Обзор «Битлджус, Битлджус». Возвращение того самого Тима Бертона
Реинкарнация детства.
Состоялась мировая премьера «Битлджус, Битлджус» – сиквела легендарного фильма Тима Бертона 1988 года. Для всех скептически настроенных зрителей сразу заявляем: Бертон снял потрясающее кино, которое с годами станет только лучше.
Повзрослевшая Лидия Дитц ведет популярное телевизионное шоу о паранормальных явлениях, мучается от призрачных преследователей и назойливого продюсера Роя, который метит Лидии в мужья. Взрослая жизнь Лидии дается с трудом. Например, с дочерью Астрид у нее крайне натянутые отношения. Астрид стесняется своей ненормальной семейки, не верит в паранормальные способности матери, к тому же очень скучает по умершему отцу. Отстраненная девочка чувствует себя изгоем и в семье, и за ее пределами.
И вот раздается звонок. Сумасбродная художница Дилия, мачеха Лидии, сообщает падчерице о смерти ее отца – Чарльза Дитца. Три поколения женщин собираются вместе в городке Уинтер-Ривер – в доме, который когда-то терроризировал Битлджус.
За сорок лет после выхода «Битлджуса» Бертон успел несколько раз поменять вектор своей карьеры. Оказавшись на корпоративной службе у «Дисней», режиссер с тонкой душевной организацией потерял остатки творческой искры. Фильмы, выходившие в 2010-е сложно назвать выдающимися. Присущий режиссеру гротеск, уязвимость его героев, сочетание юмора и драмы, некрофильской магии и социального комментария чаще сменялись блеклыми декорациями, усталым слоненком из «Дамбо», невыразительными сюжетами и возмутительно некрасивым CGI.
Лишь один фильм за этот период казался искренним – «Большие глаза». В нем не только была воспета биография американской художницы, но и выражен крик души самого Бертона, чей талант встал на службу чужих амбиций.
Работа над сериалом «Уэнсдей» в качестве исполнительного продюсера и наставника по художественной части явно разожгла в Бертоне воспоминания о том, с чего начинался его путь в кинематографе. А начинался он с необычных сюжетов, декораций в духе кино немецкого экспрессионизма, готики и аутсайдеров. Вместе со сценаристами сериала Альфредом Гофом и Майлзом Милларом Бертон придумал «Битлджус, Битлджус».
Сиквел на самом деле должен был состояться еще в 1990-х. Тогда планировалось переместить место действия на Гавайи, нарядить Битлджуса в шорты и панаму, а семейство Дитцев – столкнуть с восстанием мертвецов. Но сценарий того фильма никак не удовлетворял Бертона. К тому же и актерский состав, и сам режиссер с головой окунулись в работу над другими проектами. О возвращении к разработке фильма раздумывали не раз, но лишь в 2024-м Бертон наконец-то закрыл гештальт.
«Битлджус, Битлджус» – и отличный сиквел, удачно расширяющий лор мира и углубляющийся в характеры героев, и машина времени в прошлое, и реинкарнация детства.
Бертон вообще обожает поднимать умерших с того света. И его герои тоже. «Эдвард руки-ножницы», «Франкенвинни», «Труп невесты», да даже «Дамбо» повествуют об оживлении неживой материи, возвращении мертвецов из забвения, снятии различий между измерениями двух разных реальностей. Чем интересно видение Бертона – ему одному под силу не превратить свои произведения в монстров Франкенштейна, к каждой детали декораций и к каждому персонажу он подходит с эмпатией.
Все реинкарнированные части в продолжении «Битлджуса» работают, живут, буквально дышат. Они полны энергии, чтобы возродить в самом зрителе теплые воспоминания о подростковых, романтичных годах, когда ты был юн и полон сил противостоять миру. Когда смотрел раннюю фильмографию режиссера и думал: вот, кто меня понимает. Теперь же сам мир противостоит каждому из нас, и в фильме эта грустная тема, конечно, находит свое место.
Сюжет сиквела путанный, местами перегруженный, но невероятно правдивый. Тут и девочка-подросток, которая отстраняется от своей семьи. Тут и взрослая Лидия, которая с годами так повзрослела, что забыла себя прошлую – бунтарку с уникальным взглядом на мир. Честным кажется и новый взгляд на отношения Лидии с мачехой – уже почти лучшие подруги с теплом вспоминают, как докучали друг другу когда-то.
Отношения трех поколений хорошо показывают, как взросление и новые социальные роли меняют твою идентичность. Сквозь этих героинь Бертон сам вспоминает себя и свой творческий путь. От веселого хулигана, обладающего полной творческой свободой и невероятными идеями, он дошел до порабощенного продюсерами ремесленника, уже безвольно тиражирующего свой стиль.
Неизменным в этой истории остается Майкл Китон в образе биоэкзорциста Битлджуса. Актеру вообще-то не нравится, что его герой превратился в поп-культурный символ. Оттого Китон долго не хотел возвращаться к старому образу. А в результате очень весело провел время во время съемок. Его Битлджус совсем не постарел. Он по-прежнему сумасшедший, опасный и непредсказуемый весельчак.
Правда, с годами в нем выработалась сентиментальность – теперь он еще и романтик, который мечтает воссоединиться с Лидией и сделать ее своей женой. И поэт, который переходит на итальянский язык, вспоминая свои прошлые отношения. И артист, способный превратить заурядную свадебную церемонию в праздничный шоустоппер с песнями и плясками.
В обилии сюжетных линий и диалогов можно запутаться, но все недочеты с ритмом, повторяющим один и тот же мотив, меркнут на фоне духа всеобщего праздника. «Битлджус, Битлджус» – игривый, остроумный фильм, в каждом кадре которого чувствуется любовь и улыбка его создателей. Бертон и вся команда явно наслаждались каждым съемочным днем. Пока строили декорации, шили песочных червей, клонировали Боба или придумывали новых колоритных персонажей загробного царства и локации.
Здесь, например, появился поезд в вечность – soul train, который под звуки соула и танцы провожает души на покой. Среди путанного бюрократического мира образовались прачечные, офисные здания и участки полиции, в котором работает аляповатый детектив в исполнении Уиллема Дефо. Прекрасная Моника Белуччи воплотила один из главных образов в фильмографии режиссера — зловещий труп невесты. Джастину Теру повезло сыграть неоднозначного телепродюсера.
А Дженне Ортеге досталась, возможно, самая рефлексивная роль. Если Лидия Дитц вновь предстает как альтер-эго режиссера, то Астрид словно воплощает разочарованных в его последних работах зрителей, которые уже давно потеряли веру в воображение автора. По ходу сюжета девчонка начинает видеть потустороннее, забирается в бюрократический загробный мир, воплощает свою мечту и восстанавливает отношения с матерью. Теперь она верит. Как и Астрид, мы тоже возвращаем веру в фантазию Тима Бертона и вспоминаем, за что вообще полюбили этого невероятно талантливого режиссера.
Ностальгический сиквел превзошел все ожидания. «Битлджус, Битлджус» хочется пересмотреть сразу после сеанса. Здесь интересно исследуются отношения поколений, хоть и банально, но так искренне. С юмором показана индустрия развлечений и современный мир искусства, где творчество и идеи сменяет коммерческая выгода. Бертон даже не постеснялся едко высмеять «Дисней» — внедрил в диалог героев весьма оскорбительную шутку в адрес корпорации.
«Битлджус, Битлджус» хорошо справляется с поставленной задачей. Бертон расширяет свой мир, усиливает эффекты от уже однажды использованных приемов, насыщает историю новыми элементами. Кажется, будто ни он, ни актеры, ни художники-постановщики не хотели ставить точку, не хочется расставаться с этим кино и зрителям в кинозале. Фильм действительно дарит приятное ощущение праздника, веселья и балагана. Это пиршество идей, визуальный хаос, радостная вечеринка смерти и жизни, которая отлично утоляет тоску, тревогу и разочарование взрослых.
В честь 40-летия «Трансформеров» выпустили короткометражку. Это рисованный шедевр!
Зак Снайдер взялся за Тора и Локи – снял анимационный сериал «Сумерки богов»
А если пойдет, как у Форсажа, то к 10 части название будет неоправданно длинное :D