Посмотрели нового «Хеллбоя». Не фильм, а случайный эпизод сериала
Все очень плохо.
Спустя пять лет на большие экраны возвращается Хеллбой. Очередной перезапуск франшизы на этот раз представляет наиболее каноничный образ, а для такой амбициозной задачи выбран, кажется, лучший из возможных сценаристов – создатель персонажа Майк Миньола.
Впервые фильм о Хеллбое представляет собой полноценную адаптацию комикса, да еще и одной из любимых фанатами арки – The Croocked Man («Проклятие горбуна» в версии прокатчика). Режиссер картины Брайан Тейлор, известный по дилогии «Адреналин», заявляет главный селлинг-поинт для любого поклонника: новый Хеллбой – настоящий фолк-хоррор. В общем, фильм в надежных руках.
Что может пойти не так?
Например, сюжет
1959 год. Товарные вагоны рассекают безмятежность густых лесов у подножья гор Аппалачи. Внутри одного из них – Хеллбой (Джек Кеси). Полудемон в компании своей напарницы Джо (Аделин Рудольф) и какого-то залетного агента перевозят особо опасный груз – демонического арахнида. Разумеется, при таком раскладе уже через считанные минуты герои оказываются одни в глухом лесу и без артефакта. Теперь им предстоит найти выход к цивилизации, но выпускать их никто не собирается.
Время, затраченное на чтение предыдущего абзаца, примерно равно настоящей продолжительности этой экспозиции. На протяжении дальнейших полутора часов меня не покидало ощущение, что зрителей забыли предупредить: на экране не полноценный фильм, а рандомный эпизод сериала. Настолько сумбурно сделана первая треть фильма.
С одной стороны, авторы разумно не тратят время на очередное проговаривание предыстории Хеллбоя. С другой, нежелание ее представить – не значит, что нужно бесцеремонно выталкивать зрителя в водоворот сюжета.
А сюжет картины именно что водоворот. Темп медленный, но события сменяют друг друга так резво, что иногда сложно уловить связь между сценами. Персонажи появляются из ниоткуда, а затем так же невнятно исчезают. Мотивация героев непредсказуемо переменчива, а иногда и вовсе не объяснена. Основной конфликт сложно даже определить.
«Проклятие горбуна» должен был стать мистическим триллером в окружении лесных домиков. Своеобразным детективом, где напарники распутывают клубок ведьминой скверны. И Майк Миньола действительно ведет зрителя по этой нити. Вот только проблема: смотать клубок из загадок забыли. Это детектив с ответами на вопросы, которые никто не задавал.
Бессвязный сюжет легко бы спасли колоритные персонажи и остроумные диалоги: герои плелись бы непонятно куда неизвестно зачем, но их косолапый путь был бы ценен сам по себе. К сожалению, герои и их реплики – вторая проблема картины.
Лучше бы новый «Хеллбой» был немой прогулкой по ведьминому лесу
Первые секунды вселяют надежду на хорошее кино: приятно выставленные кадры, чуткая работа со светом, хорошая презентация Хеллбоя, брутально прикуривающего самокрутку. Но потом полудемон открывает рот.
Диалоги немногочисленных персонажей не имеют никакого отношения к жутким хоррорам, томным детективам или ребуту многомиллионной франшизы. В них нет недосказанности, многозначительности или намеков на важные для повествования детали. Они звучат, скорее, как реплики студенческой постановки. Каждая фраза в фильме громогласно заявляет о своей художественности и надуманности. Невозможно поверить, что персонажи на экране – реальные люди. Люди так не разговаривают. В репликах персонажей нет самих персонажей. Ни чувств, ни эмоций, ни юмора.
Я не ожидал уровня диалогов Тарантино, но и к аудиокниге режиссера-дебютанта я тоже был не готов.
Из семи действующий лиц зачатки характера проявляются лишь у одного – пастора церкви из второй половины ленты. К тому моменту требования к персонажам падают настолько низко, что коротко брошенная фраза, дающая хоть какое-то представление о его ценностях, превращает пастора в самого глубокого героя.
Хеллбой в собственном фильме второстепенен. Его можно без проблем заменить на угрюмого курягу из ФБР в длинном плаще. Более того, демонические способности персонажа фильму только вредят. Переживать за всесильного и бесстрашного демона просто не приходится.
У остальных есть предыстории, но они скучны. Особенно комично выглядит прошлое напарницы Хеллбоя: что вообще с ней случилось? Неясно. Такие предыстории рождают соответствующе невнятные конфликты. А их разрешение не доставляет удовольствия.
А есть хоть что-то хорошее?
В последний раз возвращаемся к первым секундам картины. Такие редкие кинематографические этюды встречаются весь фильм. Ручная камера иногда умудряется создать напряженную атмосферу триллера, в моменты молниеносной эскалации уместно используется голландский угол (съемка снизу вверх с сознательно заваленным горизонтом). А во время стрельбы камера переходит в режим экшена и начинает трястись в такт вылетающим пулям.
К сожалению, на этом достоинства картины заканчиваются. При всех проблемах, я все же не хочу считать эту версию Хеллбоя худшим его экранным воплощением. Перезапуск 2019 года с Дэвидом Харбором выигрывает во многих аспектах, но он лишен одной важной составляющей хорошего кино – любви.
«Хеллбой: Проклятие Горбуна» – это плохой инди-хоррор с бюджетом в пять привокзальных чебуреков, скромной командой и очевидными проблемами. Фильм куда ближе к фанатскому трибьюту, чем к блокбастерным предшественникам. В нем чувствуется настоящая любовь авторов к герою и истории, но выразить ее красиво у создателей так и не получилось. Надеюсь, что у них будет шанс исправить ошибки.
* * *
Обзор «Битлджус, Битлджус». Возвращение того самого Тима Бертона
Сериал «Это все Агата» стал бы лучшим у Marvel. Если бы закончился на 30-й минуте
Посмотрел «Сумерки богов» Зака Снайдера: Тор, секс, кровь и скука