Смысл мультфильма «Ходячий замок». Что пытался сказать Миядзаки?
Разбираем культовое кино.
«Ходячий замок» Хаяо Миядзаки вышел в 2004 году и с тех пор собрал около $235-240 млн во всем мире. Фильм основан на романе английской писательницы Дианы Уинн Джонс, но Миядзаки радикально переработал историю, добавил антивоенную тематику и изменил характеры персонажей. Результат получился неоднозначным: одни считают картину шедевром студии Ghibli, другие видят в ней несбалансированную адаптацию, где война выглядит оторванной от внутренних переживаний героев. Так о чем на самом деле «Ходячий замок»?
📌 О чем книга «Ходячий замок»? Ищем отличия от аниме Миядзаки

О чем мультфильм
18-летняя Софи Хаттер работает в шляпной лавке своего отца и считает себя скучной серой мышью. Она убеждена, что недостаточно красива и интересна, особенно по сравнению с младшей сестрой Летти. Девушка смирилась с жизнью за прилавком и даже не пытается мечтать о чем-то большем.
Однажды на улице к ней пристают два солдата. Софи спасает загадочный молодой человек в черном плаще – волшебник Хаул. Он уводит девушку от преследователей, и они вместе летят над крышами города, спасаясь от странных черных существ. Софи очарована этим загадочным незнакомцем и его магией. Хаул провожает ее до лавки и исчезает так же внезапно, как и появился.
В тот же вечер в лавку приходит Ведьма Пустоши – могущественная колдунья, одержимая Хаулом. Она видела, как он спасал Софи, и в приступе ревности накладывает на девушку проклятие: Софи превращается в девяностолетнюю старуху. Проклятие устроено так, что рассказать о нем кому-либо невозможно – слова застревают в горле, и вместо объяснений получается бессвязное бормотание.
Софи понимает, что не может остаться дома. Родные не узнают ее в этом облике, да и сама она не хочет быть обузой. Девушка покидает родной город в поисках того, кто мог бы снять проклятие. Она отправляется в пустошь, где, по слухам, бродит ходячий замок страшного волшебника Хаула, который пожирает сердца красивых девушек.

Софи находит в пустоши замок – гигантское сооружение на металлических куриных ногах. Она проникает внутрь и встречает огненного демона Кальцифера, который живет в очаге и поддерживает работу всего замка.
На самом деле Кальцифер – падающая звезда, которую маленький Хаул когда-то поймал в детстве. Они заключили магический договор: Хаул отдал Кальциферу свое сердце взамен на магическую силу. Буквально физическое сердце – оно теперь горит внутри Кальцифера, и демон не может существовать без него. В свою очередь, Хаул не может жить без Кальцифера. Они связаны навечно: если один умрет, умрет и другой.
Кальцифер хочет освободиться от договора, но сам не может его разорвать. Он предлагает Софи сделку: она освобождает его и Хаула от проклятия, а он снимает проклятие с нее. Софи соглашается, хотя пока не понимает, как это сделать
В замке она также знакомится с Марклом, десятилетним учеником Хаула, который присматривает за домом и помогает учителю с магическими делами. Мальчик носит зачарованную маску и встречает посетителей.

Когда возвращается сам Хаул, Софи объявляет, что она новая уборщица, и волшебник неожиданно соглашается. Постепенно девушка понимает, что все обитатели замка живут под проклятиями. Хаул из-за договора теряет человечность с каждым использованием боевой магии и превращается в гигантскую птицу-монстра. С каждым разом ему все труднее вернуться в человеческий облик. Кальцифер заперт в очаге и не может его покинуть без смерти Хаула. Даже сам замок существует только благодаря магии огненного демона, который приводит в движение все механизмы.
Параллельно в стране идет война. Королевство, где живут герои, воюет с соседним государством, но никто уже не помнит, из-за чего начался конфликт. Королева Сулиман – учительница Хаула и могущественная волшебница – призывает всех магов на службу. Она требует от Хаула участвовать в боевых действиях и уничтожать города противника своей магией.
Хаул отказывается воевать. Он видит бессмысленность этой бойни и не хочет убивать невинных людей ради чьих-то амбиций. Волшебник прячется от призыва, использует замок для постоянных перемещений.
Тогда королева Сулиман вызывает Хаула к себе. Софи отправляется вместо него, чтобы защитить волшебника. Хаул следует за ней под прикрытием.

Во дворце они встречают Ведьму Пустоши, которая тоже явилась за Хаулом. Но Сулиман лишает Ведьму всей магии – тогда колдунья превращается в беспомощную растерянную старушку, теряет память и силу. Королева раскрывает фальшивый облик Хаула и предлагает ему последний шанс: служить ей или стать таким же беспомощным. Волшебник отказывается. Сулиман нападает на них, но оба благополучно сбегают. Ведьма Пустоши увязывается за ними. Софи не прогоняет ее: несмотря на то, что именно эта женщина прокляла ее, девушка не может бросить беспомощную старушку на произвол судьбы. Ведьма поселяется в замке и постепенно привязывается к его обитателям, особенно к Софи, которая заботится о ней.
Тем временем военные начинают бомбить города, где находятся Софи и другие близкие Хаулу люди. Он решается вступить в битву, чтобы их защитить. Но из-за договора превращается в огромную черную птицу каждый раз, когда использует боевую магию.
После очередной битвы Хаул возвращается почти полностью покрытый перьями и едва помнит, кто он такой. Софи пытается удержать его в человеческом обличье, но волшебник продолжает вылетать на защиту их дома. Замок начинает разваливаться. Софи понимает, что теряет его.

В кульминации правительственные силы атакуют замок. Хаул в форме птицы-монстра защищает их, но уже почти полностью потерял человеческий разум. Софи вытаскивает Кальцифера из очага, чтобы унести его в безопасное место и спасти Хаула через разрушение самого источника его силы. Без демона замок теряет энергию и начинает разваливаться.
Ведьма Пустоши видит живое сердце Хаула, горящее внутри Кальцифера, и хватает демона руками. Софи тушит огонь водой, чтобы старушка не сгорела, и Кальцифер гаснет. Замок рушится окончательно.
Однако рухнувший замок открывает Софи проход в прошлое – в тайное место Хаула, где он когда-то встретил падающую звезду. Девушка видит маленького Хаула, который ловит Кальцифера и заключает с ним договор. Софи просит мальчика и звезду найти ее в будущем, и возвращается в настоящее.

Хаул находит девушку и отдает последние силы на то, чтобы вернуть ее к друзьям – они разлучились после того, как рухнул замок. Волшебник падает без чувств, а Софи уже знает, как разорвать проклятие. Она возвращает физическое сердце Хаулу и освобождает и его, и Кальцифера от договора. Кальцифер получает свободу, но добровольно остается с друзьями. Хаул оживает, обретает сердце и способность чувствовать по-настоящему.
Война заканчивается – королева Сулиман, которая наблюдала за героями все это время, отступает и осознает бессмысленность конфликта. Герои строят новую жизнь в маленьком, но настоящем доме, где наконец могут быть собой.
Как работает проклятие Софи

Проклятие Ведьмы Пустоши превращает Софи в девяностолетнюю старуху, но работает оно необычно. Внешний облик девушки постоянно меняется в зависимости от ее внутреннего состояния. Когда Софи чувствует себя уверенно, счастливо и нужной – она молодеет. Когда сомневается в себе, грустит или боится – снова становится древней старухой с палочкой.
Во сне, когда разум отдыхает и забывает о проклятии, Софи выглядит полностью молодой. Хаул видит ее именно такой, когда она спит, и понимает истинную природу заклятия: оно держится не на магии Ведьмы, а на собственной неуверенности Софи. Девушка подсознательно цепляется за образ старухи, потому что всю жизнь чувствовала себя именно так – старой, скучной и незаметной.
Это центральный смысл, который Миядзаки закладывает в мультфильм: старость – скорее внутреннее состояние, нежели физический возраст. Софи всегда ощущала себя старой. Она похоронила мечты, смирилась с ролью скромной работящей девушки, которая недостаточно хороша для приключений или любви. Она заранее отказалась от жизни и выбрала безопасное существование за прилавком.

Проклятие освобождает ее психологически. В облике старухи Софи перестает бояться чужого мнения и осуждения. Ей больше не нужно притворяться скромной и тихой, ведь от старушки этого никто не ждет. Она получает право говорить прямо, действовать смело, вмешиваться в чужие дела.
Постепенно Софи обретает настоящую уверенность через действия. Она наводит порядок в хаосе замка Хаула, готовит еду, заботится о Маркле, ухаживает за беспомощной Ведьмой, защищает Хаула от саморазрушения. Она находит смысл в том, что делает, а не в том, как выглядит. Чем сильнее растет ее внутренняя сила, тем чаще проклятие отступает.
В финале, когда Софи спасает Хаула и разрывает магический договор с Кальцифером, она окончательно избавляется от проклятия. Ее волосы остаются седыми – это символ ее пройденного пути. Софи приняла себя полностью и стала по-настоящему красивой не тогда, когда вернула молодость, а когда нашла в себе смелость жить, любить и действовать.
Почему Ведьма Пустоши охотится за Хаулом

Ведьма Пустоши воплощает разрушительную одержимость и эгоистичное желание обладать. Она не любит Хаула – скорее, хочет владеть им как красивой вещью. Ведьма коллекционирует сердца красивых молодых людей, чем заполняет внутреннюю пустоту.
В книге Дианы Уинн Джонс намекается, что когда-то между Ведьмой и Хаулом была связь, но волшебник ее оборвал. В аниме Миядзаки опускает эту предысторию.
Когда Ведьма видит, как Хаул спасает Софи и летит с ней над городом, она воспринимает это как предательство. В ее картине мира Хаул принадлежит только ей, и любое проявление интереса к другой женщине – покушение на ее собственность. Ведьма наказывает Софи превращением в старуху. Так она отнимает именно то, что сама ценит превыше всего: молодость, красоту и возможность быть желанной.
Позже Ведьма прибывает во дворец королевы Сулиман за своей «добычей» – она хочет наконец заполучить Хаула. Но встреча не заканчивается хорошо: Сулиман видит, что ее бывшая ученица полностью поглощена жаждой обладания, и лишает Ведьму всей магии. Колдунья мгновенно превращается в глубокую старуху, теряет силу, память и магические способности – все, на чем строилась ее личность.

Без магии и красоты Ведьма становится беспомощным испуганным ребенком в теле старушки. Она не понимает, кто она, зачем пришла и чем занималась всю жизнь. Это происходит, когда личность строит себя только на внешних атрибутах власти и красоты.
Но именно в этом беспомощном состоянии Ведьма способна на добро. Софи, несмотря на проклятие, забирает растерянную старушку к себе в замок и ухаживает за ней. Доброта Софи постепенно пробуждает в Ведьме человечность, которую та давно похоронила под слоями одержимости и злобы.
В финале Ведьма возвращает сердце Хаулу. Когда замок рушится и Софи тушит Кальцифера, старушка держит в руках живое сердце волшебника, которое она успела выхватить из демона в последний момент. Она отдает его Софи и позволяет девушке спасти Хаула, что отражает ее рост как героини. Это было возможно благодаря Софи и ее друзьям: даже такие потерянные и злобные создания, как Ведьма Пустоши, может измениться. Достаточно проявить к ним сострадание.
Софи – ведьма?
В фильме у Софи нет явной магии. Фанаты спорят: одни считают, что она обладает скрытой силой, другие думают, что все дело в любви.
В книге Дианы Уинн Джонс Софи точно владеет магией. Она вдыхает жизнь в предметы и заговаривает их. Когда шьет шляпки и говорит, что они сделают покупательниц красивыми, так и происходит.
Миядзаки оставляет вопрос открытым. Возможно, у Софи есть магия, но она сама этого не осознает. А возможно, ее настоящая сила – способность менять людей добротой.
О чем говорит Ходячий замок?
Антивоенный посыл фильма

Война – одна из центральных тем для Миядзаки, хотя в книге Дианы Уинн Джонс ее нет вообще. Режиссер добавил военный конфликт в 2003 году, когда создавал сценарий, – в этот момент США вторглись в Ирак. События глубоко возмутили пацифиста Миядзаки, и вся его ярость против бессмысленного насилия вылилась в антивоенный подтекст мультфильма.
В «Ходячем замке» война изображается как абсурдная бойня без цели и смысла. Королевство, где живут герои, воюет с соседним государством, но никто уже не помнит, из-за чего начался конфликт. Солдаты идут в бой, потому что им приказали. Волшебники уничтожают города магией, потому что королева Сулиман требует служить родине. Люди гибнут, а города горят, но никакой высшей цели в этом нет.
Миядзаки показывает войну глазами простых людей. Родной город Софи постепенно пустеет, ведь мужчин забирают на фронт. Портовый Портхейвен подвергается бомбардировкам, где гибнут мирные жители. Столица Кингсбери превращается в военный лагерь с патрулями и комендантским часом. Война не освобождает и не защищает их.
Хаул, который отказывается воевать, осознанно проявляет пацифизм. Он понимает, что его магическая сила будет использована для убийства невинных людей. Королева Сулиман хочет, чтобы он сжигал города противника, но там живут такие же семьи, как в его собственной стране. А Хаул не видит разницы между своими и чужими.
Поэтому замок для него – способ побега от милитаризма. Магическая дверь позволяет перемещаться между городами и скрываться от армейских вербовщиков. Волшебник меняет имена и личности, чтобы не попасть на призыв. Он строит мир внутри своего замка, где война не имеет власти. И единственная причина, по которой он все-таки вступает в бой – его новообретенная семья и ее защита, а вовсе не приказ Сулиман. И даже эта «справедливая» война разрушает Хаула, так как насилие в конце концов превращает людей в чудовищ. И только Софи спасает его, напоминая, что действительно важно.
Любовь как созидающая сила

Любовь в «Ходячем замке» действует через конкретные поступки. Софи наводит порядок в замке Хаула, заботится о Маркле и Кальцифере, ухаживает даже за Ведьмой Пустоши, которая ее прокляла. Она создает дом там, где раньше было запустение.
Хаул тоже учится любить. Сначала он капризный эгоист, который устраивает истерику из-за цвета волос, но постепенно он учится защищать Софи, Маркла и других обитателей замка. Любовь делает его смелее и ответственнее.
Кальцифер меняется вместе с остальными. В финале он обретает долгожданную свободу, но остается с друзьями, так как хочет быть рядом с ними.
Доброта Софи пробуждает человечность даже в Ведьме Пустоши. Старушка возвращает Хаулу сердце вместо того, чтобы оставить его себе. Софи заботится о пугале-репке, и позже оказывается, что это заколдованный принц, который помогает остановить войну.
Так Миядзаки показывает, что любовь и доброта способны разрушать проклятия, останавливать войны и возвращать людям человечность.
Свобода и принятие себя

Все герои живут в своих внутренних клетках. Софи тонет в комплексах и запирает себя под проклятием, Хаул связан договором с Кальцифером и боится себя. Кальцифер держится за очаг, а Ведьма сосредоточена только на Хауле. Их состояние меняется не сразу, и каждый из них проходит путь к свободе по-своему.
Софи получает свободу тогда, когда перестает стыдиться внешности. Проклятие делает ее старше, и в таком виде она начинает говорить четче, действует увереннее, принимает решения сама. С течением времени она находит смысл в своих действиях, берет на себя заботу о других. Тогда проклятие утрачивает силу.
Хаул становится свободным, когда перестает бояться собственной темной стороны. Он видит, что его принимают в любом состоянии, и перестает прятаться в образах и ролях. Его выборы становятся осознаннее, и шаг за шагом он выходит из собственного убежища.
Кальцифер после разрыва договора может улететь куда угодно, но остается рядом. Его свобода выражается в праве выбирать, с кем он хочет быть, и это важная часть его новой жизни.
Ведьма теряет магию и память. Вместе с тем учится обращать внимание на людей вокруг. Ее жизнь становится понятной и устойчивой, и в этом состоянии она находит свой покой.
Дом как отражение внутреннего состояния

Замок – физическое воплощение психического состояния Хаула. Он отражает его внутренний хаос. Внутри царит беспорядок: вещи разбросаны, книги валяются кучами, магические артефакты пылятся в углах. Комнаты грязные и запущенные. Даже Кальцифер жалуется на холод и требует больше дров.
Существует теория, что замок олицетворяет депрессию. Люди в депрессии часто не могут выполнять базовые задачи. Окружающее пространство отражает их состояние, как ходячий замок – состояние Хаула. Софи наводит порядок как в доме, так и в его душе.
Когда Хаул снова превращается в птицу-монстра, замок начинает разваливаться. Это отражает состояние самого Хаула: чем сильнее он теряет человеческий облик, тем быстрее рушится его дом.
В конце Софи забирает Кальцифера из очага, и замок падает. Так заканчивается прежняя жизнь Хаула, построенная на страхах и бегстве.
После того как Хаул получает сердце назад, а Кальцифер возвращается, замок оживает, но уже в другом виде. Он становится настоящим домом для людей, которые наконец готовы жить вместе. Даше обретает способность летать!
Отсылки и пасхалки

Избушка на курьих ножках
Замок Хаула отсылает к славянскому фольклору. В интервью на Венецианском фестивале 2004 года Миядзаки признался, что образ навеян русской избушкой Бабы-Яги. «Был там такой смешной дом на куриных ногах, в котором жила эта, как ее... Баба-яга, да? Мне это очень понравилось, и так я придумал мой замок» – сказал он.
Дом передвигается на курьих ножках, как избушка из русских сказок. В книге Джонс замок просто «движущийся», без уточнения как именно. Миядзаки задумался об этом и вспомнил про славянскую избу на птичьих лапах.
Европейские города
Миядзаки посетил Европу в 2003 году. Ему запали в душу французский регион Эльзас, а также города Кольмар и Эгисхайм с мощеными улочками, фахверковыми домами и черепичными крышами. Эти места вдохновили его на создание королевства из фильма.
Художники студии Ghibli тоже ездили туда. Делали наброски домов, изучали архитектуру, побывали в кузнице, чтобы посмотреть на огонь для анимации Кальцифера. Некоторые локации в мультфильме почти копируют реальные улицы Кольмара.

Родной город Софи рисовался с Кольмара, прибрежный Портхейвен – с английских городков. В тайном убежище Хаула угадываются альпийские озера Северной Италии. Париж и Лиссабон помогли нарисовать столицу королевства Кингсбери.
Стимпанк и Альбер Робида
Миядзаки создал стимпанк-вселенную с дирижаблями, военными машинами и индустриальными городами. Вдохновлялся он работами французского иллюстратора Альбера Робида.
Робида написал три футуристических иллюстрированных романа: «Двадцатый век» (1883), «Война в двадцатом веке» (1887) и «Двадцатый век – электрическая жизнь» (1890). Между 1908 и 1910 годами он нарисовал 520 иллюстраций с фантастическими летающими машинами и огромными передвижными наземными крепостями.
Он изображал тяжелые броненосцы, преувеличенные версии реальных французских военных кораблей конца 19 века, рисовал телевизоры до их изобретения, самолеты до братьев Райт и предсказывал массовые воздушные бомбардировки городов. Футуристические аспекты фильма Миядзаки создавал именно под его влиянием. Военные корабли, дирижабли и механизмы мультфильма отражают европейскую технику конца 19 – начала 20 века, особенно визуальный облик французских броненосцев.
Пасхалки студии Ghibli
Когда постаревшая Софи выходит из магазина Хаула, мимо проходит мальчик. Это Пазу из «Небесного замка Лапута», другого фильма Миядзаки. Студия Ghibli регулярно добавляет такие отсылки, связывая разные картины через мелкие детали.
* * *
Какие аниме похожи на работы Хаяо Миядзаки?
«Сенэн», «седзе», «сэйнэн и дзесэй»: что скрывают жанры аниме?






























