», – говорил Ppd, когда из OpTic Gaming ушел Misery. Или проблемы NiP были недостаточными, или чувство социальной справедливости оказалось сильнее. В любом случае, эта нерешительность стоила Питеру хотя бы попытки забраться выше топ-18 на TI.
Новые (старые) драфты и страховка друг друга – что изменилось в игре Virtus.pro
Без путеводной звезды
Ppd не зря вошел в историю, как один из самых успешных капитанов. Принято думать, что вокруг него менялись тиммейты, мета, соперники, но он несколько лет оставался оплотом стабильности и непоколебимого авторитета. На самом деле, во всех его успешных командах был еще один элемент, который позволял ему добиваться результатов.
Состав SADBOYS, в котором был Arteezy. Состав TI5 с Сумаилом. Состав OpTic Gaming (не такой уж и провал) с CCnC и 33. Что их объединяет? Наличие человека, горящего Дотой, вокруг которого можно строить игру и идеями которого можно заражаться как ОРВИ по весне.
Игра с Arteezy была для него капитанским вызовом. Продумать стратегии так, чтобы твой мидер в итоге оказывался керри, Naga и Lycan стояли в миду, а другие кор-игроки на десять минут забыли про лес. Сумаил со своим неограненным талантом заставил его выстраивать команду вокруг от одного парня на средней линии. 33 в прошлом сезоне стал керри с оффлейна, вынудив всех соперников приспосабливаться к этому. CCnC, может, не отличался ничем оригинальным, но и он был невероятно важен для Ppd:
«Он такой доморощенный ребенок, весь такой наивный, но он любит Доту больше, чем что-либо в этом мире. Он может говорить об игре круглосуточно, привносит новые идеи, очень много трудится. Он голоден, он хочет побеждать, – делился Питер. – Если рядом есть такой парень, он вдохновляет меня говорить о Доте, создавать теории, придумывать новые стратегии, пробовать новых героев и сборки. Он всегда в игре. И я стараюсь быть таким же. Но я как будто стал менее восприимчив ко всему в Доте, так что кто-то должен меня подтолкнуть. И он это делает для меня».
Была ли такая «зажигалка» в NiP? Вряд ли. Fata – уже ветеран. Ace и 33 – игроки со сложившимся видением игры и стилем. Такие не всегда готовы подстраиваться друг под друга. Ppd – человек, который легко подхватывает факел идей, чтобы освещать им путь вперед. Но в NiP не оказалось ни масла, ни нужной искры. Только шарканье промокшими спичками.
Питеру необходим молодой игрок, который будет гореть идеями и желанием становиться лучше. Gunnar, 23savage, да хотя бы его собственный брат RobotVice! Этакий материал для лепки и первый элемент команды, который будет вдохновлять. Главное, чтобы он был достаточно прочным, чтобы устоять под напором достаточно жесткого капитана.
Одна голова хорошо – но без нее совсем плохо
Есть у Ppd черта, о которой не принято говорить вслух. Наверное, потому что о чемпионах TI или хорошо, или ничего. К счастью, сам Питер иногда не стесняется напомнить о своей самой большой слабости:
«Я могу быть требовательным, но без этого я бы не был так успешен, – объясняет он. – Я бы не добился этого, воспринимая все спокойно или говоря «о, все нормально! Выиграем в следующий раз». Это не про меня. Правильно это или нет, но иногда я давлю на людей. Я так пытаюсь сделать их более сильными игроками. И я определенно не всегда делаю это так, как нужно».
Об этом рассказывал Сумаил – Питер мог просто скинуть наушники и уйти после неудачной тренировки. Это можно было увидеть собственными глазами на турнирах. Когда в игре EG что-то шло не так, он будто отключался от команды и занимался на карте своими делами. Я отлично помню сплитпушащего саппорта-пятерку на The Summit 3, после которого ушли Arteezy и Zai.
Спасение Ланаи, дар Оракла и мишка Друида. Все победители конкурса короткометражек TI
Такому человеку необходим со-капитан и медиатор, который будет брать на себя управление командой, когда Питера начинает заносить на поворотах. В EG эту функцию идеально исполнял Fear.
«Он играл важную роль в разрешении внутриигровых конфликтов, хорошо чувствовал людей. Мог и мне сказать: «слушай, с Сумаилом нельзя так говорить, надо по-другому», – отмечал Ppd. – Многие понимают, что Fear приносил команде неоценимую пользу своим игровым опытом, но для нас особенно было важно не столько его умение играть, сколько его умение проигрывать. И он подавал пример всем остальным».
В OpTic Gaming с этой ролью справился Pajkatt. У него были и опыт, и идеи, и достойное стратегическое мышление. Он не обладал достаточно сильным характером, чтобы перетянуть на себя одеяло, зато подхватить руль – вполне. А в NiP такого человека не оказалось. Сначала Питер говорил, что его помощник в составе – Saksa. Прошла половина сезона – правая рука капитана поменялась.
«Наверное, Fata. Он отчасти лидер в команде. Он или я принимаем решения внутри игры», – заявил Ppd.
Но судя по рассказам тиммейтов, ни Saksa, ни Fata не обладают достаточным хладнокровием для этой задачи. А TI – это турнир не только про скилл, но и про психологию. И в этом Питеру было некому помочь.
Ни со-капитана, ни звезды, ни цели. Этот состав NiP как будто идеально наложился на самые большие недостатки Ppd последних лет. Но даже если сейчас у него что-то не получилось, это еще не повод отправлять его на пенсию или тренерскую бровку. Капитаны, готовые брать на себя ответственность и работать с молодыми игроками – слишком ценный ресурс, чтобы разбрасываться им из-за одного последнего места.
И да. Он уйдет, когда сам захочет.
Ну и винить Питера в том, что он всего лишь наглый и честный прагматик - это сомнительная идея. На своём опыте скажу, что скорее всего он вне игры честен с журналистами и болельщиками, но это ж не значит, что он не будет выкладываться, если, скажем, сейчас финал лузеров. Думаю, что и от команды он требует того же.
Плохой день, плохая коммуникация, плохие индивидуальные навыки, ошибка в мете - да что угодно. ППД никогда не был самым гениальным капитаном, самым скилловым игроком или ещё какой-то звездой. Но плохое выступление на отдельно взятом турнире не должно сразу вызывать волны негатива в его сторону. Вполне достойный сезон, с плохие концом. В конце концов, ещё было шестое место в Диснейленде и два взятых минора.
Не удивлюсь, если он снова пойдёт куда-нибудь в управляющие должности. Это он умеет не хуже, чем играть в доту. В конце концов, он приносит огромную пользу всему комьюнити, поднимая актуальные вопросы и проблемы
Он все еще остается интересным капитаном с крутыми идеями. Просто он в этом сезоне пошел не по тому пути в слишком большом количестве моментов. Я просто отлично знаю, что он может лучше.