Мнение аналитика с дивана
Блог

Что не так с трансферами в киберспорте?

21 февраля в Москве состоится встреча руководителей киберспортивных клубов, об идее которой в своем видео рассказывал СЕО клуба NaVi Евгений Золотарёв. Что они там будут обсуждать - загадка, но ясно то, что у одних упор будет сделан на "хватит переманивать наших игроков", а у других "так вы сделайте нормальные контракты" и в последнем случае речь даже не про пропущенные пункты. Данный пост вырос из большого комментария к одной из новости, в котором были описаны весьма логичные доводы.

Лидеры в отрасли

Практически в каждой популярной дисциплине у СНГ есть команды (именно команды), которые претендуют на топовые места, либо были одними из лидеров в последние годы. В КС - это NaVi, в доте - ВП. Понятное дело, что большинство игроков, которые хотят чего-то добиться, с радостью откликнуться на предложение подобных организаций и в этом сложно их винить, ведь организация знает, как делать победителей (даже после смены большой части состава это лидерство не улетучится из голов комьюнити еще год, как минимум). У других организаций в этих дисциплинах иногда бывают всплески (авангарды на мажоре, например), но это все больше похоже на мимолетные взлеты, которые никак не закрепить определенных замен.

Как защититься от покупок твоих талантливых игроков?

Про мотивационную сторону вопроса поговорили и поняли, почему игроки соглашаются на предложения команд-лидеров, даже если в их составе "все хорошо" (что звучит забавно и наивно, когда команда в лузерах без каких-либо шансов отлетает 2:0 от не самой сильной команды).

Организации взяли из большого спорта механизм выкупа (buy out) игрока и довели его до абсурда. В большом спорте игрок может выступать достаточно долго, всегда есть длинная скамейка, контракты заключаются надолго, поэтому большая сумма выкупа, но даже так стоимость выкупа годового контракта порядка 10 мес заработной платы (в футболе). В киберспорте история другая: ротация происходит быстрее, а готовых замен попросту нет, если игрок уйдет, то надо найти нового на его место.

Чтобы себя обезопасить, стараются с перспективными игроками заключать долгосрочные контракты и, соответственно, ставят космические цены на выкуп. Т.к. перспективные игроки - это, обычно, молодежь, не у которой практически нет жизненного опыта, то они, обычно, соглашаются и, тем самым, допускают фатальную ошибку.

Ярким примером такой ошибки стал Gpk. 18-летнего игрока подписывают, чем его там подкупали - загадка, но его фактически засунули в рабство на 1.5 года, выставив соответствующий выкуп. При этом гамбит - не лидер отрасли, даже близко. Поэтому мое мнение, что молодого парня, а судя по интервью с орсиором еще и весьма застенчевого, банально развели, и тем печальнее читать мнение защитников гамбитов. Сразу вспоминаются сюжеты из фильмов, где молодым ученым предлагали оборудование и все условия для их исследований, но за этим стояли весьма корыстные цели меценатов, а ведь ученые лишь хотели делать то, что им нравится и интересно, и когда они узнавали об этом было слишком поздно и без какого-нибудь Шварценеггера уже было не соскочить.

Контракт на 1.5 года - это бред, максимальный, но видимо когда уговаривали было: "это она, стабильность, соглашайся". Выкуп зависит от зп и, по словам Дворянкина, зп в кс/доте 15-25 тысяч долларов у топовых составов, в кс больше, в доте меньше. Возьмем кс 25, а доту 15, чего мелочиться. Адекватная ли это зарплата - решайте сами, по мне так перебор явный для отрасли, у них же еще большая часть с призовых, но даже если не выиграешь - выиграешь, поэтому того "голода" и "жажды" побед особо нет. В общем, понятно почему все киберспортивные организации убыточны, раздули пузырь, ну да ладно. Коллективы пониже не могут держать такую зп, обычно она ниже в разы, поэтому и сумма выкупа у них значительно ниже, а значит переманить их игроков - проще, поэтому и пользуются такими кабальным контрактами, видимо ничего умнее пока не придумали.

А я придумал?

Ну в данном контексте сложно придумать идеально решение без изменений других моментов. 

Во-1, я бы хотел предложить ввести тренд на полугодовые контракты (или около того) для новичков, чтобы сроки контрактов попадали сразу после окончания трансферных окон в доте/пару недель после мажора в КС. С одной стороны организация защищена от ухода игрока перед крупным эвентом, при этом первичные переговоры можно начинать заранее. Плюсом к этому полгода достаточно чтобы понять, есть ли какая-то перспектива, даже 3х месяцев должно хватать, чтобы уже планировать какие-то перестановки в будущем. Это побуждает игрока всегда стараться показывать максимум и тренироваться, т.к. конкуренция возрастает. Если ты плох - ты плох, что тут поделать, с тобой не продлят контракт и тебя не выкупят. Так же из-за срока стоимость выкупа будет более адекватной, а то взяли игрока без контракта, подписали его на 1.5 года, заплатили ему за полгода дай бог $30 тыс и хотят продать за 100-200, чисто русский бизнес. А для зарекомендовавших себя игроков, у которых крупная медийка, результаты и т.д. долгосрочные контракты оставить, на год. Кстати, еще один минус - долгосрочные контракты не позволяют быть гибкими (привет дахаку), тебе как НаВи приходится думать что делать с условным кристалайзом/мэджикалом, потому что ты подписал долгосрочный, а у тебя игрок после этого не прогрессирует. Так же отпадут все эти умалчивания, когда тебе менеджер состава говорит: "да, настроение в коллективе отличное, хоть нас и вынесли как мусор пару часов назад", говори, решай, предлагай, ведь у тебя не так много времени на контракте, а ты хочешь попасть в более сильную команду, показать себя, а если ты будешь молчать - ничего не поменяется.

Так то плюсов у этого шага еще много, просто уже раздул блок сильно.

Во-2, снизить зп. Ааа, сейчас все такие "да что он, о**ел?!", но снижение зп позволит не только подрасти тир2-3 коллективам, т.к. с ними разрыв просто космический, но и поднимет мотивационную составляющую и позволит клубу тратить деньги на более полезные задачи, те же академки, более "щедрые" маркетинговые кампании, чтобы привлечь больше людей в киберспорт, что увеличит аудиторию и зарплаты в скором времени вернутся к тем же значениям. В Лейпциге был репортаж из организации, которая знакомит и рассказывает про киберспорт, вот подобное поддерживать и у нас, но как, если организации убыточны и все уходит на зп/буткемп/полировку лысины и.. все, денег нет.. ?) Про "но что им делать, когда они закончат карьеру"? Даже в тир-2 ребята за несколько лет заработают 5-10 млн, на учебу, инвестиции, купить лишнюю недвижимость и сдавать - да что угодно, жить как другие люди нормальной жизнью.

В-3, мест в ВП всего 5, поэтому другие составы из-за небольших сроков контрактов быстро найдут оптимальный для себя вариант, где-то затыкая новичком, и команда будет охотнее идти на замены, ведь в запас будут отправлять редко и на небольшое количество времени, зп будут ниже в принципе, жизнь в киберспорте будет активнее, т.к. не будет такого застоя (кс го состав поляков - это не просто застой, а застоище). Менеджер, статсмен, тренер - это не менее важные составляющие, чем игроки, без них даже перспективные миксы развалятся. Не вышло в качестве игрока, кнопки плохо нажимаешь или лень тратить много времени на тренировку новых метовых героев, а куда интереснее в ней копаться, искать имбовые связки, находить что-то - вперед, пробуй себя в этом направлении, а то сейчас там не пойми кто, т.к. особо и конкуренции нет. Будут свободные деньги - потратят больше на "бэкграунд" и мы не увидим такой слабой подготовки по пикам, ведь там не будет 1 человек за все отвечать (и пики, и мораль, еще и датчик углекислого газа держать, что за разнорабочий, который провалился в 2 из 3х зонах ответственности).

В-4, топовый клуб в регионе означает рост всего региона, т.к. на отборах ты играешь с ними, перенимая опыт лучших команд, а исходя из вышесказанного, все будут стараться на полную даже на локальных квалах.

p.s. картинка для новости идеальная, не находите?

Комментарии

Возможно, ваш комментарий – оскорбительный. Будьте вежливы и соблюдайте правила
  • По дате
  • Лучшие
  • Актуальные
  • Друзья