Блог Тян не могут в Доту

Как выживает второй эшелон Dota 2: команды уходят в Fortnite, просят деньги у фанатов, идут к государству

Яна Медведева изучила жизнь вне тир-1.

«Тир-2 сцена в Dota 2 умирает!», «Нам негде играть!», «Нам придется уйти, если не будет денег» — каждый день твиттер и реддит наполняются новыми постами о проблемах и способах их решений. В большинстве случаев речь идет об игроках — у них нет социального лифта, призовых и площадок. Но за их спинами стоят организации, которые сталкиваются с теми же сложностями – и не только в Dota 2.

При этом клубы находят способы выживать, платить зарплаты и лишь изредка выходить с жалобами в социальные сети. Nemiga Gaming, Pavaga Gaming, Elements Pro Gaming, Double Dimension и многие другие — мы пообщались с руководителями киберспортивных команд, чтобы узнать, есть ли жизнь вне тир-1 и как выжить, когда ты не ездишь на мейджоры.

Команды с более крупным именем просят на порядок больше

«Если у вас нет сторонних источников дохода и финансирования, то я бы не советовал заниматься киберспортом. Если бы у меня не было другого бизнеса, я бы вряд ли в это ввязался. Порог входа в индустрию достаточно высок. Но если за спиной есть инвесторы или другие источники финансов, есть минимальная экспертиза и люди, которые в этом компетентны, то я только за», — рассказывает Владислав, генеральный директор Marlerino eSports. Его основной бизнес — компания в области интернет-маркетинга. Она и приносит основной доход. Киберспорт — скорее интересное перспективное направление, на которое уходят свободные деньги.

Примерно так начинают свой путь многие организации в СНГ и мире. Другие же в поисках первых партнеров находят заинтересованного инвестора, готового выделять средства. Для Nemiga Gaming таким помощником стала Vizor Games. Компания занимается созданием игр для браузеров, социальных сетей и мобильных платформ. Генеральный директор Nemiga Сергей Воронович познакомился с будущими инвесторами, когда крутился в той же индустрии и искал возможности продать свою игру. Пока изучал киберспорт в СНГ, Воронович загорелся идеей: поднять белорусскую сцену и дать местным геймерам возможность для развития. Именно это стремление позволило Nemiga и Vizor объединить усилия. Со стороны Сергея — решение организационных вопросов, со стороны Vizor — финансовых.

«Для них содержание киберспортивного клуба — не очень большие деньги», — делится Сергей. 

У Ильи Власова и Ильи Славина, создавших киберспортивную организацию Reality Rift в Сингапуре, история немного другая. Славин всю жизнь проработал в банковской сфере и был вице-президентом, Власов — консультировал телеком-операторов в разных концах мира. Они из тех, кто готов бросить свои престижные высокооплачиваемые должности, чтобы попробовать силы в киберспорте. В новую организацию Власов и Славин вложили не только личные средства, но и привлекли инвестиции друзей и бывших партнеров. Они сами смеются, что, по сути, продали им презентацию в Power Point. Но это позволило Reality Rift подписать свой первый состав с kYxY и Nutz и начать строительство базы для команды.

Однако независимо от происхождения стартового капитала, деньги могут закончиться внезапно. У кого-то истощаются собственные запасы средств, у кого-то инвестор отказывается разбрасываться финансами. Поэтому после первых успехов и популярности любой клуб выходит на поиски спонсоров. И здесь возникают первые сложности. Кажется, обе стороны на тир-2 уровне не понимают, чего ожидать друг от друга.

«Многие компании, которые сами проявляли к нам какой-то интерес, не понимали, что они хотят. Они не имеют представления, какие цифры они получат, особенно когда речь заходит об организациях среднего и ниже уровня. Они просто не знают, что запрашивать.

Существует глупый стереотип, что можно собрать команду и начать писать AMD, NVIDIA и другим технарям с предложениями: платите нам деньги, а мы будем писать ваши названия на футболках. Как эксперт в рекламном бизнесе, я понимаю, что они не получат эффективного результата от того, что профинансируют команду, которая не предоставит охвата бренда», — объясняет Владислав. Пользуясь своими контактами с Marlerino Group, он пытался заключить несколько спонсорских соглашений с крупными брендами. Поняв, что ничего толкового из этого не выйдет, он отдал свой состав в аренду Vega Squadron — организации с куда более широкими возможностями и связями. 

Руководители организаций не скрывают: они продают спонсорам не столько победы на JoinDota League или выход из открытых квалификаций, сколько просмотры и охваты, которые клуб и команда в состоянии принести партнеру.

«В социальных сетях наши охваты достигают 600 тысяч уникальных посетителей в месяц, но не будем забывать, что это лишь вершина айсберга. Большой пласт просмотров приходится на турниры, где участвует наша команда. При этом партнерам мы обходимся довольно дешево, — поясняет Сергей Воронович, генеральный директор Nemiga Gaming. — Наш премиум-пакет стоит до $10 тысяч. И это с неймингами, прероллами, выпуском большого количества видео контента, а также активностями, которые мы можем проводить совместно с фанатами и спонсорами. Для больших компаний это небольшие деньги. Команды с более крупным именем и сравнительно такими же результатами просят на порядок больше».

Правда, порой завышенными запросами грешат и новички киберспортивной сцены. Владельцы клубов с тревогой и огорчением рассказывают, как крупные холдинги с большими инвестициями быстро нагрели рынок зарплат в СНГ. Теперь, чтобы конкурировать с ними за достойных игроков, приходится тратить по $7-10 тысяч в месяц на состав. К этим затратам добавляется содержание персонала и буткемпа. В итоге молодая организация порой вынуждена просить у спонсора $15 тысяч и больше, и это только на содержание одной команды. Но может ли она ему что-то предложить взамен? Далеко не всегда.

Тратишь 60 тысяч долларов, а получаешь 20

Медийность клуба второго эшелона на старте опирается на два столпа: популярные талантливые игроки и участие в турнирах. Каждый из них шатается под напором ожиданий. Кулуарная битва за киберспортсменов заканчивается тем, что потенциальных звезд увозят с тренировочной базы конкурента с контрактом на руках. В свое время ФК «Анжи» увел целый состав у клуба Comanche. 

«С этим ничего не сделаешь, так работает сцена в Dota 2», — пожимают руководители плечами, когда речь заходит об уведенных игроках. В лучшем случае они извиняются друг перед другом в личных переписках. А на молодых клубах это может сказаться куда серьезней.

В 2019 году Pavaga Gaming испытала на себе, какими последствиями может встретиться организация при потере команды. Под их тегом играла перспективная пятерка с Алексеем «j4» Липаем и Ярославом «Pikachu» Василенко. Команда начала добиваться первых результатов, но из-за разногласий с руководством каждый пошел своей дорогой. 

«После победы на турнире от Loot.Bet игроки начали просить повышение зарплаты. Результаты за последние месяцы были хорошие, перспективы виделись радужными, поэтому я согласовал этот момент с инвесторами, — делится CEO клуба Pavaga Gaming Александр Молочников. — Но после последовали полтора тяжелых месяца. Как в результатах, так и в атмосфере внутри команды. Было очевидно, что игроки в тильте, однако они этого не признавали. При этом некоторые из них продвигали идею, что организация должна быть довольна имеющимся составом, платить зарплату и не вмешиваться в их внутренние дела. Чтобы вернуть команду в строй, мы разработали систему мотивации, которая была основана на результатах, работе с медийкой и командном развитии. Но такой вариант устроил не всех. Да и некоторые из ребят не хотели играть в этом составе.Так как на ближайшие месяцы крупных турниров запланировано не было, мы решили, что формировать новую команду – это слишком дорого и рискованно».

Как объяснил руководитель Pavaga, сложилось ощущение, что игроки не хотят развиваться вместе с организацией. Из-за внезапного решаффла клуб не только лишился одного состава, но остался без поддержки партнера. Потенциальный спонсор уже был готов заключать с командой контракт. Однако по словам Молочникова, в долгосрочной перспективе клуб только выиграл.

«Простая математика. Мы распустили команду в марте. С тех пор составу не удалось добиться серьезных побед, плюс до сентября никаких серьезных турниров не планируется. Это по сути 6 месяцев без результата. При зарплате игрока в $1000 это вылилось бы в потери в $30 тысяч»

С игроками-перебежчиками и недисциплинированными составами у разных клубов разный разговор. Некоторые, как руководство Pavaga, пришли к выводу, что нет смысла держать насильно тех, кто настроен против тиммейтов или уверен, что за забором трава зеленее. С игроками нужно работать так, чтобы они сами не хотели уходить. Nemiga Gaming вдобавок к этому обезопасила свои активы серьезными проработанными контрактами до 2 лет. Такими, чтобы в них не нашлось лазеек для досрочного разрыва в одностороннем порядке.

«Маленьким организациям сложно платить конкурентные зарплаты. Но даже если ты платишь $2 тысяч и думаешь, что это хорошие деньги, у тебя всегда могут увести игрока. Потому что, например, в VP и Na’Vi зарплаты в разы выше. Да и ребят можно понять: когда тебе предлагают в 2-4 раза больше, сложно отказаться, — объясняет CEO Double Dimension Юрий Федин.

Наш инстаграм про киберспорт и игры

Крупные организации уважают контракты и всегда с тобой связываются, если хотят выкупить игрока. А если это тир-2 клуб, то тебе просто не хочется в это ввязываться. Например, у тебя есть текущий контракт с игроком. Он ушел в другую команду, которая такая же небогатая, как и твоя. Ты просто понимаешь, что впереди годы судов, а если и выиграешь, то не факт, что стрясешь с них неустойку. Может, у них и юридическое лицо даже не оформлено. Или они официально не оформляли игрока. Да, в теории суд выиграешь, но когда получишь хоть какие-то деньги – непонятно. Так что в большинстве случае с маленькими организациями это скорее дело принципа, нежели возможность получить какую-то неустойку»

Но даже если организация смогла собрать пятерку и удержать ее вместе, она сталкивается с другой классической проблемой в Dota 2. Игроки есть, а выступать негде. Сергей Воронович сравнивает положение своего состава по доте с другой командой в игре от Valve — CS:GO. Каэсеры играют практически каждый день, постоянно участвуют в турнирах и за месяц могут заработать до $35 тысяч призовых. И это без учета майноров или мэйджоров. Рынок Dota 2 к этому пока только идет.

Статистика турнира LOOT.BET/CS Season 2

«Естественно, что с точки зрения организации все намного прозаичнее, чем видится  игрокам. Я понимаю, что это бизнес и затраты на тир-2 турнир очень сложно отбить. Сейчас в доту приходят беттинги и, возможно, с их поддержкой станет появляться больше турниров, как это было с CS:GO. Хотя пока на их чемпионаты достаточно проблематично попасть: нужно не только показывать хорошие результаты в игре, но и иметь высокий уровень медийности. Сейчас, когда мы немного поднабрали, это дает нам возможность поддерживать игровую форму», – говорит Воронович.

Страница майнор-турниров по классификации Liquipedia в основном забита соревнованиями от ESL. Большинство из них проходят в Азии: команды из Индии, Таиланда и Вьетнама разыгрывают до $15 тысяч Среди них мелькают сезоны JoinDota League, раздающие по $2-3 тысячи. 

А в это время за сезон в Европе и СНГ прошло меньше десятка турниров с призовым больше $10 тысяч. Среди них есть и чемпионаты от WePlay, которые стали легкой наживой для тир-1 составов. Но главное — они собирают невероятно мало зрителей, а значит, мало что приносят организациям. Европейский BTS Cup весной в среднем смотрели меньше 12 тысяч человек, а Qi Invitational Europe — всего 3,5. Клубам важны скорее показатели на трансляциях, чем призовые.

«В Dota 2 нет лифта между тир-4 и тир-1 турнирами. Многие пытаются проводить небольшие чемпионаты, но пока это развивается недостаточно быстро. Призовые-то достаются игрокам, — разъясняет Юрий Федин из DD. — Допустим, ты как организация поучаствовал в 10 турнирах, заработал там $100 тысяч. А сколько из этого действительно получил клуб? Правильно, от 10 до 30%. А это $10-30 тысяч& На зарплату уходит по $1-1,5 тысячи в месяц на игрока, итого — больше $60 тысяч в год на команду. А заработал ты только $20 тысяч. Вот и вся математика».

Нестабильная турнирная система, сложности работы с игроками и недостаток спонсоров буквально ломают организации, положившиеся исключительно на Dota 2. Comanche сначала передали другому руководству, а затем закрыли. Effect прекратила существование. Проект PRIES долгое время простоял бесхозным. И это проблема не только СНГ. Даже в благополучной с турнирной точки зрения Азии у организаций возникают сложности с выплатой зарплат и призовых. Tigers, участвовавшие в первом мэйджоре, так и не расплатились с Дэвидом «Moonmeander» Таном. Теперь их ждет судебная тяжба. Из Америки постоянно приходят новости о недобросовестных организациях на тир-2 уровне. 

В итоге жизнь на тир-2 сцене превращается в увлекательный квест по выживанию. Цель клубов — даже не выход в плюс. Главное — остаться на плаву. И достигается желаемое самыми разными методами.

Спонсор не может – государство поможет

 В индустрии никого не удивишь новостью, как в очередной стране киберспорт признали на официальном уровне. Однако в большинстве случаев это так и остается формальностью. Обычным зрителям сложно заметить, какие изменения произошли в жизни игроков и организаций. Следом за разговорами об упрощении визовых процедур приходят новости об очередных заваленных собеседованиях с визовым офицером. Позже выясняется, что государственные турниры не интересны ни командам, ни зрителям. Общеизвестное исключение составляет разве что китайская DPL. Лигу создавали в сотрудничестве с Национальным управлением спорта, но и та закрыла второй дивизион.

Nemiga Gaming

Продвинутым белорусским киберспортивным организациям повезло больше. Весной они получили возможность войти в ПВТ — Парк высоких технологий. Это особая экономическая зона со специальным налоговым режимом, созданная для поддержки и развития ИТ-технологий в стране. Изачально в нее входили разработчики программных продуктов, ПО и компании, занимающиеся информационной безопасностью. Но с недавнего времени ПВТ взялась и за поддержку киберспорта. Одними из первых резидентов стали Pavaga Gaming и Nemiga Gaming.

«До появления Декрета №3 и разрешения присоединяться к ПВТ понятия киберспорта в Беларуси не существовало на законодательном уровне. Поэтому сотрудничество с Парком сделало жизнь киберспортивных организаций гораздо комфортнее как в плане ведения бизнеса, так и в признании нашей деятельности в стране.

В первую очередь мы смогли официально трудоустраивать наших игроков – в свете белорусского закона о тунеядцах это большой плюс. Кроме того, особый статус экономической зоны распространяет на нас снижение налогообложения. Когда игроки зарабатывают призовые, по законодательству разных стран они обязаны отдавать государству огромные суммы. Например, в Финляндии это 55%. Являясь резидентом ПВТ, мы платим только 10%: 9% подоходный налог, и 1% –  в пенсионный фонд. Это происходит в тот момент, когда мы передаем деньги игрокам. И это очень мало», — рассказал Сергей Воронович.

Так Nemiga удалось официально устроить на работу всех сотрудников и игроков. Кроме того, поддержка ПВТ позволила клубу законно заключать сделки, а значит искать и привлекать спонсоров.

«Помимо обычных трудовых контрактов теперь у нас есть возможность подписывать с киберспортсменами договоры о неконкуренции, так что переманить наших игроков без оформления трансфера не получится». 

К тому же участие в ПВТ действительно позволило Nemiga решить проблемы с визами. Перед майнором в Лондоне все игроки состава по CS:GO получили отказы. Все потому, что у них не было оформлено строгих соглашений с организацией.

«Из всей команды визы дали только мне. Объяснили тем, что нет гарантий, что наши 18-19-летние парни не захотят остаться в Великобритании как трудовые эмигранты. Не помогли никакие поручительства. После появления записей в трудовых книжках такие предположения уже не возникают», – объясняют в команде.

Однако работа с ПВТ только началась. Тот факт, что киберспорт в Республике Беларусь еще не признан официальным видом спорта, создает множество проблем, отмечает глава Nemiga Gaming. Одна из основных — воинская обязанность. Имея в составах молодых парней, организация в любой момент может лишиться важного игрока. Более плотное сотрудничество с государственными органами помогло бы решить и этот вопрос.

Ну а пока Nemiga и Pavaga пользуются имеющимися преимуществами ПВТ, особым налоговым режимом и возможностью спокойно и официально вести бизнес. Это уже немало для развивающихся организаций, где на счету каждый доллар.

С миру по нитке, команде — зарплата

«Мы истекаем кровью», — начал свое письмо генеральный директор The Final Tribe Людвиг Сандгрен в ответ на вопрос о финансовой поддержке клуба. Шведская команда, созданная полтора года назад, по меркам СНГ имеет неплохой набор спонсоров. Но и этого им не хватает для комфортного существования.

Людвиг раньше работал в Alliance. Когда организация решила переформировать состав по Dota 2, он увидел возможность открыть собственную шведскую команду. За год им удалось заключить несколько спонсорских сделок, в том числе со стриминговой платформой ZnipeTV и компанией, изготавливающей батончики. 

Когда Людвиг начал поиск международных партнеров, оказалось, что спонсоров на европейском рынке не заинтересовать командой, которая едва прошла на майнор. Тогда TFT пошла на неожиданный шаг.

15 мая на сайте Find by Me открылась новая кампания. Шведская киберспортивная организация предложила своим поклонникам стать чуть больше, чем фанатами команды. Любой желающий мог приобрести акции организации, потратив на это сумму от 500 шведских крон (около 3,4 тысяч рублей или чуть больше 53 долларов). Как объяснил Сандгрен, это акции класса Б. Их владельцы имеют одну десятую права голоса, так что они не способны влиять на организационные решения. Для рекламы кампании сняли ролик, запустили его в социальных сетях и попробовали привлечь внимание шведских болельщиков.

23 июня кампания по продаже акций была закрыта. Как утверждает статус на сайте — успешно. В клуб вложился 161 фанат. Совместно они потратили на поддержку любимой команды примерно 107 тысяч евро, раскупив 10% акций. Однако сам руководитель TFT не слишком доволен результатом.

«Организация далась нам недешево (маркетинг, внутренние платы сайта, время и вложенные силы). Мы надеялись на куда больший интерес. В какой-то степени мы удовлетворены результатом, но в перспективе это не решит никаких проблем нашей организации, — отмечает Людвиг. — Такой способ может попробовать любая киберспортивная организация, но вряд ли кто-то последует нашему примеру в Скандинавии. Есть более умные и легкие пути, которые не будут стоит вам столько денег. Подобные инициативы подойдут другим частям мира, где интерес к киберспорту сильнее».

О подобном варианте задумывались и в СНГ. Юрий Федин, генеральный директор Double Dimension, в 2018 году предлагал на суд сообщества проект краудфандинга путем ICO. Правда, он не просто хотел собрать деньги с поклонников, а отдать им бразды правления. По планам DD, организация могла создать состав топового уровня и конкурировать за высокие позиции в регионе. Но после изучения реакции и комментариев, Федин пришел к выводу, что и в СНГ такой проект реализовать невозможно.

План Double Dimension на краудфандинг

«В СНГ можно собрать максимум $400-500 тысяч. Если тебе нужно растянуть эти деньги на пару лет, то ты не сможешь выполнить заявленные обещания. Это были бы тир-2 игроки, с которыми мы бы не смогли конкурировать с условными VP и Na’Vi. Для содержания нормального тир-1 состава надо тратить по меньшей мере около $1 млн в год. А проект должен был быть долгосрочным – то есть нам нужно было $3-4 млн. Найти в 2019 году инвестора, который готов засадить такие деньги в команду – нереально, поэтому и подумали о такой модели. Но реализовать ее можно было бы только в Китае. А там много тонкостей на законодательном уровне, много рисков для нас – на ICO-кампанию пришлось бы потратить $200-300 тысяч », — объяснил Юрий Федин свой отказ от идеи.

Когда Dota 2 не приносит денег

«В Dota 2 мы начинали с зарплаты в 20 тысяч рублей, а пришли к 2000 долларов. Сначала нужно было вкладывать 200-300 тысяч рублей в месяц, а через пару лет – уже 500-600 тысяч. Если твой доход как инвестора кратко не превышает эту сумму, то тебе сложно это спонсировать. Так что когда хобби выжирает такой финансовый ресурс — это морально тяжело», — разъясняет Юрий Федин. Double Dimension осенью 2018 года отказалась от состава по Dota 2 и не увидела нужных перспектив в CS:GO. DD сделала ставку на Fortnite, не самую популярную дисциплину в регионе.

К организации присоединились Богдан «BNq» Буров и Влад «Prestige» Чухряев. На тот момент они за несколько месяцев стали чемпионами и призерами нескольких турниров. И как раз искали клуб. 

«Epic Games поддерживают стримиг, рекомендуют игрокам это делать и продвигают их стримы во время турниров. В итоге у всех игроков в дисциплине постоянно растут медийные активы (количество подписчиков и пр.). Когда у нас был состав по Dota 2, нам приходилось игроков заставлять и буквально тыкать носом в контракты, требуя стримить. 

В Fortnite ситуация другая: все ребята очень хотят развиваться в этом направлении. Например, Prestige на старте генерировал 100 тысяч просмотров в месяц на своем канале, а потом поднялся до 300 тысяч и продолжает расти. Благодаря этому дисциплина и игроки становятся интересны брендам. Это не состав, который когда-нибудь попадет на небольшой международный турнир и там его посмотрит 300 тысяч китайцев. Это парень, который делает 300 тысяч просмотров, и 200 тысяч из них — из СНГ», — заявляет Федин.

При этом и зарплаты для игроков в Fortnite ниже. Они колеблются от $500 до $2500. Топовые организации платят своим киберспортсменам до $3 тысяч Но при этом получают намного больший доход от медийки, чем в той же Dota 2.

Турнирная система Fortnite также оказалась дружелюбнее для игроков и организаций. Квалификации на чемпионат года проходили в течение нескольких недель. Участникам предоставили немало шансов на прохождение отборочного этапа. При этом даже неудачные попытки вознаграждались финансово: игроки получали от $200 за последнее место в каждой квалификации. Никакой баранки на поражение в финале.

Игроки DD на чемпионат мира по Fortnite не прошли. Но если кто-то мог разочароваться в дисциплине, то Федин все так же верит в ее успешность.

«В Fortnite можно подписать парня, который на квалификациях постоянно будет занимать топ-100 и в то же время генерировать просмотры. И спонсоры захотят интегрироваться к нему в стримы. 

В киберспортивной составляющей дисциплины я тоже не разочаровался. Просто в скаутинге в киберспорте большую роль играет много случайных факторов. А поскольку в Fortnite доминируют молодые игроки, зачастую очень сложно предсказать потенциал роста – это же тебе не FIFA Manager, где ты можешь посмотреть, как будет прогрессировать игрок. Например, мы могли подписать Марка «Letw1k3» Данилова, который сейчас играет за Gambit. Но в тот момент времени у нас уже были контракты с нашим составом, а дополнительно инвестировать мы не могли. А сейчас Марк представляет Gambit на турнире на 30 миллионов».

Игроки Gambit, прошедшие на чемпионат мира по Fortnite

От состава по Dota 2 и CS:GO отказались не только Double Dimension. Elements Pro Gaming тоже сделала ставку на другую игру. Как объяснил генеральный директор клуба Дмитрий Беляев, и игроки, и руководство, и даже фанаты просто перегорели.

«В случае с CS:GO и Dota 2 в прошлом году сложилась ситуация, когда ты понимаешь, что в текущей точке вы попробовали с командой все способы для достижения результата. К сожалению, с нашими составами мы пришли к точке невозврата, когда нам было некуда двигаться, — резюмирует Беляев. — Это смесь и кадровых проблем, когда ты не видишь, кем на рынке можешь усилить свою команду. Это и психология, когда игроки перегорают.

Мы все хотим смотреть зрелищные игры и болеть за любимую команду. А когда у нее практически нет возможностей попасть на серьезный турнир, это приводит к фрустрации и выгоранию. Второй, более приземленный момент, — спонсоры. Они хотят светиться на крутых турнирах, которые мы в доте в тот период им дать были не в состоянии. Однако, мы регулярно рассматриваем возможности возвращения в CS:GO и Dota 2 с новыми сильными составами». 

EPG несколько месяцев активно исследовала рынок, подписывая игроков по разным играм. Лучше всего им удалась работа с командой по League of Legends. Оказалось, что состав может как добиваться результатов, так и привлекать спонсоров.

«У наших партнеров есть представление о количестве игр и просмотров. У них есть точное понимание, что команда будет участвовать в определенном количестве турниров. Так им намного удобнее строить планы. Я не могу сказать, что экосистема LoL идеальна. Она хороша с точки зрения прогнозируемости, но ей мешает сезонность. Есть очень удачные месяцы с играми каждую неделю на лане. А есть межсезонье, когда практически нет турниров, в которых могли бы поучаствовать СНГ-команды. В это время тебе нужна другая дисциплина, чтобы удовлетворять потребности партнеров», — подчеркнул Беляев.

Состав EPG по League of Legends

«Лига Легенд» имеет очень лояльную и отзывчивую аудиторию в СНГ, которая мало пересекается с фанатами Dota 2. Поэтому LoL можно рассматривать как варианты выхода на новую аудиторию практически для любого бренда. 

«По бюджету это будут не огромные деньги. Но при этом даст небольшую аудиторию, которая будет ассоциировать бренд именно с этой дисциплиной», — объяснил Дмитрий Беляев.

Однако ни одна из команд, которая закрыла команды по Dota 2, не торопится прощаться с этой игрой навсегда. Когда-нибудь они обязательно туда вернутся. Когда найдутся свободные деньги на конкурентные зарплаты, или турнирная система станет дружелюбней к тир-2 сцене.

Во имя страны, бизнеса и любви к доте

Мало кто из владельцев тир-2 организаций прямо сейчас может сказать, что им удалось построить действительно успешный бизнес в киберспорте. Сроки, в которые можно выйти хотя бы в ноль, все озвучивают разные. Кто-то говорит, что нужен год или два. Кто-то утверждает, что в СНГ это вообще невозможно, если ты не отбираешься на мейджоры и майноры по Dota 2 и CS:GO.

«Думаю, через 4-5 лет рынок дорастет до такого состояния, когда деньги начнут попадать и к клубам, которые находятся ниже третьих мест в своем регионе. Пока же невозможно сделать так, чтобы в СНГ было 5-10 команд, которые стабильно приносят хорошие деньги. Это больше про инвестиции: можешь вкладывать год и выстрелить, а можешь вкладывать 20 лет и не получить ничего. Но зато когда тебе удалось выстрелить, ты зарабатываешь «много иксов». Наверно, мы одна из немногих команд, которые стабильно работают в 0 и не выжирают деньги инвесторов. Нам удалось подписать спонсорский контракт с энергетиком Effect – это позволяет окупать состав», — делится Юрий Федин. 

Сейчас он сосредоточился не на киберспортивном проекте DD, а на инфраструктуре вокруг киберспорта. Его агентство Goose Gaming Agency занимается рекламными и креативными проектами в индустрии, сотрудничает с крупными компаниями по производству периферии, банками, FMCG-брендами. Параллельно он занимается проектом одежды для геймеров Outplay и другими околокиберспортивными направлениями. Если все пойдет хорошо, то в будущем эти компании смогут кормить киберспортивное направление и позволят команде вернуться в Dota 2.

Руководство Elements Pro Gaming тоже мечтает об успешном бизнесе. Но уже не просто для получения прибыли, а потому что понимает: экономические проблемы всегда неизбежно сказываются на спортивных результатах.

«Да, это коммерческий проект. Но 70% нашей мотивации — желание достигать успеха как Elements Pro Gaming. Мы уже не видим себя без стремления к спортивным результатам и поддержки наших фанатов», — заключил Дмитрий Беляев.

А для кого-то это чуть больше, чем просто бизнес, который может принести деньги.

«Nemiga – это воплощение наших мечт. Всеми нами движет общая цель – создать белорусскую организацию, которая сможет достойно представлять страну на крупнейших киберспортивных турнирах. — объясняет Сергей Воронович. — Увидеть наш флаг на мейджоре или TI – то, ради чего мы усердно работаем изо дня в день».

Разговорили Нотейла: он вегетарианец, считает себя сильным керри, с Флаем не общается

АМА-сессия Олсира. Он уже отвечает в комментариях!

Гик-интервью с Ауи про историю тактики: так глубоко про Доту еще никто не говорил

Автор

Комментарии

  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья