«Оглянись» – аниме, которое потрясло Кодзиму. Оно правда великое?
Полнометражка от автора «Человека-бензопилы».
Хидэо Кодзима известен не только селфи со звездами и фотографиями с геймпадом Playstation. Иногда он разрабатывает видеоигры, но чаще просто делится кинорекомендациями в X. Именно так мы узнали, что «Оглянись» – одно из лучших аниме десятилетия и доказательство превосходства анимации над живой съемкой. По крайней мере, так считает Хидэо.
С 31 октября аниме выпустили в России в ограниченный (но официальный) прокат. Я не мог пропустить такой феномен на большом экране. Сходил, посмотрел и готов ответить – действительно ли «Оглянись» так хорош, как заявляет Кодзима?
«Оглянись» – аниме по манге автора «Человека-бензопилы»
«Оглянись» – ваншот, написанный Тацуки Фудзимото в период между первой и второй частями его хита о полудемоне-бензопиле. Сосредоточившись на незамысловатой и лаконичной истории, Тацуки, кажется, просто отдыхал от той кровавой бани, которую устроил в «Бензопиле». Он проводит такие передышки регулярно, но этот раз – особенный.
Ваншот рассказывает историю двух школьниц, связанных общей мечтой – карьерой мангаки. Фудзино регулярно публикуется в школьной газете: ее зарисовки хвалят одноклассники, а взрослые пророчат ей большое будущее. Но однажды девушке придется поделиться местом с Кемото, которая находится на домашнем обучении. Фудзино маниакально улучшает навыки, чтобы превзойти конкурентку.
140-страничная история о школьной дружбе, творчестве и подстрекающей зависти была опубликована в июле 2021 года. Закончила год она первыми местами в десятках топов популярных изданий и номинациями на престижные премии, в том числе и на «Айснера» – комиксного «Оскара».
Через три года вышла аниме-адаптация и повторила успех оригинала: помимо Кодзимы, фильм высоко оценили критики и зрители, обеспечив картине 100% на Rotten Tomatoes. Но почему такая скромная история заслужила всеобщее признание?
«Оглянись» – притча о радости и трагедии творчества
Тацуки Фудзимото ломает ожидания и издевается над шаблонами. Тот же «Человек-бензопила», будучи чистокровным сенэном, нарушает важнейшее правило жанра: главный герой – высокоморальная личность, которая своими подвигами и мечтами учит юного читателя заботе о ближнем, справедливости и трудолюбию. Главный герой «Бензопилы» – такой же подросток, как и читатель, чему он научит? Он мечтает лишь набить желудок, лишиться девственности и стать знаменитым.
«Оглянись» тоже играет с ожиданиями. Главная героиня – завистливая, хвастливая и лицемерная. Сопереживать ей тяжело, но, кажется, и не нужно. Потому что в центре истории здесь не девочки, а процесс.
Фудзимото скрывает под историей двух мангак поэтичную притчу о жертвенности художника. Ожидая увидеть пусть и заведомо драматичную, но милую историю о пути к успеху, мы получаем лишь сюжет о трагической приверженности мечте. Создатели аниме просят обратить внимание не на самореализацию, а на путь к ней. На сложности призвания, важность поддержки близкими, на моменты первых успехов, иногда более значимых, чем конечная цель.
Смотря ленту, я тоже искренне захотел пропасть в темном углу своей комнаты с карандашом и листком, обсессивно выплескивая на бумагу безумные идеи. Аниме кроткими сценами демонстрирует истинное удовольствие от творчества. Оно же показывает и цену, которую творчество попросит взамен.
Анимация заслуживает похвалы не меньше, чем история
Режиссер аниме Киетака Осияма тонко работает с ритмом оригинальной истории. Значимость моментов внутреннего кризиса, окрыляющей свободы и жизнеопределяющего выбора подчеркивается не только сценарием, но и картинкой. Авторы имитируют разные линзы, методы ручной и POV-съемки. На нарратив влияет даже частота кадра и цвет сцены.
Существенную часть небольшого хронометража занимают сцены рисования. Иногда томные и почти недвижимые, иногда – резкие и динамичные, в которых искусство создается будто самостоятельно. Этот контраст рассказывает о природе творчества больше, чем сама история.
Кажется, это и имел в виду Кодзима, когда заявлял, что анимация приемами выразительности и передачей чувственности превосходит любое кино. Обычным фильмом так не передать красоту рутины и трагедию ремесла мангаки.
* * *
Просмотр «Оглянись» оказался одним из самых удивительных походов в кино за весь год. Полностью заполненный кинозал завороженно молчал. Безмолвие прерывалось лишь редким всеобщим смехом и парой одиноких всхлипов в особенно тягостные моменты.
Это прекрасное аниме, возбуждающее искреннее желание заняться творчеством. А еще – позвонить родным, сходить погулять с друзьями и ни в коем случае не забывать, что настоящее важнее любой мечты.
Вы еще можете успеть посмотреть «Оглянись» на большом экране, что я вам настоятельно советую. А если выходить на улицу нет никакого желания, то можете дождаться цифрового релиза. С 7 ноября «Оглянись» будет доступна в сервисе Amazon Prime Video.
Читайте также: