Попкорн
Блог

Каким мы запомним Алена Делона?

Прощаемся с иконой.

Великий актер театра и кино Ален Делон умер 18 августа в возрасте 88 лет. В этой статье вспоминаем любимые фильмы с его участием. 

 

Делон покорял своим грустным взглядом, преисполненным жизненным опытом. Его отец-итальянец был владельцем кинотеатра, а мать – фармацевткой. Родители развелись, когда Алену было всего три года. Мать быстро вышла замуж за владельца колбасной лавки, а мальчика в итоге постоянно посылали жить к няньке, чей дом находился вблизи тюрьмы. Оттуда все время доносились выстрелы, тревожащие Алена по ночам. 

Юность Делона была бурной. Он пошел служить в армию в разгар войны в Индокитае в начале 1950-х. Армейская жизнь не сломила радиста Делона, напротив, многому научила – например, ценить своих товарищей, радоваться возможности дышать полной грудью и быть живым.

Парадоксально, но время службы актер вспоминал с теплом. Сниматься в кино и справляться со всеми судьбоносными перипетиями оказалось куда сложнее. На сцене нужно преодолевать себя и представлять на экране совершенно иную сущность, завоевывать новые территории – Францию, Италию, Голливуд. А в личной жизни – терять контроль над ситуацией, собой и возлюбленными. Делон не раз разводился и всегда с трудом переживал конец отношений.    

На закате 1950-х Делон уже вовсю снимался в кино. Актер сразу оказался в кругах именитых европейских режиссеров: Висконти, Антониони и Мельвиля.  

Головокружительная карьера Делона — не только результат его природного обаяния и сексапильности. Скорее, награда за невозмутимую строгость и неповторимое хладнокровие, которыми он наделял своих персонажей. Меланхоличный и амбивалентный типаж Делона вроде следовал традиции европейской актерской школы, но все же нарушал шаблоны. Пай-мальчик на вид с нежной внешностью умел элегантно показать оскал. За Делоном навсегда закрепился образ таинственного и мрачного героя-нарцисса, умеющего манипулировать чужими чувствами и скрывать свои. В его игре чувствуется много сдержанной ярости и даже управляемого безумия. 

Недосягаемая привлекательность актера всегда оставалась объектом наваждения кинокамеры. Каждый фильм он наделял особенным магнетизмом и визуальным великолепием. Эти шляпа, воротник-стойка, томный взгляд и дождь, обрамляющий силуэт Делона… При просмотре замечаешь, как с азартом цепляешься за каждый крупный план актера, движения и молчаливые паузы.  

Но его творчество отличалось не одним хладнокровием. С возрастом актер стал выходить из классического амплуа. Например, в 1972-м он сыграл разочарованного в жизни неудачливого учителя, влюбленного в ученицу («Первая ночь покоя»). Роли становились экспрессивнее и труднее. Ускользающая молодость и красота, беспокойство о завершении карьеры вынуждали актера экспериментировать. В 1970-х на экране восстал мужчина средних лет – с расшатанными нервами и душевной усталостью.

А в 1990-х карьера актера пошла на спад. Поиски себя в Голливуде не увенчались успехом, а на родине будто уже не хватало место. Как бывает с любым великим артистом, Делон начал сниматься в посредственных картинах, не возрождающих огонь угасающей звезды, а, наоборот, указывающих на ее потсукневшее свечение – примером служат «Возвращение Казановы», «День и ночь» и «Один шанс на двоих».     

Волнительная жизнь и мощная карьера привели к сложностям со здоровьем. В 2019 году актер пережил два инсульта, затем у него диагностировали рак и болезнь Альцгеймера. По воспоминаниям сына Делона, актеру было физически невыносимо просто существовать. Настолько больно, что актер даже договорился об эвтаназии и запланировал поездку в Швейцарию, чтобы подстать своим персонажам самостоятельно выбрать исход своей судьбы – день и время смерти.

Но родственники не позволили. Последний год жизни Ален Делон провел под опекой детей, вокруг чего разразился крупный скандал. Общественность подозревала наследников актера в попытке умышленного убийства. Говорят, из-за детей Делон перестал посещать врачей и принимать необходимые лекарства. 

На ярком солнце, 1960

режиссер: Рене Клеман

 

Но карьера актера началась солнечно – со страстного и летнего фильма «На ярком солнце» Рене Клемана. Сюжет основан на романе Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли». Делон играет лживого Тома, спешащего в Италию на поиски сына американского миллиардера – Филиппа Гринлифа. Деньги и роскошь развращают молодого парня.

Обаяние Филиппа и его девушки Мардж сводят Тома с ума: он хочет заполучить эту жизнь, но достичь ее может только с помощью жестокого убийства. Том топит Филиппа в море и скрывает его смерть от окружающих. Это кино пробило актеру дорогу в высокое искусство. Воплотив дьявольский образ Тома, Делон надолго закрепил за собой статус актера, блестяще играющего парадоксальных героев с нарушенной системой ценностей. 

Рокко и его братья, 1960

 Режиссер: Лукино Висконти

У Делона сложились самые теплые отношения с двумя режиссерами – итальянцем Лукино Висконти и французом Жан-Пьером Мельвилем. Первый закрепил актера в статусе пижона от мира европейского кино. В «Рокко и его братья» Делон играет Рокко Паронди, выходца из многодетной сицилийской семьи. В надежде вырваться из нищеты к лучшей жизни братья Паронди переезжают в Милан, где перебиваются грязной и тяжелой работой. Выход негативной энергии братья находят в занятиях боксом, но вскоре Паронди ополчатся против друг друга. В их жизнь и планы вклинивается Надя – невероятно прекрасная девушка, сражающая сердца мужчин одним взглядом.  

Фильм является прямым наследником итальянского неореализма – кинематографического стиля, в упор показывающего социальную несправедливость и невзгоды жизни в послевоенной Италии. Вдохновением, однако, служил роман Достоевского «Идиот». Трагическое настроение сосредоточивается именно в фигуре Рокко Паронди. Делон играет сложного почти трагического героя, получающего один удар за другим, как на боксерском ринге, так и на ринге жизни.    

Затмение, 1962

Режиссер: Микеланджело Антониони

Статус секс-символа Делон обрел почти сразу, но закрепить его помогла роль в фильме «Затмение» Микеланджело Антониони. Кинохудожник привлек актера в драматическую постановку о мимолетной любви. Переводчица Виттория в исполнении Моники Витти переживает тоску. Недавно она развелась со своим мужем и боится серьезных отношений. И вот она знакомится с биржевым брокером Пьеро.

С первого прикосновения между ними завязывается роман. Редкие встречи, страстные поцелуи, долгие молчания – герои едва ли подходят друг другу и чувствуют себя непреодолимо чужими. Оттого их горько-сладкое приключение заканчивается как сон. В этом фильме прекрасно все. Союз Витти и Делона – один из лучших в истории кино. Две холодные фигуры, играющие страдающих меланхоликов, исследуют себя на способность любить и проявлять эмоции. Но лучшее в фильме – его тонкая интонация беспокойства. Оба персонажа чувствуют надвигающийся конец своей истории, пытаются сберечь хрупкое чувство, но все-таки позволяют себе опустить руки. 

Самурай, 1967

Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль 
 

Киллер Жеф Костелло безукоризненно справлялся со своими задачами – убивал точно и без свидетелей. Но при расправе над директором ночного клуба он теряет хватку и совершает свое преступление на глазах свидетельницы. Девушка не могла не запомнить столь пронзительные черты лица и тут же заявила в полицию.

О великом наследии «Самурая» лучше всего говорит «Убийца» Дэвида Финчера, пародирующий оригинальный фильм Пьера-Мельвиля. Но при всем таланте Майкла Фассбендера, одному Делону известно, как изящно сыграть молчаливого и одинокого наемника, следующего кодексу самураев.         

Бассейн, 1969

Режиссер: Жак Дере

Писатель Жан-Поль вместе с возлюбленной Марианной перебираются на лето в Сен-Тропе и поселяются на вилле с лазурным бассейном. Но сказочных отдых нарушает звонок телефона. Гарри, друг Жан-Поля, вместе с дочерью Пенелопой уведомляет о своем скором приезде. Ничего хорошего из этого не выйдет, ведь не так давно Марианна и Гарри были влюблены.

Мелодраматический любовный треугольник оборачивается криминальной историей про преступление и детективное расследование. Фильм не получился бы таким страстным и достоверным, если бы на роль Марианны не пригласили бывшую жену Делона – актрису Роми Шнайдер. Актер был одержим своей бывшей и не мог смириться с ее уходом. Все свои эмоции он выплеснул в игре ревнивого и жестокого Жан-Поля. 

Красный круг, 1970 

Режиссер: Жан-Пьер Мельвиль

 

Почти бессловесный триллер о поиске хищного убийцы и кровавом пересечении судеб. Ален Делон играет Коре – преступника, вышедшего из тюрьмы. Герой встречает сбежавшего из под надзора Фогеля и помогает ему скрыться от полиции. Неисправимые бандиты берутся за старое и готовятся ограбить ювелирный магазин. К ним присоединяется Жансен, пьянчуга и безупречный снайпер. Смотреть стоит не только ради Делона. Это выверенное до нюансов кино с красивыми планами и геометрией кадров.  

Борсалино, 1970

Режиссер: Жак Дере

Гангстерская драма Жака Дере, где Делон играет в паре со своим лучшим другом и главным соперником по сцене – актером Жан-Полем Бельмондо. Делон лично предложил режиссеру Дере экранизировать книгу Эжена Сакомано «Бандиты Марселя».

Действие разворачивается в 1930-х. Два бандита, Франсуа и Рок, подружились и решили сместить главного гангстера города. Заполучив всю власть над незаконным бизнесом и марсельскими ОПГ, друзья оказываются под прицелом врагов. По законам жанра, гангстер обязан расстаться с жизнью – только так зритель испытает катарсис. Что ж, Дере хорошо знает правила игры, поэтому скрепляет героев дружбой и заставляет в слезах распрощаться друг с другом.    

Комментарии
Возможно, ваш комментарий носит оскорбительный характер. Будьте вежливы к собеседнику и соблюдайте правила
Пишите корректно и дружелюбно. Принципы нашей модерации
Укажите причину бана
  • Оскорбление
  • Мат
  • Спам
  • Расизм
  • Провокации
  • Угрозы
  • Систематический оффтоп
  • Мульти-аккаунтинг
  • Прочее
Пожаловаться
  • Спам
  • Оскорбления
  • Расизм
  • Мат
  • Угрозы
  • Прочее
  • Мультиаккаунтинг
  • Систематический оффтоп
  • Провокации
Комментарий отправлен, но без доната
При попытке оплаты произошла ошибка
  • Повторить попытку оплаты
  • Оставить комментарий без доната
  • Изменить комментарий
  • Удалить комментарий