«Дюна 2» уничтожает кинематограф. Настолько грандиозно, что смотреть другие фильмы больше не хочется
Шаламе и Вильневу – по «Оскару».
Когда в прошлом году вышла Baldur’s Gate 3, разработчики были в ужасе. Они намекали, что игра вредит индустрии, ведь отныне геймеры будут ждать таких же качества, ролевого отыгрыша, вариативности. Увы, ни у кого кроме Larian нет столько таланта и трудолюбия.
С «Дюной 2» похожая история. Продолжение во всем превосходит первую часть и встает в один ряд с классикой кинематографа вроде «Интерстеллара» и «Властелина колец». Вот только смотреть обычные фильмы после него уже не хочется.
Оскар-бот на Кибере! Угадай победителей и получи призы! ✨
Эта «Дюна» лучше, чем в моих фантазиях
Я трижды читал роман Фрэнка Герберта и каждый раз представлял главные сцены – к примеру, первую поездку Пола Атрейдеса на колоссальном черве. Фантазия была настолько детальной и красочной, что идти в кинотеатр было страшно. Дени Вильнев – хороший режиссер, но по силам ли ему переплюнуть воображение? Оказалось, что по силам.
В подготовку к испытанию и каждое мгновение на спине Шаи-Хулуда вложено запредельное количество эмоций. Там и неуверенность при первом взгляде на монстра, и нерушимая стойкость, когда песок хлещет в лицо, а хватка вот-вот расцепится. Все это с визуалом, где каждый кадр оправдывает бюджет в $200 млн. В итоге во время испытания я так впечатлился, что не дышал и не моргал – боялся разрушить магию.
Вся «Дюна 2» состоит из похожих моментов, которые превосходят ожидания, разносят фантазии в пух и прах. Гладиаторские бои в обители Харконненов идеально показывают безжалостность великого Дома, напряженная дуэль с Фейд-Раутой ловко обманывает зрителя, Марго Фенринг завораживает манипуляциями. Неудивительно, что дилогия Вильнева воспринимается лучшей версией «Дюны» – даже роман не так цепляет.
Раньше я уважал Шаламе, теперь всем сердцем полюбил
За три часа Пол Атрейдес проделывает огромный путь. В начале фильма он будет задумавшим месть мальчишкой, в середине – лидером фрименов, который отчаянно отталкивает предназначение, в финале – мессией, принявшим разрушительную судьбу. Это разные личности: они по-своему смотрят на мир, все сильнее отказываются от личного счастья.
Тимоти Шаламе столь талантливо подчеркнул изменения, что заслужил следующий «Оскар». У каждой версии Атрейдеса особые взгляд, настрой, манера речи. Запомните потерянного парня из начала «Дюны 2» и дождитесь, когда ближе к финалу он произнесет впечатляющую речь. Она источает силу, ошарашивает наглостью, ломает вековые порядки. Такой Пол устрашает и мало чем походит на прежнего.
Еще лучше справляется Остин Батлер, которому доверили роль Фейд-Рауты. Признаюсь, в романе Герберта я так и не разглядел в племяннике барона Харконнена поехавшего садиста, каким все его называли. Зато в фильме прочувствовал безумие с первого кадра. Причем это не причудливое сумасшествие Джокера, в нашем случае экспрессия скрыта под маской тотального самоконтроля и в основном читается в глазах, мышцах лица.
Чего стоит момент, когда на глазах Фейд-Рауты жестоко убивают родственника. Тогда персонажа показывают крупным планом – на его лице застывает оргазм. Смотрится ужасно и великолепно одновременно.
С той же самоотдачей играют все – от Ребекки Фергюсон, у которой много экранного времени, до Ани Тейлор-Джой, появившейся на пару секунд.
Это все еще созерцательный фильм Вильнева
«Дюна 2» превосходит первую часть, но все еще остается фильмом не для всех. Завораживающих видов и многозначительных диалогов тут в разы больше, чем экшена. Взять хотя бы финальную битву: к ней готовятся 2.5 часа, но происходит все минут за 10.
Меня тягучий и медитативный подход Вильнева завораживает со времен «Пленниц», поэтому каждый кадр с пустыней все сильнее погружал в атмосферу, все сильнее влюблял в фильм. Вот только шумная компания за спиной уже через час назвала «Дюну» бредом и вышла из зала. Вероятно, прошлые работы режиссера их не зацепили, поэтому и у новой не было шанса.
Стоит смотреть?
Если актерская игра, многослойная история и навороченный визуал для вас важнее беспрерывного экшена, отправляйтесь в кинотеатр. После просмотра вы наверняка поставите «Дюну 2» в один ряд с величайшими хитами вроде «Интерстеллара». Но будьте осторожны: после такого эпика включать обычные фильмы уже не захочется.
Берём как пример Властелин колец. Тоже одно произведение. Но каждый фильм всё равно можно смотреть как отдельное произведение. С началом и концом. Дюна не смогла в это.
В ВК хоть объясняли кто такой хоббит, кто такой назгул или гном.